Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и особенности административно-правовых норм, их виды, способы реализации



2015-11-27 802 Обсуждений (0)
Понятие и особенности административно-правовых норм, их виды, способы реализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

 

Структура административно-правовой нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальные.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Реализация административно-правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Реализация административно-правовых норм:исполнение,применение,соблюдение, использование.

 

Источники АП

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Виды источников административного права:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

 

Формы источников административного права:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института административной ответственности. Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации – упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

 



2015-11-27 802 Обсуждений (0)
Понятие и особенности административно-правовых норм, их виды, способы реализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и особенности административно-правовых норм, их виды, способы реализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (802)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)