Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Образование и педагогическая мысль в Европе до XХ века



2015-11-27 536 Обсуждений (0)
Тема 4. Образование и педагогическая мысль в Европе до XХ века 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян Амос Коменский - великий чешский педагог-гуманист (1592 – 1670 гг.). В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные да­рования и исключительную работоспособность. Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском уни­верситете. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, не­сколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедни­ком в г. Фульнек, где руководил и братской школой. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община «Чешские братья» ( отрицали сословное и иму­щественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную неза­висимость) нашли приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимна­зии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи.

Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную книгу «Ма­теринская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую по­пулярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.

Коменский прославил свое имя, создав знаменитый учебник «Откры­тая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, ко­торая произвела настоящий переворот в преподавании языков; в ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках.

Книга в XVII и XVIII вв. служила учебником латинского языка почти во всех стра­нах Европы.

В 1632 г. Коменский заканчивает свой главный педагогичес­кий труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универ­сальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Он стал обдумывать свою новую идею — создание «Пансофии» (пансофия - знание всего, всеобщая мудрость). Основная идея пансофии Каменского - воспитание нового высо­конравственного человека, человека знаний и труда.

За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребле­ния в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместо господствующего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем:

- вначале - пример, а потом правило;

- предмет - и параллельно с ним слово;

- свободное и осмысленное освоение.

Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы.

В 1658 г. был издан «Мир чувственных вещей в картинках» и быстро распространился во многих странах Европы. Это был пер­вый учебник, в котором реализован принцип наглядности, обучение сло­вом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Ев­ропы не только как учебник латинского, но и родного языка.

Коменским было создано много оригинальных работ как методических, так и общепедагогических. Он даже переложил свой учебник, составив его в виде пьесы, которую учени­ки с удовольствием разыгрывали.

В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, приро­ду, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фун­даментом его педагогической теории.

Коменский признает божественное происхождение природы и чело­века и приписывает им божественные атрибуты. Но Бог не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение по­всюду искомого Бога и почитание Его.

Вершина божественного творения, «чистейший образец своего созда­теля» - человек. Он есть «самое высшее, самое совершенное и превос­ходнейшее творение» («Великая дидактика»), это микрокосмос в макро­космосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, об­ладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым (когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения).

От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою «tabula rasa», т.е. чистую доску, на которой еще ничего не написано, но современем будет написано. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, спо­собна к познанию. «Наш мозг (это мастерская мыслей) сравнивается с воском, на котором оттискивается печать... мозг, отражая образы всех вещей, все принимает, что только содержит мир». Ум человека отличается «такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну», уму нет предела («Великая дидактика»),

Этапы познания. Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая сту­пень познания — умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение и абстракцию. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость.

Итак, ступени познания:

- чувственное познание;

- обобщение, абстракция, научное знание;

- осмысление, проверка практикой, мудрость.

Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность: человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее - что это такое по своим свойст­вам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание. Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы: 1) теории, 2) практике.

Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т.е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

Принцип природосообразности положен Коменским в основу педаго­гики. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармо­ния и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бес­полезного. Как в природе все происходит естественным путем, так же должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью при­роды.

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим зако­нам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой.

В качестве аналогий в «Великой дидактике» Коменский часто прибе­гает к использованию примеров из самой природы.

Коменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы все люди - богатые и бедные - имели возможность развить свои при­родные способности, стать гармоническими личностями.

Демократизм, гуманизм, народность - важнейшие черты педагоги­ческой теории Я.А. Коменского.

Дидактика Я.А. Коменского

В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидак­тику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

«Великая дидактика» Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспита­ние. Эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.

Школа, ее назначение. Коменский называет школу мастерской чело­вечности, мастерской гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и бу­дущей жизни. Это уч­реждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это «мастерские тру­долюбия».

Но для того чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обу­чать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное об­разование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.

Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ: образование должно получить все юношество; обучать всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным,благочестивым; образование должно быть закончено еще до наступления зре­лости; образование должно происходить весьма легко и мягко, без принуждения; юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное; образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким» («Великая дидактика». Гл. XII. С. 2).

Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен рас­пределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы:

1)материнская школа - для детства (до 6 лет);

2)школа родного языка, элементарная школа - для отрочества (до
12 лет);

3)латинская школа - для юношества (до 18 лет);

4)академия - для зрелости (до 24 лет).

Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.

В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие из­мерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться приме­нять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь позна­комятся с различными ремеслами.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Тра­диционные «семь свободных искусств», мораль составляют программу ла­тинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамма­тический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Каменский предложил классно-урочную систему обучения: неизменный состав учащихся одного возраста; проведение занятий в точно определенное время по расписанию; одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.

В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению: успешность, легкость, основательность и быстрота обучения.

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы: наглядность, последовательность и систематичность; прочность усвоения учебного материала самостоятельность и активность.

Наглядность предполагает усвоение учащимися знаний путем наблю­дений за предметами и явлениями, т.е. благодаря чувственному воспри­ятию. Этот принцип вытекает из понимания Коменским процесса позна­ния вообще: начало познания — в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Только личное наблюдение и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение. В обучении учащиеся должны сами ви­деть предметы, слышать звуки, обонять запахи, осязать, вкушать, прежде чем приступят к словесным описаниям («глаз хочет видеть, ухо хочет слы­шать...»).

Для наглядности рекомендуется использовать прежде всего реальные предметы, организовав над ними наблюдение. Когда же это невозможно, нужно предложить учащимся или модель, копию предмета, или картинку, рисунок с его изображением. Исключительно важно наблюдать за веща­ми, явлениями в их естественной обстановке, что можно сделать во время экскурсии, «чтобы осмотреть деревья, травы, поля, луга, виноградники и работы, которые там производятся». Можно также ознакомить учащихся с разными стилями построек, показать, как работают мастера. Полезны путешествия в места, где живут другие народы, чтобы узнать об их обы­чаях и истории.

Последовательность и систематичность. «Ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно». Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок, ведь «чтобы быстро по­пасть туда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать». Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок.

Следует в обучениисоблюдать последовательность, продвигаясь:

от более общего к более частному;

от более легкого - к более трудному;

от известного - к неизвестному;

от более близкого - к далекому.

Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не пре­рывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для обучения дан Коменским в его учебниках.

Прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходи­мым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоян­ные упражнения и повторения.

Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное позна­ние обеспечивает и прочность усвоения.

Следующим условием, обеспечивающим прочность усвоения, являют­ся упражнения в практической деятельности: писать, уп­ражняясь в письме, говорить - упражняясь в речи, петь - упражняясь в пении, умозаключениям - упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

Для проверок того, насколько прочно усвоены знания, учителю следует проводить в четверти и в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.

Самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. По Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обду­мывал самостоятельно и применял знания на практике.

Все, что изучается, должно приниматься учеником, как полезное для него.

Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учите­лю. Так как «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.

Самая превосходная должность под солнцем

Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. Должность учи­теля ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребенка и всего человечества. Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они «поставлены на высоко почетном месте», «им вруче­на превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Об этом всегда нужно помнить учителю и с достоинством и уважением относиться к своему делу, «остерегаться слишком низко це­нить себя».

Качества присущие учителю, выполняющему возложенную на него благороднейшую задачу - любовь к своему делу, трудолюбие, отно­ситься к ученикам с любовью и воспитывать их; важен для учащихся пример учителя; быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности -примером бодрости и трудолюбия, в поведении — скромности и благо­нравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни». Такой учитель составляет гордость школы и ее учеников, ценится ро­дителями и сможет достойно исполнять свою должность, выше которой нет другой под солнцем.

Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла свое во­площение. Некоторые его сочинения получили признание и широко рас­пространились еще при жизни педагога, что сделало его имя известным.

XIX в. вновь открыл Коменского, и его мысли не только разлетелись по свету, но и нашли широкое использование. Сочинения Коменского признали гениальными, а его самого причислили к ряду самых великих мыслителей человечества. Интерес к Коменскому с тех пор неизменен, каждое новое поколение учителей находит у него мудрые мысли и советы, а школа сохраняет то лучшее, что было им открыто и вошло в ее жизнь. Через века оценив величие Коменского, люди признали, как прав он был, желая использовать воспитание для преображения жизни, для достиже­ния всеобщей гармонии. Продолжается жизнь педагогических идей Ко­менского и сегодня.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЖОНА ЛОККА

Джон Локк (1632-1704) - известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и пе­дагогики.

Основной педагогический труд «Мысли о воспитании».

