Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология и методика социологических исследований



2015-11-27 775 Обсуждений (0)
Методология и методика социологических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




                                                     
                                                 
                                               
                                                     
                                                 
                                                   
                                                   
                                                 
                                                   
                                                 
                                                     
                                                   
                                                   
                                                   
                                                 
                                                   
                                                     
                                                 
                                                     
                                                     

 

 

 

По горизонтали:З. Этот метод рассчитан на извлечение социологи­ческой информации из больших массивов документальных источников и основан на выявлении некоторых количественных статистических харак­теристик текстов. 4. Один из видов повторного исследования, который осу­ществляется на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. 6. Один из видов повторного исследования, когда моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения определенной стадии своего развития. 10. Пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества подготовки основного исследования. 12. Вид социологического наблюдения, которое проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. 13. Целостная система отсле­живания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. 15. На­учно- обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. 16. Вопросы ан­кеты, которые предлагают респонденту варианты ответов, из которых он должен выбрать один или несколько из них. 20. Определенная возрастная группа. 21. Разовое эмпирическое исследование. 22. Те или иные источни­ки, фиксирующие информацию в любом виде (рукописном, печатном тек­сте, на магнитной ленте, фото- или кинопленке) о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах.

По вертикали: 1. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. 2.Метод сбора социологической информации, основанный на визуальном или слу­ховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта. 5. Группи­ровка изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака. 7. Тот, кого опрашивают -анкетируемый. 8. Самый углубленный вид социологического исследования, целью кото­рого является не только описание структурных элементов изучаемого яв­ления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловлива­ют его характер и специфику. 9. Печатный орган, через который респон­денту может предлагаться анкета. 11. Вид социологического исследования, по своим целям и задачам предполагающий получение эмпирических све­дений, дающих относительно целостное представление об изучаемом яв­лении, его структурных элементах. 14. Вопросы анкеты, которые дают рес­понденту возможность подробно изложить свое мнение, но создают труд­ности в обработке, так как плохо поддаются формализации. 17. Система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о со­циальных фактах, явлениях и процессах. 18. Метод сбора социологической информации, который реализуется в системе «вопрос-ответ», с последую­щей обработкой полученных ответов. 19. Вопрос анкеты, который может звучать так: Доставляет ли вам работа моральное удовлетворение или вы трудитесь ради денег?

Итоговый кроссворд по социологии

                                             
                                                 
                                             
                                                 
                                                 
                                           
                                                   
                                           
                                                   
                                                 
                                                   
                                                   
                                               
                                                   
                                         
                                                   
                                                   
                                                   

 

 

По горизонтали:1. Процесс включения личности в обществе. 5. Современный рос­сийский социолог. 10. Противодействие, противоречие. 11. Выдающийся немецкий социолог. 12. Основоположник советской социологии. 14. Об­щепринятое правило поведения. 16. Первичная социальная группа. 18. Ве­дущее направление в мировой социологии. 19. Английский ученый, классик социологической мысли. 20. Выдающийся русско-американский социолог. 21. Предположение о связи явлений, 23. Социальный субъект. 24. Первый директор Института конкретных социальных исследований АН СССР.

По вертикали:2. Самая большая социальная группа. 3. Объект, спо­собный удовлетворить потребность. 4. Исходный пункт социологического исследования. 6. Инструмент для сбора информации, 7: Комбинация по­казателей изучаемого объекта. 8. Управление государственными и обще­ственными делами. 9. Состояние безнормности, ослабления правопоряд­ка в обществе. 10. Ученый, именем которого было названо социологи­ческое общество в России. 13..Метод сбора информации о фактах поведе­ния. 15. Периодическое социологическое исследование по определенной теме. 17. Склад ума человека, народа. 22. Метод изучения скрытых свойств объектов. 25. Современный российский социолог, директор Института социологии РАН.

Вопросы для промежуточной аттестации

1. Социология как наука, ее предмет, структура и функции.

2. Основные парадигмы, категории и законы социологии.

3. Социология в системе социально - гуманитарного знания. Ее методы и задачи.

4. Предыстория социологии. Социальные условия и теоретические источники становления социологии как науки.

5. Отечественная социология и этапы ее развития. Основные школы и их представители.

6. О.Конт - основоположник социологии. Позитивистский проект науки об обществе.

7. Органическая теория Г. Спенсера: сущность и основные положения.

8. Основные направления и школы современной Российской социологии. Видные Российские социологи.

9. Социологические идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина.

10. Классический этап в истории западной социологии. Основные социологические школы и их представители.

11. Социологические концепции Э.Дюркгейма.

12. «Идеальные типы» и «понимающая социология» М. Вебера.

13. Основные направления зарубежной социологии конца ХХ – начала ХХI века.

14. Концепция социального обмена Д. Хоманса и П. Блау.

15. Феноменологическая социология А. Шюца.

16. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и Р. Мертона.

17. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера.

18. Постмодернистские теории: Н. Луман, Э. Гидденс.

19. Общество как объект социологии и социокультурная система. Понятие «социальное».

20. Признаки и типологии обществ.

21. Социальная структура общества, ее основные элементы.

22. Социальные институты: их структура и функции. Значение социальных институтов в жизни общества.

23. Семья как социальная группа и социальный институт. Семейные отношения и роли.

24. Право как социальный институт.

25. Социальные группы. Основные виды социальных групп.

26. Социальные общности. Основные виды социальных общностей.

27. Этнические общности: понятие и особенности.

28. Социальные организации: понятие и теории. Виды и функции социальных организаций.

29. Социальная стратификация общества: понятие, признаки и критерии социальной стратификации. Типы стратификационных систем.

30. Концепция социальной стратификации П. А. Сорокина.

31. Социальная мобильность, ее виды и динамика.

32. Стратификация современного Российского общества. Основные подходы российских социологов.

33. Социологическое понимание гражданского общества.

34. Понятие общественного мнения, его структура, функции и управление.

35. Понятие личности в социологии: сущность, структура и типология.

36. Ролевая теория личности. Социальные статусы и социальные роли личности в обществе.

37. Социальные действия и взаимодействия. Формирование социальных отношений.

38. Процесс социализации личности: понятие, этапы и агенты социализации.

39. Правовая социализация личности: сущность, пути и методы. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

40. Социология права: предмет, структура и соотношение с юридическими науками и философией права.

41. Социология права в Европе и в России.

42. Социальная обусловленность права.

43. Понятие социальной нормы и отклонения в социологии. Социальный контроль.

44. Теории девиантного поведения. Социальные корни, сущность и особенности девиатного поведения в России.

45. Социальные изменения и процессы их виды.

46. Социальные движения, их природа и типология. Характеристика основных социальных движений в российском обществе.

47. Методология и методика конкретных социологических исследований.

48. Социологическое исследование: сущность, этапы и основные виды.

49. Программа социологического исследования: цель, задачи, этапы исследования.

50. Методы сбора первичной социологической информации. Метод социологического опроса: специфика, виды.

51. Методы сбора первичной социологической информации. Анкетный опрос как метод социологического исследования. Композиция анкеты.

52. Пилотажные исследования. Метод экспертной оценки.

53. Методы сбора первичной социологической информации. Метод анализа документов. Контент-анализ.

54. Методы сбора первичной социологической информации. Метод социологического наблюдения.

55. Методы сбора первичной социологической информации. Метод социологического эксперимента.

56. Методы обработки и анализа результатов социологических исследований.

