Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разграничение АП и других отраслей права. (БАХРАХ)



2015-11-27 1222 Обсуждений (0)
Разграничение АП и других отраслей права. (БАХРАХ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Административное право различается и взаимодействует с другими отраслями права.

Административное право конкретизирует своими нормами конституционное право и устанавливает возможность полной реализации конституционно-правовых норм (например, организация единой системы органов исполнительной власти, государственной службы, развития административного законодательства и административно-процессуального законодательства, административное судопроизводство, защита прав и свобод человека и гражданина). Конституционноеправо определяет структуру административно-правового регулирования и устанавливает «стандарты» правового государства в установлении режима функционирования исполнительной власти.

 

Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут принимать нормативные правовые акты, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иных федеральных законов. Взаимосвязь административного и гражданского законодательства прослеживается в некоторых институтах, например: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-правовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права административно-властных методов, т. е. имущественные отношения испытывают на себе властно-распорядительный и императивно-регулирующий потенциал административно-правового регулирования. По справедливому мнению Ю. А. Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм.

 

 

Финансовое право как система правовых норм, регламентирующих финансовую деятельность государства, основывается в определенных сферах и пределах на методах, используемых в системе административно-правового регулирования. Финансовое право, обладая определенной самостоятельностью и являющееся отраслью права, регулирующей однородный по своему содержанию массив отношений, основывается на административно-правовых механизмах и правовых средствах. Административно-правовые нормы устанавливают порядок осуществления финансовой деятельности государства, правовой режим деятельности налоговых органов, систему государственного финансового контроля, административную ответственность за совершение нарушений в финансово-правовой, бюджетной или налоговой сферах.

 

Трудовое право можно сравнивать с административным, как правило, в институте государственной службы и административного принуждения. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства РФ.

 

Административное право можно отграничивать и от уголовного и уголовно-исполнительного права. Эти отрасли права используют одинаковый метод правового регулирования — запрет, за нарушение которого наступает соответственно административная или уголовная ответственность. В уголовном праве устанавливаются составы преступлений против интересов государственной и муниципальной службы. Уголовное право устанавливает ответственность и за нарушения правил, устанавливаемых нормами административного права (например, в области осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка).

 

Взаимосвязь с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.

 

Нормы и источники АП

  1. Понятие и особенности АПН
  2. Виды АПН
  3. Действие АПН во времени
  4. Система источников АП и общая характеристика административного законодательства.

Понятие и особенности АПН

Базируется на понятии нормы в целом.

Норма – это определенные правила поведения рассчитанные на неоднократное применение и на неопределённый круг лиц, а административно-правовые нормы это то же самое + нормы регулирующие отношения входящие в предмет АП.

 

Административно-правовой эту норму делают 3 вещи:

1) норма устанавливается органами ИВ и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия + локальные нормы государственных учреждений, адресованные получателем соответствующих услуг;

2) ад-но правовая норма регулирует отношения в сфере деятельности ИВ и административного судопроизводства;

3) нормы АП направлены на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

 

Особенности АПН:

  1. особый круг отношений, которыми регулируется
  2. норма обладает специфическим набором способов воздействия на общественные отношения, для них характерны: непосредственность действия, императивность и универсальный характер
  3. выполняемые функции АПН определяют механизмы реализации государственно-властных полномочий.
  4. с точки зрения соотношения с другими нормами АПН вторичны по отношению к конституционно-правовым
  5. универсальность – способны регулировать поведение и деятельность различных субъектов.
  6. иерархичность
  7. по способу возникновения, изменения и прекращения АПН:
    • АПН возникает по требованию вышестоящих норм
    • АПН возникает по усмотрению должностного лица или органа по указанию вышестоящего органа;
    • Наряду с отменой АПН существует устаревание АПН + утрата силы вышестоящей нормой.
  8. закрепление норм в НПА.

 

09.09.09

 

Виды административно-правовых норм:

- по целевому назначению: регулятивные (регламентирующие те или иные отношения), охранительные (содержащие санкцию), дефинитивные нормы (нормы-определения), декларативные нормы (провозглашающие определенные принципы), нормы, вводящие в действие другие нормы;

- по методу правового воздействия: обязывающие, запрещающие (абсолютные и относительные – из запрета могут быть исключения), уполномочивающие нормы (закрепляющие полномочие органа или должностного лица), поощрительные нормы, ?! рекомендательные нормы;

- по юридическому содержанию: материальные нормы (закрепляющие права и обязанности), процессуальные (закрепляют порядок реализации прав и обязанностей): административно-процедурные (устанавливающие порядок осуществления контроля и реализации гражданами их прав и обязанностей) и административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях – раздел IV КоАП РФ), административно-судопроизводственные (устанавливают порядок разрешения в судебном порядке споров, вытекающих из деятельности исполнительной власти – 24,25 главы АПК и ГПК);

- по уровню обобщенности правил: общие (распространяются на весь круг субъектов и отношений), специальные (нормы, рассчитанные на конкретные виды дел, отношений или субъектов и устанавливающие специфику относительно общих норм), исключительные нормы (исключение из исключений, особенности рассмотрения дел относительно специальных норм);

- по территории применения: РФ, субъект РФ, административно-территориальное образование, муниципальное образование, предприятие, учреждение;

- по времени действия: бессрочные (срок их действия не установлен), срочные (установлен определенный срок). Срок действия м.б. определен наступлением события, до принятия другого акта, до определенного времени;

- по кругу адресатов: внутри аппаратные нормы (регулируют статус, деятельность и иные вопросы внутри исполнительной власти), внешне аппаратные (распространяют свое действие на невластных субъектов);

- по порядку принятия: принятые в порядке единоначалия, коллегиально принятые нормы (м.б. приняты путём голосования, когда определяется большинство, путём консенсуса – все должны высказаться за принятие), по согласованию с вышестоящим органом, с разрешения вышестоящего органа, издание совместных актов.

Действие норм во времени

Время вступления нормы в силу зависит от вида органа, ее принявшую и от вида акта, в котором данная норма содержится. Нарушение срока опубликования акта не влечет нарушения срока вступления в силу норм (опоздали с публикацией – вступает также позже). Нормы, вступающие в силу со дня подписания, относятся к внутри аппаратным нормам.

Пределы действия нормы:

1)Вступившая в силу норма затрагивает только те общественные отношения, которые возникли ПОСЛЕ ее вступления в силу;

2)Немедленное действие нормы: норма распространяется на те отношения, которые возникли после её вступления в силу и на те отношения, которые возникли до ее вступления в силу и продолжают существовать до настоящего момента;

3)Ревизионное действие нормы: норма придается обратная сила, т.е. она распространяет свое действие на отношения, возникшие и закончившиеся до вступления этой нормы в силу (в основном касаются вопросов ответственности).

Прекращение действия нормы м.б. связано с 1)прямой отменой нормы, 2)косвенной отменой, т.е. через принятие новой нормы, 3) с истечением срока, на который была принята срочная норма, 4)устареванием нормы (формально она действует, но в связи с изменением общественных отношений больше не применяется).

Система источников АП

Источник права – внешнее выражение нормы права.

1) Акты федерального уровня:

· административный закон. Виды административных законов:

- основы законодательства;

- кодексы (КоАП, части АПК и ГПК, касающиеся разрешения судами административно-правовых споров + готовится проект кодекса об административном производстве);

- статутные (административные законы, определяющие правовое положение одного субъекта или их группы: ФКЗ «О правительстве РФ», законы субъектов о высшем исполнительном органе, закон о правовом положении граждан и лиц без гражданства);

- отраслевые законы (регламентирует определенную сферу, например, закон «Об образовании»);

- предметно-функциональные законы (регламентируют исполнение той или иной функции государства).

Все административные законы предполагают активную правоприменительную деятельность и при этом наиболее изменчивы.

· указы Президента: основные нормотворческие полномочия Президента сводятся к следующим вопросам:

1. Определение системы и структуры ФОИВ.

2. Регламентация вопросов государственной службы.

3. Применение мер государственной и общественной безопасности.

4. Восполнение пробелов в действующем законодательстве.

5. Иные полномочия по нормативно-правовому регулированию.

 

· акты Правительства РФ: постановления (носят нормативный характер) и распоряжения (индивидуальные акты). Распоряжения издаются для решения текущих вопросов, но иногда они могут содержать в себе положения, координирующие порядок деятельности… Постановления Правительства – высшая ступень в иерархии нормативных актов органов исполнительной власти, при это они всегда носят подзаконный характер и призваны детализировать и конкретизировать законодательное регулирование. В отличие от актов Президента они не могут заполнить законодательный пробел. Есть два основных блока вопросов, по которым Правит-во принимает акты: акты, регламентирующие деятельность органов исполнительной власти, акты, регламентирующие жизнедеятельность населения.

· Нормативные акты центральных федеральных органов исполнительной власти

· ?! акты Центрального банка и Генеральной прокуратуры: эти акты практически никогда не являются источниками АП.

