Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел I. Музей как научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение



2015-11-27 2259 Обсуждений (0)
Раздел I. Музей как научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение 4.80 из 5.00 5 оценок




1. Понятие музея. Краткая история развития музейного дела. 2. Классификация музеев.

3. Структура музея. 4. Учебные заведения, готовящие специалистов для работы в музее.

 

1. Музей, музейное дело, музееведение:

АКТУАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДИЯ, деятельность, направленная на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. В практической сфере сложились определённые направления использования объектов: по первоначальному назначению; по назначению, отличному от первоначального, но не наносящему ущерб ценным качествам объектов; в целях презентации и изучения. Во многих случаях в качестве приоритетного или единственно возможного способа актуализация наследия рассматривается его музеефикация.

ГЕРАЛЬДИКА, вспомогательная историческая дисциплина, описывающая и изучающая гербы. Результаты исследований геральдики широко используются в музейном деле. Геральдика тесно связана с такими вспомогательными историческими дисциплинами, как генеалогия (герб олицетворяет род или фамилию), сфрагистика, нумизматика (гербы изображаются на печатях и монетах), эпиграфика (для изображения гербов использовался различный материал). Являясь составной частью вспомогательной исторической дисциплины эмблематики, геральдика уделяет особое внимание исследованию связи между символом, эмблемой и гербом. Так, герб является частным случаем эмблемы, а эмблема – разновидностью символа. С другой стороны, на гербах присутствуют символы – знаки, иносказательно указывающие на некое понятие и явление.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ, одна из социальных функций музея, предполагающая целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных процессов и явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем. Функция документирования реализуется музеем преимущественно в процессе научного комплектования фондов и научно-фондовой работы.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЕЙНАЯ(от латинского «interpretatio»разъяснение, истолкование), сложный, многоуровневый процесс истолкования объектов культурного и природного наследия в контексте музейного собрания, музейной экспозиции. Являясь неотъемлемой частью процесса познания, музейная интерпретация присутствует на всех этапах работы с музейным предметом: от комплектования музейных фондов до экскурсии и публикации. Интерпретируя наследие на основе научных методов познания, музей осуществляет свои социальные функции и миссию, формирует и актуализирует культуру, выступает транслятором социальной памяти, оказывает влияние на формирование общественного сознания.

ИСТОРИЧЕСКОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, структурная часть музееведения, изучающая музейные процессы в их исторической динамике, т.е. процессы возникновения и развития музея как культурной формы, учреждений музейного типа, музееведческой мысли, весь ход формирования музейного мира. До середины 20 века изучалось преимущественно в рамках истории мировой культуры. В высших учебных заведениях историческое музееведение преподается в качестве учебной дисциплины как «История музейного дела».

 

ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА, составная часть музееведения. Изучает возникновение, развитие, практику работы музеев, музейную сеть и организацию музейного дела на разных этапах исторического развития.

КОММУНИКАЦИЯ МУЗЕЙНАЯ, процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом. Базовой формой музейной коммуникации является музейная экспозиция, основывающаяся на подлиннике и интерпретирующая культурное и природное наследие. Понятие «музейная коммуникация» введено в научный оборот в 1968 году канадским музеологом Д.Ф. Камероном и отражает потребность переосмысления музея как института социальной памяти, участвующего в постоянном диалоге с обществом. Образовательные аспекты музейной коммуникации изучает музейная педагогика, поведенческие – музейная психология.

 

КОНВЕНЦИИ ЮНЕСКО по охране культурного и природного наследия, международные документы, направленные на выявление и сохранение наиболее ценных объектов мирового культурного и природного наследия. Конвенцией 1972 года определены понятие «Всемирное историко-культурное и природное наследие», а также обязанности государств, подписавших Конвенцию, критерии отбора и порядок внесения объектов в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2003 году ЮНЕСКО принята «Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия».

 

КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ, совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. Одной из культурных форм, выработанных человечеством для сохранения и трансляции культурного и природного наследия, является музей.

