Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Плетение поясов «Агашник» ( на пальцах)



2015-11-27 973 Обсуждений (0)
Плетение поясов «Агашник» ( на пальцах) 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура образовательного мероприятия

 

Таблица 1

 

этап содержание время Место проведения
1. Подготовительный Подготовка эскизов, наглядных материалов, учебного оборудования (раздаточный материал, схемы и т.д.) Подготовка презентации: «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства.«Ткачество»   2. Подготовка презентации « Славянские символы в декоративном искусстве» Разработка и выполнение учащимися ДШИ эскизов в цвете для последующей росписи досок.   3. Подготовка презентации «Ярмарка мастеров»   2 недели   -г.Зеленоградск , МАОУ ООШ прогимназия «Вектор»   ДШИ г.Приморск     - г. Советск МБОУ ОО Школа № 8     - Мамоново    
2. Проведение     2.1. вводный     2.2. Основной     Знакомство с традициями русской культуры; Показ образцов; Рассказ; Показ презентации; Выполнение практической работы.   Знакомство с традициями русской культуры; Показ образцов; Рассказ; Показ презентации; Мастер-класс: -плетение кос -роспись досок -плетение поясов на пальцах «Агашник» -выпиливание досок         2 уч.часа     1,5 уч.часа   -г.Зеленоградск , МАОУ ООШ прогимназия «Вектор»   г.Приморск - г. Советск г.Мамоново   г.Калининград «Школа будущего» посёлок .Б.Исаково    
3. Заключительный Обсуждение работ, заполнение учащимися анкет, фотография на память с готовыми работами 0,5 уч.часа г.Калининград «Школа будущего» посёлок .Б.Исаково    

 

ТЕМА. Реализация современных педагогических технологий на уроках технологии в процессе внеурочной деятельности. Образовательное мероприятие «Русские умельцы»

 

2. ЦЕЛЬ: - сформировать первоначальные знания учащихся о традициях русского народа;

- пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству русского народа; - создать условия для развития творческого потенциала личности

 

2.1. ЗАДАЧИ: а) обучающие – ознакомление с основными приемами ткачества дерганьем. (Плетение поясов на пальцах «Агашник»); художественными традициями плетении кос, с техникой изготовления и росписи разделочных досок

б) развивающие - развитие интереса к народному и декоративно- прикладному искусству; – развитие художественного вкуса и творческой активности детей;

- развитие мелкой моторики

в) воспитательные - формирование основ русских традиций; - формирование мировоззренческого понимания основ русской культуры; - умение общаться в коллективе; - воспитание трудолюбия, усидчивости и аккуратности.

 

Целевая группа: учащиеся 5-6 классов.

 

2.2.ЗУНКи:

 

Результаты проведения образовательного мероприятия у обучающихся:

-Получение новых знаний о символике русского народа, основных элементах русского костюма, о декоративно-прикладном творчестве, о наиболее известных художественных промыслах.

 

-Применение полученных знаний для выполнения практических работ.

 

-Определение последовательности выполнения творческих работ.

 

-Получение продукта деятельности (плетение поясов, выполненная коса, роспись доски, выполнение эскиза

 

 

2.3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

Образовательное мероприятие представляет собой цикл подготовительных, вводных занятий, проводившихся на базе школы № 8 г. Советска, школы Мамоново, ДШИ Приморска, прогимназии «Вектор» г.Зеленоградска. Основной и заключительный этапы проводились в «Школе будущего» п. Б. Исаково г. Калининград. При этом обучающиеся были организованы в группы, что соответствует возрастным особенностям детей. В мероприятии участвовали учащиеся 5 класса.

Продолжительность мероприятия однократно продолжалась 2 учебных часа. При проведении использовались презентации, анкеты, раздаточный материал, технологические карты.

 

 

3.ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ-

1 этап - 2 уч.часа

2 этап – 1,5 уч.часа

3 этап – 0,5 уч.часа

 

ОПИСАНИЕ ВСЕХ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Материально-технические условия позволяют провести мастер-классы, т.к. есть необходимые для этого раздаточные материалы, учебное помещение, ПК, мультимедийное оборудование. Длительной подготовки мероприятие не требует.

