Тема: Адаптация персонала
Адаптация – это процесс приспособления человека к новой среде. В нашем случае адаптация – это подключение нового сотрудника к рабочему процессу. Различают четыре ее вида: · психофизиологическая – приспособление человека к непривычным условиям, режиму труда и отдыха на месте работы; · социально-психологическая – вхождение в трудовой коллектив, овладение ценностями корпоративной культуры; · социально-организационная – привыкание сотрудника к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты; · профессионально-активное освоение работником операций, движений в соответствии с должностными обязанностями, технологическим процессом, нормами труда. Цели адаптации новых работников. Адаптация человека к должности и организации предполагает: · максимально быстрое достижение им рабочих показателей; · привыкание к коллективу, компании, ее неофициальной структуре; · освоение основных требований корпоративной культуры и правил поведения; · уменьшение стартовых издержек фирмы; · снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новичком; · сокращение текучести кадров; · экономия времени непосредственного руководителя и сослуживцев. Этап общей ориентации – знакомство нового человека с фирмой и подразделением, с общими правилами. На этой стадии он составляет для себя «карту местности компании» (пока без деталей), которая поможет ему чувствовать себя увереннее в непривычной обстановке. На этапе вхождения в должность новичок ближе знакомится с коллективом своего подразделения, на практике изучает обязанности и требования, которые к нему предъявляются со стороны организации. Процедура и действия в рамках программы адаптации. Участники процедур: • Руководитель обеспечивает разработку программ адаптации, контроль их выполнения, организацию подготовки необходимых документов, оценку результатов прохождения испытательного срока; • Менеджер по персоналу знакомит новичка с компанией; совместно с его непосредственным начальником составляет план личностно- профессионального развития, вместе с куратором обеспечивает обратную связь, сообщая работнику динамику и направление его реальных и предпочтительных изменений. Также кадровик осуществляет психологическое сопровождение сотрудника в процессе освоения им профессиональных навыков, способствует плавному вхождения в коллектив, согласованию личностных ценностей и принципов с нормами корпоративной культуры. • Куратор (наставник) помогает новичку освоить технологии, понять специфику и динамику бизнес- процессов в сфере его профессиональной деятельности. • Менеджер по обучению организует как общую систему развития для недавно работающих в компании сотрудников, так и индивидуальную программу, направленную на формирование личностно- профессиональных качеств и навыков (потребность в которой для каждого человека определяет его куратор или непосредственный руководитель). Работа руководителя, кадрового менеджера и куратора в процессе адаптации нового сотрудника зависти от ее этапов. Если это этап общей ориентации, то менеджер по персоналу совместно с непосредственным руководителем проводит: • оценку профессионального уровня нового специалиста для разработки наиболее эффективной программы адаптации; • определение круга его задач на первые дни; • объяснение требований к работе (качество, итоговые показатели и др.), степень ответственности за результаты; • назначение куратора; • разработку системы стимулирования для повышения заинтересованности куратора в успешной адаптации его «подчиненного». Менеджер по персоналу сообщает новичку следующие сведения: • о компании: история, развития, виды деятельности, организационная структура, ключевые фигуры, традиции, тенденции, нормы, стандарты, процедуры, внутренние отношения, наиболее важные документы (миссия, стратегия, кодекс, система управления качеством); • бизнес-продукция, потребители, приоритеты, проблемы, политика в области работы с клиентами; • о заработной плате – нормы и правила начисления, оплата труда в выходные дни и сверхурочно, условия премирования и пр.; • режим труда и отдыха - порядок предоставления отпусков и отгулов; • о дополнительных льготах - страхование, выходные пособия, возможность обучения, наличие столовых, буфетов, оздоровительных центров; • об охране труда и технике безопасности; • о вопросах управления персоналом – условия назначения на должность, перемещения, увольнения; испытательный срок; права и обязательности; отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами; оценка работы; дисциплина, поощрения и взыскания; направления на профессиональную подготовку и повышение квалификации; • Правила внутреннего трудового распорядка; • о решении бытовых проблем; • об экономическом положении организации: прибыльность, стоимость оборудования, убытки от прогулов, опозданий, несчастных случаев. Если это этап вхождения в должность, то в процессе вхождения в должность руководитель предоставляет новому сотруднику следующую информацию: • функции подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направление деятельности; связь с другими службами компании; взаимоотношения внутри отдела; • рабочие обязанности и ответственность: детальное описание технологии, процессов и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной позиции, ее соотношение с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполненной работы; должностная инструкция, обязанности и ответственность; продолжительность и распорядок дня; требуемая отчетность; • правила: процедуры, характерные для конкретного вида работы или данного подразделения; порядок действий в случае аварий; отношения с сотрудниками из других отделов; поведение на рабочем месте; контроль нарушений; организация отдыха, приема пищи, перерывов, перекуров; возможность личных телефонных разговоров; использование оборудования; виды помощи, в каких случаях она может быть оказана; список документов, с которыми новичку необходимо ознакомиться в первую очередь. Начальник представляет сотрудников подразделения, особое внимание обращает на тех, к кому всегда можно обратиться с вопросом или за советом. Куратор нового сотрудника должен ознакомить его: • с должностными обязанностями; • правилами компенсации возможных затрат; • требованиям к конфиденциальности информации; • внутренним распорядком; • стилем управления, особенностями культуры, традициями, нормами и т.д., принятыми в компании; • основными процедурами и политикой в отношениях персонала; • организационной структурой и схемой подчинения (если необходимо); • процедурой коммуникации и связей по должности; • информацией о традициях отдела или группы, в которой сотрудник будет работать. Менеджер по персоналу выявляет психологические сложности в процессе адаптации сотрудника, помогает их успешно преодолеть. Если программа адаптации построена удачно, это служит залогом сокращения текучести кадров. Итоги периода адаптации. Процесс адаптации можно считать законченным, если: • работа не вызывает у сотрудника чувства напряжения, страха, неуверенности, стала привычной для него; • он овладел необходимым объемом знаний и навыков; • поведение новичка отвечает требованиям его должности и начальства; рабочие показатели сотрудника устраивают непосредственных руководителей; • у человека выражено желание совершенствоваться в профессии, с которой он связывает свое будущее; • он чувствует удовлетворенность от выполняемой работы; • удачу в профессиональной деятельности связывает с жизненным успехом. Период адаптации 1–1,5 года.
Пример разработки программы адаптации новых сотрудников и проведения адаптации: К.А. Усова, директор по персоналу ООО “Люди в новом”, г. Москва «Следует подчеркнуть, что стиль менеджмента торговых предприятий среднего и малого бизнеса специфичен и, соответственно, управление кадровыми процессами носит особенный характер. Кадровые решения принимаются, меняются и корректируются мгновенно, по горячим следам проблем, возникающих в управлении персоналом. И одна из таких значительных проблем торговых компаний – высокая текучесть кадров. Одним из самых существенных факторов в управлении персоналом предприятий малого и среднего бизнеса можно назвать создание и поддержание комфортной корпоративной культуры. Когда в компании формируется лояльное отношение к новым сотрудникам, решается главная проблема их вхождения в коллектив – проблема адаптации.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (935)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |