Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины возникновения морфонологических явлений



2015-11-27 3803 Обсуждений (0)
Причины возникновения морфонологических явлений 4.75 из 5.00 4 оценки




Морфонологические явления словообразования

Морфы должны приспосабливаться к друг другу фонетически, следовательно, это ведет к фонемным изменениям между морфами. Изучает их морфонология (Трубецкой) - раздел языкознания, который изучает фонемный состав фонем и взаимоприспособления морфов в составе слова.

К морфонологическим явлениям относят:

1) исторические чередования фонем;

2) наложением морфем;

3) усечение производящей (мотивирующей) основы

4) интерфиксация.

Исторические чередования морфем.

Это такое чередование фонем, которое обусловлено их грамматической позицией. Оно отличается от фонетических чередований, когда чередуются алломорфы одной и той же фонемы.

Ряд чередующихся фонем, выступающих в алломорфах одной морфемы, образуют морфонему.

Полет - взлететь - взлечу (т// т мягкое // ч).

Обычно чередование фонем наблюдается в следующих позициях.

1. На границе между морфемами (или на морфемном шве):

а) между корнем и суффиксом: наука - научный (к// ч), дубок - дубка (О// 0 звука).

б) между корнем и приставкой: подписать - подорвать.

2. Внутри морфемы:

а) в корне: сон - сна, день - дня

б) в приставке: возмечтать - взмолиться.

Чередования бывают двух видов: продуктивные (проявляются всегда, заднеязычный шипящий при образовании слов с уменьшительным значением: бумага - бумажка, интрига - интрижка, верблюд - верблюжонок) инеподуктивные (только в имеющихся уже в языке словах).

Основные чередования

Чередование согласных

1. Твердый/ мягкий парный согласный: вера - верю, бал - бальный, газета - газетенка.

2. Чередование заднеязычного с шипящим или свистящим: княгиня - князь - княжна; рыбак - рыбацкий - рыбачить; ухо - уши; тряхнуть - трясти.

Чередования в глаголных формах: берегу - беречь; пеку - печь.

3. Чередования переднеязычных с другими согласными.

  • т/ ч/ щ: свет - свеча - освещение.
  • д/ж/жд: ход - хожу - похождение.
  • д/ с: еда - ести.
  • т/с: метла - мести.
  • с/ш: высота - возвышенность.
  • з/ж: мороз - мороженое.
  • ц/ч: птица - птичий.

4) чередования губных и сочетаний губной + л.

  • б/л мягкий: любовь - влюбленность.
  • п/л мягкий: торопить - тороплюсь.
  • в/вл мягкий: улов - ловля.
  • ф/л мягкий: разграфить - разграфлю.
  • м/л мягкий: корм - кормление.

 

Морфонологические явления при словообразовании

При морфологическом словообразовании на стыке производящей основы и аффикса наблюдаются различные звуковые изменения. Например, при сочетании корня рук- с суффиксом –н- в корне наблюдается чередование фонем к // ч, а при сочетании этого же корня с суффиксом –аст- в корне чередования нет: ручной – рукастый.

Морфемы могут приспосабливаться друг к другу, используя следующие словообразовательные средства:

· вставку интерфиксов, благодаря этому удается избежать труднопроизносимых сочетаний фонем на морфемном шве (небоскреб, двухгодичный);

· наложение морфем – частичное совмещение в структуре слова 2 соседних морфов (такси + ист → таксист; пальто + ов → пальтовый, роз-ов-ый + оват → розоватый).

· усечение морфем – это сокращение части корня или аффикса под влиянием присоединяемого аффикса (пальто – пальтецо, итальянец - итальянка);

· наращение – осложнение основы слова при образовании от него производных или словоформ: небо – небеса, дочь – дочери, время – времени, мать – материнский.

· чередования фонем и сочетаний фонем.

Важнейшие исторические чередования

1.​ е // и (отпер - отпирать)

2.​ о // ы (посол - посылать)

3.​ о // а (гореть - гарь)

4.​ е // о (везти - воз)

5.​ я // у (звякнуть - звук)

6.​ е // я // а // и (сесть – сядь – садиться - сидеть)

7.​ е // ǿ (день - дня)

8.​ о // ǿ (сон - сна)

9.​ и // ей // ǿ (лить – лей - лью)

10.​ ы // ой (мыть - мой)

11.​ уй // ов (суй - совать)

12.​ уй // ев (жуй - жевать)

13.​ я // им (понять - понимать)

14.​ а // ин (начать - начинать)

15.​ оро // ра (поворот - вращать)

16.​ ере // ре (дерево - древо)

17.​ оло // ла (холод - прохладный)

18.​ оло // ле (молоко - млекопитающее)

19.​ г // ж // з (друг – дружу - друзья)

20.​ к // ч // ц (лик – личность - лицо)

21.​ г // ж // ч (берегу – бережет - беречь)

22.​ г // ж // щ (могу – может - мощь)

23.​ х // ш (сухой - сушить)

24.​ с // ш (носить - ношу)

