Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проекты членов тайных обществ



2015-11-27 618 Обсуждений (0)
Проекты членов тайных обществ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВДореформенной России проект Новосильцова был послед­ним конституционным проектом, исходившим от верховной вла­сти и предусматривавшим кардинальную перестройку всей сис­темы государственного управления. Несмотря на условия секрет-


 


ности, в каких шла его подготовка, законодательная деятельность правительства была хорошо известна в обществе. В значительной степени под ее влиянием к 1825 году возникли конституционные проекты членов тайных обществ Н. М. Муравьева и П. И. Песте­ля. Не случайно В. О. Ключевский назвал декабристов «воспитан­никами Александра и Сперанского»19. Именно этим обстоятель­ством можно объяснить значительное сходство между проектами Н. Н. Новосильцова и Н. М. Муравьева, одного из руководителей Северного общества декабристов. Рассмотрим принципы органи­зации местного управления, положенные в основу неправитель­ственных конституционных проектов.

Согласно «Предположению для начертания устава положи­тельного образования, когда Его Императорскому Величеству благоугодно будет с помощью Всевышнего учредить Славяно-росскую империю», известному как «Конституция Н. Муравье­ва»20, Россия должна была стать конституционной монархией с федеративным устройством. На ее территории создавалось 14 держав и 2 области, которые подразделялись на уезды или по­веты (их предполагалось 569), а уезды — на волости (по 500— 1500 душ мужского пола в каждой). Столичными городами на­значались С.-Петербург, Новгород, Ярославль, Вильно, Смо­ленск, Киев, Одесса, Москва, Харьков, Саратов, Казань, Тифлис, Тобольск, Иркутск, Новочеркасск и Славянск. Столи­цей России должен был стать Нижний Новгород, который пе­реименовывался в Славянск и образовывал особую область — Славянскую. Все управление, разделенное на три части (законо­дательную, исполнительную и судебную), находилось в руках вы­борных учреждений разного уровня, состоявших из лиц, обла­давших определенным имущественным цензом.

Высшим законодательным органом Всероссийского союза должно было стать двухпалатное Народное вече (законодатель­ное собрание), состоящее из верхней палаты — Верховной думы и Палаты народных представителей (нижней палаты). В каждой державе избиралось Державное вече, состоявшее из Державной думы и Палаты выборных. Пределы самостоятельности держав были четко определены: они не могли касаться вопросов, не имевших отношения к их внутренним делам и чреватых разви­тием сепаратистских настроений. Так, они не имели права: за­ключать договоры и вступать в союз не только с иностранными государствами, но и с другими державами Российского Союза, заключать мир или объявлять войну, чеканить монету, устанав­ливать подати на ввоз товаров, содержать свое войско, укрывать от суда преступников и прочее (статья 78).


Высшая исполнительная власть в федерации принадлежала императору; в державах она поручалась державному правителю, его наместнику и совету, состоявшему из 5—9 советников, ко­торые избирались на три года Народным вече из кандидатов, представленных державами (статьи 81, 82, 86). Уездное и волос­тное управление также находилось в руках выборных людей. Распорядительную и исполнительную власть в уезде осуществ­лял тысяцкий, который избирался гражданами сроком на один год и сам уже избирал себе помощников; в волостях эти функ­ции выполняли волостные старейшины. По мнению Н. Мура­вьева, именно «уставное и союзное правление» (то есть консти­туционное и федеративное) при условии, что «источник верхов­ной власти есть народ», могут создать необходимые условия для развития такого государства, как Россия.

Иную позицию в этом вопросе занимал П. И. Пестель, ру­ководитель Южного тайного общества. В своем проекте, полу­чившем довольно длинное название: «Русская правда, или за­поведная государственная грамота великого русского народа российского, служащая заветом для усовершенствования госу­дарственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления», он видел будущее России не в федерации, а в сохранении единого государства с сильной централизованной властью. По его мне­нию, принцип федеративного устройства чреват сепаратистски­ми тенденциями, так как в самом «устройстве находится уже семя к разрушению». Для России введение федеративного уст­ройства может быть «яко пагубнейший вред и величайшее зло», а чтобы убедиться в этом, достаточно «только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. <...> Ежели сию разнородность еще более усилить через феде­ративное образование, то легко предвидеть можно, что сии раз­нородные области скоро от коренной России отложатся, и она скоро потеряет тогда не только свое могущество, величие и силу, но даже может быть и бытие свое между большими и главными государствами». Пестель считал необходимым единство государ­ственное дополнить единством национальным, чтобы малые народы слились «с народностью господствующего народа, со­ставляя с ним только один народ»21. В административно-терри­ториальном отношении Российская республика (проект Песте­ля предусматривал введение республиканского строя с однопа­латным парламентом) подразделялась на 53 губернии. Из них 50, называемые округами, составляли 10 областей (по 5 округов в каждой), остальные три — Столичный, Донской и Аральский —


не входили в области и назывались уделами. Округа или губер­нии разделялись на 10—12 уездов, а уезды — на волости, так чтобы в каждой из них было не менее 1000 жителей мужского пола. Столицей государства назначался Нижний Новгород, как в силу его серединного расположения в России и наличия удоб­ных торговых путей, соединявших Европу с Азией, так и в свя­зи с его историческими заслугами при освобождении страны от иноплеменного ига. В память крестителя Руси святого князя Владимира он переименовывался во Владимир, а бывший город Владимир назывался Клязминым (по реке Клязьме).

Высшая законодательная власть в стране принадлежала На­родному вече, состоявшему из 500 человек, а высшая исполни­тельная — Державной думе, куда входили 5 человек, избирае­мые, как и депутаты Народного веча, на пять лет. Ежегодно 1/5 часть состава высших органов переизбиралась. Член Думы, ис­полнявший эти обязанности 5-й год, был ее председателем и одновременно президентом республики. Органом высшей конт­ролирующей («блюстительной») власти являлся Верховный со­бор, состоявший из 120 наиболее авторитетных человек, избран­ных пожизненно. На местах распорядительную власть осуществ­ляли окружные, уездные и волостные наместные собрания во главе с выборными посадниками, а исполнительную — окруж­ные, уездные и волостные правления, избираемые на один год. В проекте Пестеля организация государственного управления, как высшего, так и местного, не получила детальной разработ­ки, так как работа над «Русской правдой» не была завершена.

Подводя итог преобразованиям первой четверти XIX века, как осуществленным, так и только проектировавшимся, можно со­гласиться с оценкой Ключевского, назвавшего их «безуспешны­ми». По мнению историка, причиной тому была преждевремен­ность этих начинаний, их несогласованность со всем укладом жизни России. В результате даже проведенные административ­ные реформы и новые центральные учреждения «не внесли ожи­даемого обновления в русскую жизнь, зато усилили очень замет­но нескладицу в русском административном механизме»22.



2015-11-27 618 Обсуждений (0)
Проекты членов тайных обществ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проекты членов тайных обществ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)