Преподаватель (разработчик): Аракчеева Ирина Евгеньевна
Тема:Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Теоретические основы дошкольной педагогики
Форма:лекция
Вид:текущая лекция
Методы:словесные методы: монологический (лекция)
Средства:доска, мел, план работы
Цель:формирование знаний о дошкольной педагогике как отрасли педагогической науки, изучение теоретических основ воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Сформировать представления о дошкольной педагогике как отрасли педагогической науки, теоретические основы воспитания детей дошкольного возраста.
2. Развивать у студентов интерес к предмету, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать и обобщать поученный материал, посредством активного слушания лекционного материала.
3. Формировать у студентов умения систематизировать материал, делать выводы и анализ путем вовлечения в процесс совместного обсуждения вопросов.
Литература для преподавателя:
1.Дыбина, О. В. Дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие / О. В. Дыбина ; ТГУ; каф. дошк. педагогики и психологии. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2008. - 88 с.
2.Пенькова, Л. А. Психологическое сопровождение методической работы в ДОУ : учеб.-метод. пособие по изучению дисциплины / Л. А. Пенькова ; ТГУ; каф. дошкольной педагогики и психологии. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2008. - 122 с.
3.Тумакова, О. Е. Педагогическая гармония : учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования воспитателей детского сада / О. Е. Тумакова, И. В. Руденко. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2010. – 126
4.Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288с.
Количество часов:2 часа
I
1 минут
«Здравствуйте, уважаемые студенты. Я ваш преподаватель Аракчеева Ирина Евгеньевна. Предмет называется «Дошкольная педагогика».
II
10 минут
Сегодня вашему вниманию я представляю лекцию, которая называется «Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Теоретические основы дошкольной педагогики».
Наша с вами цель раскрыть понятие дошкольная педагогика, определить место дошкольной педагогики в системе научно-педагогического знания, ее предмет, методы, категории и связи со смежными науками.
Запишем план работы:
1. Становление и развитие дошкольной педагогики.
2. Предмет дошкольной педагогики как науки.
3. Основные категории дошкольной педагогики.
4. Связь дошкольной педагогики с другими науками.
III ?
55 минут
!
!
?
!
!
!
!
!
!
Вывод
Давайте сначала разберемся, что же такое дошкольное детство? Дайте определение своими словами «дошкольная педагогика».
Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе народного образования. Теперь запишем:
Дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева) .Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе) .Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова) .Как вы думаете, какое место занимает пе6дагог в воспитании детей? В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.
1. Становление и развитие дошкольной педагогики
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней. Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782-1852), который является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет.В начале XX в. широкое распространение получила и система дошкольного воспитания, созданная Марией Монтессори (1870-1952). Главная ценность воспитания в системе Монтессори - стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.
Историю становления и развития дошкольного воспитания в России начнем с Киевской Руси, где воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно.В 1802 г. В России впервые было создано министерство народного просвещения, и начала складываться система образования. В 1832 г. при Гатчинском воспитательном доме открыли небольшую экспериментальную школу для малолетних детей. Они находились там целый день - ели, пили, малыши занимались играми, по большей части на воздухе; старших обучали грамоте, письму, счету и пению.
В 60-е гг. XIX в. стали открываться первые детские сады. Они работали по системе Ф. Фребеля. Детские сады были платные, частные. В 1866-1869 гг. выходил специальный педагогический журнал «Детский сад». Его редакторы - А.С. Симонович и Л.М. Симонович. А.С. Симонович открыла несколько детских садов. На основе своей педагогической деятельности она разработала некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Цель детских садов - физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.
В 1938 г. были разработаны устав ДУ и программно-методические указания под названием «Руководство для воспитателей детских садов» - целью дошкольного воспитания в детском саду было всестороннее и гармоничное развитие детей. Оно включало 7 разделов: 1. Физическое воспитание. 2. Игра. 3. Развитие речи. 4. Рисование. 5. Лепка и занятия с другими материалами. 6. Музыкальные занятия. 7. Знакомство с природой и развитие первоначальных математических знаний.
Итак, мы видим, что становление дошкольной педагогики проходило довольно долго, и с каждым разом становилась более приемлемая для общества, а точнее для воспитания детей. Хочу отметить, что и по сей день некоторые детские сады работают по методике Монтессори.
?
!
!
!
Вывод
2. Предмет дошкольной педагогики как науки
Как вы думаете, что является предметом дошкольной педагогики? Предметом в дошкольной педагогике является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.
Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту.Итак, разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.
!
?
?
!
Вывод
3. Основные категории дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.Как вы думаете, чем отличается воспитание от развития? Чем отличается обучение от формирования?
А теперь запишем определение этих понятий.
Воспитание - целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности ребенка.Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.На современном этапе кроме основных категорий дошкольной педагогики, по мнению ряда ученых в частности Козловой, Куликовой, Бабуновой, Реан, Бордовской и др. введена: Субкультура детства - категория, которая характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностных ориентациях, которая проявляется в вопросах, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора.
Итак, с помощью этого вопроса мы смогли с вами понять и теперь уже различать такие понятия как: воспитание, обучение, развитие, формирование.
?
?
!
!
!
Вывод
4. Связь дошкольной педагогики с другими науками
Как вы думаете, с какими науками тесно связана дошкольная педагогика? Какие науки приоритетные, а какие занимают вторую позицию?Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие. Фундаментом педагогики является философия воспитания, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущностей человека, разобраться в причинах поведения ребенка, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология.
Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.
Возрастная психология, исследуя закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека, помогает педагогике ориентироваться в познавательных возможностях, восприимчивости детей разного возраста к тем или иным воздействиям. Социальная психология изучает особенности формирования личности, включенной в различные социальные группы, помогает педагогике разработать методы и средства воздействия коллектива на личность. Интеграция педагогических и психологических наук привела к возникновению пограничных отраслей - педагогической психологии и психопедагогики: педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения, психологические закономерности педагогического воздействия на формирование личности.
В этом вопросе мы раскрыли и охарактеризовали связи дошкольной педагогики с другими науками. Есть науки которые тесно связаны с дошкольной педагогикой, а есть науки которые связаны только частично с дошкольной педагогикой.
IV
15 минут ?
Первичное закрепление материала:
1.Назовите создателей системы дошкольного воспитания. Что они говорили о дошкольном воспитании?2.В каком году был разработан устав дошкольного учреждения? Назовите разделы всестороннего развития детей?3. Что является предметом дошкольной педагогики? 4. Чем отличается воспитание от развития, обучение от формирования?
V
15 мин
Домашнее задание
Разработать модель (схему) «Связь дошкольной педагогики с другими науками».
Литература для студентов:
1.Дыбина, О. В. Дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие / О. В. Дыбина ; ТГУ; каф. дошк. педагогики и психологии. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2008. - 88 с.
2.Пенькова, Л. А. Психологическое сопровождение методической работы в ДОУ : учеб.-метод. пособие по изучению дисциплины / Л. А. Пенькова ; ТГУ; каф. дошкольной педагогики и психологии. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2008. - 122 с.
3.Тумакова, О. Е. Педагогическая гармония : учеб.-метод. пособие для доп. проф. образования воспитателей детского сада / О. Е. Тумакова, И. В. Руденко. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2010. – 126
4.Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288с.