Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задача 2 (личностно социальный уровень)



2015-11-27 1468 Обсуждений (0)
Задача 2 (личностно социальный уровень) 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема: «Иметь» образование или «быть» в образовании

Материал подготовлен на основе книги: Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.

Проанализируйте текст, который следует ниже, и ответьте на вопросы:

1) Проанализируйте позиции, представленные А.В. Хуторским, относительно роли учащегося (студента) и педагога в образовательном процессе.

2) Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу.

3) Каким Вы хотите видеть собственное образование?

«Результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежит понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания.

Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на общие цели доминирующего общественного уклада.

По-другому звучит данный принцип в образовании, ориентированном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.

«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно-ориентированной.

Первая характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой ему для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция индивиду и последующая интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности) им культурно исторических ценностей, норм, традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.

Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватным познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания.

Образование в стиле «быть» имеет личностный, продуктивный, открывающий характер.

Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения».

 

Примерные вопросы к экзамену

Семестр

1. Профессиональные задачи.

2. Сущность, объекты, формы и этапы педагогического проектирования.

3. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся.

4. Подходы к проектированию целей обучения, воспитания и развития

5. Педагогическая диагностика.

6. Индивидуальные достижения учащихся: основные подходы к понятию, структура.

7. Стандарты измерения качества образования.

8. Контроль и оценивание в учебно-воспитательной работе.

9. Технологии оценки достижений учащихся.

10. Оценка уровня воспитанности и ее критерии.

11. Оценка уровня мотивации учебной деятельности.

12. Оценка уровня нравственности и гражданственности.

13. Педагогическая поддержка.

14. Сотрудничество субъектов педагогического процесса.

15. Современная образовательная среда и ее ресурсы.

16. Сущность, структура и типы взаимодействия.

17. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.

18. Формы взаимодействия классного руководителя с общественными организациями.

19. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.

20. Саморазвитие личности педагога.

21. Стандарты профессионального педагогического образования.

22. Ценности педагогической деятельности, зафиксированные в профессиональных образовательных стандартах.

23. Аттестация профессионализма работников образования: общие и дифференцированные требования к квалифицированным категориям.

24. Формы повышения квалификации учителей.

25. Права и обязанности учителя по решению задач профессионального самообразования.

 

7.3.3. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

 

Дисциплины ОП ОК-13 ОК-14 ОПК-2 ОПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9  
История   +              
Нормативно-правовое обеспечение образование     +            
Педагогика   + + +   +      
Психология           +      
Методика обучения литературе                  
Учебная практика   +       +      

 

7.3.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

 

