Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебные задания и упражнения. Россия в начале 20 века



2015-11-27 1213 Обсуждений (0)
Учебные задания и упражнения. Россия в начале 20 века 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинар.

Россия в начале 20 века.

Социально-экономическое развитие России в 1900-1914 годах.

  1. В чем заключалась специфика развития капитализма в России? Чем была обусловлена активная монополизация промышленности?
  2. Какие изменения произошли в экономическом развитии России в 1900-1914 годах?
  3. Почему экономика России конца XIX века нуждалась в модернизации?
  4. Какова роль С. Ю. Витте в модернизации экономики России данного периода?
  5. В чем состояла специфика происхождения и положения российской буржуазии, особенности ее отношений с властью? К каким политическим последствиям это привело?

Формирование политических партий.

  1. Когда в России начинают формироваться первые политические партии? В чем состояла особенность их идейных установок и деятельности, а также отличие от западных партийных организаций?
  2. Какая идейная связь существовала между «Народной волей» и партией социалистов революционеров? Почему эсеров называют «неонародниками»?
  3. Когда была основана первая российская марксистская организация, кто вошел в ее состав, и какие цели она ставила перед собой?
  4. Почему произошел раскол в российской социал-демократии? Как отличались цели, организация и тактика действий большевиков и меньшевиков?
  5. Почему В.И. Ленин выдвинул идею построения «партии нового типа»? Что он понимал под подобной организацией? В чем состояло принципиальное отличие партии большевиков от других партийных организаций?

 

Революция 1905 –1907 гг.: причины, основные этапы, последствия.

  1. Что влияло на степень интенсивности и организованности революционного движения, а также на характер выдвигаемых лозунгов?
  2. В чем состояло значение Манифеста 17 октября 1905 года для власти и общества? Можно ли утверждать, что с его принятием Россия превратилась в конституционную монархию? Охарактеризуйте основные положения Манифеста.
  3. Как повлиял Манифест на деятельность существующих политических партий? Какие новые партии и движения появляются в России в данный период?
  4. В чем заключалась специфика избирательного права, на основании которого проводились выборы в первую Государственную Думу?
  5. Какие цели преследовало правительство, вводя сословные курии?
  6. Каковы были место и роль Государственной Думы в системе власти Российской Империи?

 

Реформы Столыпина: замысел и результаты.

  1. В чем заключалась специфика политики П. А. Столыпина на посту премьер-министра? На основании чего он сам определил свой курс как «порядок и реформы»? Какие преобразования он планировал провести, и как они связаны между собой?
  2. Охарактеризуйте Положение о выборах от 3 июня 1907 года. Как оно повлияло на состав и характер деятельности Государственной Думы III и IV созывов? Каковы особенности третьеиюньской политической системы?
  3. Каковы предпосылки и цели аграрной реформы П. А. Столыпина? Раскройте содержание реформы 1906 года по следующим параметрам: разрушение общины, создание Крестьянского банка, переселенческая политика.
  4. Как можно оценить итоги реформ П. А. Столыпина? Почему не удалось достичь основных целей и осуществить все проекты преобразований?

Учебные задания и упражнения.

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

1. "Мы, Николай второй, император и самодержец всероссийский … Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилия…

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, … те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей. …"

Отрывок из какого документа приведён выше? Что вы знаете о его подготовке? Дайте его оценку.

2. "Основные законы Российской империи"(23 апреля 1906 г.)

"…Статья 4. Императору всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

…Статья 7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.

…Статья 86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора".

Какие изменения в характере власти в России нашли отражение в новой редакции "Основных законов"Какая форма государственного устройства была декларирована Основными государственными законами? Было ли в полной мере осуществлено разделение властей?

3. "Из выступления П.А. Столыпина в Ш Государственной думе" (16 ноября 1907 г.)

"Правительство, наряду с подавлением революции, задалось задачей поднять население до возможности на деле, в действительности, воспользоваться дарованными ему благами. Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он находится насильно в тисках общины, он останется рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы. Для того, чтобы воспользоваться этими благами, ведь нужна известная, хотя бы самая маленькая, доля состоятельности. Мне, господа, вспомнились слова нашего великого писателя Достоевского, что «деньги – это чеканная свобода». Поэтому правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина – чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека. Вот почему раньше всего и прежде всего правительство облегчает крестьянам переустройство их хозяйственного быта и улучшение его и желает из совокупности надельных земель и земель, приобретенных в правительственный фонд, создать источник личной собственности. Мелкий земельный собственник несомненно явится ядром будущей мелкой земской единицы; он, трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток. Вот тогда только писаная свобода превратится и претворится в свободу настоящую, которая, конечно, слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма." На основании документа выделите основные цели Столыпинской аграрной реформы?

3. Прочитайте документы и ответьте на вопрос: какой вопрос русской жизни был центральным в годы революции 1905-1907 гг.? Свой ответ обоснуйте.

1. Из ответа крестьянского старосты судьям на вопрос о влиянии революционной пропаганды на «аграрные беспорядки» 1902 г. в Полтавской губернии

Страшны не книжки, а то, что есть нечего ни тебе, ни скоту. Земли нет и хлеба нет, сенокосов нет и выпаса для скота нет…

2. Из постановления схода села Шняк Казанской губернии, 1907 г.

Хуже нищеты, горче голода угнетает народ полнейшее бесправие…

Из программы РСДРП, принятой на П съезде партии (1903 г.)

Партия требует: …отмены выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей, падающих в настоящее время на крестьянство, как на податное сословие; … отмены всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей; …возвращения крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей; …учреждения крестьянских комитетов .. для возвращения сельским обществам тех земель, которые отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служат в руках помещиков орудием для их закабаления; …предоставления судам права понижать непомерно высокие арендные платы и объявлять недействительными сделки, имеющие кабальный характер.

 

4. Составьте диаграмму развития революционных событий 1905 – 1907 гг.

 

5. Министр внутренних дел России В.К.Плеве накануне русско-японской войны 1904-05 гг. заявил: "Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война". Русско- японская война обернулась поражением для России. Явилось ли это первой причиной революции в стране (1905-07 гг.)? А если бы в войне победила Россия, революции бы не произошло? Как Вы думаете, была ли альтернатива революции 1905-1907 гг.? Свое мнение обоснуйте.

 

6. Заполните таблицы, охарактеризовав наиболее значимые политические партии России рубежа XIX-XX веков:

Характеристика партий   Название партий  
Левые    
Правые  
Центристские    

 

Политическая партия Лидер и наиболее известные деятели Социальный состав Представления о будущем государственном устройстве   Отношение к революции   Позиция по аграрному вопросу   Позиция по национальному вопросу  
             
             
             

Какая партия, на Ваш взгляд, предлагала наиболее адекватные варианты решения накопившихся в России проблем?

7.Заполните таблицу, сравнив I, II , III и IV Государственные Думы по указанным критериям

Государственная Дума Начало и окончание работы Председатель и его партийная принадлежность Политическая сила, составлявшая парламентское большинство   Главные вопросы   Причина роспуска
           

8. Заполните таблицу

Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина

Положительные Отрицательные
   

 

9. В ходе столыпинской аграрной реформы многие крестьяне сопротивлялись ее проведению, даже зажиточные крестьяне не торопились выходить из общины. Почему?

 

Список литературы

 

1. Зырянов П.Н. Пётр Столыпин. Политический портрет. – М., 1992.

2. Карелин А.П. Отвергнутый реформатор (П. Столыпин) // «Международный исторический журнал». 2003. № 2. – http://history.machaon.ru/

3. Карелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX в. // Отечественная история. 1999. № 3.

4. Осипов С.В. Первые шаги российского парламентаризма: борьба за народное

5. Степанов В.Л. Предпосылки денежной реформы С.Ю. Витте: политика министра финансов И.А. Вышнеградского (1887-1892).// Отечественная история.- 2004. – N 5.

6. Степанов С.А. Витте С.Ю. (исторический портрет) // «Международный исторический журнал». 1999. № 3. – http://history.machaon.ru/

7. Тютюкин С. Россия, 1905-й… // Свободная мысль.- 1995.- №5.

8. Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие //Отечественная история. 2004.

9. Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие.//Отечественная история.-2004. – N 6.

10. Шацилло К.Ф. Первая Государственная дума // Отечественная история.- 1996.- №4.

11. Шацилло К.Ф. Российское самодержавие в 1905 г. Реформы и революция //Отечественная история.- 1993.- №1.

 



2015-11-27 1213 Обсуждений (0)
Учебные задания и упражнения. Россия в начале 20 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебные задания и упражнения. Россия в начале 20 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)