Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по организации деятельности студентов в процессе изучения курса



2015-11-27 466 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по организации деятельности студентов в процессе изучения курса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Логика изучения курса соответствует логике Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В организации изучения дисциплины особое значение отводится лекционным занятиям, где преподавателем излагаются узловые вопросы в рамках программы данного курса по четко составленному плану. На лекции не только сообщается теоретически и практически значимая информация, но и происходит овладение слушателями ключевыми понятиями, развивается способность мыслить, подходить всесторонне и критически к тем или иным изучаемым фактам, явлениям, подходить к познанию творчески, что способствует формированию педагогического мышления и профессионально-педагогической культуры.
Весьма важно студенту обеспечить эффективность своей работы в процессе слушания и записывания лекций.
Прежде всего, студент должен уметь подготовиться к слушанию и восприятию лекции. Такая подготовка может включать в себя: просмотр записей прошедших лекций, ознакомление с темой предстоящей лекции по учебникам, пособиям (по рекомендации преподавателя), подготовка дополнительных материалов к лекции (планов, схем, иллюстраций и др.). Такая предварительная подготовка позволит студенту на лекции более активно включиться в познавательный процесс, организуемый и направляемый преподавателем.
Работа на лекции заключается в прослушивании и одновременной записи ее содержания. Это весьма сложный непрерывный и активный процесс, включающий в себя восприятие и осмысление излагаемых лектором положений, выделение среди них главной, наиболее существенной формулировки обобщений и выводов из сообщенных фактов. Форма записи лекции студентом может быть различной - многое зависит от Ваших индивидуальных особенностей, уровня развития мышления и интеллектуальных умений, опыта и т.п.
Но всегда необходимо соблюдение двух, по крайней мере, требований к конспектам лекций:
1) постоянная работа конспектирующего над тем, чтобы в конспекте лекций было больше мыслей и меньше слов, их выражающих;
2) четкое, логически оправданное разделение записи лекции на отдельные разделы (в соответствии с ее планом) и формулировка названий этих разделов - определенной системы заголовков и подзаголовков.
Иногда рекомендуется такое ведение конспекта, в котором излагаются только те положения, на которые было специально указано педагогом. Весьма полезно текст отдельных частей лекции излагать своими словами, использовать условные обозначения, сокращения наиболее часто используемых в педагогической науке терминов (например, воспитание - восп-е, обучение - об-е, формирование - форм-е и т.п.). Полезно записи лекций сопровождать изложением на полях текста своих собственных замечаний, соображений, желательно также записывать детально те наиболее сложные вопросы курса, которые более обстоятельно излагаются в лекции, чем в учебниках.
Также студентам необходимо уделить должное внимание подготовке к семинарским и практическим занятиям. На семинарах и при подготовке к ним студенты учатся разумно планировать и результативно проводить самостоятельную работу, используя различные формы работы с текстом. Критериями готовности к занятиям являются:

· наличие у студента хорошего "умного" конспекта - его подготовка должна обогатить студента духовно, в изучаемой им области педагогической науки;

· проявление студентами знаний, глубокого понимания темы при обсуждении каждого его вопроса.

На семинарских занятиях студенты могут отработать следующие виды учебно-познавательной деятельности:

· заслушивание сообщений, докладов студентов, их обсуждение;

· коллективные беседы - обсуждения в ходе них вопросов, предложенных преподавателем, а также и студентами, их участие при этом в уточнении, дополнении ответов товарищей, обоснование участниками семинара теоретических положений, подтверждение их примерами из своей педагогической деятельности или других педагогов;

· участие в мини-дискуссиях, посвященных обсуждению сложных, новых, наиболее актуальных в современной педагогике вопросов;

· участие в разборе педагогических ситуаций, решение педагогических задач;

· участие студентов в выполнении проверочных знаний: устном опросе, подготовке письменных ответов на вопросы, в разработке и проведении мероприятий с использованием методов активного социально-психологического обучения;

· проведение мозгового штурма, дискуссии, деловых и ролевых игр, направленных на развитие педагогического мышления, вооружение уменьями и навыками, необходимыми в учебно-воспитательной работе, на развитие творческого подхода к ней;

· участие студентов в анализе опыта работы педагогов-новаторов, передовых педагогов.

Важное место на семинарских занятиях занимает беседа, которая обычно проводится как коллективное обсуждение вопросов по заранее предложенному плану; беседа может занимать часть семинарского занятия, сочетаясь с использованием других активных методов, она может протекать в форме обсуждения проблем им воспроизводящей беседы с краткими выступлениями участников семинара с изложением своих позиций, и заключительным словом преподавателя. При раскрытии проблемных вопросов студент проявляет интеллектуальные усилия, формируя в ходе этой умственной работы новые для себя знания, развивая мышление, накапливая опыт активной мыслительной деятельности.
Одной из форм учебно-познавательной деятельности является заслушивание и обсуждение докладов, которые готовятся заранее по конкретным вопросам. Организация семинарских и практических занятий проходит в интерактивной форме обучения. Требования к докладам на семинарах:
а) доклад должен раскрывать основное содержание темы возможно более полно и разносторонне, на высоком научном уровне;
б) студент должен не читать доклад, а излагать его свободно, четко, эмоционально, стремясь увлечь товарищей педагогическими идеями: при этом можно иметь план выступления или иногда заглядывать в конспект;
в) используя те или иные источники, нужно обязательно указывать, откуда взято то или иное положение, чья это точка зрения;
г) продолжительность доклада должна быть 9-10 мин, причем последняя минута должна быть посвящена изложению основной идеи, сообщение главных выводов.
Требования к выступлениям оппонентов (содокладчиков):
а) их задача - дать оценку сообщению товарища, проанализировав его содержание, а также четкость и яркость формы;
б) в случае необходимости оппонент высказывает несогласие с теми или иными положениями, вносит коррективы, дополнения, излагает свою точку зрения;
в) продолжительность выступления оппонента 2-3 минуты.
После выступления докладчиков и оппонентов организуется обсуждение, дискуссия. На последнем этапе работы подводятся итоги: оцениваются доклады и содоклады, отмечаются положительные и отрицательные моменты, даются рекомендации по их дальнейшему совершенствованию и использованию.

 

 

Методические рекомендации по написанию реферата

Тема реферата может быть выбрана из перечня, представленного в учебной программе дисциплины.

Цель реферата: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по учебной дисциплине.

Структура реферата

Реферат должен содержать следующие структурные элементы и в следующем порядке: титульный лист; содержание (1 стр.); введение (1-3 стр.); основную часть; заключение (1-2 стр.); список используемой литературы; приложения (при необходимости).

Реферат должен быть отредактирован и тщательно вычитан. Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов. Общий объем работы не должен превышать 15-20 страниц машинописного или компьютерного текста, выполненного на одной стороне листа формата А4 (210х297 мм).

Текст печатается через 1,5 интервала. Используется шрифт Times New Roman черного цвета с полуторным интервалом.

Высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль равен 14). Полужирный шрифт не применяется.

Абзацный отступ – 1,25 (5 знаков).

Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее - 20 мм, правое - 15 мм, левое - 30 мм, нижнее - 20 мм.

Слово «Содержание» размещается по центру страницы в виде заголовка. Заголовки пунктов содержания (частей работы) записывают с прописной буквы строчными буквами. Заголовки пунктов содержания основной части работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами. Введение и заключение не нумеруются.

Страницы должны иметь сквозную нумерацию, включая приложения (номер указывается в центре верхнего поля без точки), при этом титульный лист считается первой страницей, содержание – второй, введение – третьей и так далее. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Текст реферата содержит грамматически и логически согласованную информацию по теме работы. Текст делится на пункты, имеющие заголовки и нумерацию арабскими цифрами. Для большей наглядности и сравнения показателей применяются таблицы, чертежи, схемы, диаграммы и т.п. Таблица имеет вертикальные графы и горизонтальные строки. Заголовки граф и наименование строк пишутся именем существительным в именительном падеже единственного числа.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Таблица должна иметь заголовок, который помещается под словом "Таблица " и середине. Заголовок и слово "Таблица" начинаются с прописной (большой) буквы.

Для наглядности и лучшего понимания текста в работе помещают иллюстративный материал (чертежи, схемы, диаграммы и т.п.) Как правило, он располагается после текста, в котором о нем упоминается. Таблицу и иллюстративный материал, размеры которых превышают формат А4, учитывают как одну страницу.

Наименование чертежа, схемы, диаграммы и т.п. помещается сверху. Поясняющие данные к иллюстративному материалу помещаются под рисунком.

Весь иллюстративный материал нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Каждую единицу материала следует выполнять на одной странице.

Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами, начиная с титульного листа. На титульном листе и следующим за ним содержанием, а также на первой странице введения номер не ставят. На последующих страницах номер проставляют вверху и посередине без знаков препинания.

В конце реферата даются приложения, на которые делаются ссылки в тексте. В приложения обычно входят разработки мероприятий. Каждое приложение должно быть выполнено на отдельном листе и иметь свой порядковый номер (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). Приложения помещают после списка нормативных актов и литературы. Приложения не засчитываются в общий объем реферата.

Требования к результатам. Реферат предполагает самостоятельное исследование студентом необходимого материа­ла, учебной и научной литературы (отечественной и зарубежной), материалов практики (методи­ческие рекомендации, программы, передовой педагогический опыт и т.д.) по соответствующей учебной дисциплине. Реферат, выполняемый студентом, нацелен на развитие у студента навыков грамотного применения теоретических знаний к анализу проблемы исследования.

Реферат должен свидетельствовать о спо­собности и умении автора:

- осуществлять сбор и обработку информации;

- самостоятельно систематизировать теоретические знания, делать обоснованные выводы;

- излагать текстовый материал в краткой форме грамотно и логично;

- выступать с презентацией результатов работы.

Задачи, стоящие перед студентом при выполнении реферата:

- изучение, систематизация и анализ документов, литературы, статистических данных, перио­дических изданий по вопросам темы;

- изучение зарубежного и отечественного опыта по выбранной тематике;

- самостоятельное изложение теоретических основ выбранной темы;

- выполнение прикладной части работы с привлечением материалов практики, данных стати­стики;

- выявление существующих проблем по избранной теме и рассмотрение путей их решения.

Реферат должен носить проблемный характер, что предполагает:

- построение работы в зависимости от поставленных целей и задач в рамках общих требований данных рекомендаций;

- формулирование выводов и предложений по результатам проведенного исследования;

- применение современных методик сбора и анализа материалов;

- самостоятельный подбор литературы, материалов периодической печати, сетевых и прочих ресурсов по теме реферата;

- постановка проблем и путей решения, а также обоснование собственной позиции и точки зре­ния по исследуемой проблеме.

Формы контроля

Преподаватель проверяет реферат. При получении отрицательной рецензии сту­дент переделывает работу с учетом замечаний преподавателя и вторично сдает ее для проверки, предъявив и первый вариант с замечаниями преподавателя. После получения по­ложительной оценки реферат зачитывается.

Во время представления реферата студент в соответствии с планом кратко излагает её содержа­ние, основные выводы, вытекающие из темы исследования, делает обзор литературы, мотивиро­ванно отстаивает свои взгляды и выводы по исследуемой теме.

К основным критериям оценки относятся:

- корректность сформулированных цели и задач работы и соответствие им содержания работы;

- самостоятельность подхода автора к раскрытию темы, в том числе формулировка и обоснова­ние собственного подхода к решению исследовательских проблем;

- логичность и структурированность изложения материала, включая качество введения и заклю­чения, связь и преемственность между частями работы, между теоретическими и прикладными аспектами исследования;

- качество проведенного анализа и умение пользоваться методами научного исследования, включая качество анализа имеющихся в литературе подходов к исследованию рассматривае­мых проблем;

- практическая значимость работы, в том числе связь теоретических положений, рас­сматриваемых в работе, с практикой;

- корректность использования источников, в том числе соблюдение правил составления списка литературы, актуальность источников;

- соответствие оформления реферата установленным требованиям, аккуратность оформ­ления.

 

Диагностическая карта оценивания реферата

Основные парамет­ры оценки Основные критерии оценки   Макс. балл  
Содержание работы Обоснование актуальности темы исследования  
Методологическая грамот­ность построения работы (оп­ределение объекта и предмета исследования, корректная формулировка целей и задач)  
Глубина обзора литературы (степень охвата наиболее зна­чимых и существенных работ по исследуемой проблеме)  
Полнота обзора литературы (баланс между приведенными в списке использованной ли­тературы источниками по трем измерениям: между мо­нографическими (книжными) и периодическими (журналь­ными публикациями, между отечественными и зарубеж­ными источниками, между ранними и последними (не старше 5 лет)изданиями  
Глубина и содержательность выводов анализа исследуемой проблемы  
Видение перспектив приклад­ных исследований анализи­руемой теоретической про­блемы  
Оформление работы    
Грамотность письменного из­ложения  
Наличие основных структур­ных компонентов работы (введение, теоретическая часть, заключение, список ли­тературы)  
Оформление справочно­библиографического аппарата (библиографические ссылка, список литературы) согласно требованиям ГОСТ  
Качество технической сторо­ны работы (форматирование текста и др.), её соответствие требованиям ГОСТ  
  Качество доклада    
Связность и логичность изло­жения материала доклада  
Четкая структура доклада  
Уровень представления реферата    
Аргументированность ответа на вопрос  
Глубина включенности в ис­следуемую проблему (опери­рование теоретической ин­формацией, владение знания­ми о состоянии проблемы ис­следования в отечественной и зарубежной науке)  
Качество представления реферата  

 



2015-11-27 466 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по организации деятельности студентов в процессе изучения курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по организации деятельности студентов в процессе изучения курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)