2) НА субъектов РФ:

· Законы субъектов РФ: регламентируют организацию и деятельность исполнительной власти в субъекте РФ (Конституции, Уставы, законы о высших органах исполнительной власти)

· Акты высшего должностного лица субъекта РФ

· Акты высшего исполнительного органа субъекта РФ

· Акты центральных органов исполнительной власти субъекта РФ специальной компетенции (акты региональных министерств и иных ведомств)

3)Муниципальные акты:

· Акты представительных органов

· Акты исполнительно-распорядительных органов

4) Локальные НА: издаются на уровне предприятий и учреждений и регламентируют вопросы исполнения этим предприятием или учреждением определенных публичных функций.

5) Нормативные договоры: заключаются между несколькими субъектами административного права, наделенными публично-властными полномочиями и регламентируют исполнение публично-властных функций. Например, договоры между правительствами разных субъектов РФ, они могут касаться делегирования полномочий, совместного осуществления определенных функций.

6) Нетрадиционные источники АП:

· Судебная практика: решения КС РФ, правовые позиции КС, практика ВС и ВАС;

· Административный прецедент: обыкновение, сложившееся в сфере исполнительной власти;

· Научная доктрина – в РФ нет такого источника.

Общая характеристика административного законодательства (5)

1. Оно не кодифицировано и не кодифицируемое в принципе

2. Находится в совместном ведении РФ и субъектов: часть вопросов находится в исключительном ведении РФ, часть в совместном, а часть – в исключительном ведении субъектов

3. АП систематизировано по отраслям управленческой деятельности

4. Всё АП «распылено» по отраслевому законодательству

5. Для АП стоит фундаментальная проблема по отношению с подзаконным нормотворчеством

 

Административные правоотношения

Возникают на основе административно-правовых норм и регламентировано ими, участники этих отношений реализуют свои права и обязанности.

Признаки административных правоотношений:

1) В рамках этих отношений реализуются функции публичной администрации (исполнит, исполнит-распорядит ОМС). Не являются административно-правовыми отношения, возникающие между невластными субъектами, возникающие в связи реализацией своих полномочий иными ветвями государственной власти и органами, не входящими в систему разделения властей. Не являются административно-правовыми отношения, не связанные с исполнением публичных функций. Это ключевой признак!

2)стороны, как правило, находятся в неодинаковых правовых позициях;

3)всегда присутствует представитель публично-исполнительной власти: гос. служащие, должностные лица или лица, на которые возложено исполнение публичных функций;

4)возникают по инициативе одной из сторон, но не всегда могут прерваться по инициативе одной из сторон.

5) споры, вытекающие из административных правоотношений могут решаться как в судебном, так и в административном порядке;

6) обеспечение публично - правовой ответственности (всегда санкция за нарушение)

 

Структура административных правоотношений

Субъект: невластные субъекты (граждане и организации, не наделенные публично-властными функциями), властные субъекты (должностные лица исполнительной власти, суды, разрешающие административно-правовой спор).

Объект правоотношения: круг тех общественных отношений, на которые оказывают воздействие нормы АП.

Предмет правоотношения: конкретный материальный предмет или информация, по поводу которого возникают общественные отношения.

Юридический факт: фактическое обстоятельство, влекущее возникновение, изменение или прекращение административного правоотношения.

Содержание правоотношения: корреспондирующие друг другу права и обязанности.

Административные правоотношения опираются на 2 презумпции:

1) Любое взаимодействие невластного субъекта и субъекта, представляющего публичную администрацию, происходит в рамках административных правоотношений.

2) До установления факта незаконности действий представителей публичной администрации действует презумпция законности этих действий.

Сфера возникновения административных правоотношений: возникают в сфере деятельности публичной администрации, осуществляющей публично-властные управленческие полномочия. Возникают они:

- при реализации гражданами предоставленных им прав и свобод в сфере государственного управления;

- при реализации субъектами публичной администрации установленных законодательством функций в сфере государственного управления;

- при возникновении спора невластного субъекта с публичной администрацией;

- при нарушении гражданами и юридическими лицами правил и требований, влекущих применение мер административно-правового принуждения.

О возникновении административных правоотношений свидетельствует:

1) совершение невластным субъектом юридически значимых действий, направленных на реализацию прав и обязанностей и порождающих у публичной администрации обязанность обеспечить реализацию этих прав и исполнения обязанностей;

2) издание органом публичной администрации индивидуального правоприменительного акта, направленного на возникновение или изменение правоотношений (например, решение о проведении проверки);

3) совершение субъектом публичной власти иных юридически значимых действий с использованием государственно-властных полномочий и затрагивающих правосубъектность иных лиц.

4) реакция представителей публичной администрации на совершение противоправных действий

5) возникновение спора, вытекающего из деятельности исполнительной власти

Виды административных правоотношений:

1) по составу участников: внутри аппаратные и внешне аппаратные;

2)по характеру правовой связи между субъектами: вертикальные (организационная подчиненность, межотраслевая координация), горизонтальные (издание совместных актов, деятельность координационно-совещательных органов);

3) по цели: охранительные и регулятивные;

4) по содержанию: материальные или процессуальные;

5) по способу защиты: отношения, защищаемы в судебном и административном порядке, и только в административном порядке.

16.09.09

Физические лица как субъекты АП

1.Понятие и элементы административной правосубъектности.

2. Адм-пр статус граждан: понятие, признаки, элементы.

3.Административные субъективные права и юридические обязанности.

4.Специальные административно-правовые статусы граждан.

 

Административная правосубъектность – способность гражданина быть участником адм-пр отношений. Гражданин – центральный субъект АП. Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность.

 

Административная правоспособность граждан – способность физического лица иметь адм права и обязанности, т.е. рава и обязанности во взаимоотношениях с публичной администрацией.


Правоспособность – абстрактная предпосылка для вступления в административные правоотношения. В момент рождения определенная административная правоспособность возникает. Некоторые ученые считают, что она возникает в полном объеме и у всех равная, другие же склоняются, что ее объем зависит от многих условий (образование, возраст).

Дееспособность граждан – способность физ. лица своими действиями реализовать свои административные права и исполнять адм обязанности, т.ч. нести отв-сть (деликтоспособность). Возникает по мере психического, физического, нравственного развития человека. Можно говорить об этапах появления дееспособности. Согласно доктрине: 1) возникновение элементарной дееспособности связывается с осознанием человеком того, что он может нести права и осуществлять обязанности; 2) 6-7 лет: возраст связан с поступлением детей в учебные заведения, необходимостью их подчинения правилам и распорядкам учебного заведения, к ребенку уже могут применяться правила дисциплинарной отв-сти; 3) 16 лет – административная деликтоспособность, 4) Полная дееспособность – 18 лет. Отдельные администра=тивные права мб реализованы и позднее (здесь в силу уже вступают т.н. возрастные цензы).

 

2)Административно-правовой статус граждан (АПС) – это правовое положение лица, которое включает набор конкретных прав и обязанностей во взаимоотношениях с органами публичной администрации.

Признаки АПС граждан:

-в целом он вторичен к конституционно-правовому статусу личности

- проявляется в отношениях с публичной администрацией

Элементы АПС:

1)общий статус характерен для всех без исключения граждан и включает в себя общие адм права и обязанности;

2)специальный АПС характеризуется наличием каких-то дополнительных прав и обязанностей, либо изъятий из общего правового статуса применительно в отдельным категориям граждан;

3)особый АПС – исключительные изъятия из общего статуса, либо особые права и обязанности в сфере публичной администрации (депутаты).

3) Административные субъективные права и юридические обязанности.

Административное право в субъективном смысле – мера возможного поведения.

По своей природе можно выделить права, относящиеся к вторичным конституционным правам (на альтернативную службу, медицинскую помощь, перемещение) и сугубо административные права (право на охоту, управление транспортным средством).

По кругу обладателей: абсолютные (принадлежат всем гражданам, их реализация ничем не обусловлена), относительные права (сначала гражданин дБ наделен таким правом специальным правоприменительным актом).

По содержанию: права на социально-политическую активность, на получение публичных услуг, права в экономической сфере, права на защиту и безопасность и т.д.

 

право требовать совершения действий обязанной стороной

 

 


Субъективное адм право право на собственные активные действия

 

право требовать воздержаться от каких-либо действий

 

Любое субъективное административное право может быть ограничено. Основаниями для ограничений могут выступать следующие обстоятельства: неправомерные действия лица, реализующего право; применение мер государственной или общественной безопасности; специальный правовой статус гражданина. Ограничение субъективного права необходимо различать с прекращением субъективного права. Прекращение в свою очередь мб связано со следующими обст-вами: истечение срока действия (если оно является срочным), изменение условий, послуживших основанием для предоставления правам, отмена акта, предусматривающего наличие субъективного права.

 

обязанность совершения действия

 

Административные обязанности обязанность воздержаться от совершения неблагоразумных действий

 

обязанность не препятствовать

 

претерпеть меру административного наказания (?!)

 

Виды административных обязанностей.

По степени персонификации:

нормативные (распространяются на всех)

и индивидуальные,

по отношению к субъективным правам:

первичные (не зависят от какого-л. субъективного права),

производные;

по характеру последствий за неисполнения обязанностей:

препятствующие реализации права,

влекущие меры пресечения,

влекущие меры отв-сти, не сопровождающиеся правовой санкцией.

23.09.09

Специальные административно-правовые статусы граждан

Среди физических лиц есть категории граждан, наделенных дополнительными правами и обязанности, длительное время влияющие…

Признаки:

- имеется специальный закон или подзаконный акт, регулирующий статус данной категории граждан;

- данная категория лиц находится в постоянных административно-правовых отношениях с публичной администрацией;

- в этих отношениях реализуются дополнительные административные права и обязанности граждан.

Примерный перечень лиц, обладающих специальным адм-пр статусом: водители, иностранные граждане и лица без гражданства (самостоятельно изучить закон о статусе иностранных граждан: режимы нахождения иностранных граждан на территории РФ – постоянное, временное пребывание, порядок въезда – визовый, безвизовый, вопросы учет иностранных граждан, вопросы трудоустройства, вопросы выдворения, депортации), государственные и муниципальные служащие, жители территорий с особым адм-правовым статусом (ЗАТО, приграничные территории), лица, пострадавшие от экстраординарных ситуаций и нуждающиеся в административной опеке и защите – беженцы, вынужденные переселенцы, сироты, безработные, лица, свобода которых ограничена в административном порядке… Потенциально 1 гражданин может обладать несколькими специальными адм-пр статусами.

Для установления специального адм-пр статуса необходимы следующие элементы:

1 – процедура легализации статуса (его получения)

2 – условия и основания, при которых статус может быть предоставлен (материально-правовой аспект)

3 – перечень дополнительных обязанностей, ограничений, обременений

4 – перечень дополнительных прав и полномочий

5 - полномочия публичной администрации в отношении отдельных категорий граждан

6 – процедура подтверждения и продления специального правового статуса

7 – основания и процедура утраты или лишения специального правового статуса.

 

Право граждан на обращение

1. Понятие и порядок рассмотрения обращений граждан.

2 .Особенности общей административной жалобы.

3. Особенности специальной административной жалобы.

4. Особенности судебной жалобы граждан.

 

Понятие и порядок рассмотрения обращений граждан

Право на обращение гарантировано Конституцией РФ. В настоящее время правовой основой выступает ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006г. №59-ФЗ. Под обращениями граждан в смысле этого закона понимается такие обращения, которые адресованы только в органы государственной власти, органы местного самоуправления, либо их должностным лицам. Это обращение к публичной администрации. Субъектами обращения могут выступать граждане РФ, иностранцы, апатриды и т.д., их объединения (обращения могут быть коллективными). Обращение юридических лиц этим законом не регулируется.

Виды обращений:

1) предложение (рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных НПА, деятельности государственных и муниципальных органов, развитию общественных отношений, улучшению различных сфер деятельности государства и общества).

2) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его прав и свобод, либо прав и свобод других лиц, или сообщение о нарушении законов или иных НПА, недостатках в работе государственных и муниципальных органов, или критика деятельности указанных органов. С заявлением можно обратиться и в чужом интересе.

3) жалоба – просьба гражданина о восстановлении его нарушенных прав и свобод, либо прав и свобод другого лица. Жаловаться также можно в чужом интересе. Суть жалобы – интерес в восстановлении нарушенных прав.

Сфера действия ФЗ №59: он носит общий характер, т.е. применяется к тем обращениям граждан, в отношении которых не установлено специального режима.

Формы обращения:

1. письменная форма (исполнена на бумажном носителе). Требования к письменному обращению: наименование адресата (гос. или муниципального органа, либо должностного лица), ФИО заявителя, почтовый адрес для направления ответа, суть обращения, личная подпись и дата. Процедура: государственный или муниципальный орган имеет 3 дня для регистрации, если заявление неподведомственно, то в течение 7 дней оно должно быть переправлено по подведомственности. Последствия нарушения письменной формы: на анонимные обращения (без ФИО или обратного адреса) не дается ответа; на обращения, содержащие нецензурную лексику или некорректные высказывания ответа не дается и лицо предупреждается о недопустимости злоупотребления правом.

2. электронная форма: электронное обращение приравнивается в письменной форме.

3. устная форма: государсвтенные и муниципальные органы обязаны обеспечивать личный прием граждан. Устное обращение фиксируется, на него заводится карточка, где излагается суть обращения.



2015-11-27 1222 Обсуждений (0)
Разграничение АП и других отраслей права. (БАХРАХ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разграничение АП и других отраслей права. (БАХРАХ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)