Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Принципы построения и функционирования систем управления



2015-11-27 480 Обсуждений (0)
Тема: Принципы построения и функционирования систем управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопросы:

1 Сущность и содержание структуры управления.

2 Типы структур управления АПК.

3 Пути совершенствование структур управления на предприятиях АПК.

 

-1-

Одной из основных функций управления является организация. Важнейшая её задача - построение любого предприятия как сложной и динамической системы.

Система – это внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, образующих единое целое, совместно действующих для достижения поставленной цели.

Строение и внутреннюю форму системы отражает структура.

Структура– это расположение элементов и подсистем внутри системы. Применительно к предприятиям АПК следует различать такие понятия, как производственная и организационная структуры, структура управления, звенья и ступени управления.

Производственная структура – совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия. Характер построения подразделений определяется такими формами организации производства как специализация, концентрация, кооперирование и комбинирование.

Организационная структура представляет собой совокупность подразделений хозяйства производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначений, осуществляющих свою деятельность. К таким структурным единицам относятся отделения, производственные участки, бригады, фермы, звенья, ремонтные мастерские, энергетическое хозяйство, строительный цех, складское и сушильно-зерноочистительное хозяйство, подсобные предприятия, жилищно-коммунальное хозяйство, детские сады, столовые и т.д.

Структура управления – это совокупность служб и отдельных работников управления, определённый порядок их соподчинённости и взаимосвязи.

В организационной структуре и структуре управления различают звено и ступень.

Звено управления – это самостоятельное подразделение в структуре управления, которое выполняет одну или несколько функций. В качестве звеньев в сельскохозяйственных предприятиях выступают бригады, участки, отделения, различные службы (агрономическая, зоотехническая и пр.).

Ступень управления – это совокупность однородных звеньев управления конкретного иерархического уровня. Первой (низшей) ступенью управления на предприятиях АПК является управление производственной бригадой; второй - отделением, производственным участком, цехом; третьей (высшей) - общехозяйственный аппарат управления, возглавляемый руководителем предприятия. Число ступеней в структуре управления всегда соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия.

Структура управления характеризуется количеством, составом звеньев и ступеней управления, а также характером связей и их взаимодействием.

По количественному признаку структура управления бывает двух-, трёх-, четырёхступенчатая. Чем больше количество ступеней и звеньев, тем структура сложнее.

По характеру связей выделяют:

· Структуры с функциональными связями (вертикальные и горизонтальные). Связи по вертикали возникают между различными ступенями управления, имеют субординационный характер (служебное подчинение младших старшим) и отражают иерархичность построения системы управления. Идущие сверху вниз указания являются обязательными для исполнения. Связи по горизонтали возникают между отдельными звеньями управления (отделами, службами, расположенными на одном уровне управления, между отдельными группами и работниками внутри них). Горизонтальные связи имеют координационный характер (согласование действий всех звеньев структуры управления).

· Структуры с линейными связями - отношения руководства и подчинения;

· Структуры с формальными и неформальными связями. Формальная структура отражает официально установленное правовое положение каждого звена в системе управления, официальные обязанности каждого работника, определяемые должностными инструкциями, распоряжениями руководителя. Неформальная структура отражает действительно выполняемые каждым работником управления работы, функции. Она основана на личных отношениях, симпатиях и антипатиях работников.

 

-2-

Существуют следующие типовые структуры:

1 Линейная.Сущность линейной структуры управления – все функции управления сосредотачиваются у руководителя, и каждый работник подчиняется одному руководителю.

Рисунок 1 – Линейная структура управления

Преимущества:

- чёткая система взаимных связей, функций и подразделений;

- чёткая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

- ясно выраженная ответственность;

- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки:

- работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы доминируют над стратегическими;

- тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные;

- перегрузка управленцев верхнего уровня; повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Область распространения – несложные производства, если необходима строгая иерархия подчинения.

2 Функциональная структура.Планирование работ и контроль их выполнения осуществляются функциональными подразделениями, т.е. службы предприятия и их работники специализируются на выполнении определённых функций. Каждый работник подчиняется нескольким руководителям, получает от них указания и отчитывается о своей деятельности.

Преимущества:

- более компетентное решение специальных вопросов;

- наличие специалистов, компетентных в строго определённой области;

- освобождение линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов.

 


Рисунок 2 – Функциональная структура управления

Недостатки:

- единый процесс управления распадается на отдельные части, нарушается согласованность действий.

- снижение уровня исполнительской дисциплины;

- несоблюдение принципа единоначалия и персональной ответственности;

- расплывчатость в распределении функций и подчинённости;

- противоречивость в распоряжениях;

- чрезмерная заинтересованности в реализации «своих» целей и задач.

Область распространения: как и линейная в чистом виде, как правило, не применяется, но может быть использована в сфере малого бизнеса.

 



2015-11-27 480 Обсуждений (0)
Тема: Принципы построения и функционирования систем управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Принципы построения и функционирования систем управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)