Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативные правовые акты. УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1



2015-11-27 630 Обсуждений (0)
Нормативные правовые акты. УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1 0.00 из 5.00 0 оценок




УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

Природоресурсное право

 

А.В. Христюк

 

Правовой режим растительного мира

 

 

для студентов 3 курса специальности

1-240102 – «Правоведение»

дневного отделения
юридического факультета

 

 

Срок выполнения: до 20.11.2015 г.

 

Гродно, 2015


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Растительный мир как объект использования и охраны.

2. Правовое понятие обращения с объектами растительного мира.

3. Государственное регулирование и управление в области обращения с объектами растительного мира.

4. Право пользования объектами растительного мира.

5. Правовое обеспечение рационального (устойчивого) использования и охраны растительного мира.

6. Ответственность за нарушение законодательства о растительном мире.

Краткий конспект

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О растительном мире», растительный мир – совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений.

Субъектами отношений в области обращения с объектами растительного мира могут выступать:

Республика Беларусь в лице государственных органов, действующих в пределах своей компетенции, установленной актами законодательства Республики Беларусь;

административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице органов местного управления и самоуправления, действующих в пределах своей компетенции, установленной актами законодательства Республики Беларусь;

юридические лица Республики Беларусь и граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее соответственно – юридические лица и граждане), являющиеся пользователями объектов растительного мира, земельных участков или водных объектов, либо осуществляющие деятельность, оказывающую воздействие на объекты растительного мира, либо осуществляющие контроль в области обращения с объектами растительного мира.

Объектами отношений в области обращения с объектами растительного мира являются:

- произрастающие дикорастущие растения; изъятые дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизнедеятельности;

- производные от дикорастущих растений (дериваты);

- ботанические коллекции; среда произрастания объектов растительного мира; права пользования объектами растительного мира.

Объекты растительного мира, расположенные на территории Республики Беларусь, являются государственной собственностью. Исключение составляют объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, являющихся собственностью граждан, негосударственных юридических лиц, являются собственностью этих граждан, негосударственных юридических лиц.

Государственное регулирование и управление в области обращения с объектами растительного мира осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области обращения с объектами растительного мира в соответствии с законодательством Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в области обращения с объектами растительного мира являются: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления, определяемые Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь.

Пользование объектами растительного мира осуществляется в порядке общего и специального пользования.

Общее и (или) специальное пользование объектами растительного мира может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности государства, охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных Законом «О растительном мире» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Пользование объектами растительного мира может осуществляться по следующим видам:

- заготовка древесных соков;

- сбор, заготовка или закупка дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее – дикорастущие растения и (или) их части);

- сенокошение;

- пастьба скота;

- пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;

- пользование объектами растительного мира в научно-исследовательских и учебно-опытных целях.

Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и иные виды пользования объектами растительного мира.

Осуществление отдельных видов пользования объектами растительного мира может ограничиваться или приостанавливаться Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции в отношении отдельных объектов растительного мира в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, охраны отдельных природных объектов.

Охрана объектов растительного мира обеспечивается путем:

§ установления нормативов на обращение с объектами растительного мира;

§ установления ограничений и запретов в обращении с объектами растительного мира;

§ предупреждения и пресечения самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования объектами растительного мира;

§ поддержания в благоприятном состоянии и охраны среды произрастания объектов растительного мира;

§ предупреждения и пресечения повреждения или уничтожения объектов растительного мира, в том числе вследствие пожаров;

§ резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями, и объявления особо охраняемых природных территорий;

§ установления особенностей обращения с дикорастущими растениями редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;

§ создания ботанических коллекций, в том числе дикорастущих растений, а также специализированных объектов (ботанических и дендрологических садов, питомников, оранжерей и др.) по разведению дикорастущих растений, сохранению их генетического фонда и восстановлению в естественной среде произрастания;

§ организации научных исследований, направленных на обеспечение рационального обращения с объектами растительного мира;

§ проведения государственной экологической экспертизы и других мероприятий с целью предупреждения необоснованного повреждения или уничтожения объектов растительного мира;

§ создания системы мониторинга растительного мира, ведения государственного учета и государственного кадастра растительного мира, осуществления государственного контроля в области обращения с объектами растительного мира;

§ доступа в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к экологической информации в области обращения с объектами растительного мира;

§ пропаганды охраны объектов растительного мира и среды их произрастания, воспитания граждан в духе бережного отношения к ним и формирования экологической культуры;

§ установления ответственности юридических лиц и граждан за нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире;

§ принятия других мер по охране объектов растительного мира и среды их произрастания в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Защита объектов растительного мира осуществляется посредством комплекса мероприятий, в том числе карантина растений, по предупреждению повреждения или уничтожения объектов растительного мира сорняками, вредителями и болезнями в соответствии с законодательством Республики Беларусь о защите растений и Законом Республики Беларусь о растительном мире.

Защита объектов растительного мира с учетом их биологических и иных особенностей осуществляется пользователями земельных участков или водных объектов, в границах которых расположены эти объекты растительного мира. Пользователи земельных участков или водных объектов в целях защиты объектов растительного мира обязаны:

- выполнять мероприятия по профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней объектов растительного мира и борьбе с ними;

- осуществлять деятельность способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния объектов растительного мира;

- не допускать распространения вредителей и болезней объектов растительного мира;

- соблюдать санитарные правила и оказывать помощь специально уполномоченным республиканским органам государственного управления и их территориальным органам в осуществлении мероприятий по защите объектов растительного мира;

- своевременно информировать специально уполномоченные государственные органы о фактах массового повреждения или уничтожения объектов растительного мира вследствие действия вредителей или болезней.

