Проблема: «Иметь» образование или «быть» в образовании
Материал подготовлен на основе книги: Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.
Проанализируйте текст, который следует ниже, и ответьте на вопросы:
1) Проанализируйте позиции, представленные А.В. Хуторским, относительно роли учащегося (студента) и педагога в образовательном процессе.
2) Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу.
3) Каким Вы хотите видеть собственное образование?
«Результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежит понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания.
Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на общие цели доминирующего общественного уклада.
По-другому звучит данный принцип в образовании, ориентированном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.
«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно-ориентированной.
Первая характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой ему для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция индивиду и последующая интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности) им культурно исторических ценностей, норм, традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.
Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватным познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания.
Образование в стиле «быть» имеет личностный, продуктивный, открывающий характер.
Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения».
Примерные вопросы к экзамену
Семестр
1. Профессиональные задачи.
2. Сущность, объекты, формы и этапы педагогического проектирования.
3. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся.
4. Подходы к проектированию целей обучения, воспитания и развития
5. Педагогическая диагностика.
6. Индивидуальные достижения учащихся: основные подходы к понятию, структура.
7. Стандарты измерения качества образования.
8. Контроль и оценивание в учебно-воспитательной работе.
9. Технологии оценки достижений учащихся.
10. Оценка уровня воспитанности и ее критерии.
11. Оценка уровня мотивации учебной деятельности.
12. Оценка уровня нравственности и гражданственности.
13. Педагогическая поддержка.
14. Сотрудничество субъектов педагогического процесса.
15. Современная образовательная среда и ее ресурсы.
16. Сущность, структура и типы взаимодействия.
17. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.
18. Формы взаимодействия классного руководителя с общественными организациями.
19. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.
20. Саморазвитие личности педагога.
21. Стандарты профессионального педагогического образования.
22. Ценности педагогической деятельности, зафиксированные в профессиональных образовательных стандартах.
23. Аттестация профессионализма работников образования: общие и дифференцированные требования к квалифицированным категориям.
24. Формы повышения квалификации учителей.
25. Права и обязанности учителя по решению задач профессионального самообразования.
7.3.3. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):
Дисциплины ОП
| ОК-13
| ОК-14
| ОПК-2
| ОПК-3
| ПК-5
| ПК-6
| ПК-8
| ПК-9
| |
История
| | +
| | | | | | | |
Нормативно-правовое обеспечение образование
| | | +
| | | | | | |
Педагогика
|
| +
| +
| +
|
| +
|
|
|
|
Психология
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
Методика обучения литературе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебная практика
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
|
7.3.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 10. Карта критериев оценивания компетенций
Код компетенции
| Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП
| Виды занятий (лекции, семинар-ские, прак-тические, лабораторные)
| Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)
|
пороговый
(удовл.)
61-75 баллов
| базовый (хор.)
76-90 баллов
| повышенный
(отл.)
91-100 баллов
|
ОК-13
| Знает нормативные правовые документы в своей деятельности
| Понимаетвозможности использования нормативных правовых документов в своей деятельности
| Знает норматив-ные правовые документы в своей деятельно-сти, постоянно отслеживает изме-нения, происхо-дящие в нормативной базе образования
| практические занятия
| Собеседование, дискуссии,
|
Умеетисполь-зовать нормати-вные правовые документы в своей деятельности на репродуктивном уровне
| Умеет исполь-зовать норматив-ные правовые документы в своей деятель-ности на продуктивном уровне
| Умеетисполь-зовать норматив-ные правовые документы в своей деятельно-сти на творческом уровне
| практические занятия
| выступления по темам
|
Владеет навыком использования нормативных правовых документов в своей деятельности на репродуктивном уровне
| Владеет навыком использования нормативных правовых документов в своей деятельности на продуктивном уровне
| Владеет навыком использования нормативных правовых документов в своей деятельности на творческом уровне
| практические занятия
| выступления по темам
|
ОК-14
| Знает:
общие сведения о сущности социальных и культурных различий, исторического наследия и культурных
традиций
| Знает:
основные элементы и классификации социальных и культурных различий, исторического наследия и культурных
традиций
| Знает:
полную характеристику социальных и культурных различий, исторического наследия и культурных
традиций
| лекции, практические занятия
| Опрос, работа на семинаре, эссе, тест
|
Умеет:
использовать отдельные компоненты анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных
традиций
| Умеет:
использовать основные компоненты анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных
традиций
| Умеет:
использовать в полном объеме возможности анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных
традиций
| практические занятия
| работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа
|
Владеет:
отдельными технологиями и начальными навыками анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных
традиций
| Владеет:
основными технологиями и базовыми навыками анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных
традиций
| Владеет:
современными технологиями и устойчивыми навыками анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных
традиций
| практические занятия
| работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа
|
ОПК-2
| Знает:
отдельные группы источников информации, необходимые для решения профессиональных и социальных задач
| Знает:
основные группы источников информации, необходимые для решения профессиональных и социальных задач
| Знает:
все источники информации, необходимые для решения профессиональ-ных и социальных задач
| лекции, практические занятия
| Опрос, работа на семинаре, эссе, тест
|
Умеет:
извлекать информацию из источников и анализировать на элементарном логическом уровне
| Умеет:
извлекать, анализировать и сравнивать информацию из различных источников
| Умеет:
извлекать, анализировать, сравнивать информацию из различных источников, применять для решения профессиональ-ных и социальных задач
| практические занятия
| работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа
|
Владеет:
навыками работы с отдельными группами источников информации
| Владеет:
навыками работы с основными группами источников информации
| Владеет:
навыками работы со всеми группами источников информации
| практические занятия
| работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа
|
ОПК-3
| знает общие требования к публичному выступлению
| понимаетзначимость публичного выступления в построения взаимодействия с субъектами образования
| Знает логику и приемы публичного выступления, особенности восприятия различными категориями слушателей;
| практические занятия
| Собеседование, дискуссии,
|
Умеетиспользовать общие требования к публичному выступлению
| Умеетиспользовать стандартные приемы построения выступления
| Умеетнаходить оригинальные приемы активизации субъектов взаимодействия при организации выступления
| практические занятия
| выступления по темам
|
Владеет общими приемами построения публичного выступления
| Владеет навыками проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
| Владеет способами включения субъектов речевого взаимодействия в совместное обсуждение проблем
| практические занятия
| выступления по темам
|
ПК-5
| Знает возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспита-тельного процесса
| Знает способы развития возможностей образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспита-тельного про-цесса
| Знает Современные подходы к проектированию продуктивной образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
| лекции, практи-ческие занятия
| собеседование, тесты
|
Умеетиспользовать возможности образователь-ной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспитате-льного про-цесса
| УмеетОтбирать средства для изменения образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспита-тельного про-цесса
| Умеетотбирать средства и организовывать различных субъектов для проектирования образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
| практи-ческие занятия
| Творческие проекты, ситуационные задания
|
Владеет навыками включения компонентов образователь-ной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспита-тельного про-цесса
| Владеет образователь-ной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспитатель-ного процесса
| Владеет Навыками самостоятельного проектирования новой образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспитательного процесса
| практи-ческие занятия
| Творческие проекты, си-туационные задания
|
ПК-6
| Знает способы организации сотрудниче-
ства обучаю-щихся и воспи-танников
| Знает способы и условия организации сотрудничества обучаю-щихся и воспи-танников
| Знаетспособы, условия их и возможности в организации сотрудничества обучающихся и воспитанников
|
практи-ческие занятия
| собеседование, тесты
|
Умеет организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников по известному образцу
| Умеет определять целесообразность различных способов организации сотрудничества обучаю-щихся и воспи-танников
| Умеет проектировать способы и условия организации сотрудничества обучающихся и воспитанников
| практи-ческие занятия
| Творческие проекты, си-туационные задания
|
Владеет
репродуктивными навыками организации сотрудничества обучающихся и воспитанников
| Владеет самостоятельного отбора способов организации сотрудничества обучаю-щихся и воспитанников в
| Владеетсовременными технологиями организации со-трудничества обу-чающихся и вос-питанников, навыками их проектирования в различных условиях
| практи-ческие занятия
| Творческие проекты, си-туационные задания
|
ПК-8
| Знает культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий
| Знает культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий шире базового уровня
| Знает культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий, опыт реализации такого рода программ
|
практи-ческие занятия
| собеседование, тесты
|
| Умеетразрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на репродуктивном уровне
| Умеетразрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на продуктивном уровне
| Умеетразрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на творческом уровне
| практи-ческие занятия
| Творческие проекты, си-туационные задания
|
| Владеетнавыком разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на репродуктивном уровне
| Владеетнавыком разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на продуктивном уровне
| Владеетнавыком разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на творческомуровне
| практи-ческие занятия
| Творческие проекты, си-туационные задания
|
ПК-9
| Знает предметную область в культурно-просветительской работе
| Знает способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
| Знает особенности социального партнерства в системе образования;
|
|
|
Умеет понимать специфику образования широких слоев населения в различные исторические эпохи и при различных экономических формациях
| Умеет использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе
| Умеет анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
|
|
|
Владеет
навыками организации культурно-просветительной деятельности на репродуктивном уровне
| Владеет
навыками готовности к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений;
| Владеетнавыками
определять значимость педагогических знаний в деятельности педагога в культурно-просветительской деятельности
|
|
|