Проекты членов тайных обществ
ВДореформенной России проект Новосильцова был последним конституционным проектом, исходившим от верховной власти и предусматривавшим кардинальную перестройку всей системы государственного управления. Несмотря на условия секрет-
ности, в каких шла его подготовка, законодательная деятельность правительства была хорошо известна в обществе. В значительной степени под ее влиянием к 1825 году возникли конституционные проекты членов тайных обществ Н. М. Муравьева и П. И. Пестеля. Не случайно В. О. Ключевский назвал декабристов «воспитанниками Александра и Сперанского»19. Именно этим обстоятельством можно объяснить значительное сходство между проектами Н. Н. Новосильцова и Н. М. Муравьева, одного из руководителей Северного общества декабристов. Рассмотрим принципы организации местного управления, положенные в основу неправительственных конституционных проектов. Согласно «Предположению для начертания устава положительного образования, когда Его Императорскому Величеству благоугодно будет с помощью Всевышнего учредить Славяно-росскую империю», известному как «Конституция Н. Муравьева»20, Россия должна была стать конституционной монархией с федеративным устройством. На ее территории создавалось 14 держав и 2 области, которые подразделялись на уезды или поветы (их предполагалось 569), а уезды — на волости (по 500— 1500 душ мужского пола в каждой). Столичными городами назначались С.-Петербург, Новгород, Ярославль, Вильно, Смоленск, Киев, Одесса, Москва, Харьков, Саратов, Казань, Тифлис, Тобольск, Иркутск, Новочеркасск и Славянск. Столицей России должен был стать Нижний Новгород, который переименовывался в Славянск и образовывал особую область — Славянскую. Все управление, разделенное на три части (законодательную, исполнительную и судебную), находилось в руках выборных учреждений разного уровня, состоявших из лиц, обладавших определенным имущественным цензом. Высшим законодательным органом Всероссийского союза должно было стать двухпалатное Народное вече (законодательное собрание), состоящее из верхней палаты — Верховной думы и Палаты народных представителей (нижней палаты). В каждой державе избиралось Державное вече, состоявшее из Державной думы и Палаты выборных. Пределы самостоятельности держав были четко определены: они не могли касаться вопросов, не имевших отношения к их внутренним делам и чреватых развитием сепаратистских настроений. Так, они не имели права: заключать договоры и вступать в союз не только с иностранными государствами, но и с другими державами Российского Союза, заключать мир или объявлять войну, чеканить монету, устанавливать подати на ввоз товаров, содержать свое войско, укрывать от суда преступников и прочее (статья 78). Высшая исполнительная власть в федерации принадлежала императору; в державах она поручалась державному правителю, его наместнику и совету, состоявшему из 5—9 советников, которые избирались на три года Народным вече из кандидатов, представленных державами (статьи 81, 82, 86). Уездное и волостное управление также находилось в руках выборных людей. Распорядительную и исполнительную власть в уезде осуществлял тысяцкий, который избирался гражданами сроком на один год и сам уже избирал себе помощников; в волостях эти функции выполняли волостные старейшины. По мнению Н. Муравьева, именно «уставное и союзное правление» (то есть конституционное и федеративное) при условии, что «источник верховной власти есть народ», могут создать необходимые условия для развития такого государства, как Россия. Иную позицию в этом вопросе занимал П. И. Пестель, руководитель Южного тайного общества. В своем проекте, получившем довольно длинное название: «Русская правда, или заповедная государственная грамота великого русского народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления», он видел будущее России не в федерации, а в сохранении единого государства с сильной централизованной властью. По его мнению, принцип федеративного устройства чреват сепаратистскими тенденциями, так как в самом «устройстве находится уже семя к разрушению». Для России введение федеративного устройства может быть «яко пагубнейший вред и величайшее зло», а чтобы убедиться в этом, достаточно «только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. <...> Ежели сию разнородность еще более усилить через федеративное образование, то легко предвидеть можно, что сии разнородные области скоро от коренной России отложатся, и она скоро потеряет тогда не только свое могущество, величие и силу, но даже может быть и бытие свое между большими и главными государствами». Пестель считал необходимым единство государственное дополнить единством национальным, чтобы малые народы слились «с народностью господствующего народа, составляя с ним только один народ»21. В административно-территориальном отношении Российская республика (проект Пестеля предусматривал введение республиканского строя с однопалатным парламентом) подразделялась на 53 губернии. Из них 50, называемые округами, составляли 10 областей (по 5 округов в каждой), остальные три — Столичный, Донской и Аральский — не входили в области и назывались уделами. Округа или губернии разделялись на 10—12 уездов, а уезды — на волости, так чтобы в каждой из них было не менее 1000 жителей мужского пола. Столицей государства назначался Нижний Новгород, как в силу его серединного расположения в России и наличия удобных торговых путей, соединявших Европу с Азией, так и в связи с его историческими заслугами при освобождении страны от иноплеменного ига. В память крестителя Руси святого князя Владимира он переименовывался во Владимир, а бывший город Владимир назывался Клязминым (по реке Клязьме). Высшая законодательная власть в стране принадлежала Народному вече, состоявшему из 500 человек, а высшая исполнительная — Державной думе, куда входили 5 человек, избираемые, как и депутаты Народного веча, на пять лет. Ежегодно 1/5 часть состава высших органов переизбиралась. Член Думы, исполнявший эти обязанности 5-й год, был ее председателем и одновременно президентом республики. Органом высшей контролирующей («блюстительной») власти являлся Верховный собор, состоявший из 120 наиболее авторитетных человек, избранных пожизненно. На местах распорядительную власть осуществляли окружные, уездные и волостные наместные собрания во главе с выборными посадниками, а исполнительную — окружные, уездные и волостные правления, избираемые на один год. В проекте Пестеля организация государственного управления, как высшего, так и местного, не получила детальной разработки, так как работа над «Русской правдой» не была завершена. Подводя итог преобразованиям первой четверти XIX века, как осуществленным, так и только проектировавшимся, можно согласиться с оценкой Ключевского, назвавшего их «безуспешными». По мнению историка, причиной тому была преждевременность этих начинаний, их несогласованность со всем укладом жизни России. В результате даже проведенные административные реформы и новые центральные учреждения «не внесли ожидаемого обновления в русскую жизнь, зато усилили очень заметно нескладицу в русском административном механизме»22.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |