Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы развития районного потребительского общества на примере ИП Чайковская Р. А



2015-11-27 468 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития районного потребительского общества на примере ИП Чайковская Р. А 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Хлебопекарное производство представляет собой постоянно развивающуюся систему, включающую в себя материально-техническое, информационное и научное обеспечение. Одним из основных направлений в развитии производства является повышение пищевой ценности хлебобулочных изделий. Это можно достичь путем расширения ассортимента хлебобулочной продукции, усовершенствованием рецептур, за счет обогащения изделий жизненно важными и незаменимыми веществами.

Предприятия хлебопекарной промышленности повышают свою эффективность за счет технической модернизации и внедрением инноваций в сфере организации производством, а так же за счет снижения издержек производства, которые делают продукцию более дешевой и доступной широкому кругу потребителей.

Хлеб для потребителей является продуктом первой необходимости, поэтому рынок стабилен, предсказуем и позволяет развиваться бизнесу.

Самыми популярными видами продукции на рынке в Шелаболихинском районе Алтайского края являются хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки, к концу 2013 - началу 2014 году их производство должно достигнуть 50% потребляемых хлебобулочных изделий, диетические хлебобулочные изделия, их объем выпуска должен достигнуть 15% от общего объема производства.

Одним из основных факторов способствующих увеличению ассортимента хлебобулочных изделий на производстве является внедрение новых технологий и рецептур, соответствующих современным тенденциям, что позволяет увеличить пищевую ценность хлебобулочных изделий и улучшить при этом органолептические свойства.

Но существуют проблемы управления качеством и ассортиментом как главными факторами увеличения производства, что сказывается на объемах реализации и конкурентоспособности.

Проведенный опрос среди покупателей района показал, что объем рынка хлеба и хлебобулочных изделий с 2012 года по 2013 медленно увеличивался, и только в 2014 году начал показывать стабильную динамику, он вырос на 4% и составил не более 7,089 тыс. тонн.

В настоящее время тенденции развития рынка хлебобулочных изделий сохраняются.

Снижение потребления хлеба происходит из-за медленной переориентации покупателей на более дорогие сорта хлеба и за счет повышения благосостояния населения.

На сегодняшний день динамичное развитие хлебопекарной промышленности возможно только при наличии инновационной системы, включающей в себя новые технологии и оборудование, а также высококвалифицированный кадровый состав работников.

Эта система позволит рационально использовать сырьевые ресурсы и увеличить ассортимент продукции, обеспечивающий потребности рынка.

Основной упор необходимо делать на улучшение рецептур хлеба и хлебобулочной продукции, получая более полезный хлеб для здоровья населения.

Наиболее актуальными являются инновационные исследования, направленные на разработку эффективных способов использования в хлебопечении нетрадиционного сырья и добавок, обеспечивающих экономию основного и дополнительного сырья, а также повышение качества и пищевой ценности продукции. Таким образом, основными тенденциями развития рынка хлебобулочных изделий в Шелаболихинском районе Алтайского края, является разработка новых инновационных рецептур, использование нетрадиционного сырья, что позволит повысить пищевую ценность хлебобулочных изделий, повысить качество и увеличить сроки хранения готовой продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Развитие потребительской кооперации в последние годы осуществлялось в условиях резкого обострения конкуренции на рынке сбыта продукции, недостатка собственных оборотных средств, снижения уровня использования производственных мощностей и фондоотдачи, хронического отставания в обновлении основных производственных фондов. Наиболее финансово устойчивой отраслью кооперативного хозяйства является промышленность и одна из ее ведущих отраслей хлебопечение.

Сложившаяся тенденция количественного сокращения объектов имущества потребительской кооперации, относящихся к промышленной сфере в немалой степени обусловлена тем, что технический уровень предприятий в большинстве не отвечает современным требованиям. Качество оборудования и производственные технологии заметно устарели, удельный вес рабочих, занятых тяжелым немеханизированным трудом, очень высок.

Одной из самых серьезных проблем отрасли является низкий уровень использования ее материально-технической базы. В хлебопекарной промышленности лишь 30% предприятий находится в удовлетворительном состоянии, срок службы более трети технологического оборудования составляет свыше 20 лет. Темпы обновления материально-технической базы составляют не более 2% в год. Фондоотдача промышленных предприятий за анализируемый период снизилась на 583 рубля и составила в 2014 году лишь 54,8% к уровню 2012г. Причинами такого снижения в первую очередь явились рост стоимости основных производственных фондов в 130 раз в связи с проведенными переоценками стоимости имущества из-за развития инфляционных процессов и резкое падение объемов производства продукции.

Выработка основных продовольственных товаров в 2014 году по сравнению с 2012 годом снизилась, в том числе хлеба и хлебобулочных изделий - в 4,6 раза. Для сравнения производство кондитерских изделий уменьшилось в 3,2 раза, колбасных изделий - в 7,2 раза, консервов - в 6,6 раз, безалкогольных напитков - в 5,6 раз, пива - в 5,2 раза.

Основными причинами снижения объемов кооперативного хлебопечения являются: общая кризисная ситуация в стране, которая проявилась в повсеместном спаде производства, непоследовательном переходе к рыночным отношениям, развитии инфляции и разрыве хозяйственных связей; усиление экономической зависимости перерабатывающих предприятий от производителей средств производства, энергоресурсов, материалов, сервисного обслуживания; отсутствие обоснованной финансово-кредитной политики и механизма ее реализации; монополизм коммерческих банков; деформированность внешнеэкономических отношений, необоснованное стимулирование импорта многих продуктов питания, ослабление или полный разрыв экономических и научно-технических связей со странами СНГ; введение обязательной сертификации продукции и услуг и другие причины.

Падение объемов производства оказало отрицательное влияние как на снижение удельного веса производства потребительской кооперацией отдельных видов товаров в объемах их производства в РФ, так и на насыщение товарами кооперативной розничной торговой сети. Снижение объемов деятельности явилось одной из причин падения прибыльности отрасли: уровень рентабельности промышленности в 2014 году составил лишь 1,20% против 11,2% в 2012 году.

В экономической литературе существует множество определений эффективности. Эффективность как категория может рассматриваться в нескольких аспектах. Прежде всего, как общеэкономическая категория, эффективность - это соотношение эффекта и затрат, суть которого - достижение производственной цели с наименьшей затратой средств. С точки зрения экономической теории, эффективность характеризует производственные отношения по поводу минимизации затрат всех видов ресурсов на единицу полезного результата. Она связана с системой планирования, методами и организационными структурами управления.

Многочисленные подходы к оценке экономической эффективности производства предполагают использование целой системы частных показателей. По мнению автора, сущность оценки уровня экономической эффективности производства сводится к соизмерению экономических результатов производства с затратами, их обусловившими, а также с ресурсами, применяемыми для их достижения.

Из всей совокупности предложений можно выделить три принципиально отличных подхода к решению задачи: затратный, ресурсный, ресурсно-затратный. Для обобщающей же оценки уровня экономической эффективности производства единственно приемлемым, по мнению автора, является ресурсно-затратный подход.

Эффективность деятельности хлебопекарного предприятия находится в неразрывной связи с его финансовым положением, которое, в свою очередь, зависит от результатов деятельности предприятия, а результаты - от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями. Их действие и взаимодействие различны по своей силе, характеру и времени. Причины или условия, порождающие эти факторы также различны. Не вскрывая и не оценивая направления, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность деятельности предприятия. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики.

Положительно влияют на финансовое состояние хлебопекарного предприятия бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции. Сбои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения в ее реализации ведут к уменьшению поступления средств на счета предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а, следовательно, и в производственном процессе. Следовательно, финансовое положение производственного предприятия является результатом взаимодействия не только совокупности производственно-экономических факторов, но и всех элементов его финансовых отношений.

По результатам анализа выявлено, что в целом по системе потребительской кооперации российской Федерации в 2014 году наблюдалась тенденция снижения убытков от хозяйственно-финансовой деятельности. Из всех потребсоюзов Западно-Сибирского региона лишь три - Кемеровский, Томский и Тюменский север - занимают устойчивое финансовое положение.

Не смотря на сокращение числа убыточных предприятий в потребительской кооперации их число по-прежнему велико. Из 968 промышленных предприятий на 1 января 2013 года 508 или более половины (52,5%) - убыточны. В хлебопечении их доля ниже и составляет 35,6%. Однако в потребсоюзах Западной Сибири она остается по-прежнему высокой - 60,7%.

С точки зрения влияния результатов хозяйственно-финансовой деятельности потребсоюзов Западно-Сибирского региона на финансовое положение потребительской кооперации России, необходимо отметить, что в совокупном финансовом результате Центросоюза на 01.01.14 г. доля принесенных системе убытков сложилась следующим образом: Алтайский потребсоюз - 2,5%), Республика Алтай - 0,6 %, Кемеровский потребсоюз - 4,3%, Новосибирский потребсоюз -1,5% (1998г.), Омский потребсоюз - 5,4%, Томский облпотребсоюз - 1,5%, Тюменский потребсоюз - 0,6%, Тюменский северпотребсоюз -1,2%.

Одним из определяющих условий прибыльности потребительской кооперации является проводимая работа по сокращению хозрасчетных единиц. Подтверждением этому является Алтайский крайпотребсоюз, в котором за анализируемый период количество хозрасчетных предприятий сократилось на 36,5%, а доля прибыльных хозрасчетных предприятий, в общем их количестве увеличилась на 27,6%, в Тюменском потребсоюзе доля прибыльных хозрасчетных предприятий в общем их количестве увеличилась на 29,6%.

За анализируемый период в потребсоюзах региона наблюдалось снижение объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий. По Центросоюзу в целом объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в 2000 году по сравнению с 1990 г. уменьшился в 4,6 раза, а по отношению к 1999г. снизился на 3,7%. Во всех Западно-Сибирских потребсоюзах (кроме Тюменского потребсоюза) показатели динамики собственного хлебопечения хуже. За последний год существенно снизилась выпечка хлеба и хлебобулочных изделий в Республике Алтай и в Омском потребсоюзе.

Неэффективно используются производственные мощности хлебопечения потребительской кооперации. По Центросоюзу в целом в 2014 году производственные мощности хлебопечения использовались на 27%, Республика Алтай -5,0%, Алтайский край потребсоюз - 9,3%, Омский потребсоюз - 9,6%. Такой низкий коэффициент использования производственных мощностей свидетельствует о наличии неиспользованных возможностей увеличения выпуска продукции хлебопечения.

Одним из приемлемых методов экономического руководства для системы является внутренний хозяйственный расчет, внедрение которого позволит оптимизировать численность работников хлебопекарных предприятий, неоправданно завышенную в настоящее время, и, соответственно, сэкономить затраты по оплате труда.

Финансовая деятельность предприятия, как составная часть хозяйственной деятельности, направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, соблюдения расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главной целью финансовой деятельности является выбор направления деятельности, времени и способа использования финансовых ресурсов для эффективного развития производства.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики и недопущения банкротства предприятия, необходимы знания в области управления финансами, о структуре капитала по составу и источникам образования, о соотношении собственных и заемных средств. В немалой степени экономически грамотному прогнозированию финансового состояния способствуют определение деловой активности, платежеспособности, финансовой устойчивости, порога рентабельности. Решение этой задачи возможно на основе анализа финансового состояния, под которым понимается способ получения целостной картины состояния хозяйственно-финансовой деятельности предприятия на основе различных данных. Главная цель анализа финансового состояния - своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности предприятия, поиск резервов улучшения его финансового состояния.

Традиционные методы оценки финансового состояния предприятия базируются на довольно большом количестве показателей, производных от структуры активов и пассивов баланса предприятия, оценка финансового состояния в данной работе включает рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа, с точки зрения соответствия его уровня нормальному для данного предприятия уровню; факторов, повлиявших на величину показателя и возможных его изменений при изменении того или иного фактора; необходимой величины показателя на перспективу и способов достижения этой величины.

Для расчета показателей эффективности деятельности предприятий хлебопечения и выявления факторов, влияющих на эффективность, были выбраны три хлебокомбината Алтайского крайпотребсоюза: Тальменский, Поспелихинский, Бийский. За анализируемый период времени (2012-2014 гг.) в хлебопекарной отрасли системы потребительской кооперации алтайского края, как и в целом по Центросоюзу России, наблюдается тенденция значительного снижения выпуска хлебобулочных изделий. Так, снижение объемов по Бийскому хлебокомбинату составило к уровню 2012 года 58,9%, Тальменскому - 75,0%, Поспелихинскому -71,0%. Падение объемов производства оказало негативное влияние на производительность труда. Фондоотдача также имеет устойчивую тенденцию снижения.

Несмотря на очевидное снижение объемов производства хлебокомбинаты работают рентабельно, но уровень рентабельности падает. Если в 2012 году рентабельность по Бийскому хлебокомбинату составляла 10,6%, Тальменскому -6,8%, Поспелихинскому - 8,1%, то в 2014 году рентабельность значительно снизилась и составила, соответственно, 2,5%, 0,8%, 5,3%.

На основании проведенного анализа автором выявлен ряд факторов влияющих на эффективность деятельности предприятий хлебопечения и определения степени их влияния на конечные результаты деятельности. С этой целью были произведены расчеты ряда показателей эффективности в стоимостном и натуральном выражении в динамике за 2012-2014гт.: выработки (производительности труда), фондоотдачи. За этот же период определены параметры следующих факторов: уровня использования производственной мощности; доли активной части основных фондов; технической вооруженности труда; уровня механизации работ; уровня специализации; среднего радиуса реализации продукции; физического износа активной части основных фондов.

В ходе корреляционно-регрессионного анализа выявлено, что на эффективность деятельности предприятий хлебопечения оказывает влияние ряд факторов, основными из которых являются: доля активной части в основных фондах и техническая вооруженность труда. Влияние таких факторов, как уровень использования производственных мощностей и уровень механизации на производительность труда и фондоотдачу менее значительно.

С целью повышения экономической эффективности деятельности предприятий хлебопечения, обеспечения их финансовой стабилизации считаем целесообразным выделение следующих предложений и рекомендаций.

1. В связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления "О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием" (N24 от 7 января 2011 года) в производственной деятельности системы начался новый этап развития.

2. Выявление резервов повышения экономической эффективности предприятий хлебопечения является весьма актуальным и в условиях рынка имеет большое практическое значение.

3. Наибольший эффект в выявлении резервов экономии достигается внедрением нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции хлебопечения, заключающегося в предварительном определении нормативной себестоимости отдельных видов продукции, выявлении отклонений от действующих норм расходования средств по местам, виновникам и причинам их возникновения, что дает возможность своевременно предупреждать нерациональное расходование средств и разрабатывать мероприятия по выявлению и использованию внутрипроизводственных резервов.

4. Проведенный анализ и оценка, результатов финансово-хозяйственной деятельности хлебопечения потребительской кооперации позволил выявить имеющиеся и неиспользованные резервы и наметить главные пути повышения экономической эффективности деятельности: развитие интеграции и совершенствования механизма экономических взаимоотношений между сельхозпроизводителями зерна и хлебопекарными предприятиями; создание необходимых условий для сохранности перерабатываемого сырья; внедрение ресурсосберегающих, безотходных и экологически чистых технологий с учетом качества сырья и совершенствование работы по формированию ассортимента выпускаемой продукции; улучшение материально-технического обеспечения вспомогательными материалами, сырьем, топливом и электроэнергией, тарой и т.п.; создание новых видов хлеба и хлебобулочных изделий; увеличение и использование ржаной муки для выработки хлебобулочных изделий; использование композитных мучных смесей с добавкой муки из крупяных культур; расширение выработки муки на мельницах потребительской кооперации; организация в глубинных населенных пунктах выпечки хлеба на дому и в мини-пекарнях. С целью совершенствования технологических процессов необходимо: внедрить более совершенные способы приготовления теста ("холодным способом", с интенсификацией процесса его брожения), которые позволят повысить производительность труда: эффективность производства, улучшить качество готового продукта, снизить затраты; освоить выработку экструцированных (типа хрустящих, полученных на специальном оборудовании) хлебобулочных изделий; начать выпуск продукции из замороженных полуфабрикатов, приготовления замороженного слоеного теста; освоить выработку иодированного хлеба, оригинальную технологию "безмучного хлеба" повышенной пищевой и биологической ценности; совершенствование производства, внедрение безотходных и малоотходных технологий, рациональное использование и переработка побочных продуктов и отходов производства; эффективное использование основных фондов и производственных мощностей; повышение эффективности использования трудовых ресурсов, внедрение новых прогрессивных форм организации и стимулирования труда; совершенствование материального стимулирования развития производства; экономически обоснованное планирование показателей хозяйственной деятельности, исходя из минимальных объемов производства, необходимых для обеспечения безубыточной работы; создание нормативной базы промышленности.

5.Основными показателями, по которым оцениваются конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий потребительской кооперации по выпуску продукции хлебопечения являются: объем реализации готовой продукции в натуральных показателях; объем реализации готовой продукции в стоимостных показателях; ассортимент реализованной продукции; прибыль от производства и реализации готовой продукции; рентабельность производства.

По нашему мнению, перечень этих показателей необходимо расширить следующими: удельный вес готовой продукции, произведенной из закупленного у производителей сельскохозяйственного сырья; удельный вес готовой продукции, реализуемой в кооперативной розничной торговой сети; удельный вес готовой продукции, реализуемой за пределы системы.

6. Главной целью финансовой деятельности хлебопекарного предприятия является выбор направления деятельности, времени и способа использования финансовых ресурсов для эффективного развития производства. Решение этой задачи возможно на основе систематического анализа финансового состояния, главная цель которого - своевременное выявление и устранение недостатков в деятельности предприятия, поиск резервов улучшения его финансового состояния. Работе по анализу финансового состояния предприятия предшествует формирование аналитического баланса, т.е. группировка средств предприятия по степени ликвидности, а источников средств -по срокам погашения.

Для определения способности предприятия погашать свою задолженность автор считает целесообразным использовать показатели ликвидности и платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент текущей ликвидности или общий коэффициент покрытия. Для оценки финансовой устойчивости, определяемой с использованием собственных оборотных средств: коэффициент обеспеченности текущих активов собственными средствами, коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, коэффициент маневренности собственных средств. Без использования собственных оборотных средств - индекс постоянного актива, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, коэффициент автономии, коэффициент соотношения заемных и собственных средств.

7. Основными направлениями поиска резервов роста объема производства продукции являются: создание дополнительных рабочих мест; внедрение мероприятий научно-технического прогресса; повышение производительности труда за счет ее интенсификации; улучшение использования рабочего времени: сокращение целодневных и внутрисменных потерь, непроизводительных затрат.

Предлагаемые в работе подходы, по мнению автора, вполне приемлемы для предприятий хлебопечения потребительской кооперации и в конечном итоге будут способствовать повышению экономической эффективности предприятий хлебопечения системы и обеспечению их финансовой стабилизации.


 



2015-11-27 468 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития районного потребительского общества на примере ИП Чайковская Р. А 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы развития районного потребительского общества на примере ИП Чайковская Р. А

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)