Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАКАЗАНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ



2015-11-27 441 Обсуждений (0)
НАКАЗАНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказа­ния необходимыми при воспитании детей В.А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания Он считал, что маленьких де­тей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно орга­низовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко при­держивался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требова­ний, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Сравните эти две точки зрения и сформулируйте свою позицию.

Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм пове­дения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания муд­ро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой посту­пок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответ­ственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психо­логической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от кото­рого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следова­тельно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация дви­жений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбу­ждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репли­кой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со сто­роны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар, и тот лопнул; полез в лужу за корабликом, упал, промок... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться.

В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ре­бенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, сумми­руют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают но­вый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказа­ния трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психи­ку ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Особо следует сказать о телесных наказаниях, от которых стра­дают многие современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ре­бенка» (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает эле­ментарных знаний об особенностях развития маленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали, отсюда жестокие побои и истяза­ния маленьких детей. Отметим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную ра­боту с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие мораль­ные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - поси­ди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»). В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зерка­ло - вытри, насорил - убери. Старшие дети чувствительны к лише­нию доверия. («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве нака­зания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некото­рую официальность, холодность. Так, пятилетний ребенок говорит: «Я не люблю, когда папа называет меня Александром: значит, он на меня сердится».

Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения ре­бенка. Значит, поощрение ориентирует на хорошее, доброе в раз­вивающейся личности и закрепляет стремление и продвижение ре­бенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребен­ка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощре­ния, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступка­ми, словами. Если же похвала, подарок (сладости, игрушка) стано­вятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений с род­ными людьми («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.

Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепле­ние за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возмож­ностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощ­рение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив само­стоятельность. Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.

Итак, основное средство поощрения - это слово взрослого, об­ращенное к ребенку, похвала. Педагогическая же ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье: пообедал - куплю мороженое, быстро оделся - получай конфеты и т.д. - весьма сомнительна, оно больше похоже на шан­таж, чем на средство воспитания личности ребенка. Родители хотят сделать ребенка удобным (быстро поел, самостоятельно оделся), поэтому культивируют стиль общения, основанный на личной вы­годе, на принципе: «Ты - мне, я- тебе». Такой стиль Е.В.Суб-ботский называет прагматическим. Подобное общение формирует и у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил лишь в условиях внешнего контроля.

Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении! Да, многие ученые, считают что взрослые должны овладеть искус­ством прощать (З.Матейчик, Е.В.Субботский, Б.Спок и др.). Про­щение по сути значит примирение, а оно поднимает в сердце ребен­ка волну добрых чувств к маме и папе, которые умеют быть вели­кодушными, способными прощать. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Ребенок совер­шил проступок, а папа говорит: «Ты поступил плохо, но я уверен, что ты так больше делать не будешь. Я верю, что ты хороший, а хорошие дети так не делают». Подобное отношение к проступкам маленьких детей Е.В.Субботский называет бескорыстным, оно бла­готворно сказывается на нравственном развитии «нарушителей» общественных норм.

Следует напомнить, что строгие, никогда не прощающие родите­ли постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребенка чре­вата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.

 



2015-11-27 441 Обсуждений (0)
НАКАЗАНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАКАЗАНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)