 

МЕЦЕНАТСТВО, покровительство, материальная поддержка деятелей культуры, культурных начинаний и учреждений лицами, обладающими материальными либо властными ресурсами. Символом меценатства является древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат (1 век до нашей эры), покровитель поэтов и художников. Меценатство носит преимущественно бескорыстный характер. Сыграло значительную роль в становлении и развитии музеев, частного коллекционирования. В России меценатство известно с конца 18 века; явлением культуры стало в 19 веке благодаря деятельности представителей богатого дворянства, а на рубеже 19–20 веков – и купечества. Современное меценатство представляет собой одну из форм взаимодействия между сферами культуры и финансов, где основные позиции заняло спонсорство.

 

МИССИЯ МУЗЕЯ, 1) предназначение (сверхзадача) музея определяемая как генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия. 2) Элемент стратегического планирования деятельности конкретного музея, программное заявление, в котором сформулированы главная цель музея, его роль и общественная сущность, принципы его функционирования. Не являясь юридическим документом, программное заявление служит (наряду с Уставом музея) основополагающим компонентом разработки средне- и долгосрочной музейной политики и планирования. Уточняется и пересматривается с определенной периодичностью.

 

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ (МУЗЕОЛОГИЯ), наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания и изучающая закономерности генезиса и функционирования музея, его взаимодействия с наследием и обществом. Основными структурными частями музееведения являются историческое музееведение (история музейного дела), теоретическое музееведение, прикладное музееведение. На границе с другими науками складываются музейное источниковедение, музейная педагогика, музейная социология, музейная психология. Музееведение (музеология) исторически возникло, как рефлексия на музейную деятельность внутри самого музея в процессе его становления и развития и было нацелено на профессиональную подготовку к музейной деятельности. Становление Музееведения как науки происходит в последней трети 20 века; процесс не завершен.

МУЗЕЕФИКАЦИЯ, процесс преобразования историко-культурных и природных объектов в музейные объекты. Предполагает этапы их выявления, исследования, консервации, реставрации, экспозиционной интерпретации и дальнейшего использования в качестве объектов музейного показа. В широком смысле термин «музеефикация» относится к любым объектам музейного значения, однако чаще употребляется в отношении недвижимых, нематериальных и средовых объектов; в результате их музеефикации возникают ансамблевые музеи и средовые музеи. Термин «музеефикация.» впервые употреблен Ф.И. Шмитом, стал широко использоваться в советской музееведческой литературе во второй половине 20 века в период активного возникновения и развития музеев-заповедников.

 

МУЗЕЙ, (латинское «museum» от греческого «museion» – храм муз), культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и, трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической эволюции музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы – музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия.

 

МУЗЕЙ, это средство сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия. Музей, как и любой социальный институт, в ходе исторического развития претерпел определенные трансформации. За более чем два тысячелетия существования музея как социального института изменилось его понимание и использование. Однако фундаментальное его общественное назначение не изменилось и, видимо, останется определяющим его сущность в обозримом будущем – это сохранять, презентовать и транслировать из прошлого в будущее главные ценности и достижения, соответствующие аксиологическим представлениям своего времени. (Профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств А.М. Кулемзин).

 

МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ, целенаправленно формируемая совокупность музеев, либо совокупность конкретных групп музеев (определенного профиля, типа), действующих на определенной территории. Организационные формы музейной сети складывались на протяжении 20 века в целях равномерного размещения музеев по стране, рационального использования культурных ресурсов. Политика формирования и формы организации музейной сети являются одними из направлений культурной политики государства в деле сохранения и представления национального культурного и природного наследия.

 

МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР, тип многофункционального учреждения, в состав которого входят различные учреждения культуры (музей, библиотека, архив, издательские и образовательные центры и др.). Музейно-выставочный центр также может включать в себя учреждения музейного типа, художественные салоны, выставочные залы, творческие и реставрационные мастерские, центры охраны памятников. В музейном мире РФ существуют различные варианты их объединения для решения общих задач по охране и презентации историко-культурного наследия (музейно-выставочный комплекс, музейный центр). Характеризуется интенсивной выставочной деятельностью, широким спектром форм культурно-образовательной деятельности. Для многопрофильных музейно-выставочных центров характерно сосуществование различных коллекций и даже музеев, объединенных преимущественно по региональному признаку; часто такие центры являются муниципальными образованиями, концентрирующими в своих стенах все аспекты культурной жизни города.

 

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО, область культурной деятельности, нацеленной на обеспечение функционирования музея как учреждения и выполнения им социальных функций музея. Становление музейного дела неразрывно связано с формированием направлений музейной деятельности и музейных профессий. В 20 веке музейное дело становится объектом культурной политики государства. В разных странах имеет свою специфику.

 

МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, одна из форм организации музейной сети и управления музеями в России, направленная на оптимизацию управления музейным делом в регионе с целью рационального использования местного культурного и природного наследия в условиях ограниченных ресурсов. Музейное объединение предполагает включение музеев различных или однородных типов и профилей, централизацию фондов, управленческих и финансовых ресурсов, системы комплектования и учета, научной и методической работы, проведение более эффективной выставочной деятельности, организации туристических потоков. В 80-е годы 20 века был выработан оптимальный для того времени вариант централизации – взаимодействие музеев в качестве соподчиненных субъектов с централизованным сохранением наиболее важных музейных функций в головном музее, с четким разграничением сфер кооперирования и форм взаимодействия. В дальнейшем деятельность музейных объединений была переориентирована на большую инициативу музеев, поиск самобытных форм и методов работы.

 

МУЗЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, совокупность ресурсов, методов, стратегий и профессиональных действий, позволяющих музею выполнять социальные функции музея. Применение музейных технологий открывает широкие возможности для развития экспозиционно-выставочной, учётно-фондовой, научно-исследовательской деятельности (информационные технологии в музее), совершенствования управления музеями (технологии музейного менеджмента), реализации потенциала культурно-образовательной деятельности (технологии музейного маркетинга, музейная интерактивность), привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов (фандрайзинг) и др.

 

МУЗЕЙНЫЙ МИР, исторически сформировавшееся культурное пространство, охватывающее объекты истории, культуры, природы, признанные обществом ценными и потому подлежащие сохранению, и передаче будущим поколениям в качестве социально значимого культурно-исторического опыта. Также включает в себя всю совокупность людей, знаний, идей, учреждений, служащих этой цели. Музейный мир имеет тенденцию к постоянному расширению.

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, основа функционирования музея, обеспечивающая выполнение миссии музея и заключающаяся в получении новых знаний. Осуществляется на основе накопления источников знаний, их изучения и введения в научный и общекультурный оборот. Имеет два направления: 1) изучение музейных предметов, предметов музейного значения, коллекций, недвижимых памятников, среды, нематериального культурного наследия, осуществляемое методами профильных научных дисциплин; 2) музееведческие исследования. Научно-исследовательская деятельность конкретного музея определяется его целями и задачами (научной концепцией музея) и проводится в соответствии с существующими юридическими, этическими и научными практиками.

НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ, часть культурного наследия, совокупность материальных и нематериальных ценностей, признаваемая особым достижением в области национальной культуры. Является предметом национальной гордости, фактором становления и развития самосознания нации, народности.

НОВАЯ МУЗЕОЛОГИЯ, направление зарубежной музеологии, возникшее в 80-х годах 20 века на основе теоретического обобщения опыта развития общинных музеев, экомузеев и других музеев нового типа. Музей рассматривается новой музеологией, прежде всего как форма, нацеленная на решение актуальных проблем местного сообщества. Основателями «новой музеологии» являются французские музеологи Ж.-А. Ривьер и Ю.Де Варин, сформулировавшие ее важнейшие положения, зафиксированные в так называемой Квебекской декларации (1984). Особое распространение идеи «новой музеологии» получили в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки. «Новая музеология» оказывает определенное влияние на современную музейную практику в РФ.

 

НУМИЗМАТИКА(от латинского «numisma» – монета), вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением монет, а также медалей, жетонов, орденов, значков и их источниковедческим анализом. Нумизматика выросла из собирательства редких или по каким-то причинам представлявших интерес для коллекционеров монет и в этом смысле близка к антикварному и музейному делу. Сегодня основу нумизматического исследования составляет расшифровка изображений и знаков и установление государственной принадлежности монеты, даты и места чеканки, номинала, весовой нормы, пробы драгоценного металла, из которого изготовлена монета и т.д. Немаловажным является и сравнение между собой монет одного типа, поскольку они могут отличаться друг от друга в деталях. В наши дни богатые нумизматические коллекции находятся в таких музеях как Эрмитаж и Исторический музей (ГИМ). Небольшие коллекции имеются почти во всех краеведческих музеях страны.

