Методические рекомендации по анализу психолого-педагогической ситуации
Алгоритм анализа психолого-педагогических ситуаций и решения воспитательных проблем представляет собой некоторую последовательность взаимосвязанных действий педагога, состоящих из ряда этапов и приводящих к поставленной цели. Этапы алгоритма не являются жестко фиксированными и предполагают творческое отношение к их реализации с учетом характера и содержания конкретной психолого-педагогической ситуации. Эти этапы следуют друг за другом в такой последовательности': 1) общая характеристика образовательно-воспитательной системы: а) характеристика социальной среды, в которой находится педагогическая система: — благоприятные и неблагоприятные условия вокруг школы или учреждения; — положительное и отрицательное влияние взрослого окружения на детей и молодежь; — наличие региональных, национальных, религиозных традиций, формирующих нравственный микроклимат среды; б) характеристика педагогической системы, которая изучает: — форму организации системы (класс, учебная группа, кружок и т.д.); — возрастной и половой состав; — формальных и неформальных лидеров; — оценку степени сплоченности и воспитанности групп и коллектива; 2) диагностический анализ поступков объектов воздействия: — психологические особенности школьников, других людей, их состояние в момент взаимодействия; — конкретные социально-психологические причины, вызвавшие их состояние и поступки; — анализ и диагностика поступков всех участников педагогической ситуации осуществляется по следующей схеме:
3) диагностический анализ личности субъектов воздействия: — определение порядка ответственности и значимости; — определение субъектов непреднамеренного педагогического действия, которые, действуя стихийно, влияют положительно или отрицательно на ход педагогического процесса; — осуществление психолого-педагогической диагностики субъектов педагогического воздействия по сформированным у них навыкам и умениям психолого-педагогической деятельности; — обобщение диагностических решений в характеристиках: умелые — неумелые действия, действия частично правильные и частично неправильные; 4) качественная характеристика отношений между воспитателем и воспитуемыми: — отношения, сложившиеся между воспитателем и воспитуемыми; — отношения, сложившиеся между воспитателем и группой воспитуемых; — характеристика социально-гражданских, дидактических и неформальных доверительных отношений между воспитателем и воспитуемыми; — главные линии взаимоотношений в педагогической системе и их роль для решения возникших задач; 5) определение всех существенных исходных условий и содержания проблемы педагогической задачи, ее формулировка в целом: — уяснение совокупности имеющихся сведений об объективных и субъективных условиях ситуации; — конкретизация благоприятных и неблагоприятных условий для решения задачи; — определение проблемы задачи; — формулировка задачи в целом (цели, условия и необходимые действия для ее решения); 6) планирование и осуществление предложенного варианта решения педагогической задачи: а) выбор способа достижения цели и планирование деятельности педагогов: — определение конкретного содержания воспитания; — выбор видов деятельности воспитателей и воспитуемых; - выбор организационных форм работы; - определение конкретных сроков проведения тех или иных мероприятий по порядку; б) составление окончательного плана решения задачи; в) осуществление плана решения задачи на практике. Практическое решение профессиональных педагогических задач и ситуаций предполагает использование индивидуальных и коллективных форм работы субъектов воспитания, применения ими различных методов и приемов.
Темы рефератов Теория обучения 1. Понятие о дидактике и ее важнейшие категории. 2. Обучение как подсистема целостного учебно-воспитательного процесса. 3. Структура процесса обучения: цель, содержание, средства, методы, формы организации, принципы, достигаемые результаты. 4. Движущие силы процесса обучения. 5. Современный образовательный процесс 6. Цели обучения: предметная и личностная. Управление учебной деятельностью. 7. Условия успешного обучения. 8. Концепция ассоциативно – рефлекторного обучения. 9. Характеристика основных концепций развивающего обучения. Зона ближайшего и зона актуального развития. 10. Концепция формирования умственных действий. 11. Концепция проблемного обучения. 12. Концепция программированного обучения. 13. Концепция личностно-развивающего обучения. 14. Концепция контекстного обучения. 15. Особенности закономерностей процесса обучения как одного из важнейших социальных явлений. 16. Дидактические принципы как важнейшие условия реализации закономерностей процесса обучения. 17. Понятие о принципах и правилах обучения. 18. Принципы как социальная и историческая категория. 19. Дидактическая сущность понятия «образование». 20. Процесс образования и обучения как целостная система. 21. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. 22. Система образования как совокупность и соотношение основных видов образования (общего, политехнического, профессионального), как важнейший путь формирования и развития сознания человека. 23. Основные документы, определяющие содержание образования учащихся (учебный план, программы, учебник). 24. Стандарт образования и модель выпускника школы. 25. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. 26. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования 27. Общее понятие о методах обучения. 28. Приемы обучения. 29. Различные подходы к классификации методов обучения. 30. Общее понятие о формах организации процесса обучения 31. Основные особенности форм обучения. 32. Современные модели организации процесса обучения. 33. Урок как важнейший элемент процесса обучения. 34. Дидактические цели урока как предвидение изменений в знаниях и в познавательной деятельности учащихся. 35. Особенности подготовки учителя к организации урока (организация деятельности учителя и деятельности учащихся). 36. План урока как результат творческой деятельности учителя. 37. Формирование личности школьника на уроке, создание условий для его самореализации. 38. Классификация уроков. Виды уроков. 39. Требования, предъявляемые к уроку. 40. Особенности практикумов, семинарских занятий, учебных экскурсий, собеседований с учащимися (зачетов), организаций самостоятельной работы учащихся с книгой и другими источниками знаний как дополнительных форм обучения. 41. Организация индивидуальных и групповых консультаций как своеобразных форм учебной работы, их роль и особенности. 42. Домашняя работа учащихся как одна из важнейших форм обучения, особенности ее организации. 43. Проверка и оценка знаний учащихся. 44. Виды проверки. Оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Отметка. 45. Учебная деятельность как часть процесса обучения 46. Мотивационная основа учебной деятельности. 47. Проблема формирования учебной мотивации. 48. Совместная учебная деятельность. 49. Мониторинг развития индивидуальности школьника. 50. Общая характеристика мониторинга. 51. Технология педагогического мониторинга. 52. Педагогический консилиум. 53. Инновации в образовании. 54. Инновационные образовательные процессы. 55. Подготовка учителя к инновационной педагогической деятельности. 56. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образовании. 1. Теория и методика воспитания
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1140)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |