Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Теоретические основы специальной дошкольной педагогики



2015-11-27 3597 Обсуждений (0)
Раздел 1. Теоретические основы специальной дошкольной педагогики 5.00 из 5.00 6 оценок




 

Тема 1. Специальная дошкольная педагогика как наука – 1 час.

Объект, предмет, задачи, принципы, методы специальной дошкольной педагогики.

Специальная дошкольная педагогика -наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы органи­зации процесса специального дошкольного образования детей с ограниченными возможностями.

Основная цель- создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.

Объект -спе­циальное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

Предмет -теоретичес­кие и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии.

Субъект -ребенок дошкольного воз­раста с ограниченными возможностями.

Задачи:

1. Разработка теоретических и методологических основ изуче­ния, воспитания, обучения и развития детей младенческого, ранне­го и дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

2. Определение стратегии развития национальной системы спе­циального дошкольного образования.

3. Разработка теоретических подходов к дифференциальной ди­агностике, дифференцированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

4. Разработка педагогических технологий воспитания и обуче­ния детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

5. Определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специальной дошкольной организации.

6. Поиск и разработка вариативных форм организации специ­ального образования.

7. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической рабо­те с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических усло­вий, направленных на развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Общим требованием является формирова­ние свойственных возрасту личностных психологических новооб­разований и предпосылок для перехода к следующему возрастно­му периоду. Создание адекватных условий, учитывающих особен­ности психического развития ребенка при разных вариантах и ви­дах нарушений, относится к специфическим требованиям. Они ре­ализуются через коррекцию психических процессов, мышления, речи и деятельности ребенка, в ходе компенсации имеющихся у него нарушений, а также через гармоничную социализацию.

Коррекция – (исправление) - система пси­холого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического раз­вития и отклонений в поведении у детей.

Компенсация (возмещение, уравнива­ние) - многоуровневый процесс, включающий вос­становление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов ком­пенсации функциональное нарушение, вызванное повреждения­ми, в той или иной степени возмещается.

Социализация - процесс и результат активно­го усвоения индивидом социального опыта, который включает в себя социальное познание, социальное научение, социальную адап­тацию и социальное преобразование себя и окружающей действи­тельности. Кроме того, социализация выступает как решающий фактор интеграции человека в систему соци­альных отношений в различные типы социальных общностей, ус­воение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются поведение, самосознание и каче­ства личности.

В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования:

- ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке;

- ребенок группы "риска" - ребенок (дети) до трех лет, имеющий высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

Методы -изу­чение и анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент (кон­статирующий, обучающий, контрольный), анализ и интерпрета­ция полученных данных, изучение медицинской и психолого-пе­дагогической документации, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности и другие. Выбор этих методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной си­туации развития и выбором стратегии коррекционно-развивающего воздействия.

Принципы:

Содержание и методы воспитания и обучения строятся с учетом современных представлений о сущности психического развития, о роли психологической целостности интеллектуального и эмоцио­нального факторов в становлении личности, об особенностях и свое­образии становления психики ребенка с ограниченными возможностями, а также ведущей роли обучения в психическом развитии человека.

При разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционнойдошкольной педагогики.

Основными принципами дошкольной педагогики являются:

- единство воспитательного и образовательного процессов,

- научность содержания обучения,

- учет возрастных возможностей ребенка,

- доступность материала,

- повторяемость материала,

- концентричность материала.

Основные принципы специальной дошкольной педагогики:

- принцип развивающего обучения, основывающийся на поло­жении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формирова­нии «зоны ближайшего развития»;

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в раз­витии;

- принцип учета соотношения первичного нарушения и вторич­ных отклонений в развитии ребенка;

- принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с откло­нениями;

- принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соот­ветствия коррекционно-педагогических технологий и индивиду­ально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

- деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические но­вообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

- принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

Построение коррекционно-развивающих программ в соответ­ствии с указанными принципами должно обеспечивать социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребен­ка,так как важнейшим компонентом общеразвивающей и кор­рекционной работы должно быть преодоление социальной недо­статочности ребенка.

Взаимосвязь специальной дошкольной педагогики с другими отраслями знаний.

Современная специальная дошкольная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями:

- дошкольная тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие);

- дошкольная сурдопедагогика (неслышащие и слабослышащие);

- дошкольнаятифлосурдопедагогика (слепоглухие);

- дошкольная логопедия (дети с нарушениями речи);

- дошкольная олигофренопедагогика (умственно отсталые и дети с ЗПР);

- отрасль специальной дошкольной педагогики применительно к дошкольникам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- отрасль специальной дошкольной педагогики применительно к дошкольникам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Специальная дошкольная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. Их данные творчески используются специальной педагогикой в исследованиях и практической деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения. К числу таких смежных сфер относятся: философия, общая и специальная педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, психолингвистика, социальная педагогика, информатика, психопатология и др.

Профессиональная компетентность педагогов-дефектологов, работающих с дошкольниками с ограниченными возможностями.

1. Основные должностные обязанности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, логопеда:

- Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии.

- Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения .

- Комплектует группы детей с учетом психофизического состояния.

- Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

- Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия.

- Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.

- Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

- Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

- Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса.

2. Должен знать:

- Конституцию РК, Законы РК «Об образовании», «Конвенцию о правах ребенка», «О языках в РК», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в РК», «О специальных социальных стандартах» и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования;

- возрастную и специальную педагогику и психологию;

- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии;

- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования (ГОСО) / Пост. Правительства РК от 23.08.12г. №1080:

1) определяет содержание дошкольного воспитания и обучения; содержание предметно-развивающей среды дошкольных организаций;

2) устанавливает требования к максимальному объему учебной нагрузки воспитанников и обучающихся, к уровню подготовки воспитанников и обучающихся, к педагогам организаций дошкольного воспитания и обучения; к организации учебно-воспитательного процесса.

Требования Стандарта обязательны при:

1) разработке общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения: основные (базовые, вариативные); дополнительные, направленные на реализацию интересов и склонностей ребенка;

2) осуществлении учебно-воспитательного процесса в организациях дошкольного воспитания и обучения, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности, типов и видов;

3) разработке учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для организаций дошкольного воспитания и обучения;

4) государственной аттестации деятельности организаций и педагогов дошкольного воспитания и обучения.

Требования к содержанию образования

Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения направлены на развитие физических, личностных, интеллектуальных качеств детей, формирование ключевых компетентностей, необходимых для обеспечения их социальной успешности и конкурентоспособности на протяжении всей жизни.

Дошкольное воспитание и обучение обеспечивает:

1) охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, полноценное физическое развитие, формирование ценностей здорового образа жизни на основе национальных традиций народов РК;

2) создание полноценного пространства и обеспечение комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста;

3) развитие речи и родного языка, культуры общения, подготовку к овладению основами грамоты;

4) формирование ценностных, нравственных ориентаций дошкольника на образцах позитивного поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;

5) воспитание любви к Родине, родному краю, уважения к государственной символике, гуманного отношения к окружающему миру, семье, людям разных национальностей;

6) формирование у ребенка целостной картины окружающего мира, первоначальных представлений о себе, ближайшем социальном окружении;

7) познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности;

8) развитие у ребенка эстетических чувств, творческих способностей в изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности.

Содержание дошкольного воспитания и обучения включает пять образовательных областей (разделов): «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум». Содержание образовательных областей реализуется через организованную учебную деятельность (занятия), самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка.

Сформированные базовые компетентности ребенка задают модель выпускника дошкольной организации: физически развитый; любознательный; активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.

 

Тема 2 . Современные тенденции обучения и воспитания дошкольников

с ограниченными возможностями – 1 час.

Инклюзивное образование детей с ограничен­ными возможностями

дошкольного возраста

Ребенок с ограниченными возможностями может обу­чаться как в условиях специальной организации образования, так и в условиях интегрированного обучения в детском саду общего типа. Интеграция дошкольников с ограниченными возможностями возможна при соблюдении следующих условий:

-осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции от­клонений в развитии и формирование компенсаторных механиз­мов;

-обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ре­бенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного уч­реждения;

-наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.

