Понятие «общество». Классификация обществ
Раскрывая газеты, включая радио или телевизор, мы постоянно слышим рассуждения об "интересах общества", "перспективах общества", "кризисе общества" и т.д. При этом никому из нас не приходит в голову заглянуть в справочную литературу, чтобы выяснить смысл этого понятия. Большинству людей оно представляется "самоочевидным", интуитивно понятным. Однако, проблема в том, что именно "очевидные" понятия, как правило, с трудом поддаются определению и разъяснению. В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на аполитической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам ("общество филателистов"). Об "обществе" говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в "дурное общество". Несмотря на многообразие "обществ", все они являются предметом исследования социологов. В самом широком смысле этого слова общество рассматривается как антитеза природе. В этом значении термин "общество" совпадает с понятиями "надорганический мир", "социум", "культура", "человечество". Общество исследуется как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе. Современное человечество - это 6 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, около 230 стран, огромное разнообразие культур. В науке возникло несколько толкований (подходов) сущности общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия (материальное производство, организационную деятельность, духовную деятельность), организационное, которое рассматривает общество как систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Другими словами, одни социологи делает акцент на изучении людей и групп, другие на взаимодействии между ними, а третьи - на объединении, союзе между людьми. Иные два подхода к пониманию общества можно выделить в зависимости от соотношения общества в целом и индивидов. Так, Э.Дюркгейм и его сторонники полагали, что общество (целое) не сводимо к своим частям (людям), оно существует и развивается по самостоятельным законам и представляет собой "надиндивидуальную" реальность, побуждающая индивидов к определенным способам поведения, мышления, чувствования. Общество выступает как внешней по отношению к человеку силой. М.Вебер, напротив, считал, что общества нет вне индивидов. Общество ничто иное, как реальная группа людей, и оно полностью зависит от поведения индиви-дов. Современные социологи признают справедливость и первой и второй модели. Например, П.Бергер , считает, что общество производит индивидов, которые производят общество. Общество – Индивид - Общество Различаются понимания общества эволюционистов и конфликтологов. Эволюционисты (О.Конт, М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) рассматривали общество через гар-монию отношений, общественное согласие. Конфликтологи (К.Маркс, Э.Райт ) считают, что по своей природе общество конфликтно, люди находятся по отношению друг к другу в состоянии конкуренции, вражды. Все перечисленные подходы имеют право быть. Они дополняют друг друга и в совокуп-ности дают полное представление о сложной, противоречивой жизни общества. Общество можно определить как самую крупную совокупность (группу) людей, связанных между собой разнообразными устойчивыми взаимодействиями, а также общей территорией, историей и культурой. Следует отметить, что общество самая по численности группа людей из проживающих на данной территории. Так, например, население Москвы и Московской области представляет весьма крупную группу людей (сопоставимую с населением европейских стран, как Бельгия и Швейцария, вместе взятых). Но эта совокупность людей - не общество, поскольку лишь часть российского общества, которое составляют все россияне и которое является самой крупной общностью устойчиво связанных между собой людей на территории России. К обществу применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил американский социолог Эдвард Шилз:
Список признаков можно продолжать, оспаривать. Хотя эти признаки действительно являются существенными, первостепенным признаком общества, предполагающим все выше указанные, является самодостаточность. Самодостаточными являются такие группы людей, которые способны собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования, т.е. производить все потребное для коллективной жизни. Команда футболистов, способная к общественной по своему характеру деятельности, не может обеспечить собственное существование только усилиями футбольного клуба. Она исчезнет, если окажется предоставленной сама себе, т.к. футболисты не производят продуктов питания, ни строят стадионов, ни оказывают хирургическую помощь при травмах и т.д. Для того, чтобы более четко определиться с определением общества, можно его соотнести с понятиями страна и государство. Если общество - это сами люди, живущие вместе, то страна - определенная территория, на которой они живут, а государство - управляющие ими органы власти. Общество уже существовало в те далекую эпоху, когда не было стран и государств. Общество - это организация не только людей одной страны, но и нации, народности, племени. Классификация обществ. Существует множество способов их классификации Общества можно условно разделить на простые и сложные Сначала существовали простые общества. Затем с переходом людей от охоты и собирательства (присваивающая экономика) к скотоводству и земледелию (производящая экономика), с изменением кочевого образа жизни на оседлый, с ростом производства и возникновением прибавочного продукта (избытом над необходимым продуктом) и частной собственности, с расслоением общества на классы (например, рабовладельцев и рабов) появились сложные.
Г.Ленски и Дж.Ленски классифицировали общества в соответствии с основными харак-терными для них способами получения средств к существованию.
Общества делятся и на западные и восточные(не только в зависимости от географического положения, но и ценностей разделяемые этими обществами).
Общества могут быть открытыми и закрытыми. В данном случае социологи используют понятия, которые разрабатываются в естествознании. В естественных науках открытые системы описываются как незамкнутые, они постоянно обмениваются с внешней средой не только энергией, но и веществом, находятся с ней в состоянии подвижного равновесия с нею. Закрытые системы замкнуты, изолированы, они не обмениваются с внешней средой ни веществом, ни энергией, постепенно приходят в состояние "застоя", состояние наинизшей организованности. Аналогичным образом и общества, находящиеся в изоляции от других, неизбежно переживают "застои" и кризисы. Английский социолог Карл Поппер использовал понятия открытого и за-крытого общества для описания культурно-исторических и политических систем. Примерами закрытого являются античная Спарта, нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма. В литературе можно встретить и деление обществ на дописьменные и письменные (первые совпадают с простыми, у них нет письменности, сложного управления и социального расслоения; вторые со сложными), исламские, православные, католические (по виду господствующей религии) и др.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1811)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |