Попытка контрреформы в административной сфере в конце XVIII века
Павел I, сменивший на престоле Екатерину II в ноябре 1796 года, в юности исповедовал те же принципы просвещения, что и его мать. Однако с годами его взгляды изменились. Серь- езное воздействие на Павла оказали события Великой французской революции, после которых он стал видеть источник зла в предоставлении подданным чрезмерной личной свободы. В связи с этим на первый план во всей его политике выходит стремление к дисциплинированию общества, усилению контроля за ним. Иным, чем у его предшественницы, было и представление Павла о характере монархической власти. Если в понимании Екатерины акцент делался на служении монарха народу, то Павел перенес его на служение подданных самодержцу и его почитание. Причем особенно важное значение придавалось внешним проявлениям этого почитания — символам и атрибутам царской власти, придворным ритуалам и церемониалам. Эти убеждения императора, наряду со стремлением править в принципе иначе, чем его предшественница, привели к ряду действий контрреформаторского характера. Так, уже через несколько дней после прихода Павла I к власти, было объявлено о восстановлении Берг-, Мануфактур- и Коммерц- коллегий. Причем в соответствующих указах специально оговаривалось, что их статус и полномочия должны быть такими же, как до 1775 года, то есть до проведения екатерининской губернской реформы. Несколько позднее была воссоздана и Камер-коллегия. В это же время были восстановлены некоторые ликвидированные в предшествующее время традиционные органы управления на Украине и в Прибалтийских губерниях. Уже в декабре 1796 года было введено новое разделение на губернии: их общее число уменьшилось до 41 и в особый регион была выделена Область Войска Донского, то есть территория, населенная донскими казаками. За всеми этими действиями нового императора просматривается стремление к усилению централизма за счет сокращения властных полномочий на местах, что отвечало представлениям Павла о принципах организации монархической власти. Вместе с тем восстановление отличных от общероссийских органов власти (в основном судебных) на национальных окраинах должно было способствовать предотвращению там возможных конфликтов и, по всей видимости, было связано с боязнью распространения на территорию Российской империи французской революционной «заразы». Особое отношение Павла I к собственной персоне монарха реализовалось в издании в 1797 году специального законодательства — Учреждения об императорской фамилии, которым семья российского императора была, по сути, превращена в один из государственных институтов. Для управления имуществом цар- ской фамилии в 1797 году было создано специальное центральное ведомство — Департамент уделов, причем его глава получил наименование министра. В этом факте некоторые исследователи усматривают начало перехода от коллежской системы к министерской, ссылаясь также на то, что министром стал называться и глава преобразованной в 1800 году Коммерц-коллегии. Однако другие факты этого не подтверждают. Коммерц-коллегия была разделена на четыре экспедиции, члены которых (среди них были не только чиновники, но и представители купечества) составляли общее собрание коллегии во главе с президентом, выносившее решения по важнейшим вопросам. Министр, или главный директор, как он еще назывался, отменить решение общего собрания не мог, но в случае несогласия с ним имел право делать соответствующие представления императору. Таким образом, принципы коллегиальности сохранялись, что подтверждается также и тем, что когда в 1798 году было создано еще одно новое центральное ведомство — Департамент водных коммуникаций, то ему прямо предписывалось руководствоваться в своей деятельности коллежским регламентом. Таким образом, осознанного стремления перейти к министерской системе у Павла I не было. Перенос центра тяжести в управлении вновь с мест в центр сказался и в предпринятом Павлом наступлении на органы сословного самоуправления различных слоев населения, и прежде всего дворянства. Так, сперва губернатор получил право присутствовать на дворянских выборах, что ранее было строжайше запрещено, дабы у исполнительной власти не было возможности влиять на их ход, а позднее, губернские дворянские собрания были фактически и вовсе ликвидированы, хотя должность губернского предводителя дворянства сохранена. Одновременно было приостановлено предусмотренное Жалованной грамотой 1785 года составление губернских родословных книг, и вместо этого начата работа над созданием общероссийского дворянского гербовника. Одной из особенностей правления Павла I было то, что он фактически вернулся к практике устных приказаний, получавших силу закона, но при этом по существу носивших внепра-вовой характер. Причем, если в елизаветинское время круг лиц, через которых объявлялись именные указы, был достаточно строго ограничен и определен, то при Павле I их состав не был постоянным и зачастую носил случайный характер. В этом проявлялось понимание Павлом монархической власти, как стоящей выше любого закона и не нуждающейся в иной легитимации, кроме той, что присуща ей имманентно. Это, однако, находилось в явном противоречии с той моделью царской власти, которая была создана еще Петром I, развита Екатериной II и к которой уже привыкла политическая элита. Действия Павла I русское общество рассматривало как проявление самодурства, что и стало важнейшей причиной переворота 11 марта 1801 года. Этим событием по существу завершилась русская история XVIII века. Рассматривая политику Павла I, некоторые исследователи обращают внимание на то, что хотя сменивший его Александр I и объявил, что будет править «по закону и сердцу» своей бабки Екатерины, он сохранил большую часть установлений отца, в том числе в административной сфере. На основании этого утверждается, что именно Павел I заложил основы развития страны в первой половине XIX века. Однако следует обратить внимание на то, что Александр I, придя к власти, имел планы гораздо более радикальных преобразований и, по-видимому, просто не считал необходимым «размениваться» на новые институциональные реформы, потенциал которых к началу XIX века по существу уже был исчерпан. В свете стоявших перед молодым императором задач распределение властных полномочий между центром и регионами, как и структура органов центрального и местного управления, не имели принципиального значения, поскольку дальнейшее совершенствование властных институтов зависело от преобразований в социальной сфере. Заложенная Петром Великим и усовершенствованная его преемниками в XVIII веке система административного управления прошла в своем развитии несколько последовательных этапов. Первый из них отмечен постепенной, хотя и достаточно быстрой трансформацией допетровских государственных институтов, их приспособлением к новым условиям и задачам, в том числе путем выработки новых механизмов и принципов управления. На следующем этапе происходит становление уже новых институтов, которые складывались в единую систему, основанную на закрепленных в законе принципах организации государственной службы. При этом строгая регламентация функций аппарата управления на всех уровнях, а также управленческих процедур, введение денежного жалованья для чиновников, узаконение принципов выслуги чина, возникновение центральных органов управления с отраслевыми функциями — все это было характерными признаками процесса модернизации русского общества и государства в целом. Во взаимоотношени- 4 Административно-территориальное устройство России ях центра и регионов в это время прослеживается стремление к усилению власти центра путем унификации системы управления на местах и создания более стройной властной вертикали с одновременным перераспределением властных полномочий между центром и регионами в пользу последних наряду с сочетанием принципов прямого управления и самоуправления на низшем уровне. На следующем этапе, после смерти Петра Великого и до воцарения Екатерины II, происходит совершенствование новой системы и ее приспособление к жизненным реалиям. Выявляются как сильные ее стороны, в частности устойчивость, так и слабые — громоздкость, инерционность, недостаточная эффективность, зависимость от качества верховной власти. В результате этот этап проходит в постоянных попытках совершенствования системы путем ее дополнения высшими органами оперативного управления, ликвидации и восстановления отдельных звеньев управления, перераспределения функций между ними. На третьем этапе, связанном с именем Екатерины II, осуществляется последовательная и продуманная политика, направленная, с одной стороны, на дальнейшую унификацию управления и, с другой — на перенос центра тяжести в системе административного управления на места с сохранением в центре лишь функций, связанных с безопасностью государства, — внешней политикой, военным делом и контролем за финансами. На последнем этапе, в царствование Павла I, была сделана попытка контрреформы на основе реставрации еще петровской системы, а главное, воссоздания петровских принципов взаимоотношений власти и общества. Провал этой попытки показал, что русское общество отвергало путь, предложенный Павлом, и предпочитало политические принципы его матери. Однако довести их до логического конца в условиях продолжавшего усиливаться крепостного права было невозможно. 7 О созданной Петром I системе административного управления см.: Ани- 8 См.: Анисимов Е. В. Россия без Петра. СПб., 1994. С. 90—91. 9 Полное собрание законов Российской империи. I собрание (ПСЗ) Т. 10 10 Сборник Русского Императорского исторического общества СПб "ПСЗ. Т. 16. № 11988. 12 Там же. С. 376—390. 13 См.: Каменский А. Б. Указ. соч. С. 458. 'См.: Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1993. 2 Подробнее см.: Каменский А.. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в Рос 3 Письма и бумаги императора Петра Великого. Пг., 1918. Т. 6. № 2027. 4 Там же. М.-Л., 1948. Т. 8. Вып. 1. № 2659. 5 См., например: Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990. С. 333. 6 Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I: Акты о высших го Глава 4
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |