ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОФЕССИИ
«ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» 1.Хорошая оперативная и механическая память Память – это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении или воспоминании того, что было в прошлом опыте. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Она поддается тренировке и изменяется с возрастом. Поскольку процессы памяти тесно связаны с направленностью личности, то механизм запоминания и воспроизведения будет носить скорее индивидуальный характер. Условия тренировки процессов памяти в рамках учебных занятий: А) наличие механизма перехода информации из кратковременной памяти в оперативную память, в основе которого лежит запоминание путём повторения (знакомство и разучивание техники гимнастических, легкоатлетических и других упражнений); Б) повышение концентрации внимания на закономерностях выполнения того или иного движения (выполнение функций судьи, особенно в волейболе, баскетболе, футболе, бадминтоне, настольном теннисе); В) осмысление технических или тактических действий и как следствие – осознание последовательности запоминания и их воспроизведения; Г) расширение объема моторных локомоций за счет сложнокоординированных и игровых видов спорта; Д) перевод из непроизвольных психических реакций, в сочетании в двигательными реакциями, в произвольные (волевая регуляция) – как в случае правильного, так и ошибочного выполнения упражнения. Например, уточнить технику подачи мяча в волейболе и зафиксировать модель её выполнения по динамическим и пространственным характеристикам; Е) использование как можно большего числа видов памяти в ходе занятий (помимо двигательной памяти) в подвижных, спортивных играх, идеомоторных и дыхательных упражнениях. 2.Способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале, высокий уровень распределения и переключения внимания 3.Точность восприятия Внимание-этосостояние психологической концентрации, сосредоточенности сознания на каком-либо объекте. Сложность феномена внимания вызвана тем, что оно не обнаруживается в «чистом виде», функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, обеспечивая тем самым точность восприятия. Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание. Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями. Это упражнения на переключение внимания с объекта на объект при условии предварительного усвоения техники и схем переключения; упражнения с выделением наиболее важных объектов из второстепенных объектов; тренировки в быстроте переключения с объекта на объект. Распределение и объем внимания формируются как определенный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре профессиональным действиям, выполняемым в условиях высокого темпа работы. При этом следует увеличивать количество воспринимаемых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия. Большие возможности для усовершенствования свойств вниманию представляют гимнастические и строевые упражнения. Универсальным средством для развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объясняется тем, что действия в них требуют высокого уровня проявления концентрации, переключения и распределения внимания, в итоге обеспечивающего точность восприятия. Так, например, волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать более 10 объектов и их элементов. Для развития процессов внимания рекомендуются следующие упражнения: А) бег, езда на велосипеде по шоссе; Б) бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук или ног (например, эстафетный бег); В) бег под гору между деревьями; Г) прыжки в длину с разбега; Д) метание легкоатлетических снарядов; Е) выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений; Ж) жонглирование двумя и более мячами; З) эстафеты с различными предметами. 4.Терпение, выдержка Наиболее действенным средством формирования этих качеств воли в процессе физического воспитания являются упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. При воспитании терпения, стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств. Во время формирования стойкости нужно тренировать не только волевые усилия, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что в конечном итоге отразится на волевом действии. Упражнения на стойкость: А) медленный, длительный бег в сложных метеорологических условиях – до 3 часов; Б) темповый кроссовый бег – до 3 часов; В) кроссовый бег по сложной местности; Г) тренировка в кроссе и марш-броске при неблагоприятных метеорологических условиях: дождь, снегопад, при сильном ветре, высокой и низкой температуре и влажности; Д) соревнования в марш-броске, беге на 8, 10, 20, 30км и 42км195м; Е) плавание на дальность; Ж) преодоление специальных полос препятствий; З) борьба с более сильным противником; И) однодневные и многодневные пешие и лыжные турпоходы; К) лыжные переходы, велопробег; Л) задержка дыхания на время на вдохе и выдохе. Во всех перечисленных примерах речь, в основном идет, о выносливости. В большинстве отечественных исследований по определению содержания профессионально-прикладной физической культуры отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. Известный кардиохирург и активный популяризатор двигательной активности, академик Н.М.Амосов именно выносливость считает фундаментом для взаимодействия всех жизненно важных систем организма. База выносливости – хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологических систем, повышая общую и профессиональную работоспособность и улучшая самочувствие. 5.Абстрактно-логическое, оперативное мышление Эффективными путями развития логического и оперативного мышления в процессе физического воспитания являются следующие: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах; введение определенной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование оперативного мышления. Существенный эффект оказывают: - обучение (по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий) приемам оперативного и логического мышления на материале, специфичном для физического воспитания; - упражнения, направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эвристических (требующих творческих усилий мысли) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние дистанции, борца; - упражнения на развитие наблюдательности, памяти, восприятия, внимания, воли и других психических процессов, связанных с быстрым мышлением. Упражнения, развивающие оперативное мышление: А) выполнение различных тактических, алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средние дистанции, игровика, борца, боксера; Б) эстафета с решением внезапно возникающих алгоритмических и эвристических задач (легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи, эстафеты с преодолением препятствий, с ведением мяча, переноской мяча); В) преодоление незнакомых полос препятствий на время; Г) бег под гору, езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах, санях, по закрытому маршруту; Д) спортивные игры (бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, мини-футбол, хоккей, велобол, мотобол); Е) игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку; Ж) ориентирование на местности; З) игра в шахматы «блиц», при этом продолжительность партии – 3-10 минут, на каждый ход – 3-10секунд; время на обдумывание и партию постепенно сокращать. И) игра в шахматы СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ Нестабильность условий жизни увеличивает количество источников стресса и требует от человека устойчивости к ним. Также неопределенность, стрессогенность условий жизни делает существенным условием успешной реализации человеком своих возможностей наличие реалистичного и устойчивого представления о себе, которое рассматривается как один из критериев зрелости человека как личности. Поэтому в качестве профессионально необходимого личностного образования следует рассматривать такое интегральное психофизиологическое качество, как стрессоустойчивость. В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем: 1. Приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам. 2. Выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности. Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил занимающихся людей для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях. Решение второй задачи осуществляется путем упражнений в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способах отвлечения от эмоций, самовнушения-самоубеждения.
Упражнения, направленные на приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности: А) бег с горы по сложному маршруту; Б) эстафета с выполнением двигательных задач, требующих проявления смелости и решительности; В) выполнение различных двигательных задач на высоте (гимнастическом бревне, гимнастической стенке, специальной площадке); Г) прыжки в воду с вышки; Д) прыжки на батуте (с выполнением сложных по координации движений); Е) командные спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, борьба за мяч, хоккей и другие); Ж) скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту; З) скалолазание.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |