Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные проблемы, связанные с интеграцией рынков России и ЕС



2015-11-27 333 Обсуждений (0)
Основные проблемы, связанные с интеграцией рынков России и ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок




Принципы торговли энергетическими ресурсами.Непродуманная и поспешная либерализация в рамках Газовой директивы угрожает энергетической безопасности самой Европы. В Директиве предусмотрены самые различные ситуации на газовом рынке, но не учтены последствия нарушения стабильности и надежности поставок газа в ЕС в результате свертывания системы долгосрочных контрактов. Необходимо объединить усилия ЕС и России с целью устойчивого развития европейского газового рынка и обеспечить:

§ Соблюдение баланса интересов производителей и потребителей природного газа

§ Развитие совместных проектов по освоению газовых ресурсов, в том числе, уникальных на Крайнем севере и на арктическом шельфе

§ Использование Россией инвестиционных преимуществ, предоставляемых ЕС своим членам при реализации крупных нефтегазовых проектов.

 

Проблемы изменения климата.Основной задачей ЕС в области сокращения выбросов признается повышение экологических требований к автотранспорту и внедрение более жестких нормативов по выбросам СО2. Россия намерена использовать предусмотренные Киотским протоколом механизмы гибкости в целях дальнейшего сокращения выбросов. При этом необходимо приведение требований отечественных стандартов в части экологических характеристик топлив в соответствие с нормативами ЕС. Для дальнейшего активного сотрудничества в этой области России и ЕС необходимы:

§ Унификация стандартов, предъявляемых к эмитентам парниковых газов, в первую очередь, автомобильному транспорту

  • Гармонизация правовых рамок в области мониторинга выбросов, прав на выбросы, организации проектов по снижению выбросов
  • Реализация проектов с использованием механизмов Совместного Осуществления.

 

Транзит энергетических ресурсов по территории третьих стран.Основные коридоры по транспорту энергоресурсов пролегают по территории третьих стран, поэтому обеспечение справедливого режима транзита имеет исключительно большое значение для формирования надежной системы торговли энергоресурсами. Несмотря на развитие портов на Балтике и Черном море, основная доля экспорта российской нефти (более 50%), по-прежнему, будет проходить по континентальным коридорам, при этом расширение морских маршрутов транспортировки ограничено возможностями турецких и датских проливов. Успешное сотрудничество двух сторон в сфере обеспечения приемлемых условий транзита энергоносителей по территориям третьих стран, что может достигаться за счет:

§ согласованного применения механизмов международного права

§ строительства транзитных коридоров в обход третьих стран

§ участия в капиталах/управлении компаниями, расположенными на территории третьих стран и обеспечивающими транзит энергоносителей.

 

Напряженность в отношениях Москвы со странами, расположенными на пути транспортировки энергоресурсов в Европу, создает очаг нестабильности и подрывает надежность поставок. Для России существует насущная необходимость создания международно-правового пространства в энергетических отношениях с Европой. Для этого существует несколько причин.

Во-первых, Россия зависит от транзита энергоресурсов на основные рынки сбыта по территории третьих стран, и эта зависимость сохранится в будущем, поэтому ей необходим эффективный международно-правовой инструментарий защиты от транзитных рисков.

Во-вторых, российские компании активно выходят на европейский рынок уже не в качестве поставщиков сырья, а как инвесторы, покупатели активов, и им важно заручиться адекватной защитой своих прав ввиду нарастающего стремления ограничить их инвестиционную деятельность в Европе.

В настоящее время преобладают закрытые двусторонние договоренности с отдельными странами и компаниями. Подобный подход делает Россию уязвимой перед лицом перечисленных выше вызовов и фактически консервирует нынешнюю роль России на европейском энергетическом рынке. Речь идет о роли оптового поставщика, который практически не имеет доступа на розничный рынок, зависит от политической конъюнктуры и изменения условий транзита. Безусловно, это не тот фундамент, на котором могло бы зиждиться устойчивое российское присутствие на европейском энергетическом рынке.

Россия всегда зависела, и будет зависеть от транзита нефти и газа на основные рынки сбыта через территории третьих стран. Например, газопровод Nord Stream по дну Балтийского моря, рассматриваемый многими как нечто вроде двустороннего российско-германского проекта, в действительности предназначен главным образом для поставки газа на рынки третьих стран. В случае его выхода на полную проектную мощность Германия станет потребителем лишь менее половины сырья, поступающего по газопроводу. Остальной газ пойдет в Бельгию, Великобританию, Люксембург, Нидерланды, Францию для замещения топлива, добыча которого падает в Северном море – основном на сегодняшний день источнике снабжения этого региона. Даже из законтрактованных к настоящему моменту поставок по первой очереди трубопровода до 40 % предназначены не Германии, а другим клиентам (Великобритания, Дания, Франция). Таким образом, Россия лишь сменит зависимость от одних транзитных стран – прежде всего Белоруссии и Польши – на зависимость от Германии.

