Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по анализу психолого-педагогической ситуации



2015-11-27 1140 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по анализу психолого-педагогической ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок




Алгоритм анализа психолого-педагогических ситуаций и решения воспитательных проблем представляет собой неко­торую последовательность взаимосвязанных действий педа­гога, состоящих из ряда этапов и приводящих к поставленной цели.

Этапы алгоритма не являются жестко фиксированными и предполагают творческое отношение к их реализации с учетом характера и содержания конкретной психолого-пе­дагогической ситуации. Эти этапы следуют друг за другом в такой последовательности':

1) общая характеристика образовательно-воспитательной системы:

а) характеристика социальной среды, в которой нахо­дится педагогическая система:

— благоприятные и неблагоприятные условия вокруг школы или учреждения;

— положительное и отрицательное влияние взрослого ок­ружения на детей и молодежь;

— наличие региональных, национальных, религиозных традиций, формирующих нравственный микроклимат среды;

б) характеристика педагогической системы, которая изу­чает:

— форму организации системы (класс, учебная группа, кружок и т.д.);

— возрастной и половой состав;

— формальных и неформальных лидеров;

— оценку степени сплоченности и воспитанности групп и коллектива;

2) диагностический анализ поступков объектов воздей­ствия:

— психологические особенности школьников, других лю­дей, их состояние в момент взаимодействия;

— конкретные социально-психологические причины, вызвавшие их состояние и поступки;

— анализ и диагностика поступков всех участников пе­дагогической ситуации осуществляется по следующей схеме:

Описание поступка Ø Объяснение поступка Ø Педагогическая оценка поступка Ø Диагностическое решение Ø Предвидение

3) диагностический анализ личности субъектов воздействия:

— определение порядка ответственности и значимости;

— определение субъектов непреднамеренного педагоги­ческого действия, которые, действуя стихийно, вли­яют положительно или отрицательно на ход педагоги­ческого процесса;

— осуществление психолого-педагогической диагности­ки субъектов педагогического воздействия по сфор­мированным у них навыкам и умениям психолого-педагогической деятельности;

— обобщение диагностических решений в характеристи­ках: умелые — неумелые действия, действия частично правильные и частично неправильные;

4) качественная характеристика отношений между вос­питателем и воспитуемыми:

— отношения, сложившиеся между воспитателем и вос­питуемыми;

— отношения, сложившиеся между воспитателем и груп­пой воспитуемых;

— характеристика социально-гражданских, дидактических и неформальных доверительных отношений между вос­питателем и воспитуемыми;

— главные линии взаимоотношений в педагогической си­стеме и их роль для решения возникших задач;

5) определение всех существенных исходных условий и содержания проблемы педагогической задачи, ее формули­ровка в целом:

— уяснение совокупности имеющихся сведений об объек­тивных и субъективных условиях ситуации;

— конкретизация благоприятных и неблагоприятных ус­ловий для решения задачи;

— определение проблемы задачи;

— формулировка задачи в целом (цели, условия и необ­ходимые действия для ее решения);

6) планирование и осуществление предложенного вари­анта решения педагогической задачи:

а) выбор способа достижения цели и планирование дея­тельности педагогов:

— определение конкретного содержания воспитания;

— выбор видов деятельности воспитателей и воспитуе­мых;

- выбор организационных форм работы;

- определение конкретных сроков проведения тех или иных мероприятий по порядку;

б) составление окончательного плана решения задачи;

в) осуществление плана решения задачи на практике.

Практическое решение профессиональных педагогических задач и ситуаций предполагает использование индивидуаль­ных и коллективных форм работы субъектов воспитания, применения ими различных методов и приемов.

 

 

Темы рефератов

Теория обучения

1. Понятие о дидактике и ее важнейшие категории.

2. Обучение как подсистема целостного учебно-воспитательного процесса.

3. Структура процесса обучения: цель, содержание, средства, методы, формы организации, принципы, достигаемые результаты.

4. Движущие силы процесса обучения.

5. Современный образовательный процесс

6. Цели обучения: предметная и личностная. Управление учебной деятельностью.

7. Условия успешного обучения.

8. Концепция ассоциативно – рефлекторного обучения.

9. Характеристика основных концепций развивающего обучения. Зона ближайшего и зона актуального развития.

10. Концепция формирования умственных действий.

11. Концепция проблемного обучения.

12. Концепция программированного обучения.

13. Концепция личностно-развивающего обучения.

14. Концепция контекстного обучения.

15. Особенности закономерностей процесса обучения как одного из важнейших социальных явлений.

16. Дидактические принципы как важнейшие условия реализации закономерностей процесса обучения.

17. Понятие о принципах и правилах обучения.

18. Принципы как социальная и историческая категория.

19. Дидактическая сущность понятия «образование».

20. Процесс образования и обучения как целостная система.

21. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

22. Система образования как совокупность и соотношение основных видов образования (общего, политехнического, профессионального), как важнейший путь формирования и развития сознания человека.

23. Основные документы, определяющие содержание образования учащихся (учебный план, программы, учебник).

24. Стандарт образования и модель выпускника школы.

25. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования.

26. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования

27. Общее понятие о методах обучения.

28. Приемы обучения.

29. Различные подходы к классификации методов обучения.

30. Общее понятие о формах организации процесса обучения

31. Основные особенности форм обучения.

32. Современные модели организации процесса обучения.

33. Урок как важнейший элемент процесса обучения.

34. Дидактические цели урока как предвидение изменений в знаниях и в познавательной деятельности учащихся.

35. Особенности подготовки учителя к организации урока (организация деятельности учителя и деятельности учащихся).

36. План урока как результат творческой деятельности учителя.

37. Формирование личности школьника на уроке, создание условий для его самореализации.

38. Классификация уроков. Виды уроков.

39. Требования, предъявляемые к уроку.

40. Особенности практикумов, семинарских занятий, учебных экскурсий, собеседований с учащимися (зачетов), организаций самостоятельной работы учащихся с книгой и другими источниками знаний как дополнительных форм обучения.

41. Организация индивидуальных и групповых консультаций как своеобразных форм учебной работы, их роль и особенности.

42. Домашняя работа учащихся как одна из важнейших форм обучения, особенности ее организации.

43. Проверка и оценка знаний учащихся.

44. Виды проверки. Оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Отметка.

45. Учебная деятельность как часть процесса обучения

46. Мотивационная основа учебной деятельности.

47. Проблема формирования учебной мотивации.

48. Совместная учебная деятельность.

49. Мониторинг развития индивидуальности школьника.

50. Общая характеристика мониторинга.

51. Технология педагогического мониторинга.

52. Педагогический консилиум.

53. Инновации в образовании.

54. Инновационные образовательные процессы.

55. Подготовка учителя к инновационной педагогической деятельности.

56. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образовании.

1. Теория и методика воспитания
1. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.
3. Гуманистическая воспитательная система школы В.А. Караковского.
4. Гуманистическая воспитательная система школы Ш.А. Амонашвили.
5. «Педагогика общей заботы» как воспитательная система.
6. «Педагогика успеха» как воспитательная система.
7. Школа диалога культур.
8. Вальфдорская школа.
9. Пионерская организация в школе.
10. Скаутизм как воспитательная система.
11. Система воспитательной работы школы и характеристика деятельности учителя-воспитателя.
12. Методика планирования воспитательной работы в школе.
13. Личностно-ориентированный подход и методика индивидуальной работы с учащимися.
14. Педагогическое взаимодействие: сущность, принципы.
15. Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач.
16. Технология воспитательного процесса в начальной школе: сущность, принципы, структура, диагностика.
17. Проектирование воспитательного процесса в школе.
18. Психолого-педагогическая диагностика воспитания.
19. Экономическое воспитание в начальной школе.
20. Экологическое воспитание в начальной школе.
21. Правовое воспитание в начальной школе.
22. Формирование мировоззрения школьников в начальной школе.
23. Методика организации и воспитания коллектива в начальной школе.
24. Методика личностного подхода в воспитании младшего школьника.
25. Методика нравственного воспитания.
26. Методика сенсорного воспитания.
27. Методика умственного воспитания.
28. Методика воспитания эстетической культуры личности.
29. Методика воспитания эстетической деятельности младших школьников.
30. Методика воспитания эстетических вкусов и оценок младших школьников.
31. Методика воспитания эстетических чувств младших школьников.
32. Методика воспитания художественных способностей младших школьников.
33. Методика эстетического воспитания в школе.
34. Методика трудового воспитания в начальной школе.
35. Методика физической культуры во внеучебной деятельности младших школьников.
36. Содержание работы учителя – воспитателя начальных классов.
37. Формирование гуманистических взаимоотношений детей младшего школьного возраста.
38. Воспитание как фактор социализации личности.
39. Методика работы учителя с родителями младших школьников.
40. Проектировочная деятельность учителя – воспитателя начальной школы.
41. Организаторская деятельность учителя-воспитателя начальной школы.
42. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.
43. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей.
44. Технология воспитательной работы учителя начальной школы … (по выбору студента).
45. Учение как средство воспитания.
46. Проблемные методы в воспитании младших школьников.
47. Здоровьесберегающие технологии воспитания.
48. Формирование здорового образа жизни.
49. Валеологическое воспитание: сущность, формы, методы, технология.
50. Своеобразие формирования межнациональной толерантности.
51. Особенности, формы, метода внешкольного воспитания.
52. Организация коллективного творческого дела.
53. Классный руководитель и его роль в формировании личностных качеств личности школьника.
54. Вальдорфская школа как воспитательная система.
55. Система М. Монтессори как условие целостного развития ребенка.
56. Личность воспитателя: его роль в целостном развитии ребенка.
57. Нравственные ценности и личность.
58. Особенности семейного воспитания в современных условиях.



2015-11-27 1140 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по анализу психолого-педагогической ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по анализу психолого-педагогической ситуации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1140)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)