Интеграция не противопоставляется системе специального об­разования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интег­рация - модель специальной педагогики; интегрированный в об­щеобразовательную среду ребенок с ограниченными возможностями ос­тается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитыва­ясь в группе вместе с обычными детьми. Мож­но считать, что интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Формы интегрированного обучения дошколь­ников

с ограниченными возможностями

- комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1-2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психо­лога;

- частичная интеграция. Дети (1-2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными тре­бованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую по­ловину) в группе нормально развивающихся сверстников;

- временная интеграция, при которой воспитанники специаль­ной группы вне зависимости от уровня психофизического и ре­чевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения раз­личных мероприятий воспитательного характера (эта модель ин­теграции может и должна реализовываться в специальных организациях образования, в дошкольных отделениях (груп­пах) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детс­ких домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руковод­ство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и пе­дагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоро­вых сверстников.

Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и ре­чевого развития соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада общего типа, при этом они обязательно должны получать коррекционную по­мощь по месту обучения, в группах кратковременного пребывания, в реабилитационных центрах или КППК.

Осуществление разных форм интеграции детей в коллектив обычных сверстников должно способ­ствовать социализации, а для обычных детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое со­общество людей.

Требования к организации интегрированного обучения:

- организация педагогического наблюдения за развитием детей, направ­ленного на выявление дошкольников с подозрением на отклоне­ние в развитии;

- организация работы с родителями таких детей с целью убеждения их в необ­ходимости комплексного медико-психолого-педагогического об­следования ребенка;

- организация индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, педагогом-психо­логом и другими специалистами;

- обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обуче­нию ребенка с ограниченными возможностями с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями спе­циалистов: врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога;

- обеспечение контакта между детским садом и специалистами специальных организаций образования, оказывающими вне его коррекци­онную помощь ребенку;

- работа с родителями в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, со­блюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи дош­кольнику в овладении программными требованиями, рассчитан­ными на обычных детей;

- целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с ограниченными возможностями, за его продвижением с целью своевремен­ного решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения.

Создание специальных условий осуществляется в целях реше­ния комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-вос­питательных задач в процессе динамического психолого-педагоги­ческого обучения и воспитания ребенка. При этом соблюдаются следующие условия:

- содержание воспитания и обучения направлено на амплифика­цию (обогащение) развития детей младенческого, раннего и дош­кольного возраста;

- задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитыва­ют структуру, степень и характер нарушений в развитии;

- содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны;

- материально-технические и медико-социальные условия, пред­метно развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

- профессиональная подготовка специалистов направлена на ох­рану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психичес­кое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответство­вать достижениям передовой науки и практики.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями в общеоб­разовательных организациях

Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребенку, обеспечивающим его развитие в условиях образовательно-воспитательного процесса, и представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Виды сопровождения: системное, призванное помочь в реше­нии проблем или предупредить возникновение отрица­тельных явлений в организации образования или обра­зовательной системе; индивидуальное, направленное на ока­зание комплексной помощи конкретному ребенку.

Задачи:

1. Организация раннего выявления и коррекции нарушений развития.

2. Помощь ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

3. Психологическое обеспечение образовательных и воспитатель­ных программ.

4. Развитие психолого-педагогической компетентно­сти педагогов, воспитанников, родителей.

5. Мониторинг результатов коррекционно-развивающей, воспитатель­ной работы и обучения ребенка (психолого-педагогический мониторинг).

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на разных уровнях образования. В дошкольном образовании оно направлено на раннее выявление и коррекцию нарушений психофизического развития, подготовку к школе. Психолого-педагогическое сопровождение организуется на основании заключения и рекомендаций ПМПК. Внутри организации образования - группой (службой) психолого-педагогического сопровождения: учителем-дефектологом, психологом, лого­педом, социальным педагогом, специалистом ЛФК и др. Вне организации - специалистами КППК, реабилитационных центров, других организаций.

