Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новый подъем советской науки о физической культуре и спорте



2015-11-27 685 Обсуждений (0)
Новый подъем советской науки о физической культуре и спорте 0.00 из 5.00 0 оценок




В условиях развитого социализма открылись широкие возможно­сти для нового подъема советской науки о физической культуре и спорте. Советское государство с каждым годом выделяет все больше средств на подготовку научных кадров, приобретение научной аппаратуры, издание литературы, организацию и проведение научных исследований и внедрение их в спортивную практику. Все это соз­дает хорошие условия для решения многих научных проблем в об­ласти физической культуры и спорта. В последние годы спортивная наука стала представлять собой сложную динамическую систему, мключающую в диалектической взаимосвязи историко-социологиче-ские,теоретико-методические, психолого-педагогические, медико-био­логические и организационно-управленческие научные дисциплины.

Научные исследования стали носить комплексный характер, что явилось типичным для наук периода широкой научно-технической революции. Изучение важнейших научных проблем предусматрива­лось пятилетними планами научных исследований по физической культуре и спорту (1966—1970, 1971 — 1975, 1976—1980 и 1981 — 1985 гг.). Эти планы нацеливают научные силы на разработку про­блем дальнейшего совершенствования советской системы физическо­го воспитания. Много внимания в них уделено разработке и внед­рению комплекса ГТО, охране здоровья спортсменов, изучению опыта массового развития физической культуры и спорта в разных географических и национальных районах нашей страны.

Значительный вклад в развитие н"ауки внесли учебные и научно-исследовательские институты физической культуры, Институт воз­растной физиологии детей и подростков Академии педагогических наук, врачебно-физкультурные диспансеры, факультеты физического воспитания педагогических вузов, кафедры физического воспитания и спорта высших учебных заведений. К разработке отдельных проблем физического воспитания и спорта привлекаются ученые Академии паук СССР, Академии медицинских наук СССР, Академии педагоги­ческих наук СССР, республиканских академий наук, научные работ-


ники министерств здравоохранения и просвещения СССР и других министерств и ведомств.

Важные исследования проводят ученые, работающие в областях социологии, теории физического воспитания, управления и истории физической культуры и спорта. В монографиях, учебниках и учебных пособиях получили дальнейшее развитие идейно-теоретические, орга­низационно-методические и исторические проблемы физического вос­питания и спорта. Эти вопросы получили освещение в книге «Физи­ческая культура и спорт в СССР» (1967 г.), в двухтомном издании «Теория и методика физического воспитания» (1976 г.), в моногра­фии «Советская система физического воспитания» (1975 г.), в учеб­никах «История физической культуры и спорта» (1975 г.), «Управле­ние физкультурным движением» (1977 г.) и других изданиях.

Новые данные получены в исследованиях по проблемам теории и методике спортивной тренировки. Ученые, тренеры, педагоги напра­вляли свои усилия на повышение качества учебно-тренировочной ра­боты-, эффективности методов проведения занятий в целях достижения физического совершенства занимающихся, укрепления их здоровья и повышения спортивного мастерства. В научных трудах по этим во­просам решались следующие задачи:

а) выявление и внедрение в практику наиболее эффективных
средств, форм и методов физической, технической, тактической, пси­
хологической и теоретической подготовки спортсменов;

б) рационализация планирования круглогодичной и многолетней
спортивной тренировки;

в) совершенствование педагогического, медицинского и физиологи­
ческого контроля в процессе тренировки;

г) вопросы юношеского спорта;

д) проблемы восстановления и повышения спортивной работо­
способности.

В тренировочном процессе стали успешно применяться техниче­ские средства: видеомагнитофоны, кардиолидеры, тренажерные уста­новки, электронные спарринг-партнеры и т. д.

Для лучшей подготовки советских спортсменов к олимпийским играм и другим крупнейшим международным соревнованиям начиная с 1959 г. стали создаваться комплексные научные группы (КНГ). В них принимали участие медики, физиологи, педагоги, биохимики, психологи, старшие тренеры по видам спорта. Основное направление работы КНГ — оказание помощи сборным командам СССР в их под­готовке к ответственным международным соревнованиям.

В последние годы расширились исследования по медико-биологи­ческим научным дисциплинам. Ученые изучали возможности более разумного использования физической культуры и спорта для улуч­шения здоровья и продления творческой жизни людей. Результаты их исследований способствовали выявлению закономерностей физи­ческого развития и работоспособности спортсменов, определению ин­дивидуальных методов режима тренировки и соревнований. Ученые разрабатывали профилактические меры, предупреждающие появление патологических изменений у спортсменов в результате высоких на­грузок, искали средства восстановления работоспособности.


