Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи для самостоятельного решения. ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Методическое пособие по выполнению



2015-11-27 3391 Обсуждений (0)
Задачи для самостоятельного решения. ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Методическое пособие по выполнению 4.67 из 5.00 6 оценок




ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Методическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентов специальностей 210404,210406,230101)

1. Решение задач по анализу производства и реализации продукции. 2

2.Решение задач по анализу качества продукции и брака. 13

3. Решение задач по анализу использования основных фондов. 18

4.Решение задач по анализу обеспечения предприятия оборотными средствами. 21

5.Решение задач по анализу использования трудовых ресурсов. 25

6. Решение задач по анализу затрат по элементам и статьям себестоимости. 32

7.Решение задач по анализу прибыли. 36

8.Решение задач по анализу рентабельности производства и отдельных видов продукции 40

9.Решение задач по анализу финансового состояния предприятия. 43

Решение задач по анализу производства и реализации продукции

 

При проведении анализа производства и реализации про­дукции, как уже было отмечено, решается несколько проблем:

1) изучение динамики производства и реализации продукции;

2) оценка уровня выполнения планов по объемам производ­ства и реализации, ассортименту продукции, ритмичности про­изводства;

3) исследование влияния факторов на изменение этих пока­зателей;

4) выявление и рекомендации по освоению резервов повы­шения эффективности производства и реализации продукции на предприятии.

Таким образом, перед аналитиком стоит проблема не только вычисления соответствующих индексов и коэффициентов, но и экономическое обоснование полученных значений, составление рекомендаций по улучшению этих показателей.

Стоит отметить, что любая система показателей включает экономические (объем производства, объем реализации, при­быль, заработная плата и т.д.) и статистические показатели (темпы роста, темпы прироста и т.д.), характеризующие динамику дея­тельности хозяйствующего субъекта.

Мощным инструментом при использовании метода сравне­ний являются индексы, расчет которых позволяет определить соотношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов производится сравнение с планом в дина­мике и пространстве. Например, индекс изменения отпускной цены (в ден. ед.) на продукт А в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил:

,

 

где I – индекс.

Если индекс больше 1, это свидетельствует о повышении цен на продукт (в процентном выражении – на 20%).

Помимо этого экономические показатели делят на абсолют­ные и относительные. В табл. 1 представлены блоки анализа производства и реализации с указанием используемых методов, в табл. 2 - расчетные статистические показатели.

Во всех случаях, когда необходимо оценить влияние факто­ров на исследуемый объект или отдельный показатель используется прием цепных постановок, а также прием абсолютных разниц (только в мультипликативных моделях и моделях мультипликативно-аддитивного типа) и прием относительных разниц (только для мультипликативных моделей).

Проведение вышеуказанных блоков анализа производства и реализации продукции позволит судить об эффективности организации производства, взаимоотношений с поставщиками и потребителями, ассортиментной и сбытовой политики. В табл. 1 были перечислены показатели, которые требуется рассчитать при проведении анализа. Формулы расчетов и обоснования их результатов приводятся в табл.2. Стоит отметить, что при проведении сравнений показателей за разные периоды, например, таких, как цены на продукцию в начале и конце года следует приводить значения показателей к тому или иному периоду, т.е. приводить все либо в цены базисного периода (начала года), либо в цены отчетного периода (конца года).

Используя табл. 1 и 2, можно решать практические зада­чи по анализу производства и реализации продукции на предприятии. Рассмотрим примеры (в табл. 3 и 5 курсивом отме­чены исходные данные, обычным шрифтом – рассчитанное с использованием формул).

П р и м е р 1

Предприятие работает уже несколько лет, производится три вида продукции. На основе данных табл.3 проведем анализ динамики производства и реализации продукции в 2002-2005 гг. (в сопоставимых ценах), анализ ритмичности производства продукта А за четыре квартала 2005 г.

Приведем пример расчета базисного темпа роста объема вы­пуска продукции (производства) в 2004 г. по сравнению с 2002 (базисным):

Цепной темп прироста объема производства в 2004 г. по срав­нению с 2003 г. (предыдущим) составил:

Т а б л и ц а 1.

Блок анализа Сущность анализа Используемый метод Рассчитываемый показатель
Анализ динамики производства и реа­лизации продукции Исследуются показатели объемов производства и реализации за несколько периодов (месяцев, лет), производится сравнение с базисным периодом Построение аналити­ческих таблиц, метод средних величин, ин­дексный метод, графи­ческие методы (в част­ности, построение диа­грамм) Относительные величины дина­мики (отношение величины по­казателя текущего периода к его уровню в предыдущем или в ба­зисном периоде): среднегодовой темп роста, темп прироста про­изводства и реализации продук­ции
Анализ уровня вы­полнения плана по производству и реа­лизации продукции за отчетный период Определяется уровень выпол­нения плана, т.е. отношение фактического и планового уровня анализируемого пока­зателя по данным отчетного периода Построение аналитичес­ких таблиц, математичес­кие методы (расчет абсо­лютной и относительной разницы между факти­ческими и плановыми показателями) Относительная величина выпол­нения плана (отношение между фактическим и плановым уров­нем показателя отчетного перио­да, выраженное в процентах)
Оперативный ана­лиз выпуска и от­грузки продукции Рассчитывается уровень вы­полнения плана по выпуску и отгрузке продукции с уче­том вида продукции. Учет сведений о выпуске и от­грузке ведется ежедневно нарастающим итогом с нача­ла месяца Построение аналитических таблиц, математические методы Абсолютная величина отклонения от плана
Анализ производи­тельности Исследуется количество про­изведенной продукции в еди­ницу времени, на одну едини­цу оборудования, одного рабо­чего Математические методы, метод сравнения Производительность производст­ва, производительность обору­дования, производительность труда (отношение общего коли­чества произведенной продук­ции к временному периоду (например, к числу дней), к количеству единиц оборудова­ния или к количеству сотрудников предприятия)
Анализ выполнения договорных обяза­тельств по постав­кам продукции Определяется уровень выпол­нения плана поставок за ме­сяц и нарастающим итогом в целом по предприятию с учетом отдельных потребите­лей и видов продукции. Исследуются значения запла­нированной к поставке, фактически отгруженной и недопоставленной продукции. Невыполнение обязательств по поставке ведет к потере отдельных клиентов и рынков сбыта, наложению штрафных санкций на предприятие Построение аналитичес­ких таблиц, математичес­кие методы, при необхо­димости – графические (построение диаграмм) Абсолютная величина отклоне­ния от плана по поставкам про­дукции в разрезе отдельных потребителей и видов продукции
Анализ уровня оплаты отгружен­ной продукции Исследуется состояние расчетов с покупателями Построение аналитичес­ких таблиц, индексный метод Коэффициент оплаты отгружен­ной продукции
Анализ ассорти­мента продукции Изучение состояния ассортимента продукции в отчетном периоде, выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период Построение аналитических таблиц, индексный метод, при необходимости – графический метод (например, построение круговых диаграмм) Коэффициент изменений в ас­сортименте продукции, коэф­фициент обновления ассорти­мента, коэффициент структур­ной активности
Анализ ритмич­ности производства Исследование равномерности выпуска продукции в соответствии с объемами и ассортиментом, предусмотренными планами Построение аналитических таблиц, индексный метод, метод средних величин Прямые показатели: коэффици­енты ритмичности, вариации, аритмичности, удельный вес производства за каждые сутки (декаду) по отношению к месяч­ному выпуску (за месяц – к квартальному выпуску, за квартал – к годовому выпуску)
Анализ резервов увеличения объемов производства и реа­лизации продукции Определение резервов роста объема реализации за счет сокращения остатков нереа­лизованной продукции и повышения объемов произ­водства за счет улучшения использования трудовых ресурсов, основных средств, сырья и материалов Факторный анализ, кор­реляционный анализ, графические методы, прием цепных подстано­вок, прием абсолютных и относительных разниц Рассчитывается большое коли­чество показателей, среди кото­рых обеспеченность предприятия основными средствами, сырьем и материалами, трудовыми ресурсами и эффективность их использования

 

Т а б л и ц а 2.

Наименование показателя Формула расчета Обоснование значения показателя
Среднегодовой темп роста производства (или реализации),% Если темп роста за несколько лет выше 100%, то объемы производства (или реализации) растут. Положительная тенденция для предприятия
Среднегодовой темп прироста производства (или реализации),% Тпр=Т-100%   Темп прироста - это темп роста минус 100%, показывает, на сколько выросли или уменьшились объемы производства (или реализации)
относительная величина выполнения плана, % Если коэффициент выполнения плана поло­жительный, значит, план перевыполнен отрицательный – план недовыполнен
Абсолютная величина отклонения от плана, + / - Абсолютное отклонение от плана = Фактический объем производства реализации) – Плановый объем производства (реализации) Положительная разница свидетельствует перевыполнении плана, отрицательная недовыполнении плана
Производительность труда Выражает объем произведенной продукции товаров, услуг) в стоимостном (при необходимости - в количественном) выражении на 1 человека – сотрудника предприятия
Производительность обору­дования Выражает объем произведенной продукции (товаров, услуг) в стоимостном (при необхо­димости – в количественном) выражении на 1 рабочее место (единицу оборудования)
Производительность пред­приятия (в день) Выражает объем произведенной продукции (товаров, услуг) в стоимостном (при необхо­димости в количественном) выражении за 1 день
Коэффициент оплаты отгру­женной продукции Если Копл > 1, то это свидетельствует о росте дебиторской задолженности
Коэффициент изменений в ассортименте Под фактическим объемом продукции здесь подразумевается сумма фактических объемов выпуска разных видов продукции. Если коэффициент отличен от 1, то произошли существенные изменения в объемах выпуска ассортимента продукции
Коэффициент обновления ассортимента Если коэффициент равен 1, то произошло полное обновление ассортимента. В зависимости от полученной величины показателя можно судить об объеме обновления ассортимента продукции
Коэффициент структурной активности где ΔУдi – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выпуска (реализации) за анализируе­мый период; n – число видов продукции Чем выше этот коэффициент, тем активнее структурные преобразования на предприя­тии, а значит, руководство активно реаги­рует на изменения рынка, заботится об обновлении ассортимента продукции
Коэффициент ритмичности, % критм=уд1 + уд2 +…+ удn (сумма удельных весов выпуска продукции за каждый период (всего их n), но не более планового уровня) Если коэффициент ниже 100%, значит, на предприятии наблюдается нарушение рит­мов производства
Коэффициент вариации где – квадратическое от­клонение от среднедекадного зна­чения, п – число периодов, – плановый среднеквартальный выпуск продукции Этот коэффициент – отношение среднеквадратического отклонения планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, средне квартальному) плановому выпуску продукции. Выраженный в процентах, коэффициент свидетельствует о том, насколько выпуск продукции в этот период отклоняется от графика в среднем
Коэффициент аритмичности Карит = Δx1 + Δx2 +…+ Δxn. (сумма положительных и отрицательных отклонений от плана за каждый период – день, неделю, декаду) Чем выше показатель аритмичности, тем менее ритмично работает предприятие. Если показатель равен 0, значит, на предприятии фактические значения совпадают с запланированными
Удельный вес производства за месяц к квартальному выпуску Уд = (объем производства за месяц объем производства за квартал) х 100% Показывает долю месячного объема производства в общем квартальном объеме производства

Ежегодный темп прироста в данном случае рассчитывался как разность между базисными темпами роста двух лет, например:

Аналогично рассчитываются и показатели по объему реализации продукции.

Важное значение при анализе динамики производства и реализации за несколько лет являются следующие показатели.

Среднегодовой темп роста объема производства составил:

 

Среднегодовой темп прироста объема производства:

Среднегодовой темп роста объема реализации (аналогично):

Среднегодовой темп прироста объема реализации (аналогично):

В целом же предприятие работает достаточно стабильно, хотя по имеющимся данным нельзя с уверенностью говорить о росте объемов производства и реализации и, как следствие, увеличении доходов предприятий. Дело в том, что значительный рост наблюдается только в 2003г. Это отражают и показатель объема производства, и показатель объема реализации. В 2004г., напротив, объем реализации снизился, а объем производства повысился незначительно. Это может свидетельствовать об образовании остатков нереализованной продукции.

Общий рост объемов производства за анализируемый период составил 110,4%, рост объемов реализации – 109,7%. Это говорит о достаточно равномерном развитии производства, и реализации продукции, значительного разрыва в этих показате­лях не наблюдается. Для наглядности представления результа­тов анализа построена диаграмма динамики объемов производ­ства и реализации продукции (рис.1).

Т а б л и ц а 3

 

 

 

 

 

Год Объем производ­ства, ден. ед. Темпы роста, % Темпы прироста, % Объем реализации, ден. ед. Темпы роста, % Темпы прироста, %
базисные цепные базисные цепные
320000 310000
384000 390000 125,8 125,8 25,8
390000 121,9 101,6 1,9 382000 123,2 97,9 -2,6
430000 134,4 110,3 12,5 409000 131,9 107,1 8,7

Т а б л и ц а 4

 

 

Изделие VВП Темп роста VВП, % Структура производства, % Vрп
план, ден. ед. факт, ден. ед. + /- % к плану план факт план, ден. ед. факт, ден. ед. + /- % к плану
А 200000 210000 + 10000 +5 48,8 199800 199000 -800 -0,4
Б 140000 120000 -20000 -14,3 85,7 32,2 27,9 139700 140000 +300 +0,2
В 95000 100000 +5000 +5,3 105,3 21,8 23,3 95000 70000 -25000 -26,3
Итого 435000 430000 -5000 -1,15 98,9 434500 409000 -25500 -5,86

 

Рис.1. Диаграмма динамики выпуска и реализации продукции

П р и м е р 2

В табл. 4 представлены данные для анализа объема произ­водства и реализации трех видов продукции с учетом ассорти­мента (в сопоставимых ценах).

Формулы для расчетов абсолютных (+ / –) и относительных (% к плану) отклонений от плана приводились в табл. 2. Рас­четы темпов роста объемов производства по каждому виду про­дукции аналогичны вышерассмотренному примеру.

Остановимся на вычислении показателей структуры произ­водства. Объем производства всех видов продукции составляет 100%. Путем деления планового показателя выпуска продукции А на общий объем выпуска можно найти долю продукции А в общем выпуске:

.

 

Аналогично рассчитываются плановые и фактические пока­затели структуры производства по другим видам продукции.

Проведенные расчеты показали, что выпуск продукции идет не в соответствии с планом (по каждому виду продукции обна­ружены отклонения), хотя общее отклонение от плана по про­изводству составило всего -1,15%. Однако руководству подраз­делений по производству продукции следует настоятельно рекомендовать следовать планам или корректировать их по мере возникновения проблем на производстве. Аналитик должен ис­следовать все факторы, которые могли повлиять на изменения объемов производства. Изменение объемов выпуска продукции может быть связано с трудовыми ресурсами (изменением чис­ленности персонала и/или производительности труда), средства­ми труда (основными средствами, их фондоотдачей), предмета­ми труда (уменьшением или увеличением размеров материальных ресурсов, нарушениями поставок сырья и материалов, измене­нием материалоотдачи). Эти причины должны быть отражены в отчете о проведении анализа производства и реализации.

Особое внимание в данном случае следует обратить на провал в реализации продукта В: отклонения от плана составили -26,3%. Это очень высокий показатель. На предприятии образовались значительные остатки нереализованной продукции, служба сбы­та (и/или маркетинга) плохо сработала в направлении реализа­ции данного вида продукции.

П р и м е р 3

По данным табл. 5 проанализируем ритмичность выпуска продукта А за 4 квартала.

Коэффициент выполнения плана есть отношение фактичес­кого показателя выпуска продукта А к плановому показателю. Удельный вес продукции в I кв. рассчитывается по формуле

.

Аналогично рассчитываются все удельные веса.

Доля продукции, зачтенная в выполнении плана по ритмич­ности, составляет фактический удельный вес продукции за дан­ный период, но не более его планового показателя. Так, во II кв. из-за нарушения ритмичности производства было засчитано только 26% объема выпуска продукта А, а не 28,57%, как было произве­дено фактически. Таким образом, сумма долей продукции, зач­тенных в выполнении плана по ритмичности, показывает, на­сколько недовыполнен план по ритмичности. В данном случае отклонения составили 2,57% от общего объема выпуска продук­та А.

