Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава вторая (431й год) 4 страница



2015-11-27 363 Обсуждений (0)
Глава вторая (431й год) 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Когда архимандриты вышли из дворца к стоявшим у ворот его монахам и народу, те в один голос воскликнули: "Что сказал император? Объявите нам волю его"228. Один из архимандритов, поднявши руку, в которой держал императорское дозволение, сказал им: "Пойдемте в церковь святого мученика Мокия229; там мы прочитаем вам и послание отцов Собора, там же узнаете вы и ответ императора". Тогда процессия двинулась в обратный путь, воспевая 150 псалом: "Хвалите Господа во святых Его; хвалите Его на непоколебимом троне могущества Его!.. Хвалите Его звуками труб; хвалите Его на гуслях и арфах!" От времени до времени крики "анафема Несторию!" прерывали пение стихов псалма. Улица, по которой шла процессия монахов, с восковыми свечами в руках, была одна из главных, а церковь св. Мокия стояла на краю города, в окрестностях монастырей; поэтому когда процессия подходила к ней, то постепенно собиравшаяся и присоединявшаяся к ней толпа народа была многочисленна. Когда монахи и народ вошли в церковь, им прочитано было сперва послание отцов Собора, вызвавшее в собрании единогласное восклицание "анафема Несторию!" Вслед за тем авва Далмат взошел на возвышенное место и желая унять расшумевшийся народ воскликнул: "Умолкните и стойте спокойно, если хотите слушать, и не прерывайте моей речи, чтобы верно понять то, что вам будет сказано". Затем он в кратких и общих чертах, не пускаясь в подробности (по чувству смирения и из уважения к лицу императора, как сказано в подлинном документе), передал народу разговор, происходивший между ним и императором, и в заключение своей речи сказал: "Я уверен, что император последует внушению Бога и святого Собора, а отнюдь не развращенным людям; итак, молитесь, братья, за императора и за нас". Тогда грозный крик "анафема Несторию!"230 вылетел из всех уст, и монахи разошлись по своим монастырям.

Как только весть о данном императором дозволении избранным от Собора епископам прибыть в Константинополь, для объяснения дела Собора, дошла до Эфеса, Собор поспешно отправил двух египетских епископов, Феопемпта Кабазского и Даниила Дарнийского, с письмом к авве Далмату231. Узнав об этом посольстве, и Восточные со своей стороны нашли нужным послать от себя ходатая ко двору; но не смея без императорского разрешения послать коголибо из епископов, они отправили с этой целью известного своей преданностью делу Нестория и связями с правительственными и сановными лицами при дворе комита Иринея с посланием к императору, в котором, принося жалобы на притеснения и насилия, претерпеваемые ими в Эфесе от народа по наущению Кирилла и Мемнона, просили императора благосклонно принять подателя послания и выслушать от него обстоятельные объяснения истинного положения соборного дела в Эфесе, так как он знаетде хорошо весь ход этого дела с самого начала его и, кроме того, имеетде сообщить "и много спасительных средств, которыми можно восстановить спокойствие в святых Божиих церквах"232. Какие это были такие спасительные средства, которые собрание Восточных поручало Иринею сообщить императору, послание умалчивает. Но вскоре затем Восточные нашли нужным, в подкрепление миссии Иринея, переслать через него императору новое послание, в котором, выставляя на вид явноде неправославный образ мыслей Кирилла, выраженный им в известных анафематствах его, и насильственный образ действий, употребляемый им для поддержания и распространения еретического учения своего, они уже прямо и решительно заявили, что при настоящем положении дел в Эфесе, ввиду необузданного самовластия и невыносимого давления, производимого Кириллом и Мемноном, "завладевшими Эфесом как бы некоторою крепостью", единственное средство спасти православную веру и водворить мир в Церкви состоит в том, чтобы "обуздать и низложить этих главных виновников всех смут, дерзость и тиранство которых, как вихрь, увлекает слабых в еретическое зломыслие", или же перевести заседание Собора из Эфеса в какойлибо другой город поблизости от императорской резиденции (например, Никомидию), где бы можно было свободно и безмятежно исследовать дело веры и "из Писаний и отеческих творений изобличить Кирилла" и сторонников его233.

Послы Собора прибыли в Константинополь тремя днями ранее Иринея и успели за это время обстоятельными и правдивыми объяснениями деяний Собора произвести на многих высокопоставленных особ при дворе, государственных сановников и военачальников настолько сильное впечатление, что большинство их пришло к убеждению, что суд над Несторием произведен был Собором правильно и осуждение его постановлено законно. Такой взгляд на дело Собора в особенности крепко усвоил себе и горячо стал поддерживать при дворе императорский камергер Схоластик, после того как он узнал за достоверное, что Несторий в Эфесе ни под каким условием не соглашался принять наименование Девы Марии Богородицею. Поэтому когда Ириней прибыл в Константинополь и начал хлопотать в пользу Нестория против Собора, то, не говоря уже о сильном возбуждении против него большинства константинопольского клира и народа, и в высших правительственных и придворных сферах он встречен был вначале более чем холодно. Тем не менее, при содействии некоторых влиятельных лиц из прежних друзей Нестория, еще не совсем изменившихся в отношении к нему, он добился того, что в нарочито устроенном собрании важнейших правительственных лиц был выслушан и, зная хорошо господствовавшее при дворе и в правительстве предубеждение против александрийского патриарха, так искусно умел затронуть эту струну, что рассказами своими о деспотическом самовластии Кирилла и терроризме Мемнона, как очевидец и самде лично немало пострадавший от них, успел произвести впечатление: выслушав его показание, многие готовы были совсем переменить свой взгляд на дело Собора и видеть в поспешном осуждении Нестория проявление одной личной иерархической вражды и жестокости "Египтянина" против архиепископа константинопольского, склоняя к такому воззрению и самого императора. Послы Собора, конечно, не оставались пассивными зрителями такого оборота дел: не один раз, на бывших частных собраниях, они вступали в состязание с Иринеем, оспаривая истинность его показаний и защищая дело Собора; объяснения их выслушивались, но уже далеко не с таким доверием как прежде. После неоднократных таких состязаний и споров, не приведших ни к чему решительному, решено было, чтобы та и другая сторона, т.е. Ириней и египетские епископы, явились вместе перед императором в общем собрании государственных сановников и представили доказательства правоты своих слов и показаний. Боясь, конечно, в случае неблагоприятного для себя исхода дела на императорском суде, и неудовольствия со стороны Восточных за недостаточно энергичную и умелую защиту его, и гнева со стороны императора за неуместное вмешательство в него, Ириней долго отказывался последовать этому решению, уверяя, что он вовсе не Уполномочен собранием Восточных быть адвокатом его, а прибыл в Константинополь только для того, чтобы доставить послания их императору; но принужден был уступить настоятельным и грозным требованиям: "За такие слова мои, — пишет он Восточным, — я едва не был растерзан". Когда он шел в царские палаты, то раздражение против него, как отъявленного несторианца, принявшего на себя роль ходатая за дело Нестория против Собора, в среде собравшейся толпы народа было так сильно и обнаруживалось такими недвусмысленно угрожающими криками, что он серьезно опасался "быть брошенным в море". Но зато в самой царской палате, перед лицом императора и его советников, он нашел себе прием более чем внимательный, а по окончании заседания совета вышел из него с торжеством победителя. Императорский совет, выслушав показания той и другой стороны по делу о низложении Нестория и сличив их с донесениями Кандидиана и сообщениями Палладия, нашел, что дело это действительно, как поставлял на вид Ириней, и начато, и ведено было неправильно, — что "Кирилл не должен был открывать заседания Собора, не дождавшись прибытия Восточных, да и не имел права на то без позволения императорского комиссара, а по открытии заседания отнюдь не должен был находиться в числе судей, а тем более занимать место председателя суда и руководителя судебных прений, так как сам был в числе лиц, подлежавших суду Собора"234, — и на основании этих данных, добытых исследованием, постановил: низложение Нестория, утвержденное собранием Кирилла, признать незаконным и не имеющим силы, а суд, произнесенный собранием Восточных над Кириллом и Мемноном, как главными виновниками незаконного низложения Нестория, одобрить и утвердить, объявив об этом постановлении во всей Церкви императорской грамотой.

Таким образом, дело Собора, порученное защите египетских епископов, казалось, было совсем проиграно ими. Но вот на помощь к ним пришел ловкий и энергичный пособник и поборник дела Собора, синкелл и врач Кирилла Иоанн, — и ему удалось снова привлечь на сторону Собора многих высокопоставленных особ и произвести таким образом в кругу советников императора разделение в мнениях: одни из них стали теперь думать и утверждать, что надобно пока оставить в силе все доселе сделанное Собором епископов в Эфесе, как на собрании сторонников Кирилла, так и на собрании Восточных, и утвердить низложения, постановленные тем и другим собранием, т.е. и Нестория с одной стороны, и Кирилла с Мемноном с другой; другие же, напротив, были того мнения, что ввиду все еще не вполне разъясненного положения дел Собора Эфесского, не следует утверждать постановлений ни того, ни другого собрания, а надобно вызвать в Константинополь избраннейших епископов, принадлежащих к той и другой партии, для того, чтобы они здесь, в присутствии высших сановников империи, с полным беспристрастием и справедливостью исследовали как самое дело веры, подавшее повод к спорам, так и то, что сделано было доселе по этому делу; третьи, наконец, были того мнения, что прежде чем решиться вызвать в Константинополь делегатов от обеих, враждебно стоящих одна против другой, партий, на которые разделились прибывшие в Эфес на Вселенский Собор епископы, надо бы серьезно попытаться наперед устроить мир и согласие между самими этими партиями непосредственно, послав для этой цели в Эфес полномочного сановника235. Это последнее мнение было наиболее по сердцу императора, начинавшего уже сильно тяготиться зрелищем происходивших на его глазах нескончаемых споров и разделений, — и он с радостью ухватился за него; но — из опасения ли, чтобы Кирилл и Мемнон с одной, и Несторий с другой стороны, вследствие упорной и непримиримой личной неприязни своей друг к другу, не помешали предполагаемому делу примирения и соединения епископов в одно общее собрание; или же просто из желания заявить им свой императорский гнев и наказать их за те смуты и раздоры, какие они своей личной враждой друг к другу посеяли в Церкви, правительстве и даже в самом императорском дворце, — он вместе с тем, без особенных колебаний, изъявил свое согласие и на мнение тех, которые советовали утвердить низложение всех трех главных виновников смут и разделений, произошедших между собравшимися в Эфесе епископами, решившись наконец пожертвовать Несторием делу умиротворения Церкви.

Соединив таким образом первое и третье мнение вместе, он окончательно постановил отправить в Эфес чрезвычайного и полномочного посла, поручив ему: 1) постараться всеми силами достигнуть примирения партий, чтобы составить из них одно общее собрание, которое и было бы действительным Вселенским Собором; 2) если упорство вождей станет решительным препятствием к этому желаемому соединению, то —для блага церковного мира—Кирилла, Мемнона и Нестория, от которых и изза которых происходят все смуты в Церкви, удалить со сцены; 3) если же и после этого все усилия к примирению не будут иметь успеха и нельзя будет из двух собраний составить одного Собора, то разослать епископов по своим церквам, тщательно справившись наперед о мнении каждого епископа относительно спорного вопроса веры, чтобы император мог знать мнение большинства епископов236.

Такое важное и деликатное поручение требовало человека высокого по положению, уму, характеру и заслугам: император думал найти его в лице комита Иоанна, члена священной консистории.

 

Глава третья

Прибытие в Эфес папских легатов. Сессия Эфесского Собора: заседания 2е—7е.—Прибытие в Эфес комита Иоанна, чрезвычайного посла императора; он арестовывает Нестория, Кирилла и Мемнона, но не в силах достигнуть примирения партий. — Феодосии приказывает, чтобы обе партии прислали от себя делегатов в Константинополь. — Выбор и полномочия депутатов.—Халкидонская конференция: Восточные продолжают защищать Нестория и настаивают на обвинении Кирилла в ереси. — Император повелевает избрать и поставить на место Нестория константинопольским архиепископом другое лицо, закрывает конференцию и утверждает Эфесский Собор.—Кирилл возвращается в Александрию, а Нестория переселяют из монастыря Евпрения на ливийский оазис Ибис; его смерть. — Положение дела несториан и раскол на Востоке.—Александр Иерапольский. — Иоанн Антиохийский примиряется с Кириллом. — Правительство преследует явных и тайных противников примирения церквей. — Торжество православия над несторианством.

I

По отъезде магистриана Палладия из Эфеса собрание Кирилла, сильно стесняемое во всех своих движениях, и даже в средствах жизни, императорскими чиновниками, получило важную нравственную поддержку вследствие прибытия в Эфес папских легатов. Задержанные на море гораздо дольше, чем они предполагали и желали, прибиваемые противными ветрами из одной стороны в другую237, они прибыли на Собор, когда все уже было кончено, или лучше — все готово было разрушиться. Их было трое: Два и один пресвитер римской церкви, Филипп, представитель апостольского престола Рима238. В городе их приняли как избавителей. Кирилл, который, несмотря на свой титул заместителя папы, отказался подождать легатов его к первому заседанию своего собора, теперь открыл для них второе заседание, в епископском доме Мемнона239. Восточные, конечно, не были приглашены на это заседание, и итальянцы, надо полагать, не сделали им визитов.

Это второе заседание Эфесского Собора, происходившее 10 июля под председательством Кирилла, равно как и следовавшее за ним на другой день третье заседание, предназначались и употреблены были, с одной стороны, на предъявление легатами возложенных на них поручений и чтение принесенного ими послания Римского Папы Целестина к Собору, а с другой — на сообщение легатам того, что сделано было Собором на первом заседании его по отношению к Несторию, и утверждение ими постановленного Собором приговора своими подписями. Словом, это были заседания, служившие только дополнением к первому заседанию. Но в них обращают на себя особенное внимание те словесные заявления, какие сделаны были легатами Собору, и тот прием, какой оказан был Собором этим заявлениям240.

Как только открылось заседание Собора 10 июля, специальный легат апостольского престола Рима, пресвитер Римской церкви Филипп обратился к собранию отцов с краткой речью, в которой, возблагодарив Бога, что Он удостоил смиренных посланников папы присутствовать на святом Соборе, заявил, что святейший папа Целестин, епископ апостольского престола, давно уже обсудил и порешил то дело (Нестория), для обсуждения которого созван Собор Эфесский, и об этом решении в свое время уведо : мил александрийского епископа Кирилла посланием, а теперь опять прислал к св. Собору послание, напоминающее ему об этом решении и уполномочивающее его легатов, присутствуя на Соборе, проследить за исполнением постановленного папою решения, — и, заявив это, просил собрание повелеть подобающим образом прочитать присланное к нему послание папы и внести его в протоколы заседаний Собора. Два другие легата присоединили от себя то же. Собрание выслушало это заявление безмолвно, — и председатель пригласил отцов выслушать, что пишет им святейший папа, с подобающим почтением. Тогда нотарий Римской церкви Сириций прочитал послание папы в оригинале, на латинском языке, а вслед за ним нотарий Александрийской церкви пресвитер Петр (по желанию отцов, не понимавших полатыни) прочитал его в переводе на греческий язык, сделанном в Риме. Как только окончилось чтение этого послания, в заключительных словах которого папа напоминал Собору о принятом в Риме решении по делу Нестория, уполномачивая своих легатов, "присутствуя на Соборе, исполнить то, что уже прежде было постановлено", все епископы вдруг, как бы по данному сигналу, воскликнули: "Это суд справедливый! Весь Собор благодарит нового ПавлаЦелестина, нового ПавлаКирилла, Целестина стража веры, Целестина единодушного с Собором. Один Целестин, один Кирилл, одна вера Собора, одна вера Вселенной".