Таблица 10. Карта критериев оценивания компетенций

Код компетенции Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП Виды занятий (лекции, семинар-ские, прак-тические, лабораторные) Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)  
пороговый (удовл.) 61-75 баллов базовый (хор.) 76-90 баллов повышенный (отл.) 91-100 баллов
ОК-13 Знает нормативные правовые документы в своей деятельности Понимаетвозможности использования нормативных правовых документов в своей деятельности Знает норматив-ные правовые документы в своей деятельно-сти, постоянно отслеживает изме-нения, происхо-дящие в нормативной базе образования практические занятия Собеседование, дискуссии,
Умеетисполь-зовать нормати-вные правовые документы в своей деятельности на репродуктивном уровне Умеет исполь-зовать норматив-ные правовые документы в своей деятель-ности на продуктивном уровне Умеетисполь-зовать норматив-ные правовые документы в своей деятельно-сти на творческом уровне практические занятия выступления по темам
Владеет навыком использования нормативных правовых документов в своей деятельности на репродуктивном уровне Владеет навыком использования нормативных правовых документов в своей деятельности на продуктивном уровне Владеет навыком использования нормативных правовых документов в своей деятельности на творческом уровне практические занятия выступления по темам
ОК-14 Знает: общие сведения о сущности социальных и культурных различий, исторического наследия и культурных традиций   Знает: основные элементы и классификации социальных и культурных различий, исторического наследия и культурных традиций Знает: полную характеристику социальных и культурных различий, исторического наследия и культурных традиций лекции, практические занятия Опрос, работа на семинаре, эссе, тест
Умеет: использовать отдельные компоненты анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций Умеет: использовать основные компоненты анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций Умеет: использовать в полном объеме возможности анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций практические занятия работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа
Владеет: отдельными технологиями и начальными навыками анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций Владеет: основными технологиями и базовыми навыками анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций Владеет: современными технологиями и устойчивыми навыками анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций практические занятия работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа
ОПК-2 Знает: отдельные группы источников информации, необходимые для решения профессиональных и социальных задач Знает: основные группы источников информации, необходимые для решения профессиональных и социальных задач Знает: все источники информации, необходимые для решения профессиональ-ных и социальных задач лекции, практические занятия Опрос, работа на семинаре, эссе, тест
Умеет: извлекать информацию из источников и анализировать на элементарном логическом уровне Умеет: извлекать, анализировать и сравнивать информацию из различных источников Умеет: извлекать, анализировать, сравнивать информацию из различных источников, применять для решения профессиональ-ных и социальных задач практические занятия работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа
Владеет: навыками работы с отдельными группами источников информации Владеет: навыками работы с основными группами источников информации Владеет: навыками работы со всеми группами источников информации практические занятия работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа
ОПК-3 знает общие требования к публичному выступлению понимаетзначимость публичного выступления в построения взаимодействия с субъектами образования Знает логику и приемы публичного выступления, особенности восприятия различными категориями слушателей; практические занятия Собеседование, дискуссии,
Умеетиспользовать общие требования к публичному выступлению Умеетиспользовать стандартные приемы построения выступления Умеетнаходить оригинальные приемы активизации субъектов взаимодействия при организации выступления практические занятия выступления по темам
Владеет общими приемами построения публичного выступления Владеет навыками проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов Владеет способами включения субъектов речевого взаимодействия в совместное обсуждение проблем практические занятия выступления по темам
ПК-5 Знает возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспита-тельного процесса Знает способы развития возможностей образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспита-тельного про-цесса Знает Современные подходы к проектированию продуктивной образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса лекции, практи-ческие занятия собеседование, тесты
Умеетиспользовать возможности образователь-ной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспитате-льного про-цесса УмеетОтбирать средства для изменения образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспита-тельного про-цесса Умеетотбирать средства и организовывать различных субъектов для проектирования образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса практи-ческие занятия Творческие проекты, ситуационные задания
Владеет навыками включения компонентов образователь-ной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспита-тельного про-цесса Владеет образователь-ной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспитатель-ного процесса Владеет Навыками самостоятельного проектирования новой образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспитательного процесса практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания
ПК-6 Знает способы организации сотрудниче- ства обучаю-щихся и воспи-танников Знает способы и условия организации сотрудничества обучаю-щихся и воспи-танников Знаетспособы, условия их и возможности в организации сотрудничества обучающихся и воспитанников   практи-ческие занятия собеседование, тесты
Умеет организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников по известному образцу Умеет определять целесообразность различных способов организации сотрудничества обучаю-щихся и воспи-танников Умеет проектировать способы и условия организации сотрудничества обучающихся и воспитанников практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания
Владеет репродуктивными навыками организации сотрудничества обучающихся и воспитанников Владеет самостоятельного отбора способов организации сотрудничества обучаю-щихся и воспитанников в Владеетсовременными технологиями организации со-трудничества обу-чающихся и вос-питанников, навыками их проектирования в различных условиях практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания
ПК-8 Знает культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий Знает культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий шире базового уровня Знает культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий, опыт реализации такого рода программ   практи-ческие занятия собеседование, тесты
  Умеетразрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на репродуктивном уровне Умеетразрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на продуктивном уровне Умеетразрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на творческом уровне практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания
  Владеетнавыком разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на репродуктивном уровне Владеетнавыком разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на продуктивном уровне Владеетнавыком разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на творческомуровне практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания
ПК-9 Знает предметную область в культурно-просветительской работе Знает способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; Знает особенности социального партнерства в системе образования;    
Умеет понимать специфику образования широких слоев населения в различные исторические эпохи и при различных экономических формациях Умеет использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе Умеет анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы    
Владеет навыками организации культурно-просветительной деятельности на репродуктивном уровне Владеет навыками готовности к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений; Владеетнавыками определять значимость педагогических знаний в деятельности педагога в культурно-просветительской деятельности    


2015-11-27 1468 Обсуждений (0)
Задача 2 (личностно социальный уровень) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задача 2 (личностно социальный уровень)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)