Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Hybrid war, consciential war, instruments of the consciential war



2015-11-27 541 Обсуждений (0)
Hybrid war, consciential war, instruments of the consciential war 0.00 из 5.00 0 оценок




Консциентальная доминанта современной гибридной войны

Мосияченко В. А.

Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Студентка 4 курса, направления подготовки реклама и связи с общественностью

[email protected]

РЕФЕРАТ

В статье исследуется консциентальная доминанта современных гибридных войн, основные орудия, применяемые в консциентальной войне. Их применение в связях с общественностью и использование в СМИ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Гибридная война, консциентальная война, орудия консциентальной войны

Mosiyachenko Vera Aleksandrovna

North-West Institute of management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

4th year student, specialty Advertising and PR

[email protected]

ABSTRACT

In the article is investigated the consciential dominant of modern hybrid wars, the main instruments that used in consciential war. Their use in public relations and the use of the media.

KEYWORDS

Hybrid war, consciential war, instruments of the consciential war

Все более актуальной в современном обществе и современных геополитических условиях становится проблема гибридных войн, и в частности, их консиентальной доминанты. Впервые проблематика консциентальности в ведении военных действий была затронута Элвином Тофлером, который обозначил значимость СМИ в ведении военных действий и в вопросах отражения войны на телевизионном экране, радио и в печатных изданиях. Можно сказать, что до него военная журналистика виделась, как донесение информации до обывателя, но Тофлер впервые заметил, что средства информации являются очень сильным инструментом, помогающим охватывать не только непосредственно военные действия, но и информационную составляющую ведения войн. Сама концепция «консциентальной» войны была сформулирована общественным деятелем Ю.В. Крупновым и доктором психологических наук Ю.В. Громыко. «Консциентальность происходит от латинского слова conscientia - «сознание» или «совесть». Соответственно, консциентальная война – война на поражение сознания. В основе такого поражения лежит уничтожение человеческой способности к свободной идентификации, т.е. к самоопределению того, кем человек стремится быть и в рамках какой культурно-исторической традиции. Другими словами, удар наносится так, чтобы мы не могли ответить на вопрос: кем мы стремимся быть и в рамках какой культурно-исторической традиции намерены жить? Когда человек обладает самоидентификацией, он тверд в мыслях и действиях, а когда самоидентификация отсутствует, манипулирование и управление становятся предельно простыми»[2]. Предпосылками стали как военные, так и геополитические факторы, которые впоследствии привели к формированию абсолютно уникального феномена - консциентальное оружие и консциентальные войны. Основным предметом которых, является идентичность, то есть то, как себя идентифицирует каждый из нас, в частности, и общество, в целом. Типичные опознавательные знаки и маркеры не только перестают работать, но и зачастую работают в противоположном направлении, так как тотальная дезориентация противника – базовая задача ведение военных действий такого рода. В такой информационной, гибридной войне символов и идентификаций побеждает тот, кто ясно знает кто он, кто друг, кто враг, и быстро и точно может это идентифицировать. Защита свободной идентификации и максимально эффективная работа с собственной и чужой идентификацией определяются новым типом оружия - консциентальным, т.е. оружием, поражающим сознание. «Консциентальная война – это война психологическая по форме, цивилизационная по содержанию и информационная по средствам, в которой объектом разрушения и преобразования являются ценностные установки народонаселения противника, в результате чего первичные жизненные цели заменяются вторичными, третичными и более низкими, приземного уровня, с несколько увеличивающейся вероятностью их достижения, причём достижение заменяющих целей воспринимается человеком как его благо»[2]. Учитывая непосредственную связь ценностных и целеполагающих установок человека с культурой его народа, можно сказать, что объектом разрушения в консциентальной войне является культурная оболочка противника, а поскольку культура – стержень цивилизации, вопрос идёт о разрушении цивилизации»,-пишет Ю. В. Громыко[4]. Консциентальная война предполагает, что мир вступил в этап борьбы, где предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. Первостепенной задачей ставится уничтожение определенных типов сознаний. Типы сознаний должны быть вытеснены, заменены, перестроены. Как, к примеру, это было, когда на Руси христианство вытеснило язычество, то есть поменялся тип сознания русского народа. В современном мире такая борьба становится глобальной и ведущей. Важно осознавать, что уничтожение определенного типа сознания ведет к переорганизации общества, которое было построено на его основе. Ю. Громыко обозначил способы, используемые в такого рода войне для разрушения сознания. Он выделил поражение тканей мозга, снижающее уровень функционирования сознания; может происходить на основе действия химических веществ, длительного отравления воздуха, пищи, направленных радиационных воздействий. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе ее дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и «живет» сознание. Так же это оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения. Еще одним способом является разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. И последний способ – это специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, разрушающих работу сознания (условно может быть обозначено как психотропное оружие)[3]. Концепция «войны за идентичность» или «консциентальной» войны позволяет отвечать на вопросы: что является объектом разрушения в процессе «войны за идентичность», каковы средства разрушения. Разрушаются или «разбираются по кирпичикам» сложные – национально-государственные, исторические идентичности, формировавшиеся у народа и государства в течение долгого времени как «объединяющие». Консциентальные войны («войны за идентичность») ведутся именно для изменения и разрушения национально-государственной идентичности. Во время уничтожения такой «объединяющей» идентичности в полиэтничном, многонациональном государстве, последнее становится незащищенным и простым объектом для любого рода атак. После того, как разрушаются старые национально-государственные идентичности, собираются идентичности гибридные, составные. Для разрушения той самой национально-государственной идентичности используются такие средства как социально-когнитивные и институциональные. Социально-когнитивными средствами являются «разрушители» и «образец», на который необходимо ориентироваться при разрушении сознания. В качестве «разрушителя» используются «негативные идентичности» – ориентации сознания, общие для определенных, критически настроенных групп. «Негативные идентичности» могут быть достаточно конструктивными, бороться со злоупотреблением властью. Однако из такого рода идентичностей могут вырастать контридентичности, влияние которых активизирует деструктивные идеи, программы и движения, направленные на разрушение национально-государственной идентичности. Это предполагает архаизацию сознания, в значении ориентации «свои – чужие». В формировании контридентичностей активно применяется такое средство, как образ «врага» как «внутреннего», так и «внешнего». Однако, для определенной критики нужен не только образ «врага», но и какой-либо «образец» или позитивный пример. Появляется стремление приблизиться к нему и, как следствие, формируются контридентичности на основе доминанты этнической идентичности. В годы поздней перестройки «образцом» выступали образ жизни и демократические системы США и Европы. Для части населения Украины в 2013 г. таким «образцом» стало именно состояние общества и государства в целом, которое, якобы, должно возникнуть благодаря подписанию с ЕС соглашения об ассоциации. Интересно, что этот «образец» забавно сочетался с архаичной доминантой этнической идентичности украинского общества. Институциональными средствами «разборки» или разрушения «объединяющей» национальной, союзной и исторической идентичности используются такие же институты, которые формируют государство: школы, Вузы, книги, музей, церковь. СМИ, Интернет, учебники для школьников и студентов по истории и литературе, народный эпос, исторические и культурные памятники, государственные праздники, а также государственные органы, управляющие образовательной, культурной, медийной, национальной политикой. Все это институты, способствующие «разборке» и «сборке», разрушению и созиданию «объединяющей» идентичности. Результатом доминирования разного рода оппозиционного влияния на образование и культуру стало изменение учебников истории, а с их помощью формирование контридентичностей, «образа врага» и «образца», что вело к ослаблению таких элементов общеукраинской идентичности, как целостности Украинского государства, «недоофициальное» двуязычие, причастность к великой победе 1945 года. «В консциентальной войне и в информационной войне, как ее части, основным оружием является язык. Именно с помощью языка примитивизируется, стандартизируется коммуникативная среда, путем распространения через СМИ необходимых «текстов» и «посланий». Они нужны, чтобы разрушить старый и сформировать новый мировоззренческий «фрейм» как опорную «рамку» сознания – основу для «картины мира», которая предопределяет интерпретацию, происходящего вокруг, задает систему ценностей и влияет на действия индивида»[5]. Проще говоря, язык – средство достижения двоякой цели консциентальной войны – разрушить старое и сформировать новое мировоззрение, новую идентификацию. Для понимания того, как действует вербальное «оружия» консциентальной войны хотелось бы обратиться к модели каскадной активации фреймов, сформулированной Р. Энтманом для анализа взаимодействия между осуществляющим внешнюю политику правительством и СМИ. «Согласно этой модели, активация и распространение интерпретирующих фреймов связаны с социальной иерархией. Фрейм, сформированный на ее вершине, то есть властью, транслируется невластным кругам элиты общества, затем передается медийным структурам, которые доносят его до широкой общественности. С другой стороны, модель показывает, как осуществляется интерпретация при обратной связи – от низших к высшим уровням социальной иерархии»[6]. По замечанию Энтмана, «люди, погруженные в большие объемы информации, склонны реагировать прежде всего на те фреймы, которые связаны с поддержкой или неподдержкой (осуждением) сторон политического конфликта». В этом случае Энтман говорит о фреймах как нарративных, текстовых способах подачи, «упаковки» информации о некотором политическом событии. Однако, со всей очевидностью, планируемая реакция на подобные «внешние» нарративные фреймы, порождающие политическую заангажированность, должна совпасть с «внутренним» ментальным фреймом индивида или социума, то есть с мировоззренческой картиной мира как системой ценностных и моральных координат. Консциенальная война направлена на нужные преобразования именно этого «фрейма», обеспечивающего онтологическую, природную целостность сознания.

 

Список литературы

1. Верильо П. Машина зрения. – М.:Издательский дом «Наука», 2004

2. Громыко Ю. В. Оружие, поражающее сознание, - что это такое? - режим доступа к изданию: http://www.pereplet.ru/text/grom0.html

3. Громыко Н. В. Использование информационных технологий в качестве “консциентального оружия” – режим доступа к изданию: http://www.situation.ru/app/j_art_984.htm

4. Громыко Ю. В. Консциентальная война как она есть. – режим доступа к изданию: http://yuriy-gromyko.livejournal.com/19933.html

5. Громыко Ю. В. Антропологические матрицы сознания как предмет и проблема гуманитарного познания – режим доступа к изданию: http://circleplus.ru/navigator/book/12

6. Жаботинская С. А. Язык как оружие в войне мировоззрений – режим доступа к изданию: http://uaclip.at.ua/zhabotinskaja-jazyk_kak_oruzhie.pdf

7. Калашников М., Крупнов Ю. «Гнев орка» ЧАСТЬ I. Пятая мировая война – режим доступа к изданию: http://army.lv/ru/GLAVA-12.-Konstsientalnaya-voyna-porazhenie-soznaniya/1380/3272

8. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций – режим доступа к изданию: http://www.novsu.ru/npe/files/um/1412/bg/shell/arh/mono/%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4%20%D0%A5.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9.htm

 

 



2015-11-27 541 Обсуждений (0)
Hybrid war, consciential war, instruments of the consciential war 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Hybrid war, consciential war, instruments of the consciential war

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)