Таким образом, проблема обеспечения надежного транзита по предсказуемым ставкам была, есть и останется одной из ключевых в деле доставки российских энергоресурсов на европейский рынок. Транзитные страны могут меняться, но так или иначе между российскими поставщиками и основными рынками сбыта – по меньшей мере, природного газа, трубопроводный экспорт которого в Европу Россия собирается наращивать, – всегда будет стоять кто-то третий.

Существующая система отношений заставляет Россию опираться исключительно на двусторонние соглашения, неустойчивые и не защищенные от возможности одностороннего пересмотра. Эти риски остаются весьма значительными и в отношении наших сегодняшних транзитных партнеров – Белоруссии, Польши, Турции, Украины. Никаких реальных инструментов (кроме политического давления) защиты интересов в этой сфере у России не остается. Отсутствие соответствующих международных соглашений лишает ее возможности использовать правовые механизмы и международный арбитраж. Это обуславливает принципиальную уязвимость имиджа России как надежного поставщика энергоресурсов, что стало очевидным в последние годы после громких скандалов с Украиной и Белоруссией.

Режим для инвестиций в энергетическом секторе.Обеспечение стабильных долгосрочных поставок энергоресурсов потребует особых мер в отношении стабильности режима для инвестиций в энергетике. В России это связано с обеспечением приемлемого режима для европейских инвесторов, желающих участвовать в проектах по разработке нефтегазовых месторождений, в ЕС – недискриминационных условий участия в розничных энергетических рынках для российских компаний. Позитивная оценка инвестиционного климата в рамках Энергодиалога будет способствовать увеличению притока европейских инвестиций в нефте- и газодобычу, транспортные системы, производство электроэнергии в России.

 

Взаимоотношения ЕС и России в газовой сфере.Последнее десятилетие в европейской энергетике характеризуется кардинальным изменением институциональной структуры. Взамен национальных естественных газовых монополий последовательно вводится единый европейский конкурентный рынок газа. Официально Еврокомиссия ставит три главные цели: расширение конкуренции ради улучшения обслуживания потребителей, надежность поставок и защита окружающей среды.

Директива ЕС по газу и поправки к ней, направленные одновременно на либерализацию и создание единого общеевропейского рынка, запустили процессы, которые на десятилетия вперед будут влиять на условия поставок энергоносителей. За разделением счетов по видам деятельности следует организационное разделение компаний, являющихся одновременно крупными газотранспортными и газосбытовыми, на два самостоятельных типа компаний.

Параллельно с этим происходят принципиальные изменения в стратегии экспорта российского газа в Европу, переход от продаж национальным монополистам к продажам непосредственно потребителю. Устоявшаяся система экспорта газа в Европу из России явно консервативна, не отвечает текущему моменту, имеет ряд недостатков, и должна перестраиваться. "Газпром" планирует приобретать сбытовые сети в Европе, а также расширять сферу деятельности уже существующих оптовых СП с европейскими партнерами.

Выход из тупика старого формата российско-европейских энергетических отношений и приведение их в соответствие с новой, более конкурентной средой является ключом для обеспечения устойчивости этих отношений в будущем. Конкуренция должна стать ключевой составляющей в развитии новых устойчивых отношений между Россией и Европой.

 

Европа намерена развивать тесные отношения в энергетике с Россией, которая останется его основным поставщиком газа еще на десятилетия. Вместе с тем, Евросоюз не рассматривает Россию своим единственным поставщиком энергоресурсов. Новая энергетическая стратегия ЕС ориентирована на обеспечение возможности выбора источников энергоснабжения для Европы в будущем. Иными словами, диверсификация источников энергоснабжения рассматривается как наиболее адекватная стратегия для Европы в перспективе. Аналогичным образом, диверсификация направлений поставок энергоносителей должна рассматриваться Россией как важнейшее направление энергетической политики.

 

Пакет предложений Еврокомиссии по реформе энергорынка оказался неожиданно жестким в отношении инвесторов из-за пределов ЕС. Проект состоит из пяти документов. Два из них предполагают поправки в директивы 2003/54/ЕС и 2003/55/ЕС, касающиеся общих для ЕС антимонопольных правил на рынке электроэнергии и газа, две поправки в правила работы трансграничных сетей и газопроводов 1228/2003 и 1775/2005, и предложение о создании Агентства по взаимодействию регуляторов энергорынка ЕС (ACER). ACER станет наднациональным органом власти, который объединит в себе полномочия по выработке единой тарифной, регулятивной и конкурентной политики для национальных регуляторов стран ЕС, и управлению через него всеми энергопотоками Европы.


Поправками 2003/54/ЕС и 2003/55/ЕС запрещается одновременное управление одной компанией генерацией электроэнергии и ее транспортировкой, а также добычей газа и его транспортировкой по трубопроводам. Проекты директив предполагают и ограничения на покупку контрольных пакетов акций выделяемых сетевых компаний - энергосетей и газопроводов: на компании из третьих стран ACER наложит те же ограничения, что и на компании ЕС. Необходимость этого объясняется тем, что разделение компаний приведет к уменьшению их размеров - реформа энергетики сделает их "мишенью" для поглощений компаниями третьих стран. Чтобы получить санкцию ACER и Еврокомиссии на покупку актива, работа компании третьей страны должна на своей территории регулироваться теми же принципами, что и в ЕС. "Газпром" может претендовать, например, на британскую Centrica лишь в случае, если из него будет выделена Единая система газоснабжения (ЕСГ) и передана в управление независимой компании, или продана. Первые обсуждения поправок начались в ЕС в начале октября 2007 г., в случае успешного прохождения бюрократических инстанций ограничения могут коснуться инвесторов в мае 2008 г.

 

Тем не менее, Брюссель стремится сохранить себе лазейку для обхода собственных нововведений для "правильных" проектов. "С целью стимулирования инвестиций добывающих и поставляющих концернов в новые транспортные объекты предлагается предусмотреть возможность временного исключения из правил таких проектов. Такие исключения будут применяться от случая к случаю, принимая во внимание экономику вложений, потребности внутреннего рынка и безопасность энергоснабжения". Сами проекты пока не перечислены, но отношение Брюсселя к «трубам», позволяющим поставлять газ в обход России, не оставляет сомнений относительно списка фаворитов.

 

Консалтинговая компания Cambridge Energy Research Associates (CERA) опубликовала специальный доклад "Обезопасить будущее", посвященный потенциальным конфликтам и точкам соприкосновения энергополитик ЕС и России в среднесрочной перспективе. По мнению аналитиков CERA, ЕС идет на существенные риски при либерализации энергорынка, поскольку растущий внутренний спрос на энергоносители может сделать внутренний рынок России для "Газпрома" главным конкурентом для рынка ЕС. Роль России в поставках в ЕС газа, прогнозирует CERA, в любом случае будет определяющей - аналитики призывают относиться к политике "Газпрома" и России более прагматично.


CERA в целом весьма критично относится к будущим инициативам Еврокомиссии, призывая ЕС менее политизировано и более здраво относиться к учету интересов России и российских газовых компаний, прежде всего "Газпрома", на собственной территории. По расчетам CERA, в настоящее время, в отличие от 1998-1999 годов, не существует риска дефицита газовых поставок из России, связанных с пропускными мощностями экспортных трубопроводов. Сейчас разрыв между законтрактованными объемами поставок "Газпрома" в ЕС и предельно возможным уровнем поставок составляет порядка 20 млрд куб. м, тогда как в период с 1992 по 1998 год он колебался в пределах 11-13 млрд куб. м. Реализация энергостратегий ЕС, предполагающих сокращение темпов роста потребления газа из-за угроз превышения выбросов диоксида углерода, и России, предполагающей рост потребления на внутреннем рынке страны энергоносителей до 235 млрд куб. м в год, делает угрозу дефицита мощностей несущественной.

 

CERA констатирует, что рост внутреннего спроса на энергию в России, либерализация рынка газа и электроэнергии в ЕС и реализация в ЕС "зеленых" стратегий могут привести к парадоксальному результату: существенному увеличению зависимости Европы от поставок газа из России при росте политико-экономической изоляции ЕС и РФ. По мнению CERA, запасы газа в северных регионах РФ требуют инвестиций в размере порядка 100 млрд. долларов, и в случае политических ограничений на взаимные инвестиции ЕС может потерять влияние на процессы в отрасли в России. При этом CERA подтверждает прогнозы по росту поставок в ЕС СПГ из Персидского залива, однако полагает, что напряженность в отношениях с Россией вызовет одновременный рост цен и на СПГ, и на трубопроводный газ. Выводы CERA звучат для Европы неутешительно - возможно, либерализация при реализации инициатив Еврокомиссии 19 сентября усилит напряженность во взаимоотношениях с Россией и "Газпромом". CERA, фактически солидаризируясь с позицией "Газпрома" и крупных энергоконцернов Европы, E.ON и GdF, призывает к "развитию тесных бизнес-отношений" с российскими компаниями - альтернативы, по мнению аналитиков, уже нет.

 

 



2015-11-27 333 Обсуждений (0)
Основные проблемы, связанные с интеграцией рынков России и ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные проблемы, связанные с интеграцией рынков России и ЕС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)