Чувства и опыт. Локк рассматривает одну из важнейших проблем фило­софии - сенсуализм, имеющую прямое отношение к педагогике Локк, утверждал, что в душе человека нет врожденных идей, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаи­модействию с предметами и людьми - средой.

Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, полу­чаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмыс­ления опыта, опыт является источником познания.

Эти утверждения Локка выражают новый в его эпоху взгляд на чело­века и его воспитание.

Если идеи врожденны, то ими предопределяется вся будущая жизнь ребенка и воспитание ничего не в состоянии изменить. Отрицая врож­денность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малей­ших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решаю­щую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. Локк отмечал, что девять десятых, тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезны­ми — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создаст большие раз­личия между людьми.

Мораль. Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов, человек не родится ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. По мнению Локка, нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нрав­ственности является добродетель. Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.

Наследственность и среда. Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способ­ностей.

Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врож­денные особенности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым», «меланхолика веселым человеком». «Бог наложил определенную печать на душу» каждого ребенка, которая может быть слегка исправлена.

Среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа, например, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к определен­ным условиям жизни, и менять эти условия - дело ненужное и даже вредное, утверждает Локк.

Таким образом, не отрицая совсем некоторого влияния наследствен­ности и среды, Локк считает решающим в становлении ребенка воспита­ние, оно преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Пер­вые два фактора признаются им пассивными, а воспитание, но его мнению, активно.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ BOCПИТАНИЯ

Воспитание способно сформировать особую «породу» людей - джен­тльменов. Основная цель воспитания - счастье человека, основываю­щееся на добродетели, «добродетель в прямом смысле является высокой и трудно достижимой целью воспитания». Она возникает не только под воздействием наставлений и бесед воспитателя, «весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью», до тех пор, пока молодой человек «органически не полю­бит ее», тогда он будет видеть в ней свою славу и получать от нее удоволь­ствие. Воспитание добродетели дает возможность достичь личного счастья и не препятствовать в этом другим. В душе ребенка следует закрепить понятие о Боге, делающем добро всем, кто Его любит и почитает.

Первой задачей педагога становится достижение крепкого физического здоровья воспитанника, умеющего разумно рассуждать и де­лать необходимые для жизни выводы.

Физическое воспитание имеет большое значение, оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополу­чия. «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Тот, у которого нездоровое и слабое тело, никогда не может быть счастлив.

Заботиться о здоровье нужно с раннего возраста ребенка: закаливать его, приучать не бояться холода, для этого обмывать его ноги ежедневно холодной, даже ледяной водой, не бояться, что обувь промокнет от луж; пища должна быть самой простой, следует избегать пряностей; постель ребенка должна быть жесткой и т.п. Физическое здоровье поддерживается упражнениями в соблюдении режима жизни, благодаря спортивным занятиям и прогулкам. Хорошо поставленное физическое воспитание спо­собствует выработке мужества и настойчивости.

Важнейшими задачами воспитания признается выработка характе­ра, воли, нравственности, умственное развитие.

Рассуждения и поучения приносят мало пользы в воспитании; более действенными средствами являются упражнения, пример, окружение ребен­ка. Воспитателю необходимо помнить о том, что гру­бость и насилие следует исключить из обращения с ребенком. Кроткое, как бы случайное внушение, ласковый тон и добрые слова, не приказ, а напоми­нание помогут добиться результатов в воспитательной деятельности. Телес­ные наказания нежелательны, так как «рабская дисциплина создает и раб­ский характер»; они возможны лишь в исключительных случаях.

Джентльмен, о воспитании которого пишет Локк, должен иметь твер­дую волю и сильный характер, но они должны быть подчинены разуму.

Именно цель воспитания определяет роль и место умственного об­разования. Локк резко критикует те знания, которые получили юноши в школьном и домашнем обучении, — схоластические, оторван­ные от жизни. Нужны такие знания, которые помогут воспитаннику ус­пешно вести свои дела, устраивать личное счастье.

Задача воспитания состоит не в том, чтобы дать основательное знание в любой науке, а в том, чтобы подготовить воспитан­ника к самостоятельному добыванию знаний.

Чтение, письмо, рисование, родной и французский языки, география, математика, астрономия, хронология, этика, история, законоведение со­ставляют круг дисциплин, необходимых джентльмену.

Словесной форме обучения, по мнению Локка, следует предпочесть обучение с опорой на чувственный опыт, ведь чувственные представле­ния составляют основу для возникновения сложных понятий. Для получения верных суждений требуются нормально развитые чувства, что воз­можно при физическом здоровье.

В методе обучения следует соблюдать определенные правила: ни один предмет: не следует навязывать детям, нужно приучить их господствовать над собою. Важная сторона воспитания — овладение ребенком ремеслами, тру­довая его закалка. Живопись, токарное, плотничное, столярное дело, садо­водство и другие полезные ремесла заслуживают усвоения и совершенст­вования в них. Ручной труд, ремесло укрепляют здоровье, развивают ловкость и сноровку, а также служат развлечением после занятий умст­венным трудом. Люди, ведущие сидячую или кабинетную жизнь, должны иметь какое-нибудь упражнение, которое могло бы одновременно развле­кать их душу и давать занятие телу, рекомендует Локк. Отдых заключа­ется не в безделье, а в перемене занятий. Копание земли, посадка дере­вьев и другие подобные и полезные занятия могут быть не меньшим развлечением, «чем любой праздный модный спорт».

При выборе ремесла или другого ручного труда для воспитанника сле­дует избегать принуждения, «ибо приказание и насилие часто вызывают отвращение». Нелюбимое дело ребенок захочет бросить, а если и будет заниматься им, оно принесет мало пользы.

Локк считает необходимым изучение бухгалтерии: хотя знание бухгал­терии не поможет джентльмену нажить состояния, она нужна, чтобы со­хранить ему состояние. Умение вести счета потребуется человеку в тече­ние всей жизни.

Таким образом, Локк развил новые педагогические идеи, которые могут быть кратко представлены следующим образом:

- ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

- все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

- воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ре­бенок;

- основная цель воспитания - счастье человека, опирающееся на
добродетель;

- здоровье ребенка - первая задача воспитания;

- пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

- следует отказаться от принуждения в воспитании;

- польза - вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспита­ния, практицизм и рационализм. Педагогические идеи Локка были изу­чены, критически осмыслены и развиты в работах французских просвети­телей XVIII в.

ЖАН ЖАК РУССО О ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

«Ни одно имя не было окружено уже в XVIII в. таким ореолом славы, как имя Руссо. Он был самым знаменитым писателем Франции, Европы, мира. Все, что сходило с его пера, немедленно издавалось и переиздавалось, переводилось на все основные языки», — писал известный отечествен­ный историк A3. Манфред.

Но и трудно назвать еще человека, который не только при жизни, но даже столетия спустя продолжал бы вызывать такие ожесточенные споры. Его объявляли опасным смутьяном, проповедником свободы, бун­тарем, родоначальником всех революционных брожений, ниспровергате­лем устоев общества и т.д. и т.п. И в то же время великим гуманистом, великим педагогом, титаном мысли.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО

Роман-трактат «Эмиль, или «О воспитании» является основным педагоги­ческим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взгля­дов на воспитание, в нем разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства. В романе действуют два персона­жа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне при­роды.

В современном Руссо обществе бытовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по уста­новленному образцу с помощью литературы, религии и т.п. Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы, с собственными естест­венными интересами, руководствующуюся в жизни собственными при­родными способностями. Если господствующее воспитание стремилось сделать человека выдрессированным и постигшим все тонкости этикета, то для Руссо воспитанный человек - это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований.

Цель воспитания по Руссо - сделать воспитанника человеком, воспитать в нем прежде всего черты, нужные любому человеку.

По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди. Результат достигается в воспитании тогда, когда они не противоречат друг другу.

Природа как источник воспитания - это развитие спо­собностей и органов чувств человека. Природа в данном контексте - это природные данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка со­гласно его природе.

От вещей, т.е. от окружающего мира, ребенок получает много. Ребенок появляется на свет «чувственно восприимчивым» и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются. При этом развиваются способности. Здесь роль воспитателя тоже ограничена.

Основное воспитание зависит от людей: родителей, воспитателей, учи­телей. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека прояви­лась наиболее полно. Привести в гармонию действие перечисленных фак­торов и предстоит воспитателю.

Идеалом Руссо представляется человек в его естественном, не испор­ченном обществом и воспитанием состоянии. Для того чтобы ребенок сохранил свое естественное состояние, нужно естественное воспитание.

Руссо считает большим заблуждением педагогов стремление искоре­нить инстинктивные склонности ребенка. Существующая система воспи­тания портит совершенную природу ребенка. Человек по натуре добр, но общество портит и развращает его.

Условием сохранения естественного состояния является свобода, она несовместима с тиранией воспитателя. Эмиль воспитывается так, что не чувствует гнета воспитателя. Он делает то, что ему захочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает, его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет от него воспитатель. Руссо пишет, что пусть воспитанник считает себя господином, а на деле господин - воспитатель, пусть думает, что он дей­ствует по своему желанию, на самом же деле это желание воспитателя.

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество - от рождения до 2 лет;

детство - от 2 до 12 лет;

отрочество - от 12 до 15 лет;

юношество - от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, ме­няются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом воз­расте.

Первые годы жизни- это время физического развития, когда ребе­нок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка.

В детском возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чув­ственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содер­жания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до на­ступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, но образы»; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те предметы, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнится впоследствии. Тогда он вынужден много наблюдать, набираться опытности. Так, Эмиль берет уроки у природы, а не у людей. Заменить эти уроки кни­гами - это значит научить его пользоваться умом других, все прини­мать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являются органы чувств.

Но все-таки необходимо учить ребенка чтению, письму, а для этого, советует Руссо, прежде всего необходимо возбудить желание учиться: «Непо­средственный интерес - вот великий двигатель».

Руссо описывает пример того, как Эмиль научился читать. Мальчик получает записки с приглашением на обед, прогулку и т.п. Ему нужно найти кого-то, кто бы их прочел, но такого человека не всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, но уже поздно, момент прошел. «Ах, если бы он сам умел читать!» Ребенок напрягает силы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощью взрослых. Ну, а затем дело идет быстро и легко. То же - с письмом.

Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием.

Также из опыта ребенок получает уроки поведения, нравственных отношений. Он не хочет считаться с окружающими, доставляет им жиз­ненные неудобства — пусть из своего опыта поймет невозможность та­кого поведения: Не надо наказывать детей прямо за то, что они солгали, но на них должны отразиться все дурные последствия их по­ступка.

Физическому развитию, начинающемуся с самого рождения ребен­ка, нужно по-прежнему уделять особое внимание. Одежда ребенка должна быть самой простой, удобной, не стесняющей его движений; поменьше пользоваться головными уборами. Следует приучать детей к холоду, он никогда не вредит, если с ранних лет их не кутать; приучать их к солнечному жару. Детям нужен продолжительный сон, нужна жесткая постель, так как мягкая расслабляет тело. Пища должна быть простой.

Итак, здоровый, крепкий, резвый, хорошо развивающийся ребенок в 12 лет будет живым, кипучим, бодрым. У него нет затверженных речей или заученных манер, но всегда верное поведение.

В отроческом возрасте (12- 15 лет) происходит переход от ощуще­ний ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предме­тов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения. Нужно приучать ребенка сосре­доточиваться на одном предмете, но не с помощью принуждения, а с помощью получаемого им при этом удовольствия. Не стоит полностью удовлетворять его любопытство, когда он обращается к наставнику с во­просами, тогда у него возникает желание и самому дополнительно узна­вать новое. Ребенок должен быть поглощен предметом изучения, а воспи­татель - поглощен ребенком, чтобы незаметно для него наблюдать за ним, заранее предугадывая его чувства, так же незаметно направлять их, подмечать те выводы, которые делает ребенок.

Руссо поясняет свои выводы некоторыми примерами. Так, чтобы оз­накомить ребенка с законом преломления света в воде, он подводит вос­питанника к пруду, в котором находится палка, кажущаяся преломлен­ной. Рассматривая палку, совершая с нею разные действия, доходят до понимания названного закона. Таким образом решается задача воспи­тателя искусно зародить желание воспитанника к изучению науки, вызвав интерес к ней.

В результате принужденный учиться сам, Эмиль пользуется своим, а не чужим разумом. У него мало познаний, но те, какие есть, являются его собственными.

Еще одной важной стороной жизни Эмиля являются занятия трудом. Труд, по утверждению Руссо, - неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Ручной труд больше всего приближает человека к его естественному состоянию, ремесленник зависит только от своего труда. Земледелие - первое ремесло человека, оно самое честное и полезное, с него и началось трудовое воспитание Эмиля. Лучше всег



2015-11-27 536 Обсуждений (0)
Тема 4. Образование и педагогическая мысль в Европе до XХ века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Образование и педагогическая мысль в Европе до XХ века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)