Научные лаборатории в ГЦОЛИФКе

Ученые-психологи совместно с тренерами и педагогами изучали пути и средства воспитания коммунистической нравственности, мо-рпльно-волевой подготовки физкультурников и спортсменов на заня­тиях различными видами спорта и в условиях соревнований. Стало больше проводиться комплексных научных исследований по пробле­мам физического воспитания детей дошкольного и школьного воз­раста, студентов, спортивного совершенствования молодежи-

В результате огромного труда ученых, тренеров, врачей, педаго­гов, организаторов и спортсменов создана научно обоснованная си­стема теории и методики спортивной подготовки. Она получила освещение в монографиях, профессора Н. Г. Озолина «Современная система спортивной тренировки» (1970 г.), профессо­ра Л. П. Матвеева «Проблемы периодизации спортивной трениров­ки» (1964 г.) и «Основы спортивной тренировки» (1977 г.), в серии научных работ по проблемам юношеского спорта, написанных под руководством профессора В. П. Филина, и трудах других ученых.

С 1970 г. в целях стимулирования научной работы Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР присуж­дает золотые медали за лучшие научно-исследовательские труды в области физической культуры и спорта. Первыми лауреатами стали: доктор педагогических наук профессор В. М. Дьячков (ВНИИФК) — Ва разработку проблемы совершенствования технического мастерства спортсменов высших разрядов; доктор биологических наук профессор В. С. Фарфель (ГЦОЛИФК) —за цикл исследований, посвященных актуальным вопросам теории и практики спортивного совершенство-Вания; доктор медицинских наук профессор Н. В. Зимкин (ГДОИФК мм. П. Ф. Лесгафта)—за значительный вклад в изучение физиоло-


гического обоснования физического воспитания и спорта. В последу­ющие годы золотые медали за большой вклад в науку о физическом воспитании и спорте получили А. Д. Новиков, Л. П. Матвеев, Г. И. Ку­кушкин, В. М. Зациорский, Я. М. Код, Н. Г. Озолин, В. Л. Карпман (ГЦОЛИФК); С. П. Летунов, Л. С. Хоменков, В. В. Кузнецов, И. П. Ратов, Р. Е. Мотылянская (ВНИИФК); Н. И. Пономарев, А. Г. Дембо (ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта); Л. В. Чхаидзе (Гру­зинский ГИФК); В. К. Бальсевич (Омский ГИФК); В. С. Келлер (Львовский ГИФК); Н. Н. Яковлев (Ленинградский НИИФК); А. Н. Воробьев (Московский областной ГИФК) и другие ученые.

Достижения советской науки о физическом воспитании и спорте получили всеобщее признание не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Многие труды советских ученых изданы в зарубеж­ных странах. Ученые нашей страны принимают активное участие в деятельности Всемирного совета физического воспитания и спорта (СИЕПС), выступают с научными докладами на международных конгрессах и симпозиумах, посвященных проблемам физической культуры и спорта. Они докладывали результаты своих исследований на научных конгрессах в Мюнхене (1972 г.) и Квебеке (1976 г.).

Признанием больших заслуг советской науки о физическом вос­питании и спорте и огромного вклада нашего спорта в международ­ную спортивную жизнь явилось проведение международных научных конгрессов «Спорт в современном обществе» в Москве (1974 г.) и в Тбилиси (1980 г.). На конгрессах обсуждались философские, социо­логические, исторические, педагогические, психологические и медико-биологические проблемы спорта в современном мире. Советские уче­ные, опираясь на марксистско-ленинское мировоззрение, достойно представляли нашу науку на этих и других научных форумах. Со­ветская наука о физическом воспитании и спорте вступила в полосу зрелости и расцвета. Она помогает успешно решать проблемы, связан­ные с коммунистически воспитанием нашего народа, со всенародным физкультурным движением и дальнейшим повышением мастерства советских спортсменов.

Краткие выводы

Вступление СССР в период зрелого социализма открыло новые большие возможности для внедрения физической культуры и спорта в повседневный быт советского народа. Решая эту задачу, физкуль­турные организации использовали разнообразные формы и методы работы. В результате поднялась творческая инициатива, активность и самодеятельность широких масс, что способствовало притоку новых отрядов трудящихся в физкультурное движение. На основе массово­сти постоянно повышалось мастерство наших спортсменов. Достиже­ния советского физкультурного движения в эти годы были ярко про­демонстрированы на летних и зимних спартакиадах народов СССР. Важной вехой на пути к всенародному физкультурному движению явилось введение нового комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

Советское физкультурное движение стало более весомым факто­ром В борьбе за улучшение коммунистического воспитания, укреп­ив


ftt'inio здоровья и подготовку нашей молодежи к труду и защите Ро-Дппы. Наука о физической культуре и спорте стала оказывать боль-iih'Ki практическую помощь.

Глава 19



2015-11-27 685 Обсуждений (0)
Новый подъем советской науки о физической культуре и спорте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новый подъем советской науки о физической культуре и спорте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)