Пользователи земельных участков или водных объектов должны выполнять и иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о защите растений.

За нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Привлечение юридических лиц и граждан к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире не освобождает их от обязанностей по выполнению мероприятий по охране и воспроизводству объектов растительного мира и восстановлению среды их произрастания.

 


СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1 О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З: в ред. Закона Респ. Беларусь, 22 янв. 2013г., № 18-3 / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015

2 О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 96-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 04 янв. 2014г., № 130-3 / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015

3 О Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь: Положение, утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 27 янв. 2003 г., № 45: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2012 г., № 237 / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015

4 О порядке установления ограничений или запретов в обращении с объектами растительного мира: Положение утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 1 дек. 2004 г., № 1525: в ред. постановления Совмина от 25 окт. 2011г., № 1426 / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015

5 Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, 29 янв. 2000 г.: Ратифицирован Нац. собр. Респ. Беларусь, 6 мая 2002 г. / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015

6 Об обязательном государственном страховании работников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь: (вместе с "Положением о порядке и условиях проведения обязательного государственного страхования работников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь"): Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июня 2010, № 341 / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015

7 Об утверждении Инструкции о порядке государственного учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними: Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Респ. Беларусь, 29 дек. 2004 г., № 40: в ред. пост. Минжилкомхоза от 30 ноября 2011 г., № 36 / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015

 

Специальная литература

1 Шахрай І.C. Да пытання аб суадносінах паняццяў «лес», «дзяржаўны лясны фонд» і «землі ляснога фонду» // Весцi Нац. Акад. навук Беларусi. Сер. гуманітар. навук. – 2002. – № 2. – С. 34–38.

2 Шахрай, И.С. Обращение с объектами растительного мира: проблемы правового регулирования // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики. – Минск: БГУ, 2005. – С. 233–242.

3 Шахрай, И.С. Право специального лесопользования. – Минск: «Белорус. наука», 2006.

4 Шахрай, И.С. Правовое регулирование пользования растительной продукцией леса и пути его совершенствования // Вестн. молодеж. науч. общества. – 2002. – № 3–4.

5 Шахрай, И. С. Становление законодательства Республики Беларусь о растительном мире // Экологическое право. – 2005. – № 5. – С. 29–33.

6 Шахрай, И.С. Обращение с объектами растительного мира: проблемы правового регулирования // Проблемы развития юридической науки и совершенствования практики правоприменения: Сб. науч. тр. / редкол.: С.А. Балашенко (гл. ред.) и др. – Минск: БГУ, 2005. – С. 233–243.

7 Шахрай, И. С. Становление законодательства Республики Беларусь о растительном мире // Экологическое право (РФ). – 2005. – № 5. – С. 29–33.

8 Лаевская, Е.В. , Лизгаро В.Е. , Шахрай И.С. Правовое регулирование возмещения экологического вреда в свете планируемой кодификации законодательства об охране окружающей среды и природопользовании // Право и демократия: сб. науч. трудов. Спец. выпуск / редкол.: В.Н. Бибило (гл. ред.) и др. – Минск: Изд. центр БГУ, 2006. – С. 142–153.

 

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Студент по выбору может сделать: анализ публикации либо изготовить дидактические материалы (презентация).

 

Анализ публикаций

(по выбору студентов в рамках темы КСР)

 

Анализу подлежат публикации в соответствующих профилю дисциплины рецензируемых журналах, сборниках материалов и тезисов научно-практических конференций или коллективных монографиях.

При анализе публикаций необходимо соблюдать следующей последовательность:

1. Проанализировать актуальность темы, опираясь на теоретическую и практическую значимость поставленной цели, задач, научной новизны.

2. Показать научно обоснованный взгляд автора на проблему.

3. Последовательно охарактеризовать содержание публикации.

Анализ публикаций должен быть предоставлен в письменном виде: объем не менее 3 страниц печатного текста, размер шрифта 12pt, интервал 1,5.

Анализ статьи (монографии) должен осуществляться в соответствии с планом ее автора. При отсутствии структурных компонентов анализирующий должен сам структурировать текст публикации.

 

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

 

Под дидактическим материалом понимается особый тип наглядного учебного пособия (в частности, презентация….).

Дидактический материал должен соответствовать цели содержанию занятия. Дидактический материал изготавливается с целью последующего применения (преподавателем или студентом) на занятиях. Изготовленный материал должен сопровождать изложение как минимум одного пункта плана занятия или использоваться в раскрытии всей темы. Тиражирование готовых материалов (не авторских, промышленных и т.п.) не рассматривается как изготовление дидактических материалов.

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

- соответствие содержания презентации тематике управляемой самостоятельной работы;

– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений;

– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

– лаконичность текста на слайде;

– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста).

При не выполнении указанных требований, работа не допускается к защите.

Объем презентации: не менее 15 слайдов (введение, основная чать, заключение, литература).

 



2015-11-27 630 Обсуждений (0)
Нормативные правовые акты. УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативные правовые акты. УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)