Занятие 5. Лабораторная работа «Высшая нервная деятельность»
Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде. Цель: изучить особенности ВНД человека. Оборудование: раздаточный материал, тесты. Ход работы: Задание 1. Выполните работу«Внимание и работоспособность» Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Материальное оборудование: секундомер, набор таблиц с изображением цифр с 1 до 25. Ход работы: Испытуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет испытателю числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Испытуемому предъявляют первую таблицу (таблица 3) со следующей инструкцией: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без инструкций.
Таблица 3 – Пример типовой таблицы для определения устойчивости внимания
Остальные четыре заготовленные таблицы делаются таким же образом, только необходимо поменять местами цифры от 1 до 25. Форма отчетности: основным показателем будет время выполнения (с), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам опыта строят «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности (рисунок 11).
Время, с
N табл Рисунок 11 – График для анализа устойчивости внимания и динамики работоспособности
С помощью этого теста можно вычислить еще и такой показатель, как эффективность работы (ЭР).
где Т1 – время работы с первой таблицей, Т2 – время работы со второй таблицей, Т3 – время работы с третьей таблицей, Т4 – время работы с четвертой таблицей, Т5 – время работы с пятой таблицей. ЭР оценивают в секундах, а баллы начисляют с учетом возраста испытуемого (таблица 4). Таблица 4 – Оценка эффективности работы
Рассчитайте эффективность работы испытуемого. Сравните полученные результаты в эксперименте с табличными и сделайте вывод. Вывод:
Задание 2. Выполните работу «Работоспособность (по В.Н. Некрасову)» Цель: выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью. Материалы и оборудование: заготовленная схема, секундомер. Ход работы: испытуемому предлагают следующие задание: «Перед вами квадрат, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру». Образец задания представлен в таблице 5. Начало и окончание работы точно фиксируются экспериментатором. Форма отчетности: сравните полученные вами результаты с нормативными (таблица 6). Таблица 5 – Схема для эксперимента
Таблица 6 - Работоспособность человека
Задание 3. Выполните работу «Оценка силы центральной нервной системы методом теппинг-теста» Теппинг-тест является одним из методов, позволяющих оценить скоростные характеристики двигательного аппарата, темп и устойчивость моторного действия. Е.П. Ильин (1975) предлагает использовать этот метод для оценки такой индивидуально-типологической характеристики, как сила-слабость нервной системы. Максимальные скоростные показатели человека (качество быстроты) в физиологии принято понимать как проявление способности совершать различного рода действия в минимальный промежуток времени. Максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, может служить индикатором функционального состояния человека. Для проведения теста необходимы секундомер, карандаш и лист бумаги. На бумагу наносят 10 квадратов (5 в верхнем ряду и 5 в нижнем ряду) и нумеруют каждый в верхнем левом углу. Нумерацию производят либо не прерываясь, по часовой стрелке, либо построчно. Пример нумерации квадратов представлен в таблице 7: Таблица 7 – Образец рабочей таблицы для теппинг-теста или
Испытуемый в течение 10 секунд в максимальном темпе ставит точки в первом квадрате, через 20 секунд – во втором и т. д. Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу. Для оценки результатов подсчитывают число точек в каждом квадрате, соединяя все точки между собой. Резкое снижение частоты движений, т. е. уменьшение числа точек от квадрата к квадрату, свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов, а она, в свою очередь, – о замедлении процесса врабатываемости. Этот тест используется для контроля за скоростными качествами, ловкостью и развитием утомления. Форма отчетности. Результаты работы оформляют в виде графика (рисунок 12), где по оси абсцисс откладывают номер квадрата, а по оси ординат число точек, выбитых испытуемым в соответствующем квадрате. Сначала в первом и втором квадрате может наблюдаться фаза врабатывания, когда число точек меньше, чем в остальных квадратах, а затем – фаза устойчивой работоспособности вплоть до последнего квадрата, что будет свидетельствовать о сильной нервной системе. Если же по ходу графика от квадрата к квадрату наблюдается падение количества точек, это будет свидетельствовать о слабой нервной системе. По форме графика сделать выводо силе нервных процессов. число точек
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 номер квадрата Рисунок 12 – График оценки силы нервных процессов Вывод:
Эндокринная система – совокупность основных желез внутренней секреции, согласованная деятельность которых обеспечивает (совместно с нервной системой) регуляцию всех жизненно важных функций организма. Цель: изучить строение и функции эндокринной системы. Оборудование: учебник [3, с. 92-123], учебник [4, с. 129-138].
Задание 1. Рассмотрите рисунок 13 «Эндокринные железы в теле человека». Подпишите, название желез внутренней секреции, изображенных на рисунке.
Рисунок 13 – Эндокринные железы в теле человека Задание 2. Заполните таблицу 7 «Гипо- и гиперфункция эндокринных желез». Таблица 7 – Гипо- и гиперфункция эндокринных желез
Занятие 7
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2884)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |