Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ



2015-11-27 2860 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5.00 из 5.00 4 оценки




ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая работа является дополнением к теоретическому материалу, излагающему основные принципы стратегического управления. Очевидно, что теоретические положения стратегического управления как дисциплины практической имеет ценность только в том случае, если они могут быть реализованы на практике и известны методы их реализации.

В настоящее время появилось достаточно много различной литературы, посвящённой стратегическому управлению. Однако, как правило, авторы публикаций основное внимание уделяют теоретическим аспектам стратегического управления в ущерб практическим рекомендациям. Поэтому мы посчитали нужным изложить в настоящей работе наши соображения относительно структуры стратегического плана предприятия и методик его разработки.

Весь изложенный материал появился в результате преподавания в течение четырёх лет дисциплины «Стратегический менеджмент». Поэтому он носит преимущественно учебный, то есть упрощённый характер. Однако мы уверены в том, что изложенные методы разработки стратегии предприятия могут быть применены (после их доработки) и для решения реальных задач, возникающих в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

В заключение хочется выразить благодарность студентам ГГТУ им. П.О. Сухого за их терпение в изучении рассматриваемой достаточно сложной дисциплины, а также их вполне понятное желание облегчить процесс обучения, которое потребовало от нас разработки подробных алгоритмов применения каждой из методик стратегического управления, а также написания самой этой работы. Особую благодарность хочется выразить студентке гр. МГ-41 Козиновой Е., работа которой легла в основу приведённых примеров использования излагаемых методов стратегического планирования, а также работникам ОАО «Коминтерн» за предоставленную ими ценную информацию о функционировании предприятия.

 


МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Цель оценки степени нестабильности внешней среды:оценка степени нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления предприятием в существующих условиях внешнего окружения.

Основная идея оценки степени нестабильности внешней среды:внешнее окружение предприятия представляет собой совокупность всех внешних по отношению к предприятию явлений, которые потенциально или фактически воздействуют на него. Для предприятия данное воздействие предстаёт в виде разнообразных сил, которые воздействуют на протекание процессов преобразования ресурсов внутри предприятия и взаимодействия предприятия со своим внешним окружением. Следовательно, оценка воздействия внешнего окружения на предприятие предполагает оценку величины сил, воздействующих со стороны него на предприятие.

Однако непосредственное измерение величины данных сил невозможно вследствие их сложной системной природы. Поэтому вводят допущение о том, что величина силы воздействия внешнего окружения на предприятие определяется качественной сущностью внешнего окружения. Следовательно, оценка воздействия внешнего окружения на предприятие может быть сведена к оценке его существенных качественных характеристик.

Однако оценка существенных качественных характеристик внешнего окружения как целостного системного образования чрезвычайно трудна и вряд ли возможно, поэтому делается допущение о том, что при оценке внешнее окружение предприятия можно рассматривать как совокупность факторов, порождающих силы, воздействующие на предприятие, величина которых определяется качественной сущностью указанных факторов. Следовательно, оценка воздействия внешнего окружения на предприятие может быть сведена к оценке существенных качественных характеристик факторов внешнего окружения.

Данный подход имеет два недостатка: а) оценка внешнего окружения становится косвенной, то есть оценивается объект, порождающий силу, а не сама сила; б) при оценке игнорируются системные эффекты взаимодействия составляющих внешнего окружения, которые не сводятся к его факторам. Однако главным достоинством подхода является возможность его реализации на практике.

Итак, при оценке нестабильности внешнего окружения принимаются два допущения:

1. Нестабильность внешнего окружения является интегральной характеристикой нестабильности его факторов.

2. Нестабильность фактора внешнего окружения определяется его определёнными качественными характеристиками, которые могут быть повергнуты оценке и анализу.

Алгоритм оценки степени нестабильности внешнего окружения. В соответствие с принятыми выше допущениями алгоритм оценки степени нестабильности внешнего окружения представляет собой совокупность следующих этапов:

1. Все факторы внешней среды разбиваются на три группы (в соответствие с основными аспектами взаимодействия предприятия с внешней средой): а) связанные с динамикой процесса производства и технологий; б) связанные с динамикой рынков сбыта и потребителей; в) связанные с влиянием на предприятие государства и общества.

2. Внутри каждой из выделенных групп факторов определяются все факторы внешней среды, оказывающие воздействие на предприятие. Затем выбираются наиболее важные из них с точки зрения силы воздействия на протекание преобразовательных процессов на предприятии или их результаты (необходимо выделить минимум по 3 фактора в каждой группе). Пример факторов внешней среды, которые могут подвергнуться анализу, приведён в табл. 1.1 и 1.2.

