Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос №28. Конституционные основы бюджетного права



2015-11-27 4427 Обсуждений (0)
Вопрос №28. Конституционные основы бюджетного права 4.75 из 5.00 4 оценки




Ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете также, помимо конкретных показателей доходов и расходов, со­держат правила общего значения, т.е. нормы бюджетного права.

Источники БП:

Среди источников бюджетного права РФ прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и прин­ципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяю­щие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114, уста­навливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюд­жета и контроля за его исполнением, ст. 132 о бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого и конститу­ционные нормы более общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

К числу специальных актов, регулирующих бюджетные от­ношения, относится Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г.* Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирова­ния, устанавливает общие принципы бюджетного законодатель­ства Российской Федерации, правовые основы функционирова­ния бюджетной системы, правовое положение субъектов бюд­жетных правоотношений, порядок регулирования межбюджет­ных отношений, определяет основы бюджетного процесса, ос­нования и виды ответственности за нарушение бюджетного за­конодательства РФ**.

* Бюджетный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 2000 г., за исключением по­ложений, для которых установлен иной срок вступления в силу. См.: Федераль­ный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. // Российская газета. — 1999. — 14 июля.

** См. преамбулу Бюджетного кодекса РФ. Бюджетный кодекс содержит весь комплекс мер правового регулирования отношений, связанных с функционированием бюджетной системы страны. Особое значение имеет раздел, оп­ределяющий ответственность. Дело в том, что ранее действо­вавшее законодательство практически не имело норм, содержа­ние которых было бы связано с ответственностью участников бюджетного процесса за неполное или несвоевременное финан­сирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, отказ от введения секвестра и другие бюджетные правонарушения.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним феде­ральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ об их бюджетах на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответст­вующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоот­ношения. Законы и иные правовые акты о бюджете, помимо конкретных цифр доходов и расходов, содержат также и общенормативные правила, действующие, правда, только в течение срока, на который был принят бюджет. Как и в целом в финан­совом праве, в бюджетном праве признается приоритет международных договоров, если их положения имеют прямое дейст­вие на территории Российской Федерации.

К настоящему времени постепенно складывается целост­ность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюд­жетное законодательство приобретает качества системности, це­лостности, базирующейся на единых принципах функциониро­вания. Его можно классифицировать на несколько подсистем. Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Он заменил Закон РФ от 10 ок­тября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Бюджетный кодекс входит в общую часть бюджет­ного права.

Во-вторых, следует назвать нормативные акты, определяю­щие параметры бюджета того или иного уровня на очередной год. Специфика данной группы нормативных актов состоит в том, что они принимаются только на один финансовый год и подлежат опубликованию немедленно после их принятия и под­писания в установленном порядке. Эти законодательные акты содержат нормы, входящие в особенную часть бюджетного пра­ва. Имеют свою специфику и нормы права, регулирующие меж­бюджетные отношения. Данную категорию правоотношений, кстати, могут регулировать также отдельные договоры между субъектами бюджетного права.

Что касается вертикального строения бюджетного законода­тельства, то следует выделить нормативные акты федерального, регионального и муниципального уровней. В свою очередь, на федеральном уровне нормативные акты объединяются в группы по признаку уменьшения или увеличения их юридической силы. В Бюджетном кодексе специально определено место подзакон­ных актов в системе бюджетного законодательства. Так, в ст. 3 БК РФ говорится, что Президент РФ имеет право издавать ука­зы по всем вопросам бюджетных правоотношений, за исключе­нием вопросов, определяющих правовой статус субъектов бюд­жетных правоотношений, порядок и условия привлечения к юридической ответственности за нарушения бюджетного зако­нодательства.

 

Правительство РФ имеет право и одновременно обязанность на основании БК РФ, законов и указов Президента РФ, регули­рующих бюджетные правоотношения, принимать нормативные акты по бюджетным отношениям. Другие органы исполнитель­ной власти обладают правомочиями принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, только в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и другими актами органов государственной власти общей компе­тенции. Причем сила этой группы нормативных актов может распространяться только на те отношения, правомочие регули­рования которых нормативными актами вышестоящих органов власти было делегировано нижестоящим органам власти, при­нявшим эти акты .

Как отражение принципа бюджетного федерализма в Бюд­жетном кодексе РФ содержится положение о том, что органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компе­тенции вправе принимать нормативные акты, регулирующие бюджетные отношения. При этом, однако, не раскрываются пределы данной компетенции. Аналогичными правами наделяет Бюджетный кодекс и муниципальные органы власти.

Все нормативные правовые акты, упомянутые выше, не должны противоречить Бюджетному кодексу РФ. В случае про­тиворечия между данными актами и Бюджетным кодексом РФ применению подлежит БК РФ.

 

На местном уровне основные принципы организации фи­нансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюд­жетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоот­ношения органов местного самоуправления с органами государ­ственной власти регламентирует Федеральный закон «О финан­совых основах местного самоуправления»

 

 



2015-11-27 4427 Обсуждений (0)
Вопрос №28. Конституционные основы бюджетного права 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос №28. Конституционные основы бюджетного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)