Такие единодушные и одушевленные восклицания, раздавшиеся в собрании в честь Целестина, конечно, были приятны для слуха легатов; но им, повидимому, хотелось бы услышать в них нечто более того, что они слышали: отцы Собора выражали чувства радости о полном согласии папы Целестина с Кириллом и его Собором в суждении об одном, общем для всей Церкви, деле веры; но делегатам хотелось, повидимому, услышать от них выражения полного согласия их Собора с судом римского епископа, выражения не одобрения только этого суда, а некоторой покорности и послушания ему. Чтобы изведать мысли отцов Собора в этом направлении, один из легатов, епископ Проект, попросил их обратить свое внимание не на одно только содержание послания папы, но и на характер (τύπο?) и тон, в каком оно написано. "Святой папа, — сказал он, — увещевает вашу святость, не уча вас как неведущих, но напоминая как знающим, чтобы вы благоволили довести до конца то, что он уже прежде изволил определить и теперь напомнить ". — "Мы хорошо понимаем это, — отвечал ему за всех один из отцов, епископ Кесарии каннодокийской Фирм, — мы знаем, что апостольский престол Целестина уже прежде предложил суждение о деле Нестория и начертал план для его решения. Следуя этому плану, мы и привели его в исполнение, произнеся над Несторием канонический и апостольский суд". После этого легатам оставалось только поблагодарить собрание отцов за их согласие и единомыслие с собою, и они выразили это, каждый посвоему, в такой форме, какая соответствовала их представительству: легатыепископы, как представители церквей Запада, благодарили отцов за то, что найти их пребывающими в одной общей вере и одинаково с ними пекущимися о благе Церкви; а легатпресвитер Римской церкви, как представитель папы "за то, что они по прочтении послания папы громогласными восклицаниями соединились с ним как святые члены под единою главою ".

Окончив таким образом формальное предъявление Собору возложенных на них поручений и данных им полномочий, легаты попросили собрание объявить им, что оно сделало до их прихода, чтобы и они, согласно с определением папы и настоящего собрания, могли утвердить то, что им будет предъявлено. Им сообщен был протокол первого заседания собрания для рассмотрения его у себя на дому. Этим заседание 10 июля и окончилось.

На другой день епископы и легаты снова собрались на заседание в том же месте. Легаты заявили, что они прочитали акты Собора о низложении Нестория и нашли, что это дело обсуждено было собранием "канонически и по церковным правилам", но вместе с тем, чтобы иметь возможность и им самим произвести свой суд об этом деле по всей форме, как того требует порядок, они просили, чтобы эти акты были прочитаны в собрании публично, в их присутствии. Тогда нотарий Александрийской церкви пресвитер Петр прочитал уже известный нам приговор о низложении Нестория, составленный на первом заседании. После этого легаты, каждый особо, произнесли свой суд над Несторием, согласный с приговором, постановленным прежде собранием, как судьи самостоятельные и правомочные. При этом торжественном случае легат апостольского престола Рима, пресвитер Филипп, согласно с данными ему инструкциями, не преминул превознести значение папского престола в таких выражениях, которые показывали, что идея папства, как верховного, самим Иисусом Христом установленного, судилища в делах веры и Церкви, была уже в это время достаточно развита и оформлена, чтобы заявлять себя и предъявлять права свои на всеобщее признание даже на Вселенском Соборе. "Никто не сомневается, — сказал он, — и во все времена было известно, что св. апостол Петр, князь и глава апостолов241, столп веры, основание Католической Церкви, приял от Господа нашего Иисуса Христа ключи царствия, власть вязать и разрешать грехи, и что он и до сего времени и всегда живет и судит в своих преемниках. Преемник и наместник его, святейший папа Целестин послал нас на сей св. Собор заменить его присутствие. В силу данного нам полномочия суда мы изрекаем: неизменен суд произнесенный на богохульного Нестория; отселе это — суд всех церквей... Итак, пусть знает Несторий, что он чужд общения священства Католической Церкви". В другое время и при других обстоятельствах достаточно было бы и гораздо менее прозрачных заявлений, чтобы вызвать на Соборах Восточных настоящую бурю против притязаний Римской церкви; но теперь собрание отцов, занятое одной мыслью о поражении Нестория и обессилении всех защитников и покровителей его, и чувствуя настоятельную нужду для достижения этой цели в помощи Папы Римского, видимо не хотело придавать этим высокомерным заявлениям папских легатов о принадлежащей апостольскому престолу Рима верховной юрисдикции в делах веры особенного значения, так как в это время идея папства была еще только идеей, не имевшей соответствующего ей института, и заявления о ней имели характер больше теоретический, чем практический: оно выслушало их безмолвно. Председатель собрания, резюмируя сущность всех заявлений, сделанных легатами, истолковал их в таком примирительном духе, что они могли быть и собранием приняты без унижения, и легатами удержаны — без превозношения. "'Предъявления достопочтенных легатов, — сказал он, — ясно поняты святым Собором: они говорили как уполномоченные апостольского престола Рима и всего Собора западных епископов; они объявили Собору еще прежде созвания его состоявшееся определение святейшего епископа Рима Целестина. Определение это оказалось вполне согласным с судом, произнесенным на еретика Нестория нашим Эфесским Собором. Итак, пусть акты этого Собора, по присоединении к ним записей деяний вчерашнего и нынешнего заседания, будут предложены их благочестию, чтобы они, как следует, подтвердили своей подписью каноническое согласие со всеми нами". — "Да, да, все сделанное на этом Соборе мы непременно подтвердим нашими подписями", — сказали легаты, — и вслед за тем немедленно подписали Акты Собора242.

Таким образом константинопольский архиепископ Несторий был осужден и низринут окончательно и безвозвратно, осужден судом не одной какойлибо, хотя бы и многочисленной, церковной партии, но "судом всех церквей, судом священников и Восточной, и Западной церкви", судом Вселенского Собора243. Этого суда над ним отселе не могла изменить никакая сила в мире. В ясном и полном сознании всей важности этого акта, собрание немедленно послало к императору, через дьякона Евтиха, формальное донесение об этом, за подписью присутствовавших на заседаниях. Представляя на вид императору, что суд, произнесенный на Нестория епископами Восточной церкви в соединении с легатами Западной церкви, есть именно "тот единый и общий суд всей вселенной, который повелено императорскою грамотою открыть и объявить", и что дело, порученное Собору, уже достигло конца вожделенного его величеству и благонадежного для всех церквей, собрание просило императора повелеть закрыть Собор, как уже исполнивший свою миссию, и дозволить собравшимся в Эфесе епископам отправиться к своим церквам (изнуренные нуждой и лишениями, одержимые болезнями или немощами старости и лишенные надлежащей помощи на чужбине, они так давно в этом нуждаются), предоставив им попечение о рукоположении для Церкви великого города нового епископа на место низложенного244. Вместе с этим донесением оно отправило, за подписью десяти главнейших членов Собора, в том числе и легатов, послание к константинопольскому клиру и народу; уведомляя об окончательном, каноническом низложении бывшего их архипастыря Нестория судом Вселенского Собора, оно просило их позаботиться об избрании на место его другого, "достойного престола великого города"245

Окончив таким образом согласно со своими желаниями это первое и самое главное дело, Кирилл немедленно приступил затем к другому делу, которое не менее тяжело лежало у него на сердце, — к делу об Иоанне Антиохийском с его собранием Восточных, ставших во враждебные отношения к Эфесскому Собору.

