Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ



2015-11-27 3556 Обсуждений (0)
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ 5.00 из 5.00 3 оценки




Под технологией социокультурной реабилитации инвалидов по­нимается система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восста­новлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Термин «технологии социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». Категория «социальное» указывает, что данная технология относится к классу гуманитар­ных, обращена к личности человека с ограниченными возможностями и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных из­менений его образа жизни. Понятие «культурное» фиксирует содержа­тельные границы данного вида технологии, обозначает те средства, с помощью которых инвалид проявляет и реализует свой духовный, твор­ческий потенциал.

«Социальное» предполагает выход инвалидов на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. «Культурное» — подразумевает наполне­ние процесса реабилитации инвалидов конкретным культурным со­держанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социокультурной Деятельности.

«Социальное» начало в технологиях СКРИ предусматривает раз­личные формы взаимодействия инвалидов между собой и с окружаю­щей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных Результатов этого взаимодействия, а также насыщение реабилитационых технологий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства. Эффективность технологии социокультурной реабилитации, как и любой другой, определяется конечным социальным результатом, по­лученным при наименьших издержках и в оптимальные сроки. При этом получение желаемого результата возможно при соблюдении следую­щих условий:

ü наличие у технологии привлекательности (в виде конкретных средств, действий, процедур осуществления) и ясности целей социокультурной реабилитации для специалиста-реабилитолога и инвалида;

ü соответствие внедряемой технологии реальным возможностям конкретного учреждения (помещение, оснащенность оборудо­ванием и материалами, наличие кадров специалистов по социо­культурной реабилитации и т.п.), в котором осуществляется со­циокультурная реабилитация, и которая в полной мере освое­на специалистами учреждения;

ü достаточная степень готовности учреждения к реализации тех­нологии социокультурной реабилитации;

ü наличие признаков технологизации процесса реабилитации (разграничение процессов на этапы, фазы; координация, по­следовательность и однозначность выполнения операций и процедур; возможность многократного применения стандарт­ных алгоритмов деятельности для решения типовых задач со­циокультурной реабилитации);

ü адекватность и гибкость коррекционных приемов и средств со­циокультурного влияния и возможность модификации условий проведения реабилитации инвалидов;

ü постепенность нарастания нагрузок при осуществлении социокультурных реабилитационных мер, развитие инициа­тивы инвалидов, проявление признаков их самодостаточ­ности;

ü разработка и реализация системы конкретных показателей эф­фективности социокультурной технологии.

В основу современной культурологической концепции досуга и досуговой деятельности положено многофункциональное использова­ние досуга инвалидов как сферы их образования, формирования лич­ностных и гражданских качеств, воспитания личностной и социальной культуры, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями и на­следием разных народов.

Результаты исследований, проведенных в Московском государ­ственном университете культуры и искусств, свидетельствуют о том, что 62 % опрошенных инвалидов выбирают для себя активный образ досу­говой деятельности. Значительная часть их высказывается за развитие диалоговых, дискуссионных досуговых форм, а значит — за интерактив­ные досуговые технологии.

Стремление к активным формам рекреации нацеливает инвали­дов на обогащение и расширение их социальной включенности, тогда как ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса инвалидов, допускает углубление их социальной изоляции.

Досуговую активность инвалидов необходимо рассматривать как причину и следствие их включенности в культурно-образовательные и культурно-творческие процессы. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной, конструктивной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.

Анализ детских, взрослых и разновозрастных общностей инвали­дов позволяет говорить о множестве объективных и субъективных фак­торов (социально-экономических, духовных, бытовых, ситуационных, личностно-психологических и других), которые в совокупности форми­руют различные подходы отношения инвалидов к своему досугу: один — инертный, пассивный; другой — потребительский, отчасти иждивенчес­кий; третий — творческий, активный. Поэтому желательно психологи­чески ориентировать инвалидов и их семьи на поиск самостоятельных решений и инициатив в сфере досуга, на выход из статичного состояния, превратившегося у части из них в привычку.

Приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с включением инвалидов в различные виды художественного, техническо­го и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализа­ции, социальной адаптации и продвижения в сфере общественного разде­ления труда.Рекреация расширяет коммуникативные связи реабилитантов, возможности их интеллектуального и физического развития.

Деятельностная основа досуговых технологий подразумевает, что поведение и поступки инвалида раскрывают его активность, «кинетическую» сущность. С этой точки зрения досуг отвечает объективным потребностям ин­валидов в преодолении физического и психического дисбаланса. Важно различать, остаются инвалиды и члены их семей в часы досуга пассивными потребителями культурных ценностей или их привлекает активная, сози­дательная культурно-досуговая деятельность, в процессе которой каждый из них может реализовать модель независимого образа жизни.

Приобщение к активной деятельности в рамках культурно-досуговых учреждений позволяет в определенной степени дисциплинировать, ввести рациональное распределение времени, сил, знаний человека с ограни­ченными возможностями, дают ему возможность целенаправленно и разно­сторонне запрограммировать и реализовать свободное время.

Следует учитывать, что на характер досуга инвалидов и их семей существенно влияют их принадлежность к определенной социальной, профессиональной или национально-этнической группе. В их досуговой деятельности отражается повседневное воздействие различных субкуль­тур: городской и сельской, возрастной (детской, подростковой, молодеж­ной и т.д.) и сословной (студенческой, интеллигентской и др.). Каждая из них привносит свои характерные особенности в систему досуговых цен­ностей, традиций и обычаев, господствующих в инвалидной среде.

Таким образом, основу процесса социокультурной реабилитации инвалидов и их семей составляют разнопрофильные досуговые програм­мы. Такие программы (информационно-образовательные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные) базиру­ются на активных, часто нетрадиционных формах клубной работы. Эти программы способствуют сплочению людей, удовлетворению их потреб­ностей в широком социальном общении, самореализации и само­утверждении, формировании здоровой психики, настроения, развитии творческой инициативы и самостоятельности этих групп населения. В этом и состоит суть духовной реабилитации инвалидов с использовани­ем средств культуры.

Многие инвалиды естественно и непринужденно чувствуют себя в диалоговых программах, дискуссиях, клубах-кафе и других формах. Важно улавливать новые тенденции в прогнозировании содержания до­суговых программ, учитывать многообразие интересов инвалидов и их семей. На их основе разрабатываются и осуществляются перспективные планы создания любительских объединений и клубов по интересам, кол­лективов художественного и технического творчества.

В процессе реализации этих планов необходимо квалифициро­ванно подходить к поддержке инициативы инвалидов, вести поиск новаторских, активных форм культурно-досуговой деятельности с учетом специфики контингента, что будет способствовать лишь повышению со­циального престижа культурно-досуговых учреждений, упрочению их позиций в социальной жизни.



2015-11-27 3556 Обсуждений (0)
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)