Основные направления:

- Комплексное изучение особенностей психофизического развития, выявление потребностей в конкретных коррекционных психолого-педагогических мероприятиях.

- Разработка и реализация индивидуальной коррекционно-развиваю­щей программы, адекватной возможностям и потребностям ребенка.

- Проведение индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекци­онно-развивающей работы.

- Консультативная и просветительская деятельность.

- Научно-методическая деятельность (организация и проведение семи­наров-практикумов, совещаний; разработка методических рекомендаций).

- Психолого-педагогический мониторинг.

При организации образовательного процесса необходимо предусмот­реть щадящий охранительно-педагогический режим (избегать требовании, превышающих возможности детей, обучения без учета жизненных перспектив ребенка и практических потребностей).

Для определения эффективности психолого-педагогического со­провождения возможно использование метода катамнеза. Сбор данных орга­низуется через полгода после начала психолого-педагогического сопровож­дения ребенка, а затем раз в год. В штате образовательных организаций предусмотрена должность тьютора или координатора по организации интегрированного обучения.

Коррекционно-развивающая среда в специ­альных

и общеобразовательных организациях

Организация предметно-развивающей среды в специальных дошкольных организациях должна способствовать реализации целей и задач пяти общеобразовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум». Развитие познавательных процессов и личности дошкольника, формирование коммуникативных умений общения, и в целом социального взаимодействия с окружающим миром связаны с организацией среды развития ребенка.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Поэтому среда, окружающая детей в специальных дошкольных организациях, должна обеспечить безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма, соответствовать культурно-историческим ценностям: национальным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, способствовать успешной социализации, закладывать основы первичного мировоззрения, предусматривать компоненты, формирующие полоролевую идентичность.

Исходное требование к предметно-развивающей среде – ее развивающий характер. Она должна через предметно-пространственную организацию помещения, участка детского сада служить потребностям и интересам, а самое главное способствовать развитию ребенка к самообучению. Такая среда содействует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает ребенку возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет проявлять самостоятельность, утверждать себя, как активного деятеля. Создавая развивающую среду группы важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности. Так, если в группе окажется 10 мальчиков и 2 девочки – среда будет иная, чем в той группе, где окажется 8 мальчиков и 8 девочек.

Определение базового содержания компонентов развивающей предметной среды опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание и организация предметно-развивающей среды должны удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка с речевой патологией, становления его творческих способностей на основе обогащения предметной базы развития конкретных видах деятельности (игра, рисование, конструирование и т.д.).

Все дошкольные специальные организации должны уделять особое внимание созданию предметно-развивающей среды, соответствующей культурным особенностям, а так же использовать подходы, обеспечивающие благоприятные условия для детей и родителей из всех слоев общества, предоставляя всем детям с речевой патологией равные возможности в получении образования, воспитания, развития и ухода.

Развивающая предметная среда должна отвечать следующим психолого-педагогическим критериям:

- системность;

- соответствие уровню психофизического развития ребенка;

- многофункциональность;

- трансформируемость;

- сомаштабность;

- вариативность по содержанию и функциональным возможностям;

- гигиеничность, эстетичность, качественность.

Развивающая предметная среда должна включать в себя ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. К таким компонентам относятся: природная среда, объекты, культурные ландшафты, физкультурные, игровые и оздоровительные сооружения, предметная игровая среда, детская библиотека, игротека, видио-и-аудиотека, музыкально-игровая, предметно-развивающая среда занятий и другие комплексы, соответствующие назначению специализированной дошкольной организации. Оборудование и организация должна предусматривать возможность нерегламентированной двигательной активности детей; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам для рисования, лепки, конструирования и т.д., обеспечивать потребность ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а так же в индивидуальной.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения), способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремление личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познание в играх, общении, рисунках, поделках и т.д.

Обогащенное развитие - это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка с речевой патологией. При организации необходимо знать, что наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием правильно оборудованной предметно-развивающей среды.

Требования к предметно-развивающей среде

Комфортность и безопасность обстановки, достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой, что снимает стрессообразующие воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, что создает чувство уверенности и безопасности. В результате пребывания в естественной уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами, такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, становлении субъектной позиции дошкольника, развивает его самостоятельность и инициативность. Ситуация занятости и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных проблем.

Обеспечение возможностей для исследования и обучения. Предметно-развивающую среду можно назвать «обучающей». При поступлении в специальные дошкольные организации ребенок имеет ограниченный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта, процесс обучения, воспитания и развития в дошкольной организации должен основываться на этом предыдущем опыте и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир. Каждому ребенку с речевой патологией характерен свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Одни дети лучше учатся через наблюдения, в действиях других относительно чаще встречается манипулирование и действование методом проб и ошибок. Это подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребенок с речевой патологией мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности и строится оно самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Для развертывания этой деятельности необходимы специальные материалы (например: весы, часы, вода, глина, песок).

Принципы построения предметно-развивающей среды

Непременными условиями построения предметно-развивающей среды в специальных дошкольных организациях являются реализация идей развивающего обучения, опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком, понимание важности здорового образа жизни и привития его детям. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель содействовать становлению и развитию ребенка как личности. Педагог должен обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверия к миру, формирование начал личности, развитие индивидуальности.

принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть 3 основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Предметно-развивающая среда группы и специальной дошкольной организации в целом должна удовлетворять эти потребности. Она должна быть организована так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки, большое значение при создании действительно развивающей среды имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной деятельности, различных игр и т.д. Основное правило – свободное пространство должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты. При планировании интерьера целесообразно придерживаться.

При планировании интерьера целесообразно придерживаться не жесткого центрирования (зонирования). Возможный подход к организации среды:

- игровые уголки;

- уголки уединения;

- зоны образовательной, конструктивной, музыкальной деятельности;

- спортивный уголок;

- уголок живой природы;

- центр науки;

- манипулятивный центр.

Возможно иное построение среды – «кабинетное». В любом случае при решении коррекционно-развивающих, воспитательно-образовательных целей и задач педагог может выбрать собственный вариант построения среды.

Принципы организации предметно-развивающей среды:

Принцип функциональности означает, что в обстановке помещения находятся только материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающеюся функцию. Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть функциональны, комбинаторны и вариативны. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы в другое место.

Принцип опережающего характера содержания образования.Правомерно, что педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них, необходимо включать в обстановку приблизительно 15 % материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на 1 год). Это объясняется следующими причинами:

- дети с речевой патологией различаются по уровню своего развития, есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии и, что бы не тормозить их дальнейшее продвижение необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для детей старшего возраста.

- особенности поведения и деятельности ребенка с новым сложным материалом, дают педагогу возможность осуществлять диагностику, а именно отмечать степень переноса детьми уже усвоенной информации в новые, незнакомые условия деятельности.

- детское экспериментирование с новым более сложным игровым материалом, открывает перспективу саморазвития, воспитывает стремление понять, узнать, разобраться в новом.

Принцип динамичности-статичности среды.

Ребенок постоянно изменяется, развивается, поэтому его окружение не может быть статичным и требует изменений. Предметно-развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а после завтра станет тормозить его. Первоначальный период построения среды 2 месяца, далее ее насыщение и реорганизация. Экспозиция и тематика зон должны регулярно обновляться, примерно 1 раз в 2 месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. Если есть возможность мебель лучше приобретать на колесиках, чтобы дети сами могли ее передвигать, конструируя пространство. Зоны самостоятельной деятельности следует создавать в групповых помещениях, а так же в спальнях, раздевалках, холлах. Экспонировать фотографии детей, членов их семей, детские рисунки.

Игровой ма



2015-11-27 3597 Обсуждений (0)
Раздел 1. Теоретические основы специальной дошкольной педагогики 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Теоретические основы специальной дошкольной педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3597)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)