 

Таблица 1.1

Основные группы факторов общей среды предприятия

 

Группа факторов Факторы
1. Экономические 1.1. Уровень инфляции в стране. 1.2. Платёжеспособность предприятий. 1.3. Бюджетный дефицит. 1.4. Дефицит платёжного баланса страны. 1.5. Государственная политика в области деятельности предприятия. 1.6. Положение отрасли, в которую входит предприятие. 1.7. Уровень безработицы в целом по стране и в отрасли предприятия. 1.8. Налоговая политика в отношении отрасли. 1.9. Таможенная политика.
2. Политические 2.1. Нормативные акты местных и центральных органов власти. 2.2. Политический климат в стране. 2.3. Международные соглашения по тарифам и торговле. 2.4. Протекционизм. 2.5. Правовое регулирование экономики государством. 2.6. Кредитная политика. 2.7. Антимонопольная политика. 2.8. Ограничения со стороны государства на доступ к ресурсам.
3. Рыночные 3.1. Демографические условия Уровень доходов населения и их распределение. 3.3. Уровень конкуренции в отрасли. 3.4. Жизненные циклы различных товаров и услуг. 3.5. Количественные и качественные характеристики рынка, на котором действует предприятие.

Окончание табл. 1.1

 

4. Технологические 4.1. Технологические инновации. 4.2. Изменения в технологии производства. 4.3. Прогресс в использовании сырья и материалов. 4.4. Применение вычислительной техники для управления процессом производства. 4.5. Изменения в процессе получения, передачи, обработки информации. 4.6. Применение прогрессивных средств связи.
5. Социальные 5.1. Социальные ценности, установки, отношения, ожидания и их изменение. 5.2. Отношение между национальностями и национальными образованьями. 5.3. Отношение населения к предпринимательству. 5.4. Роль женщин и национальных меньшинств в обществе. 5.5. Движение в защиту прав потребителей. 5.6. Изменение роли менеджеров в производстве и их социальные установки.
6. Международные 6.1. Возможности выхода на зарубежные рынки 6.2. Таможенная и протекционистская политика зарубежных стран. 6.3. Антидемпинговые меры. 6.4. Зарубежные конкуренты и их оценка. 6.5. Анализ зарубежных рынков.

 

 

Таблица 1.2

Основные элементы рабочей среды предприятия

 

 

Элемент Состав элемента или фактора
1. Поставщики 1. Цены и их динамика на предметы снабжения. 2. Обеспеченность поставщиков необходимыми материальными ресурсами. 3. Отношение с рабочей силой у поставщиков. 4. Отношение фирмы с поставщиком.
2. Посредники 1.Торговые посредники. 2.Фирмы – специалисты по организации товародвижения. 3.Агентства по оказанию маркетинговых услуг. 4.Кредитно-финансовые учреждения.
3. Клиенты 1.Потребительский рынок. 2.Рынок производителей. 3.Рынок промежуточных продавцов. 4.Государственные учреждения. 5.Международный рынок
4. Конкуренты 1.Желания-конкуренты. 2.Товарно-родовые конкуренты. 3.Товарно-видовые конкуренты. 4.Марки-конкуренты. 5.Будущие цели конкурентов. 6.Перспективы и предпосылки развития отрасли относительно конкурентов. 7.Сильные и слабые стороны конкурентов.

Окончание табл. 1.2

 

5. Контактные аудитории 1.Финансовые круги. 2.Средства массовой информации. 3.Государственные учреждения. 4.Гражданские группы действий. 5.Широкая публика. 6.Внутренние контактные аудитории. 7.Местные контактные аудитории.

 

Каждый из факторов, который должен подвергнуться анализу должен быть сформулирован предельно конкретно, например, применение таким-то конкурентом такого-то типа вычислительной техники для автоматизации таких-то технологических процессов.

3. Каждый из выделенных факторов анализируется по следующей схеме:

а) сущность фактора, то есть характеристика существенных качественных сторон фактора в его влиянии на предприятие;

б) механизм воздействия фактора на деятельность предприятия или её результаты, то есть характеристика способов, посредством которых фактор воздействует на деятельность предприятия или её результаты, а также сами аспекты этой деятельности или результаты, испытывающие воздействие фактора (в качестве примера см. табл. 1.3).

Таблица 1.3

Влияние факторов внешней среды на предприятие

 

Фактор внешней среды Влияние фактора на предприятие
1. Социальные изменения Изменение предпочтений потребителей — влияет на потребительский спрос и дизайн товаров. Демографические тенденции — влияют на распределение, потребительский спрос и дизайн товаров.
2. Государственные изменения Новые законы — влияют на цены. Новые приоритеты — влияют на инвестиции, товары, спрос.
3. Экономические изменения Процентные ставки — влияют на расширение производства, стоимость обяза­тельств. Валютный курс — влияет на внутренний и внешний спрос, прибыли. Изменения фактического личного дохода — влияют на спрос.
4. Конкурентные изменения Освоение новых технологий — влияет на ценовые позиции, качество продукта. Появление новых конкурентов — влияет на цены, доли рынка, маржу прибыли. Изменение цен — влияет на долю рынка, маржу прибыли. Появление новых продуктов — влияет на потребительский спрос, рекламные расходы.

Окончание табл. 1.3

 

5. Изменения в сфере поставок   Изменение материальных затрат — влияет на цены, потребительский спрос, маржу прибыли. Изменение в поставках — влияет на производственные процессы, требования к капиталовложениям. Изменение числа поставщиков — влияет на издержки, доступность товаров.
6. Изменения на рынке Появление новых способов использования продуктов — влияет на потребитель­ский спрос, использование производственных мощностей. Появление новых рынков — влияет на каналы распределения, спрос, использова­ние производственных мощностей. Устаревание продуктов — влияет на цены, спрос, использование производственных мощностей.

 

в) тенденции изменения фактора, то есть основные направления изменения существенных качественных сторон фактора в будущем.

Данный анализ является качественным, но с применением, там, где это возможно, количественных методов. Результаты анализа желательно оформить в виде таблицы.

4. На основе результатов качественного анализа факторов внешней среды производится оценка степени их нестабильности при помощи матрицы И. Ансоффа (рис. 1.1). Алгоритм оценки следующий: вначале фактор оценивается по каждому из трёх параметров качественно, например, привычность событий - в пределах экстраполяции опыта; темп изменения – сравнимый с реакцией фирмы; предсказуемость будущего – путём экстраполяции; затем каждая качественная характеристика в соответствие с матрицей переводится в условные баллы, например, привычность событий – 2,1; темп изменения – 2,5; предсказуемость будущего – 1,5.

5. По формуле средней геометрической определяется интегральный показатель степени нестабильности фактора внешней среды (формула (1.1)):

 

, (1.1)

где Нф - интегральный показатель степени нестабильности фактора внешней среды; Пс – значение привычности событий для фактора; Ти – значение темпа изменения фактора; Пб – предсказуемость будущего в отношении изменения фактора.

6. По формуле средней арифметической взвешенной определяется интегральный показатель степени нестабильности каждой из 3 групп факторов (формула (1.2)):

 

, (1.2)

где Нгф - интегральный показатель степени нестабильности группы факторов внешней среды; kф – коэффициент значимости фактора внешней среды внутри группы ( ); n – число факторов, подвергнутых оценке.

 

Характеристика Балл
4 5
1.Привычность событий Привычные В пределах экстраполяции опыта Неожиданные, но имеющие аналогии в прошлом Неожиданные и не имеющие аналогий
2.Темп изменения Медленнее, чем реакция фирмы Сравнимый с реакцией фирмы Быстрее, чем реакция фирмы
3.Предсказуемость будущего По аналогии с прошлым Путем экстраполяции Предсказуемы Частичная предсказуемость Непредсказуемость
Управленческая система (рекомендуемая) На основе контроля На основе экстраполяции Стратегическое планирование Ранжирование стратегических задач, по слабым сигналам и т.д.
                 

 

 

Рис. 1.1. Матрица для степени нестабильности внешней среды и выбора системы управления

 

7. По формуле средней арифметической взвешенной определяется интегральный показатель степени нестабильности внешней среды (формула (1.3)):

 

, (1.3)

где Н - интегральный показатель степени нестабильности внешней среды; kгф – коэффициент значимости группы факторов внешней среды ( ); 3 – число анализируемых групп факторов.

Полученное значение степени нестабильности внешней среды будет находиться в диапазоне от 0 до 5.

8. Исходя из полученного значения степени нестабильности внешней среды, определяется по матрице И. Ансоффа оптимальная система управления предприятием. Она сравнивается с существующей и делается вывод.

 

Пример



2015-11-27 2860 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2860)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)