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (в т.ч. знания, умения, владение компетенциями)
1. Раздел I. Теория и история социологической науки Социология как наука и учебная дисциплина. История становления и развития социологии. Современные социологические парадигмы. Общество в социологическом рассмотрении. Общество как социокультурная система Социология личности. Личность как социальный тип и деятельностный субъект. Процесс социализации личности. Статусно-ролевые теории личности.   ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК- 9 ПК- 19   В результате изучения 1 раздела дисциплины «Социология» обучающийся должен знать: Предмет социологии, ее роль и место в человеческой культуре; о границах социологии и ее истории; уровни социологического знания: макросоциологичесие и микросоциологические теория; онтологические, эпистемологические, этические и институционально-организационные критерии социологического знания; иметь представление об основных парадигмах и школах современной социологии; об основных отраслях социологического знания – микросоциология, макросоциология; основные теоретические модели и методы социологии. Структуру личности и законы развития личности; Уметь: Ориентироваться в системе социологического знания как целостного представления об обществе; Понимать роль социологии в формировании ценностных и профессиональных ориентаций личности; давать социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса, положения в системе социальных координат и особенностей социализации; анализировать девиантного поведения личности; анализировать социально-правовые тексты, выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы, а также творчески применять социологические знания в событиях, требующих личностного и гражданского участия в совершенствовании общественных структур, а прежде всего в области права, и общества в целом; производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях. Владеть: Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками социологического анализа различных социальных и правовых явлений; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет.  
2. Раздел II. Социологические проблемы развития общества и личности Общество как социокультурная система Социология личности. Процесс социализации личности. Статусно-ролевые теории личности. Социальная структура и стратификация Социальные общности и социальные группы. Социальные институты и социальные организации. Социальный контроль и социальное управление. Гражданское общество и общественное мнение. ОК-1 ОК-6 ОК-9 ПК- 9 ПК- 12 ПК- 19   В результате изучения 2 – го раздела обучающийся должен знать: Законы развития общества; современные социологические подходы к проблемам общества, социальных групп и общностей, социальных институтов и организаций; основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей; закономерности социально-экономических, политических, управленческих и правовых процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России; Принципы и особенности гражданского общества; Структуру и функции общественного мнения. Уметь: Применять социологические знания к анализу социально значимых проблемы и процессы; обосновывать собственную точку зрения о социальных процессах в обществе; уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; анализировать «аномия» в обществе; нетерпимого отношения к коррупционному поведению, экстремизму и национализму; использовать результаты социологического анализа в юридической практике. Анализировать причины возникновения и функционирования гражданского общества и общественных движений. Управлять общественным мнением и массовыми движениями. Владеть: культурой мышления и поведения; навыками использования социологических методов для анализа тенденций современного развития общества и личности, социально-правового анализа; социологическими основаниями правового воспитания на принципах социально-правового государства;
3. Раздел III. Специальная и прикладная социология Специальные и отраслевые теории. Социология права. Виды и типы социологического исследования. Экспертный метод. Основные направления и методы исследования правовых явлений. ОК-6 ОК-9 ПК- 2 ПК- 9 ПК- 17 ПК- 18 ПК- 19     В результате изучения 3 раздела дисциплины «Социология» обучающийся должен знать: Теория среднего уровня, специальная социологическая теория; основные теоретические модели и методы исследования; экспертный метод; методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации; этапы социологического исследования. Предмет и структуру социологии права; социальную обусловленность права; методологию социологического познания и социологические основы юридического мышления.   Уметь: Анализировать социально-правовые тексты, выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы, а также творчески применять социологические знания в событиях, требующих личностного и гражданского участия в совершенствовании общественных структур, а прежде всего в области права, и общества в целом; производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях; применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации; участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные пилотажные проекты; использовать основные положения и методы социологии при решении социальных и профессиональных задач. Владеть: Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками социологического анализа различных социальных и правовых явлений; навыками применения инструментарий конкретных социологических исследований к изучению правовых событий и фактов; методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; экспертным методом; Техникой и методиками социологического исследования правовых явлений.


2015-11-27 775 Обсуждений (0)
Методология и методика социологических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология и методика социологических исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)