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ, единица наследия, устойчивая во времени и пространстве, ценностная составляющая актуальной культуры, представленная в материальном и нематериальном выражениях.

ПАМЯТНИК, 1) в исторической социальной коммуникации – знак, отсылающий реципиента к определенному явлению, имевшему место в прошлом, для осуществления акта передачи или актуализации социально значимой информации; 2) в правовой сфере – статус, который присваивается объектам культурного и природного наследия, обладающим особой ценностью для общества. Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002), памятники делятся на: единичные объекты, ансамбли и достопримечательные места. По категории значимости – на объекты федерального, регионального и местного значения; по форме собственности – на государственные (федеральные, субъектов РФ), муниципальные и частные. Типологически подразделяются на памятники археологии, истории, архитектуры и монументального искусства. Включаются в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Государством гарантируется охрана памятников.

ПАМЯТНИКОВЕДЕНИЕ, область знаний о памятниках истории и культуры. В музейном деле – особый вид источниковедческой работы, связанный с документированием и экспонированием памятников, с подготовкой проектов формирования историко-культурной среды. Памятниковедческие исследования носят междисциплинарный характер и разрабатываются на стыке истории, культурологии, искусствознания, музееведения, а также профильных научных дисциплин – археологии, архитектуры, градостроительства и др. Введение в научный оборот термина и разработка теоретических основ относится к 80-м годам 20 века.

ПАРАМУЗЕИ, в зарубежной музеологии – учреждения музейного типа, хранящие и экспонирующие не подлинные музейные предметы, а воспроизведения музейных предметов (объектов) или объекты, специально созданные для иллюстрирования исторических событий и явлений: восковые фигуры, высококачественные репродукции произведений искусства, предметные комплексы, новоделы и т.п.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОЕ, процесс системной разработки концепций, форм, способов, методов построения музейных учреждений и их систем, а также научного содержания всех направлений музейной деятельности. Результаты музейного проектирования могут быть представлены в форме проектов новых музеев и музейных сетей, научных и художественных проектов музейных экспозиций и выставок, концепций и программ комплектования и осуществления культурно-образовательной деятельности. Музейное проектирование является той сферой деятельности, в которой новейшие достижения музееведения и смежных наук внедряются непосредственно в музейную практику.

ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ, специализация музея, которая определяется связью собрания музейного и/или музейного объекта с какой-либо отраслью науки или сферой деятельности. Профиль музея оказывает влияние на все направления деятельности музея. Современная музейная сеть РФ включает в себя основные исторически сложившиеся профильные группы музеев: исторические, художественные, литературные, музыки и театра, естественнонаучные, науки и техники, промышленные, педагогические, комплексные музеи. Основные группы подразделяются в соответствии с более узкими профильными дисциплинами: группа исторических музеев включает в себя археологические, военно-исторические, этнографические и др.; в группу естественнонаучных музеев входят палеонтологические, ботанические сады, зоопарки и пр. В мировой практике существует разделение музеев на гуманитарные музеи, искусствоведческие, естественнонаучные, научно-технические, отраслевые. Разнообразие профильных групп продолжает возрастать. Тенденцией общемирового музейного развития является рост числа как комплексных музеев, соединяющих характеристики двух или более профильных групп, так и узко-профильных, тематических музеев.

 

РАРИТЕТ (немецкое «raritat» от латинского «raritas» – редкость), предмет, ценностное значение которого заключается, прежде всего, в его редкости. В современном музееведении понятие «раритет» используют применительно к предметам, существующим в нескольких экземплярах (в отличие от типового предмета и уникума).

РЕЛИКВИЯ,особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии. Хранящиеся в российских военно-исторических музеях реликвии являются памятниками ратной славы России, предметами, связанными как с именами великих полководцев, так и личностями простых, часто безвестных воинов, если эти предметы олицетворяют собой героизм, особое мужество и стойкость духа русского народа.

