Реставрация петровской административной системы в царствование Елизаветы Петровны
С ноября 1741 года, после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, началась новая страница русской истории. Власть, возникшая в результате-государственного переворота, нуждалась в собственной легитимации и взяла на вооружение тезис о попрании ее предшественниками принципов политики Петра Великого, которые теперь надлежало реставрировать. В соответствии с этим тезисом было объявлено о ликвидации Кабинета министров и восстановлении в прежней силе Правительствующего сената и ликвидированных ранее петровских коллегий. Одновременно был восстановлен и Кабинет ее императорского величества в качестве личной канцелярии императрицы. Подобная канцелярия существовала и во времена Петра I, однако не имела институционального статуса. Теперь же, в условиях отсутствия у императрицы достаточной политической воли и желания непосредственно заниматься государственными делами, Кабинет постепенно превратился в реальный орган государственного уп-
равления. Именно в Кабинете или через него решались дела, связанные с высшими органами государственной власти, подчиненными непосредственно государыне, в частности Военной и Адмиралтейской коллегиями, Тайной канцелярией (орган политического сыска) и Генерал-полицмейстерской канцелярией. Через главу Кабинета передавались устные повеления императрицы, которые, будучи записаны, превращались в законодательные акты. Наряду с коллегиями в 1743 году был восстановлен и Главный магистрат, однако, когда на следующий год сенат представил императрице доклад с предложением полностью реставрировать петровскую систему местного управления, оно было отвергнуто. По-видимому, к этому времени новому руководству страны стало ясно, что изменения, внесенные в систему управления членами Верховного тайного совета и Кабинета министров, не были проявлением злого умысла, но были обусловлены вполне резонными соображениями, прежде всего финансового характера. Финансовое же положение страны оставалось чрезвычайно сложным, в то время как арсенал мер, возможных в рамках петровской системы, оказался исчерпанным. Необходимы были принципиально новые подходы, с инициативой которых в конце 1740-х годов выступил П. И. Шувалов. Реализация предложенных им реформ означала завершение периода русской истории, который условно можно назвать послепетровским. Одной из важнейших реформ Шувалова стала ликвидация в 1753—1754 годах внутренних таможен, что объективно способствовало созданию единого экономического пространства. Эта реформа сказалась и на взаимоотношениях центра и регионов. Так, если еще в 1750 году, как упоминалось выше, произошло восстановление на Украине гетманского правления, то в 1754 году гетман попросил правительство распространить на Малороссию положения реформы, отменив таможни не только внутри самой России (Великороссии), но и на границе с Украиной, что было обусловлено желанием украинцев, продававших в Россию хлеб, избавиться от уплаты излишних пошлин. Просьба была исполнена, и косвенно это способствовало большей степени интеграции Украины в общеимперское пространство. Также после восстановления гетманства ведение малороссийских дел было поручено Коллегии иностранных дел, чем подчеркивался статус Украины как территории, вассальной российской короне. Однако в 1755 году эти дела были переданы в сенат, в котором была создана специальная экспедиция. Тогда же генерал-рекетмейстеру было разрешено принимать челобитные с жалобами на неправильные действия украинских властей, включая и самого гетмана. Другие преобразования П. И. Шувалова связаны преимущественно с попыткой решения финансовой проблемы. Так, были повышены цены на соль и вино, продажа которых являлась государственной монополией, с тем чтобы гарантированно получаемую в результате прибыль вычесть затем из суммы, подлежащей сбору в виде подушной подати. Полученная разница делилась на число налогоплательщиков, и результат составлял размер подушной подати на ближайший год — как правило, на 5—10 процентов ниже суммы, установленной изначально. Также по инициативе Шувалова были основаны первые банки, единственной функцией которых, впрочем, было кредитование населения (дворянства и купечества) под залог имущества. С началом в 1756 году Семилетней войны отсутствие органа, способного оперативно принимать необходимые решения, стало ощущаться особенно остро, и была создана Конференция при высочайшем дворе. Уровень властных полномочий этого учреждения, которое справедливо ставят в один ряд с Верховным тайным советом и Кабинетом министров, так и не стал таким же, как у его предшественников. Конференция оставалась прежде всего совещательным органом на время войны, хотя и пыталась присвоить себе законодательные функции, постоянно расширяя сферу своей компетенции. К 1761 году был составлен проект, по которому статус Конференции должен был быть узаконен. Проект предусматривал следующую схему принятия решений по вопросам общегосударственного значения: в коллегии составляется «мнение к решению», которое затем рассматривается в сенате и с соответствующим заключением передается в Конференцию для вынесения окончательного решения. Однако утвержден проект не был. Короткое царствование императора Петра III (декабрь 1761—июнь 1762 г.) не было отмечено серьезными преобразованиями в административной сфере, если не считать попытки секуляризации церковных земель, повлекшей создание Коллегии экономии — специального органа для управления перешедшими в собственность государства землями. Однако сменившая Петра III Екатерина II вынуждена была отменить распоряжения мужа, чтобы затем, в 1764 году, вновь осуществить секуляризационную реформу и заново создать Коллегию экономии.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |