Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции, принципы и система административного права



2015-11-27 2518 Обсуждений (0)
Функции, принципы и система административного права 5.00 из 5.00 3 оценки




К основным функциям административного права традиционно относятся:

Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;

Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права;

Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений;

Воспитательная функция, направленная на формирование позитивного правосознания у граждан.

Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

Общая часть

предмет

формы и методы

субъекты административного права

ответственность по административному праву

административный процесс

Особенная часть

экономическая сфера

социально-культурная сфера

Принципы административного права -- это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

Приоритет личности и ее интересов. «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Принцип разделения властей. Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей. Соответственно процесс административного нормотворчества тесно увязывается с законотворческой деятельностью. Главное заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что исключает полную независимость каждой из них и предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

Принцип федерализма. Принцип федерализма непосредственно влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное право отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов

Принцип законности предполагает, что исполнительные органы и должностные лица при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

Принцип гласности означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.

4.Исполнительная власть: понятие, место в системе разделения властей. Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Функции исполнительной власти

подзаконодательное регулирование;

осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

административное правоприменение

осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

информационное обеспечение органов государственной власти;

Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти:

каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

• приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

• осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с той целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;

• гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;

• для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов. Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, т. е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.

Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:

• отношения власти с гражданином;

• хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

• отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

5.Сущность административных правоотношений и их виды. Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

субъекты (участники);

объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

юридический факт

субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности и вступать в конкретное административно-правовое отношение.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

В содержании административного правоотношения различают две стороны:

1) материальную (поведение субъектов);

2) юридическую (субъективные права и юридические обязанности).

Классификация:

По своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

1) отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.

В результате опр. События

Опр. Действия.

6.понятие административно-правовых норм, их структура и виды. Под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, во внутриорганизационной сфере органов исполнительной власти, деятельности аппаратов органов законодательной и судебной власти, отношения в сфере осуществления государственной службы, а также отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

Основное отличие административно-правовых норм от норм других отраслей права состоит в том, что они имеют собственные юридические средства защиты, выступающие, как правило, во внесудебном, т. е. административном порядке, они часто устанавливаются самими субъектами исполнительной власти и во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права: финансового, земельного, налогового, трудового, экологического и других.

Административно-правовые нормы выполняют регулятивную функцию, т. е. направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Нормы административного права также выполняют охранительную и защитную функцию, т. е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного воздействия при посягательстве на отношения, охраняемые административным правом.

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности).

Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ.

По значению: материальные, Процессуальные

По субъектам:

Регулирующие деятельность государственных органов, преприятий, учреждений, организаций

Регулирующие поведение граждан

Регулирующие деятельность общественных религиозных объединений.

По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений административно-правовые нормы подразделяются на:

обязывающие — содержат юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;

уполномочивающие (правонаделительные) — уполномочивают или наделяют правами субъектов административного права совершать определенные юридические действия;

запрещающие — запрещают совершение определенных действий;

стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств материального или морального поощрения или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), что также косвенно стимулирует законопослушность граждан.

По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

императивные (категорические);

рекомендательные (решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);

диспозитивные (регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).

По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами:

федеральные или общероссийские;

региональные, действующие в пределах субъектов РФ;

местные;

локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.

По пределу действия во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

7.Понятие и содержание административно-правового статуса граждан. Гражданин является приоритетным субъетом административного права. Одна из основных задач административного права-обеспечение прав и свобод человека и гражданина

В стрктуру правового статус включают:

Права

Своброды

Обязанности

Юридическую ответственность

Гарантии

Нормы права, регулирующие правовой статус граждан:

1.комплексные –кодекс об адм. Правонарушениях и иные законодательные акты

2.Специальные- правовые акты, регламентирующие конкретные вопросы о статусе гражданина.

Административная правоспособность — это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента регистрации рождения и заканчивается смертью лица. Ее нельзя отнять или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишено административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишается права свободы передвижения).

Административная дееспособность — это способность лица самостоятельно реализовывать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют полную, частичную и ограниченную дееспособность. Полная административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо является вменяемым, то есть оно понимает значение своих действий и может ими руководить.

Привлечение к ответ-ти с 16 лет

Частичная с 14 лет

Полная -18

Административная деликтоспособность — это способность лица нести административную ответственность за свои поступки.

Основания ограничения общие с другими отраслями права.

Виды прав и свобод:

1. абсолютные и относительные. Абсолютные- зависят от волеизъявления гражданина. Относительные- зависят от фактической возможности осуществлять права и свободы.

2. Общие и специальные. Общие- распространяются на все сферы гос. Управления. Специальные- применяются в определенной сфере.

К административной ответственности граждане привлекаются за совершение виновного действия или бездействия, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность

8.Федеральные органы исполнительной власти: их систем а и структура. В систему федеральных органов исполнительной власти входят Федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, определенные Конституцией, федеральным законодательством и указами Президента.

Система федеральных органов состоит из:

1.Федеральных министерств

2.Федеральных служб

3.Федеральных агенств

Полиция

Существует указ Президента от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Федеральные органы 2 группы:

Федеральные органы, объединенные подведомственностью соответствующим министерствам

Самостоятельные и неподведомственные федеральные органы

В отношении самостоятельных федеральных органов Президент и Правительство осуществляют непосредственное руководство их деятельностью

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ. В настоящее время эта структура утверждена Указом Президента 12 мая 2008 г. №724

Исходя из этого существует 2 блока в структуре федеральных органов

1. Блок. Федеральные министерства, службы и агентства руководство деятельностью которыми осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

2 блок. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительств, Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим министерствам.

Выделяют отдельно федеральные службы и агентства, которые непосредственно могут быть подчинены Правительству.

9. Понятие и виды государственной службы. Законодательство о государственной службе государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации)».

ФЗ Закон о государственной службе РФ.

Система государственной службы включает в себя виды и уровни государственной службы

Виды:

Гражданская

Военная

Правоохранительная

Субъекты РФ вправе создавать только гражданские службы.

Военная и правоохранительная - на федеральном уровне.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

В настоящее время вышеназванный закон утратил свою юридическую силу и действует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (в ред. от 06.07.2006 № 105-ФЗ), ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (в ред. от 02.03. 2007 № 24-ФЗ), ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01. 1998 года № 8-ФЗ (в ред. от 25.07. 2002 № 112-ФЗ), а с 01 июня 2007 года вступит в действие ФЗ от 02.03. 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Я перечислила всего лишь базовое законодательство, то есть данный перечень не является исчерпывающим.

11. Особенности административно-правового статуса негосударственных предприятий и учреждений.см. вопрос 20

12.Виды административно-правовых нарушений. Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения, можно выделить административные правонарушения, установленные КоАП РФ, и административные правонарушения, установленные законами субъектов РФ.

В зависимости от объекта административного правонарушения можно выделить административные правонарушения, посягающие на:

1) права граждан. В главе 5 КоАП РФ классифицированы виды административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, порядок проведения выборов и ознакомления с итогами голосования или результатов выборов, а также прав в сфере трудовой деятельности, свободе совести и свободе вероисповедания, касающихся сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передачи на воспитание или незаконных действий по усыновлению (удочерению), отказ в предоставлении информации и другие. Эти статьи детализируют конституционные права и свободы гражданина и человека в административно-правовых нормах;

2) здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6 КоАП РФ). Уполномоченные органами, их должностными лицами рассматриваются эти виды административных правонарушений, принимают решения о наложении административного наказания на виновного и восстановления нарушенного права;

3) право собственности (глава 7 КоАП РФ). Уполномоченные органами, их должностными лицами рассматриваются эти виды административных правонарушений, принимают решения о наложении административного наказания на виновного и о восстановлении нарушенного права, возмещения морального или материального ущерба.

4) общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ). В этой главе особое значение имеет административное наказание юридических лиц, наносящих большой вред окружающей среде. Наказание юридического лица, не освобождает от юридической ответственности руководителя или собственника и наоборот.

5) общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9 КоАП РФ);

6) общественные отношения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель (глава 10 КоАП РФ);

7) общественные отношения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ). За грубое нарушение этих правил, повлекших существенные вредоносные последствия, например, тяжелые травмы людей или смертельные случаи, виновные по результатам административного расследования могут быть привлечены к уголовной ответственности.

8) общественные отношения в области связи и информации (глава 13 КоАП РФ);

9) общественные отношения в области предпринимательства (глава 14 КоАП РФ);

10) общественные отношения в области финансов, налогов и сборов, а также рынка ценных бумаг (глава 15 КоАП РФ);

11) общественные отношения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (глава 16 КоАП РФ);

12) институты государственной власти (глава 17 КоАП РФ);

13) общественные отношения в области защиты Государственной границы и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России (глава 18 КоАП РФ);

14) порядок управления (глава 19 КоАП РФ), общественный порядок и общественную безопасность (глава 20 КоАП РФ);

15) общественные отношения в области воинского учета (глава 21 КоАП РФ).

Все эти административные правонарушения рассматриваются и по ним принимаются обоснованные решения о конкретном виде административной ответственности физических и юридических лиц по подведомственности, которая определена разделом 3 КоАП РФ.

По степени общественной опасности среди административных правонарушений выделяют административные правонарушения с основным (простым) составом, административные правонарушения с квалифицированным составом, административные правонарушения с привилегированным составом.

Административные правонарушения с основным (простым) составом содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.

В административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающие общественную опасность деяния.

В административных правонарушениях с привилегированным составом указываются признаки, смягчающие общественную опасность деяния Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2004. С. 79..

В зависимости от субъекта административного правонарушения можно назвать административные правонарушения с общим субъектом, административные правонарушения со специальным субъектом, административные правонарушения, совершенные юридическим лицом, административные правонарушения, совершенные физическим лицом.

В зависимости от характера субъективной стороны административные правонарушения делятся на правонарушения с умышленной формой вины и правонарушения с неосторожной формой вины.

В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения делят на правонарушения с формальным составом и правонарушения с материальным составом.

Административные правонарушения с материальным составом - административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред, влекут наступление административной ответственности. Такие административные правонарушения причиняют вред, имеющий имущественный характер (порча, уничтожение, хищение материальных ценностей), либо физический вред (например, причинение телесных повреждений). Для административных правонарушений с материальным составом характерно наличие прямой причинно-следственной связи между причиняемым действительным вредом и совершенным деянием.

Административное правонарушение с формальным составом реальных вредных последствий не причиняет. Оно связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и которые влекут наступление административной ответственности. К примеру, административным правонарушением с формальным составом является нарушение правил дорожного движения, нарушение санитарных норм, не связанные с причинением материального или физического вреда Административная ответственность / Отв. ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева. - М.: Институт государства и права РАН; Академический правовой университет, 2001. С. 101..

В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся на длящиеся административные правонарушения и продолжаемые административные правонарушения, а также административные правонарушения, совершенные повторно и неоднократно.

Длящееся административное правонарушение - действие или бездействие, сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на физическое или юридическое лицо под угрозой административной ответственности.

Продолжаемое административное правонарушение представляет собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности. Говоря иначе, продолжаемое административное правонарушение - это несколько действий, каждое из которых является административным правонарушением.

Повторное административное правонарушение - это деяние, совершенное одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию.

Неоднократное административное правонарушение - это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоАП РФ .

Понятие административного правонарушения, его признаки и состав. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

привлечение юридического лица к административной ответственности не препятствует одновременному привлечению к административный о ответственности физических лиц, виновных в правонарушении.

Формы вины. (физически лица):

Умысел и неосторожность

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

Признаки административного правонарушения

противоправность заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

виновность, противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.

наказуемость деяния, т.е. за содеяное наступает административная ответственность.

Отличия от иных видов правонарушений

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Состав административного правонарушения

Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.

Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.

Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.

Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности

13.Административная ответственность: понятие принципы.. Административная ответственность представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (дол жностным лицом) административного наказания к лицу, совершивше му административное правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

2. Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах.

• законности;

• равенства перед законом;

• целесообразности ответственности;

• неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

• индивидуализации мер ответственности;

• гласности.

3. Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

• административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

• субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

• за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

• административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

• применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);

• меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

возраст привлечения к административной ответственности с 16 лет но для лиц в возрасте 16- 18 лет комиссия по делам несовершеннолетних с учетом обстоятельств дела и данных о субъекте правонарушения может применить освобождение, от административной ответственности применив меры воздействия, предусмотренные законодательством о защите прав несовершеннолетних.

14..Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. 1. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент Российской Федерации возвышается над законодатель



2015-11-27 2518 Обсуждений (0)
Функции, принципы и система административного права 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Функции, принципы и система административного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)