 

СВОД ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, многотомное научно-справочное издание энциклопедического характера, включающее основные сведения о недвижимых памятниках истории и культуры страны. Начал создаваться в соответствии с постановлением Коллегии Министерства культуры СССР и Президиума АН СССР (1967) с целью выявления, изучения, систематизации и популяризации объектов ценного культурного наследия. Издание Свода, первоначальный замысел которого претерпел некоторую трансформацию, продолжается в регионах исключительно при поддержке местных администраций.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЕЯ, исторически формирующиеся и изменяющиеся формы общественного назначения/использования музея как многофункционального учреждения, реализуемые в основных направлениях музейной деятельности. В музееведении выделяют основные социальные функции музея: 1) функция документирования явлений и процессов в природе и обществе посредством сохранения и освоения культурного и природного наследия; ряд музееведов подразделяет ее на функции документирования, хранения и исследования; 2) функции образования и воспитания. В конце 20 века в связи с акцентированием роли человека как субъекта музейной коммуникации исследователи признали за музеем также функции рекреационную и коммуникативную. В современном музееведении выделяются также: репрезентативная, информационная, эстетическая, экономическая и другие функции. Проблема социальных функций музея является предметом дискуссий.

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЕЙНАЯ, изучающая закономерности развития музея как социального института, его взаимоотношения с обществом. Возникла в конце 19 – начале 20 века в результате массового распространения общедоступных музеев. Развитие музейной социологии направлено на изучение музейной аудитории с целью реализации миссии музея в социуме. Использует разнообразные и многоуровневые методики в зависимости от целей и задач исследований, среди которых наиболее распространены: пилотажное исследование, мониторинг, наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование).

 

СФРАГИСТИКА (от греческого «сфрагис» – печать), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, а также пломбы, цилиндры, буллы, геммы, скарабеи, керамические и гончарные клейма, знаки-штампы, кустодии и т.д. Сфрагистика изучает как матрицы печатей, т.е. рисунки печатей, вырезанные на твердых предметах, так и их оттиски, т.е. отпечатки. Основная функция печатей – удостоверение предметов и документов.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, структурная часть музееведения, изучающая наиболее общие закономерности развития и функционирования музея. В российской музееведческой литературе принято предложенное З. Странским и развитое А.М. Разгоном подразделение теоретического музееведения на общую теорию музееведения, теорию документирования, теорию тезаврирования, теорию музейной коммуникации. Общая теория музееведения изучает объект, предмет, методы музееведения, исследует природу «музейной потребности» человека, феномен музейного предмета и музейного объекта, музей как культурную форму и социальные функции музея, разрабатывает классификацию музеев, научные основы всех видов музейной деятельности, терминологический аппарат и т.д. Теория документирования исследует сущность музейного значения и музейной ценности объектов окружающей действительности и является научной основой комплектования музейного собрания. Предметом теории тезаврирования является информационный потенциал музейных предметов и характеристики их как материальной основы информации, принципы формирования коллекций; теория тезаврирования формирует научную основу фондовой работы. Теория музейной коммуникации исследует музей как коммуникационную систему, проблемы взаимодействия музея и общества и является научной основой экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Теоретическое музееведение складывается в последней трети 20 в. позже прикладного музееведения и исторического музееведения; это наименее разработанная часть музееведения и его структурные части находятся на стадии формирования.

ТЕРМИНОЛОГИЯ МУЗЕЙНАЯ, постоянно развивающаяся и пополняющаяся система терминов, обозначающих музееведческие понятия, используемые в профессиональной среде музейных работников и музееведов. Включает термины, которые употребляются в музейной практике и в теоретических исследованиях, в т.ч. термины из других наук, которые приобрели специфическое значение в музееведении.

 

УНИКУМ(от латинского «unicum» – единственный в своём роде, необыкновенный), единственный в своём роде объект культурного и природного наследия, отличающийся своеобразием и неповторимостью, особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидностью уникума являются особо чтимые, исключительные по своей значимости мемориальные предметы и реликвии. К уникумам относят также сохранившиеся в единственном экземпляре предметы, отражающие типичное явление. Собрания особо ценных предметов образуют уникальные коллекции.