Мы видели, что собрание Кирилла постановило уже приговор об отлучении Иоанна и Восточных в самый же день прибытия их в Эфес; но этот приговор, произнесенный наскоро, в минуту гнева, без соблюдения обычных форм церковного суда, не мог считаться имеющим каноническую силу246. К тому же, как мы видели, и собрание Восточных в то же самое время постановило со своей стороны еще более тяжкий приговор о низложении самого Кирилла и его помощника Мемнона, отразившийся в известной степени и на всех членах Собора. Как ни торопливо, как ни беспорядочно в свою очередь постановлен был в собрании Восточных этот приговор, но он получил публичную гласность, доведен был до сведения самого императора, и потому не мог быть оставлен без всякого внимания: так или иначе нужно было законным порядком отнять у этого приговора, направленного Восточными против Кирилла и его Собора, всякое значение, и затем таким же порядком придать каноническую силу приговору, постановленному собранием Кирилла на Иоанна и сторонников его. Прибытие папских легатов на Собор и полное присоединение их ко всему сделанному Собором на первом его заседании представляло теперь полную к тому возможность, которой Кирилл не замедлил воспользоваться. Он начал с того, что представил Собору от своего лица и от лица Мемнона письменную жалобу на Иоанна Антиохийского за тяжкое оскорбление, какое этот епископ нанес им опубликованным беззаконным приговором о их низложении, требуя от Собора правосудия. По этому Делу Собор имел четвертое заседание 16 июля: и для придания большей торжественности этому процессу оно происходило уже не в доме Мемнона, а опять в церкви Марии, где было и первое заседание Собора. Председательское место на этом заседании, вместо Кирилла, занимал старший, после него, из отцов Собора архиепископ иерусалимский Ювеналий.

Когда епископы и легаты заняли свои места, нотарий иерусалимской церкви, дьякон Исихий, сказал: "Святейшие отцы Кирилл и Мемнон представили святому Собору жалобу, которую мы имеем теперь в руках и, если повелит ваша святость, прочитаем", — и вслед за тем, когда председатель отдал распоряжение, прочитал ее. В этой, представленной Собору, жалобе своей Кирилл и Мемнон изъясняли, что "Иоанн Антиохийский, прибывши в Эфес позже всех, как ему заблагорассудилось, и узнавши, что друг его Несторий подвергнут св. Собором низложению, как бы в отмщение за то, что Христос прославлен был законным низложением Его хулителя, собрав вокруг себя несколько единомышленных с Несторием епископов и, если верно говорит народная молва, поправ все церковные законы и весь церковный порядок, дерзнул составить против нас — Кирилла и Мемнона — нечестную и беззаконную грамоту, поражавшую нас мнимым отлучением, и тем нанес нам тяжкое оскорбление; что он, ни по церковным законам, ни по императорским предписаниям, ни по месту епископского престола его в церковной иерархии, не имел никакого права и власти судить коголибо из нас, членов св. Собора, и особенно занимающих высший престол; да если бы и имел на то право, то должен бы был судить по церковным канонам, оповестить нас — обвиняемых — и вместе со всем нашим св. Собором призвать для оправдания; но он, не принимая ничего этого во внимание, производил свой суд над нами тайно, так что никто из нас ничего не знал о дерзком умысле его, и оскорбил нас судом низложения за вину, которая нам и доселе неизвестна, поступив против нас, занимающих высший его епископский престол, так несправедливо и беззаконно, как он не должен бы делать и в отношении к лицам, стоящим на последней церковной степени и служащим под его рукою". И в заключение всего изложенного настоятельно просили Собор, заклиная именем св. Троицы, призвать Иоанна с его сообщниками для ответа и отчета в дерзком поступке их, присовокупляя, что они, Кирилл и Мемнон, со своей стороны готовы доказать, что оскорбление, какое он нанес им, и нечестиво, и беззаконно.

Выслушав эту жалобу, один из членов Собора, Акакий Мелитинский, заметил, что "Иоанн Антиохийский со своими сообщниками уже достаточно ясно изобличены преступным отделением своим от св. Собора, и новое обвинение, внесенное Кирил1ом и Мемноном, основывающееся на народной молве, хотя бы оно было и справедливо, кажется ему, поэтому, излишним; излишним кажется ему и предъявляемое ими требование судебного разбирательства. Ибо не может быть, чтобы отделившиеся от св. Собора и приставшие к нечестивому учению Нестория, уже обличенные в таком преступлении, осмелились сделать чтонибудь против председателя сего Вселенского Собора, не имея при том никакой власти". Но, заметив обнаружившееся при этих словах в собрании несочувственное себе движение, тотчас же присовокупил: "Если вашей святости угодно, чтобы они по этому делу предстали на суд Собора, то я не противлюсь этому; пусть Иоанн будет позван обычным порядком для ответа в том, в чем он обвиняется".



2015-11-27 363 Обсуждений (0)
Глава вторая (431й год) 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава вторая (431й год) 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)