Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие ремесла, сельского хозяйства, науки, техники в Древней Греции



2015-11-27 2475 Обсуждений (0)
Развитие ремесла, сельского хозяйства, науки, техники в Древней Греции 4.33 из 5.00 6 оценок




Сельское хозяйство. Общей особенностью сельскохозяйственного производства торгово-ремесленных полисов Греции было наличие многих отраслей: хлебопашества, виноградарства, маслиноводства, огородничества-садоводства, скотоводства. Основным продуктом питания грека был хлеб, и потому хлебопашество было одной из главных культур. Однако на хоре торгово-ремесленных полисов, как правило, было мало плодородных земель, преобладали холмистые с каменистой почвой, трудные для вспашки и обработки, обладающие небольшим естественным плодородием. Это предопределило невысокий уровень развития хлебопашества в греческих полисах этого типа. Ассортимент сельскохозяйственных орудий был беден: примитивный безотвальный плуг, мотыга, серп для срезания колосьев, лопата для провеивания, волокуша для выдавливания зерна из срезанных колосьев на току. Удобрения применялись мало, наиболее распространенной системой земледелия было двухполье. В этих условиях урожаи получались невысокие, видимо, сам -3, сам -4. Питательная, но капризная для возделывания пшеница высевалась на малых площадях, преобладающей зерновой культурой был менее ценный, но дающий относительно неплохие урожаи на почвах Греции неприхотливый ячмень. Ячменный хлеб, ячменная каша или лепешки были основной пищей древнего грека.

Греческое масло и некоторые сорта вин славились по всему Средиземноморью и шли на экспорт, принося большие доходы. Самыми знаменитыми в V—IV вв. до н. э. считались вина хиосское, фасосское, косское и лесбосское. Древнегреческие виноделы не располагали набором многих современных, в том числе и химических, средств для нейтрализации образующейся при брожении виноградного сока уксусной кислоты, и потому процесс приготовления хорошего вина был довольно сложным. Чтобы вино не скисло и не превратилось в уксус, в него добавляли морскую воду (иногда до 50%), толченый мрамор, гипс, известь и даже золу. Вот почему, когда вскрывали сосуд со свежеприготовленным вином, оно было мутным и густым, и его для употребления необходимо было процедить и разбавить водой. Как правило, греки пили вино, всегда разбавляя его водой в пропорции: 1 часть вина —3—4 части воды. Получали некрепкий, порядка 4—6 градусов алкоголя, тонизирующий напиток, который хорошо утолял жажду в жаркое время года.Уход за виноградниками, масличными, плодовыми деревьями, приготовление вина и масла требовали много забот и рабочих рук, эти культуры могли успешно осваиваться только при наличии дополнительной рабочей силы. Развитие греческого виноградарства, оливководства, садоводства было тесно связано с внедрением в сельском хозяйстве рабского труда.

Скотоводство занимало небольшое место в системе греческого сельскохозяйственного производства. Мясо и молоко не были основными продуктами питания древних греков, лошади практически не применялись как тягловая сила, греческая конница была вспомогательным родом войска и потому лошадей было мало. Зато разводили овец (а получаемая шерсть являлась основным сырьем для изготовления одежды), рабочий и тягловый скот (быков, ослов, мулов) В гористой Греции на ограниченной территории мелких полисов не было обширных пастбищ и это не могло не сдерживать развития греческого скотоводства.

Основными производственными ячейками в сельском хозяйстве Греции V—IV вв. до н. э. были небольшой участок земледельца (3—5 га) — гражданина данного полиса, возделываемый трудом членов его семьи, которым могли помогать 1—2 раба, и поместье в 15—25 га, обрабатываемое рабами (15—25 рабов). Хозяйство того и другого типа было многоотраслевым, практически в каждом хозяйстве возделывались зерновые, был разбит виноградник, имелись маслинные посадки, сад из плодовых деревьев, огород, паслись небольшие стада овец, коз. Если продукция крестьянского двора, как правило, шла на удовлетворение потребностей семьи земледельца и была мало связана с рынком, то в рабовладельческих имениях получали значительные излишки продукции: зерна, вина, масла, — которые продавались на местном рынке или шли на экспорт. В целом сельское хозяйство Греции V— IV вв. до н. э. имело следующие особен- ности: многоотраслевой характер, в нем преобладали трудоемкие интенсивные культуры (виноградарство и маслиноводство), использовался рабский труд, для него была характерна товарная направленность ведущей хозяйственной ячейки — рабовладельческого поместья, как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

Ремёсла. Среди самых важных ремесленных отраслей можно выделить строительное производство и судостроение, много внимания уделялось керамике и ткачеству, горнодобывающему и кузнечному ремеслу. Существовал ряд небольших мастерских, которые называли эргастерии. Результаты хозяйственной деятельности, такие как всё возрастающие потребности в сырьевой базе, которой было недостаточно в местных краях, переполненность внутреннего рынка вином и маслом, расширение сферы ремесленных производств, подтолкнули греков к активной внешней торговле. Для греческого ремесла характерна тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания. Подъем деловой активности в торгово-ремесленных центрах, успехи в технологии, специализация эргастериев при устойчивых источниках пополнения рабов делали занятия ремеслом выгодным делом. Средний доход от эксплуатации одного раба, занятого в ремесле, достигал одного-двух оболов в день, или 60—120 драхм в год, в то время как содержание семьи свободного гражданина в год, например, в Афинах V в. до н. э. стоило 180 драхм; иначе говоря, доход от двух-трех рабов был достаточен.

Наука. Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции и своейвершины достигла в VI в. до н. э., прежде всего в Афинах. Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободныхафинянин не было неграмотных людей. Обучение начали примерно с двенадцати лет, к обучениюдопускались только мальчики, а девочекобучали их родственники домашнему хозяйству, мальчики училисьписать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика такие школы называлисьпалестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли, собирались со всей Аттики под городом Пирей, где в течение года под руководством специальных учителейобучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее; втечение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправнымигражданами.Кроме этого существовали учебные заведения более высокого уровня — гимнасии. Вних преподавался цикл наук — грамматика, арифметика, риторика и теория музыки, к которым в рядеслучаев добавлялись диалектика, геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем вэлементарных школах, велись занятия по гимнастике.Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки литературы, гдеизучали тексты величайших авторов, таких, как ГомерЕврипид, Демосфен и Менадр; в курс риторикивходили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).

В IV в. до н. э. в Афинах возникает и высшее образование. Знаменитые философы за плату обучалижелающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.Совершенно иначе строилось образование в Спарте. Юных спартанцев обучали письму, счету, пению, игрена музыкальных инструментах, военному делу.Важнейшим показателем высокого уровня развития древнегреческой культуры стало появление у грековнауки. В конце VIII в. до н. э. в Милете возникла целая философско-научная школа, которую принято называть ионийской гаткрофилософией.

Техника. До VII века до н.э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян - искусство скульптуры и начала математических знаний. Знаменитый философ Пифагор долго жил в Египте, пытаясь познакомиться с жрецами и проникнуть в их тайны; он привез из Египта теорему Пифагора и магию чисел. Подражая жрецам, Пифагор основал тайное общество философов; его последователи верили в переселение душ и утверждали, что Земля - это шар.

Греция была малоплодородной страной, ее население не могло прокормиться земледелием; многие занимались рыболовством, другие уезжали в поисках лучшей доли в дальние страны, основывали колонии на берегах Средиземного моря. Изобретением, которое сделало Грецию богатой страной, стало создание триеры - нового типа боевого корабля. Первая триера была построена около 630 года до н.э. коринфским мастером Аминоклом; это был корабль с тремя рядами весел и экипажем в 170 гребцов и 20-30 воинов. Длина триеры составляла 40-50 метров при ширине 5-7 метров, водоизмещение - около 230 тонн. Большая скорость и маневренность позволяли триере эффективно использовать свое главное оружие - таран, который пробивал днище кораблей противника.

Триера была фундаментальным открытием; она позволила грекам завоевать господство на Средиземном море и овладеть всей морской торговлей. Финикийцы, которые до этого были первыми купцами Средиземноморья, пытались противостоять грекам, но их флот был разгромлен греческими триерами в битве при Саламине. Все морские пути теперь проходили через Пирей и Коринф, огромные прибыли от посреднической торговли обеспечили процветание греческих городов. Прибыли от торговли вкладывались в ремесло; прежде всего в производство керамики; керамические сосуды были универсальной тарой того времени - зерно, вино, масло и многие другие продукты хранились в амфорах.

Появление баллисты изменило тактику морских сражений; если раньше главным оружием триеры был таран, то теперь стали строить огромные корабли с башнями, на которые устанавливали баллисты. Эти корабли назывались пентерами, за каждым веслом на них сидело по 5 и более гребцов, а общее число гребцов достигало тысячи человек. Именно баллиста позволила царю Птолемею завоевать господство на морях; Александрия заняла место Афин и стала главным торговым центром Средиземноморья. Из Александрии по каналу можно было попасть в Красное море, и корабли александрийских греков плавали даже к берегам Индии. Символом торгового могущества Александрии стал 130-метровый Фаросский маяк - одно из чудес света, построенное Состратом Книдским по приказу Птолемея II.

Создание баллисты знаменовало рождение инженерной науки, «механики». Первым великим механиком был знаменитый строитель военных машин Архимед, проживший большую часть жизни в Александрии. Архимед на языке математики описал использование клина, блока, лебедки, винта и рычага. Вместе с корабельным мастером Архием Архимед построил для сиракузского царя Гиерона «Сиракузянку» - огромный корабль-дворец с великолепными залами и бассейнами. Корабль приводили в движение две тысячи гребцов, а на башнях стояли баллисты, бросавшие в противника трехпудовые камни. Тысячи рабочих впряглись в канаты, чтобы спустить корабль на воду - но не смогли сдвинуть его с места; тогда Архимед сделал лебедку, с помощью которой царь сдвинул корабль в одиночку. Архимеду приписывается открытие законов гидростатики и изобретение «архимедова винта» - водоподъемного устройства, которое использовалось для орошения полей. Из других александрийских инженеров получили известность Ктесибий, изобретатель водяных часов и пожарного насоса, и Герон, создавший аэропил - прообраз паровой турбины. В Александрии был изобретен так же перегонный куб, который позже стали использовать для получения спирта.



2015-11-27 2475 Обсуждений (0)
Развитие ремесла, сельского хозяйства, науки, техники в Древней Греции 4.33 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Развитие ремесла, сельского хозяйства, науки, техники в Древней Греции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)