25.​ д // ж // жд (ходить – хожу - хождение)

26.​ т // ч // щ (свет – свеча - освещение)

27.​ т // щ (питаться - пища)

28.​ ст // щ (пустить - пущу)

29.​ ск // щ (таскать - тащу)

30.​ д // с (веду - вести)

31.​ т // с (плету - плести)

32.​ любой согл. // ǿ (веду – вел, мету - мел)

33.​ б // бл (любить - люблю)

34.​ п // пл (лепить - леплю)

35.​ м // мл (земной - земля)

36.​ в // вл (ловить - ловлю)

37.​ ф // фл (графить - графлю)

Причины возникновения морфонологических явлений

1.​ Исторические процессы в области фонетики (чередования с шипящими вызвали законы палатализации, беглость гласных – следствие падения редуцированных): кроха – крошечный, любить – люблю, сон – сна.

2.​ Действие принципа экономии речевых усилий: усечение, наложение и гаплология, пример: коричневый – коричневатый, любопытный – любопытство, Чехов – чеховед.

3.​ Стремление к сохранению прозрачности словообразовательной и морфемной структуры слова: самолет, тюзовский.

4.​ Действие закона благозвучия.

5.​ Действие закона аналогии (усечение, наложение, гаплология, интерфиксация): Орел – орловский.