Т а б л и ц а 5

Квар­тал Выпуск продукта А, ден. ед. Выпол­нение плана, коэффициент Удельный вес продукции, % Доля продук­ции, зачтен­ная в выпол­нении плана по ритмич­ности, %
план факт план факт
I 48000 50000 1,04 23,8 23,8
II 52000 60000 1,15 28,57
III 45000 45000 22,5 21,43 21,43
IV 55000 55000 27,5 26,2 26,2
Итого 200000 210000 1,05 97,43

 

Для проведения анализа ритмичности необходимо найти значения таких показателей, как коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности согласно формулам в табл.2.

Критм = 23,8 + 26 + 21,43 + 26,2 = 97,43 (%).

Для того чтобы найти коэффициент вариации, определяется значение планового среднеквартального выпуска продукций:

Число периодов п = 4.

Это значит, что производство продукта А по кварталам 2005 г. отклонялось от планового графика в среднем на 7,6%.

Каритм = 0,04 + 0,15 + 0+0 = 0,19.

Напомним: чем выше показатель аритмичности, тем менее ритмично работает предприятие.

На основе представленных данных был проведен частичный анализ производства и реализации продукции в соответствии с условиями задачи. При получении отрицательных результатов анализируемых показателей требуется выявить причины, фак­торы, влияющие на них, и составить рекомендации по миними­зации негативного влияния. И наоборот, положительные тен­денции также следует изучать, чтобы поддержать их, тем самым способствуя улучшению результатов деятельности предприятия.

Задачи для самостоятельного решения

1. Проведите анализ динамики объемов производства и реали­зации продукции на предприятии за 5 лет. Определите базисные, цепные и среднегодовые темпы роста и прироста, сделайте выводы о полученных результатах. Для корректировки цен разных лет вос­пользуйтесь индексом цен.

Номер года Объем производства, ден. ед. Объем реализации, ден. ед. Индекс цен
1,0
1,05
1,08
1,03
1,06

2. На основании нижеприведенных данных определите абсо­лютные и относительные отклонения от плана по выпуску и реали­зации продукции; изменения в структуре производства с учетом ас­сортимента продукции. Используя метод цепных подстано­вок, определите влияние фактора изменения структуры продукции на объем выпуска в стоимостном выражении. Укажите возможные причины отклонений от плановых показателей, проанализируйте плановую и фактическую структуры производства.

Вид продукции Цена за единицу продукции, ден. ед. Объем производства, ден. ед. Объем реализации, ден. ед.
план факт план факт
А
Б
В
Итого - ? ? ? ?

 

3. Определите удельный вес каждого продукта в анализируемых периодах, а затем - ритмичность производства с учетом различных видов продукции – А и Б. Укажите возможные причины отклоне­ния фактических показателей от плана по ритмичности производ­ства. Как влияет аритмичность на результаты деятельности пред­приятия и какие меры требуется применить для ее уменьшения?

 

 

Вид продукции Объем производства, ден. ед.
I кв. II кв. III кв. IV кв.
план факт план факт план факт план факт
А
Б

4. Проанализируйте выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции за 2005 г. в разрезе отдельных покупателей и видов продукции. Укажите возможные причины недовыполнения плана и рекомендации по улучшению процедур исполнения дого­ворных обязательств.

Вид продукции Код покупателя Поставки, ден. ед. Недопос­тавлено продукции, ден. ед. Недопос­тавлено продукции, %
план факт
А    
     
     
Итого по А        

 

Вид продукции Код покупателя Поставки, ден. ед. Недопос­тавлено продукции, ден. ед. Недопос­тавлено продукции, %
план факт
Б    
     
     
Итого по Б -        
В    
     
     
Итого по В -        
Г    
     
     
Итого по Г -        
Итого -        

 

5. Используя метод цепных подстановок, рассчитайте, на сколько изменился выпуск продукции за счет:

1) численности производственных работников;

2) среднедневной выработки на одного работника;

3) количества рабочих дней в году.

Показатель Базисный период Отчетный период
Численность производственных работников, чел.
Среднедневная выработка на одного работника, ден. ед.
Количество рабочих дней в году
Объем выпуска продукции, ден. ед. ? ?


2015-11-27 3391 Обсуждений (0)
Задачи для самостоятельного решения. ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Методическое пособие по выполнению 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Задачи для самостоятельного решения. ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Методическое пособие по выполнению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)