Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 4. Словарь основных терминов (глоссарий)



2015-11-27 424 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 4. Словарь основных терминов (глоссарий) 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное управление - подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая уполномоченными на то субъектами (органами исполнительной власти) по управлению экономической, социально-культурной или административно-политической сферами.

Предмет административного права - совокупность общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием исполнительной власти.

Метод административного права (императивный метод) используется, как правило, при регулировании субординационных по характеру отношений, отношений власти-подчинения и характеризуется такими признаками, как неравенстве сторон - участников правоотношений, властность и односторонность волеизъявления.

Субъекты административного права - физические лица или организации, которые в соответствии с законодательством может быть участниками (стороной) регулируемых нормами административного права управленческих общественных отношений. Лица, обладающие административной правоспособностью.

Субъекты административных правоотношений - физические лица или организации, которые могут быть участниками конкретных административно-правовых отношений, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществлять. Лица, обладающие и административной правоспособностью, и административной дееспособностью.

Административно-правовая норма - установленное государством правило поведения, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных областях государственной деятельности: при решении законодательными и судебными органами, органами местного самоуправления вопросов государственной и муниципальной службы и вопросов их внутриорганизационной деятельности, при осуществлении различными негосударственными органами, организациями и объединениями делегированных им полномочий органов государственного управления.

Административно-правовое отношение - это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных нормой права.

Источники административного права - юридические акты, которые содержат нормы административного права (внешние формы выражения административно-правовых норм).

Гражданство — это устойчивая правовая связь между гражданином и государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства РФ.

Лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Основные виды обращений граждан: предложения, заявления и жалобы.

Исполнительной власть - подзаконная юридически властная организующая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, состоящую в практической реализации актов законодательной власти и управленческих функций государства.

Орган исполнительной власти - организация, которая является частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законодательством, создается с целью проведения в жизнь (исполнения) законов и осуществляет руководство (регулирование) в экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Федеральные органы исполнительной власти - 1) Правительство РФ; 2) Федеральные министерства; 3) Федеральные службы; Федеральные агентства.

Органы исполнительной власти субъектов РФ - 1) Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ): Президент, Губернатор, Глава администрации субъекта РФ и т.д.; 2) Правительство (Администрация) субъекта РФ и входящие в их структуру министерства, комитеты, управления и т.п.

Органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют общее руководство всеми или большинством сфер управления. Органы исполнительной власти отраслевой компетенции руководят отдельными отраслями управления или сферами деятельности. Органы исполнительной власти межотраслевой (функциональной) компетенции выполняют общие (для всех или большинства отраслей управления), но специализированные по своей сути функции (ведение стат. учета, сбор налогов и т.п.).

Государственная служба - это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, федеральных и региональных гос. органов, а также лиц, замещающих гос. должности.

Государственный служащий - гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (военной, правоохранительной или гражданской) или государственной гражданской службы субъектов РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба осуществляется в центральных и территориальных федеральных органах на должностях федеральной государственной гражданской службы. Государственная гражданская служба субъектов РФ осуществляется в государственных органах субъектов РФ на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.

Военная служба осуществляется на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба осуществляется на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Под формой управления понимается внешне выраженное действие органа исполнительной власти (должностного лица), совершаемое в рамках его компетенции, в целях осуществления поставленных перед ним задач.

Органы государственного управления осуществляют свою деятельность в следующих организационно-правовых формах: издание нормативных актов управления; издание индивидуальных актов; заключение административных договоров; проведение непосредственных организационных мероприятий; осуществление материально-технических операций.

Правовой акт управления - подзаконное одностороннее юридически властное решение полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений. Правовые акты по своим юридическим свойствам делятся на два вида:нормативные и индивидуальные.

Нормативный акт - письменный официальный документ установленной формы, направленный на регулирование однотипных общественных отношений, рассчитанный, как правило, на неоднократное (длительное) применение и не указывающий заранее конкретного (персонифицированного) субъекта отношений.

Индивидуальные (ненормативные, правоприменительные) акты - решения субъектов исполнительной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам.

Административный договор - это управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях.

Административно-правовые методы (методы управления) - это такие способы, средства и приемы, с помощью которых органы исполнительной власти осуществляют управленческие функции, воздействуя на других участников правоотношений. Метод убеждения проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Метод принуждения заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения - совокупность признаков, которые необходимы и достаточны для признания того, что лицо совершило административное правонарушение, а, следовательно, может быть привлечено к административной ответственности.

Административная ответственность представляет собой один из видов административного принуждения в форме назначения компетентным государственным органом (должностным лицом) административного наказания лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Административный процесс - совокупность последовательных действий, урегулированных правовой нормой, обеспечивающих определенный порядок деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти по применению и реализации административно-правовых норм.

Административная юрисдикция - урегулированная законом деятельность уполномоченного органа государственной власти, должностного лица по разрешению индивидуальных административных дел (споров), связанных с административно-правовыми отношениями гражданина либо негосударственной организации с государственным органом (его должностным лицом) при осуществлении этим органом публичной власти, как правило, исполнительной власти.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Cвидетель - лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Понятой - физическое лицо, присутствующее при осуществлении определенных юридических действий процессуального характера и удостоверяющее факт совершения, содержание и результаты указанных действий. Специалист - лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Эксперт - лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Переводчик - лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным); 2) административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении); 3) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения): 4) досмотр транспортного средства (обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения): 5) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. 6) изъятие вещей и документов; 7) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 8) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 9) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 10) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 11) привод.

Протокол об административном правонарушении - административный официальный документ, в котором уполномоченными законодательством лицами фиксируется факт административного проступка, факт личного задержания, личного досмотра, досмотра либо изъятия вещей, изъятия документов, задержания транспортного средства.

Постановление по делу об административном правонарушении - правовой акт судьи, органа, должностного лица, уполномоченного законом рассматривать и разрешать соответствующие дела об административных правонарушениях.

Законность - неуклонное исполнение законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями и др.

Для государственного контроля характерны следующие признаки: между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности или подведомственности; объектом контроля являются как законность, так и целесообразность действий контролируемого; контролирующий орган вправе отменять решения контролируемого; контролирующий орган может принимать меры по привлечению к ответственности должностных лиц, граждан и организаций, виновных в нарушении законности.

Государственный надзор - функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемое ими по подведомственным вопросам в отношении неподчиненных объектов. Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т. е. при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта не допускается.

Отрасль управления - система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению (например, управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, образованием, здравоохранением и т.д.)

Межотраслевое управление - деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти в отношении (в отличие от отраслевого управления) к организационно неподчиненным им объектам, не затрагивающая самостоятельности подведомственных объектов.Межотраслевое управление имеет функциональную направленность, т.е. межотраслевые органы регулируют не всю деятельность нижестоящих объектов, а только по тем вопросам, которые отнесены к его ведению.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и иного бедствия, которые могли повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное положение - особый правовой режим жизнедеятельности населения и функционирования государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций на территории, где возникла реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю России. Оно является временной мерой и вводится с целью нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан.

Военное положение - особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод человека и гражданина, вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностей в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ.




2015-11-27 424 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 4. Словарь основных терминов (глоссарий) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)