Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности выбора фирм на рынке олигополии и монополистической конкуренции



2015-11-27 723 Обсуждений (0)
Особенности выбора фирм на рынке олигополии и монополистической конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы рассматривали два крайних типа рынка: совершенная конкуренция и чистая монополия. Однако реально существующие рынки не укладываются в эти типы, они очень разнообразны. Одним из наиболее распространенных типов рынка является монополистическая конкуренция.

Рассмотрим поведение монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Спрос на продукцию монополистической конкуренции не абсолютно эластичен, кривая спроса имеет отрицательный наклон, т.е. она удовлетворяет критерию несовершенной конкуренции. Причина состоит в дифференциации продукта. Монополистический конкурент, в отличие от монополиста, не обеспечивает весь отраслевой объем производства. Границы фирмы в условиях монополистической конкуренции не совпадают с границами отрасли, как это было в случае монополии. Но, благодаря дифференциации продукта, на своем сегменте рынка фирма является монополистом. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен.

В условиях монополистической конкуренции (как и при любом другом типе рынка) фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции (МС), не начинают превышать выручку от ее реализации (MR). Соответственно, точка пересечения кривых MC и MR на графике характеризует тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене P, фирма максимизирует свою прибыль (рис. 5.5.1, а) или минимизирует убытки (рис. 5.5.1, б).

Q1
Q2
Q
P
P
D
MR
ATC
MC
A
a
Q1
Q2
Q
P
P
D
MR
ATC
MC
A
б
Рис. 5.5.1– Равновесие монополистического конкурента в краткосрочном периоде

 

Из графика видно, что Q1 меньше Q2. Если бы та же самая цена Р при тех же самых предельных затратах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2. Таким образом, в краткосрочном периоде наиболее заметны черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции. Конечно, есть и различия. Так, при монополистической конкуренции кривая спроса более эластична, чем при монополии, ибо продукция монополистического конкурента имеет близкие заменители.

Перейдем к анализу поведения монополистической конкуренции в долгосрочном периоде. Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в долгосрочном периоде (рис. 5.5.2).

Рис. 5.5.2 – Равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде долгосрочном периоде    
P
P2
P1
Q1
Q2
A
Q
D2
D1
D3
LAC

 

 

Допустим, что первоначально фирма получает экономическую прибыль: линия спроса D1 лежит выше минимального уровня LAC. В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на длительное время из-за барьеров, препятствующих входу других фирм в отрасль. Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен, поэтому получение экономической прибыли в отрасли будет стимулировать вступление в отрасль других фирм. Это приведет к тому, что спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос будет распределяться на большее количество производителей, и становится более эластичным (пологим), ибо число доступных товаров-заменителей увеличивается. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат (D3 на рис. 5.5.2).

Если в начальный момент в отрасли фирмы несли экономические убытки, то это приведет к сужению ассортимента убыточных товаров и выходу части фирм из отрасли. Спрос для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться и становиться менее эластичным до тех пор, пока тоже не займет положения касательной.

Таким образом, монополистическая конкуренция, подобно совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли, что является следствием свободы вхождения на рынок и выхода из него.

Однако точка долгосрочного равновесия монополистического конкурента, находясь на кривой LAC, не совпадает с точкой минимума средних затрат. Это отличие долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна. Если же кривая спроса не касается, а проходит через точку минимума затрат под углом (D2 на рис. 5.5.2), то это значит, что какая-то ее часть проходит выше кривой затрат, т. е. существует зона экономической прибыли. А в этом случае сохранится приток новых фирм в отрасль и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет положение касательной в какой-то иной точке.

Другой распространенной структурой рынка в современной экономике является олигополия.

В части 4 пособия мы выделили три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

2. Картель или сговор фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

3. «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли.

Рассмотрим более подробно каждую разновидность олигополии.

Нескоординированная олигополия. Наиболее простой моделью нескоординированной олигополии является модель ломаной кривой спроса (рис. 5.5.3). Модель опирается на предположение, что олигополисты, не вступающие в контакты друг с другом, имеют две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов.

Если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы, то линию DD. Спрос DD неэластичен, поскольку цены на товары конкурентов тоже изменяются и в том же направлении что и у фирмы. У покупателей отсутствуют стимулы переключаться с приобретения одних товаров на приобретение других.

Если конкуренты не будут реагировать на изменение цен данной фирмы, то линию DD. Спрос DD эластичен, из-за возникновения разницы между ценой на продукцию фирмы и на продукцию конкурентов.

Линии DD и DD пересекаются в точке K.

Рис. 5.5.3 – Ломаная кривая спроса  
P
PK
A
QK
N
Q
D
D’
MR’
MC
K
M
MR
L
D  
D’

Допустим, что первоначально олигополист выбрал цену PK и объем производства QK. Предположим также, что конкуренты будут вести себя рационально. Тогда если рассматриваемая фирма будет понижать цену, то они последуют ее примеру, чтобы не потерять покупателей, и фирма столкнется с кривой спроса DD. Если фирма будет повышать цену, то конкуренты не последуют за ней, чтобы переманить часть ее клиентов, и фирма будет работать уже на кривой спроса DD. Таким образом, совокупная выручка рассматриваемой фирмы будет уменьшаться и при повышении цены (кривая спроса DD эластична), и при ее понижении (кривая спроса DD неэластична).

Следовательно, рассматриваемая фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены PK. Только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельной выручки ALMN. Она образована участками линий предельной выручки MR, соответствующих отрезкам линий DD и DD (эти отрезки образуют ломаную кривую спроса на продукцию фирмы), а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома линии спроса K. Если кривая предельных затрат MC пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка LM, то оптимум фирмы будет достигаться при цене Рk и объеме выпуска QK и небольшие изменения предельных затрат (движение MC в пределах отрезка LM) не повлекут за собой изменения оптимальной комбинации цены и выпуска. И только значительное изменение предельных затрат (когда точка пересечения MC с ALMN выйдет за пределы отрезка LM) приведет к изменению оптимальной цены и объема выпуска олигополиста.

Картель. Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения, цель которого установить объем производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний. Эта разновидность олигополии работает как чистый монополист. Отличие заключается в том, что если чистая монополия представляет собой редкое и, как правило, кратковременное явление, то картели могут создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей, причем на длительное время. Все недостатки чистой монополии на практике известны человечеству в основном из опыта деятельности картелей, и в большинстве стран они законодательно запрещены.

«Игра по правилам». В случае такого варианта, фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности за сговор, а с другой – уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов.

Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных, иначе те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии.

В чем же состоят достоинства и недостатки каждого из типов рыночных структур?

Сравним рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии, используя графический метод (рис.5.5.4)

Рис. 5.5.4 – Отрасль в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии  
B
MR
D
PK
P
PM
Q
QK
QM
LS(LMC)
C
EK
EM

 

В условиях совершенной конкуренции объем выпуска в отрасли составит QK, а цена установится на уровне РK (так как кривая спроса отдельной фирмы-совершенного конкурента совпадает с кривой предельного дохода MR, поэтому мы рассматриваем равенство MC=P). В условиях монополии выпуск продукции QM будет меньшим, чем в конкурентной отрасли, а цена РM, напротив, выше конкурентной цены (оптимальный объем устанавливается при MR=MC). Таким образом, цена монополиста выше его предельных издержек, из-за чего в условиях чистой монополии потребительский излишек уменьшается на величину, равную площади четырехугольника РKРMСЕK. Часть этих потерянных потребителем излишков, равную площади прямоугольника РKРMСВ, теперь присваивает себе производитель, но при этом излишек производителя уменьшается на величину площади ЕMK, ибо объем производства монополиста меньше, чем у совершенного конкурента. Суммарный излишек всех участников рынка уменьшается на величину площади ЕMСЕK (BСЕK - потери потребителей, ЕMK - производителей). Таким образом, все участники рынка в совокупности (а значит, и общество в целом) несут в условиях монополии чистые потери.

Однако сделанный вывод представляется спорным многим экономистам. Приведем три основных аргумента против вывода о неэффективности монополии.

Во-первых, объединение множества фирм в одну может привести к значительному снижению затрат, что изменит кривую долгосрочных предельных издержек и сделает некорректными наши выводы, полученные при неизменных предельных издержках.

Во-вторых, в отрасли характер отдачи от масштаба может быть таков, что эффективный объем выпуска одного завода окажется близким к объему рыночного спроса или даже превысит его.

В-третьих, монополист сильнее заинтересован в разработке и внедрении технических нововведений, чем конкурентная фирма. Прибыль от разработки и внедрения технических нововведений монополист будет получать единолично, в отличие от конкурентной фирмы (в условиях рынка совершенной конкуренции все эффективные изменения техники, технологии, организации труда сразу же перенимаются конкурентами).

Контраргументами к этому является то, что отсутствие конкурентов позволяет менеджерам монополий безнаказанно проводить неэффективное управление, приводящее к росту затрат. Большинство технических новшеств разрабатывается в небольших и гибких компаниях, а не в вялых, неповоротливых гигантах. Кроме того, поддержание входных барьеров требует от монополиста затрат некоторых ресурсов, что нецелесообразно для общества.

Таким образом, вопрос о неэффективности монополий остается открытым, хотя общий вывод заключается в том, что монополия менее предпочтительна для общества, чем совершенная конкуренция.

Олигополии и монополистической конкуренции присущи все недостатки несовершенной конкуренции (цена выше, а объем ниже, чем на конкурентном рынке). Из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются в олигополии сильнее, чем в монополистической конкуренции.

Однако у этих рыночных структур есть достоинства, по мнению некоторых исследователей, которые утверждают, что общественные потери при монополистической конкуренции служат платой за разнообразие продуктов, а при олигополии – платой за существование крупных фирм в тех отраслях, где эффективно крупное производство.

Одно можно сказать однозначно: олигополия в форме картеля крайне неэффективна. В этом случае рынок превращается в подобие чисто монополистического, при котором общий объём отраслевой прибыли увеличивается за счёт сокращения объёма производства и установления монопольно высокой цены на товары.

В заключение данной главы считаем нужным акцентировать внимание читателя на том, что вопрос о неэффективности несовершенных рыночных структур остается открытым.

Совершенная конкуренция обеспечивает наиболее рациональное распределение ресурсов общества. Однако несовершенная конкуренция имеет ряд достоинств, которые отсутствуют у совершенной конкуренции.

 

Вопросы для самопроверки

1. Для чего необходима модель «рынок совершенной конкуренции»?

2. Какие рыночные структуры выделяют в рамках модели «несовершенная конкуренция»?

3. Какие факторы определяют выбор фирмой оптимального объема производства и цены?

4. Является ли фирма - совершенный конкурент «ценоустановителем» на рынке? Почему?

5. Дайте характеристику вариантов поведения фирмы олигополии на рынке по отношению к конкурентам.

6. Из каких предположений исходят при исследовании проблемы выбора фирмой оптимального объема производства?

7. Какое правило используется фирмой для выбора оптимального объема выпуска и применимо для анализа поведения любой фирмы, вне зависимости от того, в какой рыночной структуре она функционирует?

8. Сформулируйте условия долгосрочного равновесия конкурентной фирмы.

9. Возможно ли построить кривую предложения для фирмы- монополиста?

10. В каком периоде у монополистической конкуренции наиболее заметны черты, сближающие ее с другими видами несовершенной конкуренции, а в каком – с совершенной конкуренцией? Обоснуйте свой ответ.

11. Какие модели поведения фирм-олигополий Вы знаете?

12. Объясните, в чем суть модели ломаной кривой спроса.

13. Почему олигополисты часто стремятся согласовывать свои действия в области ценообразования?

14. В чем состоят достоинства и недостатки каждого из типов рыночных структур?

 



2015-11-27 723 Обсуждений (0)
Особенности выбора фирм на рынке олигополии и монополистической конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности выбора фирм на рынке олигополии и монополистической конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (723)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)