Число учеников, участвующих в данном мероприятии оптимально-12-16 человек.

ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Введение.Современные социально-экономические условия в России породили ряд негативных явлений, которые особенно пагубны для молодого поколения. Сегодня мы переживаем кризис духовности, регресс гуманности, развивающийся индивидуализм, культ денег, что совершенно не свойственно русскому менталитету. Человек нравственный, гуманист, патриот, любящий свою Родину, ее историю, культуру, природу, человек труда, честный и мужественный – вот тот идеал, который сформировался в народной культуре, таким стремились воспитывать своих детей наши предки, такими должны стремиться стать нынешние дети.

Проблема нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения в России стоит достаточно остро, а в Калининградской области особенно, учитывая ее территориальную оторванность от коренной России, негативное влияние стран Евросоюза на формирование национальной идентичности, мировоззрения калининградских школьников. Принимая во внимание вышеназванные причины, становится понятна актуальность создания на региональном уровне системы национально ориентированного образования и воспитания школьников.

Актуальность данного мероприятия заключается в том, что оно отражает современную тенденцию возрождения народного искусства, которое в наши дни становится все более востребованным. Педагогическая целесообразность мероприятия обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка русской традиции приобщения детей к рукоделию и творчеству. Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают детям прекрасный мир народного искусства.

Данная программа образовательного мероприятия знакомит учащихся с традициями русской культуры, излагает основную последовательность выполнения изделий.

Целесообразность программы определяется соответствием формы ее организации. Возрастные особенности учащихся позволяют работать в группах, что способствует лучшему усвоению нового материала.

Форма проведения образовательного мероприятия – мастер-класс.

 

Основная часть.

Мероприятие проводится в «Школе будущего» п. Б.Исаково, г. Калининград. Время проведения – 1,5 уч. часа.

Учащиеся приглашаются в класс. В начале мероприятия знакомятся с образцами изделий. Смотрят презентации и слушают рассказы учителей. Делятся на группы «по интересам». Далее проводится мастер-класс по плетению кос, росписи досок, выпиливанию разделочных досок, плетению поясов. Оценивают свои работы и делают оценку работ других. Делятся впечатлением. Заполняют анкету самооценки: «Я не знал, не умел ----- Я узнал, я научился».

 

Заключение.

Время проведения – 0, 5 уч. часа.

В результате проведенного мероприятия учащиеся познакомились с традициями Древней Руси, узнали старинные ремёсла, их историю возникновения на Руси, прикоснулись к изготовлению предметов, проявили смекалку, продемонстрировали свои творческие возможности. Участники вовлекались в непринужденный, живой разговор, и это помогло избежать формализма в ознакомлении с историей ремёсел Были использованы доступные и легко воспринимаемые методы обучения - эмоционально-художественный, эмоционально-нравственный и прикладной. Проведённое мероприятие положительно сказалось на поведении ребят. В классе заметно улучшились взаимоотношения между одноклассниками. Дети стали дружелюбнее, теплее относиться друг к другу. Овладели навыками работы с кистью и красками, изготовлением поясов, росписью досок, выпиливанием. Попробовали себя в роли мастеров.

Подведение итогов проходило в форме обсуждения проделанной работы учащимися. Ребята ответили на вопросы:

- Нужно ли знать основы Русской культуры?

- для чего?

- могут ли нам помочь полученные знания и в чем?

 

Считаем, что образовательная цель мероприятия достигнута.

Последействие.

Считаем, что такого рода мероприятия необходимо проводить во всех образовательных учреждениях, также могут быть использованы как ориентационные т.к. они будут способствовать формированию основ русских традиций; получению новых знаний о символике русского народа, основных элементах русского костюма, о декоративно-прикладном творчестве, ​ о наиболее известных художественных промыслах России.

Дети проявили большой интерес к данному мероприятию. С удовольствием выполняли работы, анализировали их. Выбирали лучшие.

В ходе проведенного образовательного мероприятия учащиеся

познакомились с традициями русской культуры.

 

1. Ткачество.

Рассказ. Ткачество – вид рукоделия, без которого в России невозможно было бы жить на протяжении многих веков. В каждой крестьянской семье одежда изготавливалась вручную: начиная с выращивания сырья, его переработки, окраски для тканья полотна, дальнейшего украшения его вышивкой и шитья одежды.Из поколения в поколение передавались традиции ткачества в геометрических и растительных узорах, колорите, способах выполнения орнамента. В этом жила и живет душа народа, создавшего ткачество. Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканые изделия играли большую роль в украшении жилища, оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядах.

Пояса.

По способу изготовления бы­вают нитяные, витые, плетё­ные, тканые, браные и шитые пояса.Наиболее простой пояс - нитяной. Его делает мама для своего новорождённого ребёнка в первые дни после родов из 1-3 нитей (красных или светлых, льняных). Нити женщина может достать из своей или отцовской ношеной одежды. Иногда заранее готовят для этого «первонить»: будущая мама вы­сеивает отдельно (с наговорами) лён, сама его обрабатывает и выпрядает, когда никто не видит, в опре­делённый день одну ниточку, которую и завязывает своему младенцу после родов. Такой нитью иногда перевязывают пуповину у дитя.

Когда у новорожденного заживает пупок, ему надевают тонкий витой поясок-тельник (куда иног­да вплетают волосы родителей), который он будет носить до совершеннолетия. Показывать его пос­торонним нельзя. Поясок-тельник дети носят под одеждой до совершеннолетия, когда слабеет энерге­тическая связь между ребёнком и его родителями, Но многие предпочитают носить такой пояс и даль­ше (если не на теле, то в потайном кармашке) как оберег, хранящий родительскую любовь. Недаром в народе говорят: «Материна молитва со дна моря достанет». Некоторые женщины, выходя замуж и вынашивая ребёнка, начинают носить как оберег вместо тельника мужнин повседневный пояс.

Витые пояса просты в изготовлении, ими подпо­ясывают повседневную одежду и дети, и взрослые, Они могут быть одно- и многоцветными. Обычно заканчиваются одной кистью. Иногда делают празд­ничную «перевить» - из нескольких верёвочек, тогда и кистей может быть несколько («двурядки», «трёхрядки»). Короткие витые пояски и верёвочки изготавливают без всяких приспособлений, длин­ные - с помощью деревянных «крюков» или доще­чек с отверстиями.

Причина забвения определённых видов ткачес­тва и плетения поясов — не только в трудоёмкости их изготовления. И сейчас многие ради любопытс­тва изготавливают 1-2 пояса разными способами. Но, чтобы делать это постоянно и в совершенстве, человеку (пояса раньше изготавливали и мужчины, и женщины) нужно обладать определёнными качест­вами: скромностью, смирением, терпением, просто­той, спокойствием, самодостаточностью, умением трудиться в уединении, устремлением ко Всевышне­му, просветлённым умом и т. д. Все эти качества го­ворят об определённом уровне духовного развития. У людей агрессивных, эгоистичных, корыстных, ле­нивых просто теряется желание делать браные поя­са, так как сам внешний вид пояса выдаёт характер и недостаток внутренних качеств его изготовителя.

Все мастера зна­ют, что часть пояса, набранная в неблаго­приятный день или в неуравновешенном состоянии, будет отли­чаться от предыдущей. Тканьё поясов иногда называют трудолюби­вой медитацией или способом смирения и воспита­ния своих чувств. Раньше девочек и мальчиков приобщали к тка­честву поясов и другим рукоделиям с 3-4-х лет не только ради развития их «тонкой моторики», но глав­ное - ради воспитания и взращивания определённых качеств характера. Невеста на свадьбе должна была вручить каждому из гостей поясок своего изготовле­ния - то есть каждый мог оценить не только внешние, но и внутренние данные девушки. Юноша готовил к свадьбе для своей невесты, кро­ме других подарков, и тканый пояс, который многие женщины хранили и использовали как оберег всю свою жизнь.

Восприятие ремесла как способа нравственного самосовершенствования и осознания единства че­ловека с окружающим его миром объясняет привер­женность русских людей к «ручному труду». Именно поэтому в народе говорят, что «гребень, прялку и ве­ретено сам Всевышний дал, а самопрялку придумал сатана». Именно поэтому ремесло – это, прежде всего, способ бытия, а не простое зарабатывание денег. Именно поэтому возрождение и осмысление таких ремёсел и искусств, как ткачество поясов, шитьё и украшение народной одежды связано с нравствен­ным возрождением и воспитанием Русского народа.

Агашник – пояс, плетеный на пальцах изначально служил вздержкой для понев, штанов, юбок и прикрывался широким поясом. Позднее стал применяться как самостоятельный предмет – пояс, которым подпоясывали рубахи, сарафаны, верхнюю повседневную одежду. Этот пояс прекрасно сочетается и с современной одеждой: с юбкой, брюками, платьем. Плетеный таким образом шнур можно использовать как для ручки для сумок или как отделочный материал для самых разных предметов. Ткачество на пальцах – «дерганье» - древнерусский способ ткачества поясов. Этот способ ткачества поражает своей простотой и эффективностью. Чудо возникает буквально из «ничего»: из нити, без всяких приспособлений, появляется пояс или лента «в косу».

 

Демонстрация презентации «Ткачество»

Практическая работа.

Плетение пояса на пальцах по технологической карте.

Заключительный инструктаж.

Подведение итогов практической работы.

Демонстрация работ учащихся.

Анализ ошибок.

 

2. История косы. Косы в истории Руси

 

Рассказ. Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы.

 

Коса - причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.

 

Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей - о племени, о характере, о намерениях. Самая удобная прическа - коса. Мелкие косички носили в Африке, косы и косички носили некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Но для нас косы - традиционная русская прическа. Сами по себе длинные волосы считались украшением.

 

Возвращение в античность. В Греции и Риме можно видеть сложные прически из кос, благо до нас дошли образцы скульптуры и живописи.

Римские матроны любили высокие каркасные прически с пучками из тонких плоских косичек, уложенных в пучок. Одними из лучших считались светлые волосы, доставляемые в "столицу мира" из Германии. Носили их как женщины, так и мужчины.

 

Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда. До замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или «накосником» - это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок.

 

Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали они и высокие сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами, при этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывая его в виде корзинки или ракушки. Не пренебрегали римляне и накладными косами.

 

Потом наступили другие времена: в Западной Европе в средние века тон задавала церковь, и женщины независимо от сословия обязаны были покрывать голову. Косы не ушли из жизни: под головным убором у дам были височные косы, перевитые широкими лентами. Иногда косы знатных особ были очень длинными благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Ширина их кос достигала размера ладони за счет многопрядного плетения. В историю прически эти косы вошли с названием “рыцарские”. В средние века в Западной Европе дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять прядей. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.

 

Готика потребовала смены образа. Дамы по-прежнему носили головные уборы, но преимущественно тонкие льняные платки, а на лбу они оставляли тонкую косичку, уложенную в форме полукруга, по ней можно было определить цвет волос. В то время появилась и совсем новая прическа из кос, закрученных над ушами в виде улиток. Для этих “улиток” изготавливались специальные украшения.

 

В эпоху Возрождения волосы перестали скрывать головными уборами. Это дало новый импульс прическам, к ним возвратилась индивидуальность, вкус, фантазия исполнителя. Одной из самых популярных причесок был собранный на затылке пучок, перевязанный крестообразно. Локоны по обе стороны лица коротко подстригались. Но чтобы придать необходимые прическе объем и форму, дамы использовали накладные косы.

В XVII веке коса далеко не столь распространена. С распространением париков коса временно уходит из моды. Однако в эпоху рококо она проявляет себя в мужском кругу. На пудреном парике ее у основания перевязывали черной муаровой лентой, конец завивали надо лбом и взбивали кок, создавая при этом тугие букли на висках.

 

В европейской жизни в XVI веке происходили перемены, эпоха Возрождения сменилась господством испанской моды с ее сухим стилем, что отразилось и на прическах. Хотя строгость испанских причесок не подразумевала их простоты: сложнейшие прически знатных дам включали в себя элементы из кос. Такая прическа состояла из прямого пробора и кос, плоско уложенных баранками на щеках.

 

В последующие времена менялась не столько мода на прически, сколько мода на парики. И только во времена французской Директории француженки вспомнили про косы, по крайней мере, возникли варианты причесок с пучками и косами. К середине XIX века прически становятся строже. Локоны исчезают, им на смену приходят гладкие формы и косы, которые укладывают в виде баранок. Пучок из кос постепенно сместился с макушки на затылок, став более плоским. Популярной становится прическа “бараний рог”, когда волосы заплетают в косы от середины пряди, а их концы закрепляют в пучке.

 

В XIX веке косы возвращаются в женские прически. Накладные косы пучками напускаются на щеки и затылок. В салонах изготовляли постижи, которые позволяли менять прическу в течение дня. Если днем делали прическу более скромной, тo вечером на бал или в театр парикмахеры создавали более сложные с завивкой и косами. Самым простым и распространенным считали плетение в три пряди - "русскую косу", но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько прядей. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.

 

Но у европейской моды свои законы, а у русской - свои. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов - косы. Единственное разделение - на девичьи и женские прически.

 

Девушки украшали косу на конце лентой или “косником” (“накосником”). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок на голове. В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос.

 

Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже.

 

На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.

 

Самым простым и распространенным считали плетение в три пряди -

«русскую косу», но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетений. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.

 

В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки “под гребенку”. А те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах - часто две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.

 

Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур.

 

Демонстрация презентации.

Практическая работа.

Плетение кос.

Заключительный инструктаж.

Подведение итогов практической работы.

Демонстрация работ учащихся.

Анализ ошибок.

 

 

3. 3 Славянские символы

 

Древняя символика представляет собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения. Трудно установить хронологическую последовательность и географические пути их распространения. И все-таки в дошедших до нас экспонатах и традициях имеются, наряду с общей картиной мира, свои самобытные оттенки. Большое сходство в узорах у восточнославянских и финно-угорских народов.

Символы, знаки, орнаменты — удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.

Орнамент — язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. Академик Б.А. Рыбаков так сказал об этом: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы».

Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент — геометрический.
Розетки разных видов — излюбленный орнамент в архитектурном декоре и прикладном искусстве. Диск служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии, хотя нужно иметь в виду, что в эпоху бронзы круг, диск и розетка могли означать небо. Б. Рыбаков считает, что знак в виде шестилучевой розетки получился в результате сочетания круга, якобы символизирующего солнце и схемы снежинки, якобы символизирующей небо. И у славян, и у дагестанцев шестилепестковая розетка изображалась на солонках, а соль — продукт, связанный с солнцем. Розетка-колесо почти всегда изображается на прялке.

В Ригведе говорится, что солнце «катится как колесо». Солнце сравнивается с колесом в славянских, польских и литовских песнях. Такой знак можно найти на старой ладье, повозке, на колеснице, на всем, что движется. Все европейские народы, имеющие славянское влияние, сохраняют традицию зажигания колес на Ивана Купалу и пускание их с горы в реку как символ затухающего солнца с этого дня.
В солнце наши предки чувствовали два начала — мужское и женское. Женское обозначается кругом, мужское квадратиком или треугольником (что встречается редко). Прялки с изображением Вселенной — Земли и Небосвода («белого света»).
Иногда солнце изображено посредством спирали — движение солнца по небу.
Зигзаги и разводы чаще могут быть символом воды небесной, если среди них имеется крестик
В Древней Руси огонь называли Сварожичем, а солнце — сыном Сварога, то есть огонь и солнце имели одинаковые эпитеты. Огни, зажигаемые на празднествах летнего и зимнего солнцестояния, символизируют небесный огонь-солнце. Это подтверждается и тем, что существовали обычаи зажигать колесо наверху шеста или скатывать его горящим с пригорка. Ритуальные огни возжигали не только на праздники, но при каком-либо бедствии, чтобы умилостивить бога, воплощавшегося в огне и считавшегося источником этих бедствий. При этом полагалось, чтобы в обрядовом костре горело девять различных пород дерева и чтобы участвовали 9 человек, а число «9″ связывалось с богом преисподней. На этих примерах видно, что огонь может быть олицетворением и солнца, и бога, и подземного владыки. Возжигание колеса на шесте — соединение огнем неба и земли.

 

4.Столяр. История профессии

Древесина с давних пор широко используется в строительстве как материал, обладающий многими ценными качествами: высокой механической прочностью, низкой теплопроводностью, небольшим объемным весом, легкой обрабатываемостью и гвоздимостью, химической стойкостью к воздействию кислот, солей и масел.

 

При нормальной эксплуатации конструкции из древесины сохраняются много лет. Примером этого может служить монастырь, построенный из древесины под г. Новгородом в 1198 г. и простоявший до 1941 г. (во время войны был разрушен немецко-фашистскими захватчиками).

 

Работы, связанные с использованием древесины, делятся на плотничье и столярные. К плотничным относят устройство стен, перегородок, перекрытий стропил, ферм, балок, обрешеток, полов, опалубки и др., а к столярным — изготовление окон, дверей, панелей, мебели.

 

Столяр занимается обработкой древесины, изготовлением изделий из нее (обработка фанированием или полированием), при необходимости монтажом их на строительных объектах. Существуют белодеревные (хвойные и мягкие лиственные породы) и краснодеревные (твердые ценные виды лиственных пород дерева) работы, в зависимости от пород дерева.

Профессия столяр - одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладевал человек.

Наиболее древним образцам мебели, сохранившимся еще со времен Древнего Египта и Месопотамии, несколько тысяч лет.

Изображения различных производств предметов встречаются впервые на древнеегипетских памятниках, относящихся к Новому царству. Присутствуют изображения столяров, писцов, живописцев, камнетесов, колесничников, башмачников, а также изображения ремесленных инструментов. Сложнее и совершеннее остальных были плотничьи и столярные инструменты. Они включали в себя различного вида топоры, круглые, плоские и остроконечные долота, большие и малые пилы, линейка, угольник, отвес, разновеликие резцы, небольшие клещи и других мелкие инструменты. (источник: Вейс Г. История материальной культуры: Глава 1. Египтяне, С. 97. Энциклопедия материальной культуры. Герман Вейс, электронная версия).

На протяжении тысячелетий развивалось столярное мастерство. В работе мебельщиков отражалась материальная культура времени, проявлялись производительные силы общества. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (источник: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»), дает следующие определения профессии:

  • СТОЛЯР – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
  • БЕЛОДЕРЕВЕЦ и БЕЛОДЕРЕВЩИК, – столяр, специалист по изготовлению простых изделий, без полировки, фанеровки.
  • КРАСНОДЕРЕВЕЦ и КРАСНОДЕРЕВЩИК – столяр, специалист по дорогим, сложным изделиям (первонач. по изготовлению мебели из красного дерева).

Россия издревле славилась мастерами-столярами и декоративным убранством жилищ, как ажурной резьбой на фасадах построек, так и многочисленными украшениями на предметах мебели.

Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты; бревнами мостили улицы и площади. Построить город значило в древней Руси «срубить город» — настолько неразрывно было связано представление о городе и о деревянных зданиях. Из дерева делали ладьи, колы (колесные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель. Из дерева же резалась различная посуда и утварь: бочки, кади, корыта, ковкалы (чаши), дежи, уполовники, ложки, резные ковши и т. д.

 

Совершенно естественно, что в условиях города XI—XIII вв. вся эта масса обиходных деревянных вещей не могла быть изготовлена внутри каждого хозяйства. Если для деревни мы не могли наметить специализации плотничного и столярного ремесл и ограничились только указанием на бондарное, то для города мы располагаем большим количеством сведений о ремесленниках — плотниках и столярах.

 

Плотников называли древоделями, а столяров — теслями, теслярами (от глагола «тесать»). Специалисты по крепостным постройкам назывались городпиками, или огородниками.

 

Плотники, работавшие в городе, очевидно, не могли быть сезонными ремесленниками, совмещавшими свое ремесло с земледелием, так как время плотничных работ, лето, совпадало с полевыми работами; зимой готовили бревна для строек, а весной лес пригоняли в город плотами, летом строили. О плотничных работах подробно говорится в Киево-Печерском патерике и в Сказании о Борисе и Глебе, где речь идет о постройке церквей и монастырей. Отсюда мы можем почерпнуть крайне интересные сведения об организации плотников. Задумав построить церковь в Вышгороде, князь Изяслав Ярославич, «призвав старейшину древоделям, повеле ему церковь възградити. Старейшина ту абие собра вся сущая под ним древоделя, скончав же повеленное ему от благоверного, и в мале дней возгради на назнаменане месте». Здесь перед нами артель плотников со своим старейшиной во главе. Известны и имена вышго-родских зодчих — «огородника» Миронега и старейшины «огородников» Ждана. Возможно, что поставщицей плотников была богатая лесом и бедная хлебом Новгородская земля. В самом Новгороде издревле существовал Плотницкий конец, а новгородцев иногда называли просто «плотниками». Так, например, когда в 1016 г. 40 ООО новгородцев, пришедших с Ярославом, три месяца стояли на берегу Днепра под Любечем против киевских войск Святополка, то воевода Святополка Волчий Хвост, «ездя възле берег, нача укаряти Новогородце, глаголя: «что придосте с хромьцемь сим, а вы плотници суще; а поставим вы хоромом рубити нашим»» (Лавр. л.).

 

Русская Правда подробно излагает, как должна производиться расплата с плотниками, строящими или починяющими мосты. От времени Ярослава

Всеволодовича дошел Устав о мостех (ок. 1230 г.), по которому повинность по замощению улиц была точно разверстана между всем населением Новгорода Великого.

 

Описание содержания: Образовательное мероприятие было проведено в Б. Исаково, г. Калининград, в «Школе будущего». В ходе проведения мероприятия были проведены мастер-классы по росписи досок, плетению поясов, подготовки разделочных досок к росписи, плетение кос.

  1. А.Деренчук предложила ученикам презентацию о ткачестве, русских традициях ткачества, значении и последовательности изготовления поясов. После чего часть детей занялась плетением поясов. Нитки для работы были подготовлены заранее. Схема для выполнения поясов была предоставлена для учеников.

 

 

Показ презентации.

 

 

Проведение мастер-класса по плетению поясов.

 

 

 

 

  1. Далее Е. Кузнецов продемонстрировал презентацию на тему «Славянские узоры в декоративном искусстве», после чего вторая часть детей занялась копированием эскизов на доски, заранее приготовленные преподавателем С. Марсельским. Скопировав их, дети занялись расписыванием. Работа проводилась акриловыми красками, кистями из синтетики. Краски смешивались на палитрах, вода находилась в пластиковых стаканчиках. Все эти принадлежности были привезены с собой преподавателем. Спустя два урока работа была закончена. Те дети, которые сделали свои задания быстрее других, занялись плетением поясов под руководством А. Деренчук.

 

 

Компьютерная презентация темы.

 

Евгений Кузнецов даёт сведения о гармоничных сочетаниях цветов.

 

Показывает, как копировать эскизы на доски.

 

 

 

Работа кипит!

 

3. Н.Ярцевой была показана презентация по «Истории косы». Девочки с удовольствием занялись этим интересным занятием.

 

Работа кипит и по плетению кос.

 

 

 

 

 

 

  1. С. Марсельский тем временем объяснял мальчикам как работать лобзиком.

 

Дети, затаив дыхание, слушают Мастера…

 

 

2015-11-27 973 Обсуждений (0)
Плетение поясов «Агашник» ( на пальцах) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Плетение поясов «Агашник» ( на пальцах)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (973)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)