Н. Ю. ШВЕДОВА. РУССКАЯ ГРАММАТИКА. Том I. ФОНЕТИКА ФОНОЛОГИЯ УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ. ИЗДАТЕЛЬСТВО • НАУКА• Москва 1980, 1980 - перейти к содержанию учебника
МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
§ 1041. Мотивирующая основа, выделяясь в структуре мотивированного слона (см. § 195), может как совпадать по фонемному составу с основой мотивирующего слова, так и отличаться от нее. Например, в словах собира­ние, смел­ость мотивирующая основа совпадает с основой мотивирующего слова (собира­ть, смел­ый), а в словах прибор­ка, уз­ость мотивирующая основа (прибор­, уз­) существенно отличается по фонемному составу от основы мотивирующего слова (прибира­ть, узк­ий). Таким образом, основа мотивирующего слова может подвергаться в структуре мотивированного слова морфонологическим преобразованиям — преобразованиям фонемного состава, обусловленным сочетаемостью с определенными морфемами, входящими в состав форманта. Эти преобразования имеют место: 1) преимущественно — перед суффиксальными морфами при суффиксальном способе словообразования и при смешанных способах словообразования с участием суффиксации (префиксально­суффиксальном, суффиксально­постфиксальном, суффиксально­слож- ном), в том числе в образованиях с нулевым суффиксом; 2) перед интерфиксальными морфами в сложных и суффиксально­сложных словах. Среди морфонологических преобразований основы мотивирующего слова различаются преобразования линейные и нелинейные. К линейным преобразованиям относится усечение или наращение основы за счет какого­либо отрезка (фонемы или сочетания фонем) в конце ее или (редко, см. § 1056–1057) в ее начале; например: широк­ий — шир­ота (усечение основы за счет конечного сочетания фонем |ок|), пе­ть — пев­учий (наращение основы за счет конечной согласной |в|), бездарн­ый — бездарь­O (прост.) (усечение основы за счет конечной согласной |н|, являющейся суффиксальным морфом). В подавляющем большинстве случаев линейные преобразования основы мотивирующего слова имеют место в ее финальной части, т. е. в той части, которая непосредственно предшествует в самом мотивирующем слове словоизменительным аффиксам (например, в глаголе — флексиям наст. вр., суффиксу прош. вр.), а в соответствующем мотивированном слове — суффиксальному или интерфиксальному словообразовательному морфу. Так, к финальной части относится отрезок |а| (финаль, см. § 206) инфинитивной основы глагола читать: чита­ть, чита­л, чита­тель (этот отрезок отсутствует, например, в слове чит­ка). К финальной части глагольной основы не относится постфикс ­ся/­сь, находящийся после словоизменительных аффиксов, например: боя­ться, бо|j­y|­сь (см. § 175). К нелинейным преобразованиям основы относятся чередование и мена ударения. Особое место занимает морфонологическое явление совмещения морфов на стыке мотивирующей основы и форманта. Ниже рассматриваются морфонологические преобразования основы мотивирующего слова, приводящие к изменению ее фонемного состава (имеются в виду сильные фонемы, см. § 119): линейные преобразования и чередования, а также совмещение морфов. Внутренняя языковая иерархия этих явлений требует рассмотрения их именно в такой последовательности: 1) линейные преобразования, 2) чередования, 3) совмещение морфов. В этой иерархии линейные преобразования (в тех словообразовательных типах, где они имеют место) предшествуют чередованиям, а чередования — совмещению морфов. Так, чередования |к — ч|, |г — ж| в случаях типа толкать — толчок, прыгать — прыжок выступают в глагольных основах, усеченных за счет конечной гласной. В таких случаях, как сапожник — сапож|ничать, столбец (столбца) — столб|чатый, суффиксальные морфы ­нича­ и ­чат­ частично совмещаются с основой, преобразованной посредством чередований (соответственно) |к — ч| и |ц — ч|. § 1042. Важнейшей морфонологической характеристикой аффиксальных словообразовательных морфов является их повокальность или поконсонантность. Повокальными называются суффиксальные словообразовательные морфы, выступающие в структуре мотивированного слова после мотивирующей основы на гласную (т. е. имеющей гласную финаль). Например, повокальными являются суффиксальные морфы существительных ­тель (чита­тель), ­лк(а) (коси­лка). Поконсонантными называются словообразовательные морфы, выступающие в структуре мотивированного слова после мотивирующей основы на согласную (т. е. имеющей согласную финаль). Например, поконсонантными являются суффиксальные морфы существительных ­щик (подбор­щик), прилагательных ­ов­ (берег­ов­ ой). Примечание. Если в мотивированном слове наблюдается совмещение мотивирующей основы и форманта (см. § 1108–1110), то при определении поконсонантного или повокального характера аффиксального морфа принимается во внимание фонема, предшествующая в линейной структуре слова данному морфу, взятому в полном его фонемном составе. Так, суф. морф ­ствова­ в глаголе властвовать рассматривается как повокальный, а морф ­ов­ в прилагательном пальтовый — как поконсонантный. Среди суффиксальных морфов русского языка встречаются как поконсонантные, так и повокальные, причем повокальные морфы характерны главным образом для отглагольного словообразования (см. § 1045). Поконсонантными являются все нулевые суффиксы: основа в образованиях с нулевым суффиксом всегда оканчивается на согласную: выход­O, оторопь­O, без­рук­O­ий, проезж­O­ий. К поконсонантным относятся также все интерфиксальные морфы; например: быстр­о­ходный, скал­о­зуб, верт­и­хвостка, дв­ух­этажный. Поконсонантностью или повокальностью аффиксальных морфов (суффиксальных и интерфиксальных) определяется наличие или отсутствие линейных преобразований основы мотивирующего глагола (см. § 1045) и — отчасти — основы мотивирующего имени (см. § 1059). Чередования в основе мотивирующего слова, сопровождающие аффиксацию, выступают только в образованиях с поконсонантными морфами (см. § 1075). Обособлены по своим морфонологическим свойствам поконсонантно­повокаль- ные суффиксальные морфы, т. е. морфы, выступающие в одних словах после согласной, а в других — после гласной (о них см. § 1045, 1059). § 1043. В настоящем разделе, носящем обобщающий характер, приводятся два ряда классификаций. С одной стороны, здесь рассматриваются морфонологические преобразования основы мотивирующего слова, наблюдаемые в структуре мотивированных слов. С другой стороны, классифицируются словообразовательные морфы (прежде всего суффиксальные) по их морфонологическим свойствам: выделяются морфы повокальные и поконсонантные, а также морфы, обуславливающие ту или иную разновидность чередований в мотивирующей основе. Так, суффиксальный морф ­ок принадлежит к поконсонантным, чем и объясняется усечение перед ним глагольных инфинитивных основ за счет конечной гласной (толкать — толчок). Одновременно этот морф относится к альтернационному типу морфов, вызывающих чередования заднеязычных согласных с шипящими (см. § 1098). Следующими ниже классификациями охватываются наиболее регулярные явления. Нерегулярные, характерные лишь для отдельных слов морфонологические преобразования (усечения и наращения основ, мены фонем) охарактеризованы при описании конкретных словообразовательных типов. Примечание. Во всех следующих ниже списках словообразовательных морфов не разграничиваются морфы, тождественные по фонемному составу, но различные по выражаемому ими значению, если морфонологические свойства таких морфов одинаковы, например, морф ­ок в случаях прыгать — прыжок (со значением действия, см. § 270) и двигать — движок (с конкретно­предметным значением, см. § 221). Дифференцируются лишь такие тождественные по фонемному составу морфы, в которых семантическое различие сопровождается и различием в морфонологических свойствах, например, суф. морфы отглагольных прилагательных ­н1­ (слышный, сварной, § 647) и ­н2­ (рваный, пуганый, § 663), первый из которых — поконсонантный, а второй — повокальный. Не разграничиваются также тождественные словообразовательные морфы, выступающие в различных способах словообразования, например морф ­тельн­ в суффиксальных и суффиксально­сложных прилагательных (привлекательный и железоделательный, см. § 652, 768), морф ­ива­ в суффиксальных, префиксально­суффик- сальных и префиксально­суффиксально­постфиксальных глаголах (переписать — переписывать, говорить — приговаривать, звонить — перезваниваться; см. § 842, 920, 959), интерфиксальный морф ­и­ в сложных и суффиксально­сложных существительных (сорвиголова и вертихвостка, см. § 553, 572).

 



2015-11-27 3803 Обсуждений (0)
Причины возникновения морфонологических явлений 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Причины возникновения морфонологических явлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3803)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)