Культура как мир знаков. Культурная картина мира и культурные архетипы
Цель занятия– раскрыть понятие «язык культуры». Показать, что язык культуры – ядро системы культуры, ее главный структурный элемент. Язык культуры – это некая универсальная форма осмысления реальности, способствующая организации новых и уже существующих понятий, образов, представлений.
Содержание темы. Семиотика культуры. Общественная культура как носитель социальной информации. Знаковые системы. Представители тартусско-московской семиотической школы о языке культуры. Типы знаковых систем культуры. Язык культуры как средство коммуникации, хранения и трансляции культуры. Культурная картина мира как система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Важнейшие компоненты картины мира. Культурный архетип (определение, содержание, формирование). Универсальные культурные архетипы и этнические культурные архетипы.
Культурные ценности и нормы. Культурная ментальность. Цель занятия– раскрыть значения понятия «ценность» как важнейшего компонента человеческой культуры.
Содержание темы. Аксиология как особое направление философии. Роль ценностей в культурной деятельности человека. Ценность и стоимость. Зависимость ценности объекта от его свойств и отношения к нему человека. Ценность и полезность. Ценность и истина. Виды ценностей. Классификация. Влияние субкультуры и природных особенностей на систему ценностных ориентаций человека. Социокультурные нормы. Главные механизмы социального контроля: общественное мнение (неофициальный контроль) и административное управление (официальный). Определение общекультурных, групповых и ролевых норм. Ментальное поле культуры. Культурный потенциал как важная составляющая культурной деятельности. Формирование ментального поля культуры. Виды и уровни ментальности.
Социодинамика культуры. Цель занятия –раскрыть характер и функции динамических процессов в культуре.
Содержание темы. Социодинамика культуры. Определение понятия. Ритм и темп социокультурных изменений. Книга М.Ю. Лотмана «Культура и взрыв». Циклические модели социокультурных изменений: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и др.
Теория волнообразной социокультурной динамики П. Сорокина. Типы мироощущения и мировоззрения, характеризующие разные формы культур (идеациональный и чувственный, идеалистический и эклектический). Эволюционные модели развития культуры (однолинейная и многолинейная). Синергетическая модель развития культуры.
Межкультурная коммуникация и диалог культур. Цель занятия –раскрыть значение и характер межкультурных взаимовлияний. Содержание темы. Понятие «коммуникация» в рамках культурологии. Подходы к изучению процессов коммуникации. Концепции технологического детерминизма. Процессы интеграции, ассимиляции, аккультурации в культурно-коммуникативном ракурсе. Формы внутрикультурной и межкультурной интеграции. Компоненты ассимиляции. Американская и европейская культурантропология о понятии «аккультурация». Социокультурная коммуникация. Ее виды (инновационная, ориентационная, стимуляционная, корреляционная). Диалог культур. Культурные традиции и инновации.
Раздел 3. Типология культур. Традиционная и инновационная культуры. Цель занятия –раскрыть различие феноменологического и типологического описания культур.
Содержание темы. Проблема типологии культур. Варианты типологии. Традиционные и инновационные культуры. Признаки традиционной культуры. Условия сохранения традиций. Религиозно-мифологические представления как необходимый компонент традиционной культуры. Ксенофобия. Проявление личностного начала в инновационной культуре. Особый тип мышления в инновационной и традиционной культурах (инверсивная, медиативная). Движение культур от традиционных форм к инновационным. Классификация культур по Маргарет Мид: постфигуративная, кофигуративная, префигуративная культуры. Ю. Лотман: семиотические типы культур.
Субкультура и контркультура. Массовая и элитарная культура. Цель занятия –раскрыть многообразие субкультурных проявлений.
Содержание темы. Субкультура как подсистема целостной системы. Первые научные высказывания о дробности культурного целого (И. Гердер, Ф. Ницше). Виды субкультур. Соотношение понятий субкультура и контркультура. Массовая и элитарная культуры. Истоки массовой культуры. Массовое сознание. Разработка понятий «масса», «массовое сознание» в трудах Ф. Ницше, Х. Ортега-и- Гассета. Философские и экономические предпосылки возникновения и распространения массовой культуры. Элитарная культура как антипод массовой.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |