Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спортивно-оздоровительные технологии



2015-11-27 2284 Обсуждений (0)
Спортивно-оздоровительные технологии 5.00 из 5.00 5 оценок




Йога — система достижения гармонии с окружающим миром вну­три себя на физическом и ментальном уровнях. Йога является одной из ортодоксальных систем индийской философии. Цель йоги — последова­тельно развивать такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.

Роль йоги в социокультурной реабилитации:

ü оздоровление и мобилизация физического и психического по­тенциала организма;

ü бережное отношение к здоровью;

ü закаливание духовно-волевой сферы психики;

ü включение в групповые виды занятий;

ü воспитание культуры тела и духа;

ü познавательная, воспитательная, информационная, развиваю­щая, рекреационная функции.

Естественное здоровье человеке (психическое, социальное и физи­ческое благосостояние) является следствием жизни в гармонии с закона­ми природы. Это подразумевает соблюдение следующих условий:

ü не слишком напряженные физические упражнения и релаксация;

ü использование свежей пищи, содержащей все элементы для поддержания жизни;

ü использование солнечных и воздушных ванн, чистого свежего воздуха;

ü использование чистой воды для очищения и закаливания;

ü положительное мышление.

Естественное излечение (натуротерапия) основано на принципе самоисцеления, возрастании потенциала возможностей человеческого организма. Занятия йогой отвлекает от негативных мыслей, делают досуг содержательным, помогают найти единомышленников и установить соци­альные связи, включиться в организованный процесс проведения оздоро­вительных мероприятий, тем самым опробовать свои лидерские качества. Противопоказания — ограничения по медицинским показаниям.

Иппотерапия

Иппотерапия — реабилитация и оздоровление человека, имею­щего ограниченные возможности, средствами верховой езды на лоша­ди. Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, средством восстановления после травм. Применяется при сердечно­сосудистых, желудочно-кишечных и других заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья. Иппотерапия имеет благотворное влияние с точки зрения общеукрепляющего, психологического, эстетического, воспита­тельного эффекта. Верховая езда способствует активизации двигатель­ной и дыхательной функций, кровообращения.

Занятия иппотерапией могут проводиться в любое, а лучше в досуговое время. Необходимым условием занятий является активное и сознательное участие самого инвалида в реабилитационном процес­се, а также сочетание педагогических, психологических, социокультур­ных методов комплексной реабилитации с ЛФК и медикаментозными средствами. Желание сесть на лошадь способствует мобилизации волевой деятельности, что повышает физический и психологический потенциал человека для преодоления многих средовых барьеров и оценивания собственные возможности.

Ни с чем не сравнимый эффект дает взаимодействие двух живых существ: инвалида и лошади. Отсюда немаловажно правильно, опти­мальным образом подобрать данную пару, и это является актуальной те­мой иппотерапевтической теории на современном этапе. Естественная потребность организма в движении, которая особо четко прослеживает­ся в досуговых формах деятельности, является естественным регулятором и стимулятором жизнедедтельности. Общение с лошадью (катание, ухаживание и др.) вносит эмоциональный, нравственный, воспитательный элемент в процессе формирования личностных качеств инвалида.

Основа этого процесса — положительный опыт общения с лошадь­ми, другими животными, природой и, особенно с людьми, «несущими идею» (опытными специалистами — психологами, педагогами, конника­ми). В ситуации групповой езды (экитерапия) к вышеперечисленным факторам присоединяется получение опыта нахождения в группе, подчине­ния групповым правилам, нахождения своей социальной роли, построения соответствующей модели поведения. Благодаря групповой иппотерапии развивается ощущение азарта, здорового соперничества, включеннос­ти в групповую задачу, сопереживания в ситуациях.

Участие в занятиях, спортивно-досуговых формах (праздники, со­ревнования, фестивали, конкурсы и др.) повышают рейтинг инвалида в глазах окружающих, формируя не жалостливое отношение, а непод­дельный интерес к его личности. Когда инвалид сидит в своем кресле или с трудом передвигается на костылях или канадках, он чувствует свое отличие от других, «обычных» людей, но, когда он сидит на лошади, воз­вышаясь над всеми, кто стоит на земле, и сам управляет лошадью — он являет собой пример социальной адаптации.

В блоке социокультурных мероприятий особой популярностью пользуются летние иппотерапевтические лагеря для инвалидов и их семей, а также прогулки и походы на разные по длительности расстояния.

В Германии (Rurtal-Schule, Heinsberg-Oberbruch) учителя-консуль­танты по иппотерапии считают, что верховая езда и общение с лошадьми носит только педагогический смысл без акцента на медицинский. Выезды проводятся один раз в неделю. Специальный транспорт доставляет груп­пу (5-7 человек) на конную ферму, находящуюся в 15 км от школы. Здесь инвалиды-колясочники поочередно совершают ездки. На заняти­ях применяются различные формы: один инвалид ведет лошадь за пово­дья, другой сидит на лошади; 2-3 человека идут впереди лошади по кругу, регулируя темп; ездок поочередно поднимает руки, отпуская по­водья; угощают и гладят животных и т.д. Наиболее «тяжелых» инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) на лошадь сажают вместе с инструктором, который поддерживает его во время езды. Уда­чи ездоков приветствуются участниками. Дорога домой сопровождается исполнением песен и приподнятым настроением, что в целом восстанав­ливает баланс эмоциональной сферы.

Противопоказания для занятий иппотерапией: болезнь Лоб-штейна-Фролика, гемофилия, все острые инфекционный заболевания, диабет, хронические заболевания почек, повреждения позвоночника. Но данные заболевания не исключают участие инвалида в творческих видах социокультурной деятельности, посвященных иппотерапии. Занятия иппотерапией требуют строгого соблюдения соответствующей техники безопасности.

Анимационная терапия

Социокультурная анимация -— реабилитационная технология из области общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения межличностных и коллектив­ных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется посредством разнообразных видов деятельности.

Феномен анимации несет двоякое значение, являясь одновремен­но методом приспособления, социальной терапии и идеологией осво­бождения через участие в социальном творчестве. Функции анимации, с одной стороны, заключаются в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений. С другой стороны, — в обучении и овладении языками мышления, эстетики, поэтики. Предмет анимации — оживление отношений между индивидуумами и социальными группами. Целевая направленность социокультурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в куль­туре общества, в сложной структуре общественных отношений.

Анимационная деятельность проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Среди форм организации анимационной терапии следует выделить клубы общения, широко использующие технологии социокультурной реабилитации. Их деятельность может содержать элементы групповой психотерапии и пси­хологические тренинги, релаксационные программы, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре и разыгрывании ролевых ситуа­ций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий, ассоциаций и др.

Участие в таких видах деятельности позволяет членам анимацион­ной группы выступать одновременно в роли и активного участника, и наблюдателя, предоставляет возможность для тренинга эмоциональной сферы, проведения интеллектуального анализа, поиска и выбора под­ходящей модели поведения.

Ведущим методом анимационной терапии (наряду с рекреационной, игровой, развивающей деятельностью и другими) является художественное творчество. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются средствами анимации инвалидной среды.

Основной принцип — искусство для участника, а не искусство для зрителя, то есть главная цель — доставить эстетическое и нравствен­ное удовлетворение участнику, а не публике. Это является терапевтичес­ким моментом для реабилитанта, который может проявить себя в разных ролях — исполнителя, автора, ассистента, организатора.

Характеристика социокультурного состояния жизнедеятельности инвалидов включает комплексную оценку:

ü социальных условий жизнедеятельности личности;

ü психофизического состояния личности;

ü социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности;

ü ценностно-смысловых отношений личности.

Реализация программ социокультурной анимации (например, работа с населением территориального образования, анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с одаренными инвалидами и др.) предполагает:

ü определение наиболее емких и практически применимых кри­териев «отклонений от социальной нормы»;

ü разработку планов и программ на основе социального, социаль­но-психологического и педагогического анализа аномальных процессов социализации личности, проведенного на основе критериев «отклонений от социальной нормы»;

ü организацию взаимодействия с учреждениями социокультур­ной сферы в процессе реализации программ анимационной деятельности;

ü анализ результатов анимационной деятельности.

Специфическая задача анимационной терапии состоит в созда­нии особых социально-психологических условий, способствующих пре­одолению психологических препятствий к социальному взаимодействию. Поэтому среди направлений анимации выделяются следующие:

ü анимационная работа по изменению негативного отношения общества к инвалидной категории населения;

ü деятельность по восстановлению системы межличностных отно­шений, как в среде инвалидов, так и за ее пределами;

ü формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения.

Анимационная терапия является специфической областью психо­лого-педагогической деятельности, которая характеризуется совокупнос­тью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать инвалидов в культурную и социальную жизнь общества.



2015-11-27 2284 Обсуждений (0)
Спортивно-оздоровительные технологии 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Спортивно-оздоровительные технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)