2. Классификация музеев:

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, музеи естественнонаучного профиля (см. Естественнонаучные музеи), собрания которых отражают происхождение и становление человека.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, музеи исторического профиля (см. Исторические музеи), собрания которых документируют древнюю и средневековую историю человеческого общества. К археологическим музеям относятся и музеи, созданные на территории археологических раскопок с выдающимися по научному и художественному значению памятниками. Такие музеи могут быть объявлены историко-культурными музеями-заповедниками.

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ МУЗЕИ, профильная группа музеев (см. Профиль музея), собрания которых документируют историю и современное состояние архитектуры и градостроительства. Разновидностью архитектурного музея являются комплексы, ансамбли и отдельные памятники особой историко-архитектурной ценности, а также музеи, посвящённые жизни и деятельности выдающихся архитекторов, в т.ч. мемориальные музеи. См. также: Историко-архитектурные музеи, Музеи-ансамбли, Музеи-памятники, Музеи под открытым небом.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, музеи естественнонаучного профиля (см. Естественнонаучные музеи), собрания которых отражают различные процессы и явления живой природы, а также проблемы, связанные с их изучением. К числу проблем, раскрываемых в биологических музеях, относятся морфология. Физиология, систематика растений и животных, эволюция их видов, некоторые аспекты экологии и т.д.

 

БОТАНИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, музеи естественнонаучного профиля (см. Естественнонаучные музеи), собрания которых характеризуют морфологию, систематику, распространение и хозяйственное использование растений.

ВЕДОМСТВЕННЫЕ МУЗЕИ, группа музеев, которые находятся в ведении различных министерств и ведомств в качестве структурных подразделений. Отвечают задачам представления и развития какого-либо отраслевого ведомства – образования, путей сообщения, здравоохранения и т.д., силовых министерств (обороны, внутренних дел и т.д.), а также научных (например, Академии наук) и общественных организаций (профсоюзов, партий, обществ). Значительная часть ведомственных музеев – музеи образовательных учреждений. Вневедомственные музеи являются одной из представительных групп музеев РФ.

 

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, музеи исторического профиля (см. Исторические музеи), собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. Подразделяются на музеи общей военной истории; музеи отдельных отраслей военного дела (артиллерийские, военно-морские, авиационные и пр.); музеи истории воинских подразделений; музеи, посвящённые значительным военным событиям и выдающимся полководцам, в т.ч. мемориальные музеи и памятники.

 

ГАЛЕРЕИ (фр. «galerie»), специализированные художественные коллекции, которые различаются тематически, хронологически, по видам и жанрам; галереи являются одним из типов художественного музея либо разделом музея. В истории музейного дела создание галереи зачастую предшествовало появлению художественных музеев. В 20 веке понятие «галерея» расширилось: галереями называются доступные для обозрения коллекции разнородных памятников материальной культуры; художественные салоны, в которых проводятся выставки-продажи произведений искусства.

 

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, музеи естественнонаучного профиля (см. Естественнонаучные музеи), собрания которых отражают историю развития и строения Земли. Существуют более узкие профильные группы геологических музеев – минералогические, горные.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ, группа музеев, которые являются собственностью государства и финансируются из его бюджета. Первым государственным музеем в России принято считать Петербургскую Кунсткамеру (1714). С 1918 года осуществляется целенаправленное формирование государственной музейной сети. Государственные музеи находятся в ведении Министерства культуры РФ и составляют наиболее представительную группу в современном музейном мире России.

ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ, учреждение музейного типа, для которого характерны ориентация на целевую музейную аудиторию (дети); приоритет образовательно-воспитательной функции, дополненной осуществлением социальной адаптации ребенка к окружающей действительности; интерактивная музейная экспозиция, стимулирующая творческую и игровую деятельность детей. Детский музей представляет собой синтетическую форму, являясь одновременно музеем, школой, игровой площадкой, творческой мастерской, клубом. Может существовать как самостоятельная структура, входить в состав традиционного музея на правах отдела или филиала («музей в музее»), быть частью иных учреждений культуры и образования для детей. Институция детского музея формируется одновременно с термином с конца 19 века.

ДОМ-МУЗЕЙ, 1) мемориальный музей, созданный в здании, связанном с историческим событием или исторической личностью; 2) историко-бытовой или историко-художественный музей, созданный в здании, типичном для определенного социального слоя или архитектурного стиля, в котором сохраняются или воссоздаются типичные интерьеры и бытовая обстановка.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ МУЗЕИ, профильная группа музеев, собрания которых документируют процессы, происходящие в природе, взаимодействие природы и общества, а также развитие естественнонаучных дисциплин. Антропологические, биологические, ботанические, геологические, зоологические, минералогические, палеонтологические, почвенные и другие музеи входят в эту группу музеев. К естественнонаучным музеям относятся музеи природы и отделы природы краеведческих музеев, а также мемориальные музеи, посвящённые выдающимся естествоиспытателям. К этой профильной группе примыкают медицинские музеи.

 

ЗООЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, музеи естественнонаучного профиля (см. Естественнонаучные музеи), собрания которых отражают морфологию, систематику, распространение и хозяйственное использование животных.

 

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ МУЗЕИ, музеи архитектурного профиля (см. Архитектурные музеи), созданные на основе музеефикации ансамблей, комплексов или отдельных памятников гражданской и культовой архитектуры, народного и оборонного зодчества.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, профильная группа музеев, собрания которых документируют историю развития человеческого общества. Подразделяются на общеисторические (музеи истории страны, края, города); военно-исторические, археологические, этнографические; истории отдельных учреждений; музеи, посвящённые выдающимся историческим событиям и деятелям, в т. ч. мемориальные музеи.

 

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, художественный музей, собрания которого содержат главным образом произведения живописи и графики.

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ, изучение и группировка музеев по определенным организационным, правовым и содержательным признакам. Принципы классификации музеев определяются поставленными целями – научными, административно-управленческими, юридическими и пр. В отечественном музееведении музеи подразделяются по: 1) профильным группам (см. Профиль музея); 2) организационным типам (научно-исследовательские, научно-просветительские, учебные); 3) доминантному типу хранимого музеем наследия (коллекционные музеи, ансамблевые музеи, средовые музеи); 4) категориям культурной значимости (музеи федерального, регионального и местного значения; музеи – особо ценные объекты культурного наследия; музеи, входящие в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО); 5) видам собственности – государственные музеи (федеральные, субъекта РФ), муниципальные музеи, общественные музеи, частные музеи; 6) по правовому статусу (головные музеи, филиалы). В музееведении также используется традиционно устоявшаяся классификация музеев по принадлежности (государственные, муниципальные, общественные, частные, ведомственные музеи, церковные музеи), и выделены группы музеев, обладающих специфическими признаками (мемориальные музеи, краеведческие музеи). Также в музейном мире функционируют учреждения музейного типа, виртуальные музеи, решающие конкретные задачи и исполняющие лишь отдельные функции музея. Рамки групп музеев достаточно подвижны; они могут изменяться в соответствии с развитием музееведения, музейной сети, форм и целей музейной деятельности.

 

КОЛЛЕКЦИОННЫЙ МУЗЕЙ, музей, деятельность которого базируется в первую очередь на коллекциях движимых объектов. Исторически коллекционные музеи наиболее древний и распространенный тип музея, сложившийся ранее ансамблевых музеев и средовых музеев. Термин «коллекционный музей» стал применяться в российском музееведении в конце 80-х годов 20 века в связи с введением классификации музеев по доминантному типу хранимого музеем наследия.

 

КОРПОРАТИВНЫЕ МУЗЕИ, разновидность ведомственных музеев, структурные подразделения, как правило, негосударственных учреждений и предприятий, преимущественно ориентированных на решение корпоративных задач. Появились в 90-е годы 20 века, постепенно становятся неотъемлемой частью имиджа компаний мирового уровня. Не имеют официального статуса музеев, т.к. не являются самостоятельными юридическими лицами.

 

МЕМОРИАЛ (от латинского «memorialis» – памятный), архитектурный ансамбль, воздвигаемый на памятном месте в память об историческом событии или выдающейся личности. Мемориал, как правило, представляет собой синтез архитектуры, в том числе садово-парковой, малых архитектурных форм и монументальной скульптуры; может включать живопись, музыку и т.д. Э<



2015-11-27 2259 Обсуждений (0)
Раздел I. Музей как научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Раздел I. Музей как научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)