Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стороны трудовых отношений. Основные права и обязанности работника и работодателя



2015-11-27 626 Обсуждений (0)
Стороны трудовых отношений. Основные права и обязанности работника и работодателя 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовой статус сторон трудовых отношений, работника и работодателя, установлен в статьях 21 и 22 Трудового кодекса РФ.

Основные права и обязанности работника (ст. 21 ТК РФ).Работник имеет право на:

· заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

· предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

· рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

· своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

· отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

· полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

· профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

· объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

· участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

· ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

· защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

· разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

· возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

· обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

· добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

· соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

· соблюдать трудовую дисциплину;

· выполнять установленные нормы труда;

· соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

· бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

· незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

 

Основные права и обязанности работодателя (ст. 22 ТК РФ).Работодатель имеет право:

· заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

· вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

· поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

· требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;

· привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

· принимать локальные нормативные акты;

· создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Работодатель обязан:

· соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

· предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

· обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

· обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

· обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

· выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;

· вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом;

· предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

· своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

· создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

· обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

· осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

· возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

· исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

8. Социальное партнёрство в сфере труда: понятие, принципы, стороны, уровни и форма.

Социальное партнёрство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Социальное партнёрство строится на определенных принципах. Основные принципысоциального партнёрства следующие (ст. 24 ТК РФ):

· равноправие сторон;

· уважение и учёт интересов сторон;

· заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

· содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;

· соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового;

· полномочность представителей сторон;

· свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

· добровольность принятия сторонами на себя обязательств и их реальность для исполнения;

· обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

· контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

· ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных представителей (ст. 25 ТК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнёрствав случаях, когда они выступают в качестве работодателей.

Предусматривается, что стороны социального партнёрства – работники и работодатели – участвуют в системе социального партнёрства как непосредственно, так и через своих представителей, которые действуют от имени и в интересах сторон. Представители сторон должны обладать необходимыми полномочиями, только в этом случае на них может быть возложена ответственность как на стороны социального партнёрства.

Уровни социального партнёрства устанавливаются следующими:федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень организации (ст.ст. 26 и 45 ТК РФ).

Таким образом, уровни различаются, прежде всего, по территориальному признаку.

На федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На этом уровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. В Генеральном соглашении содержатся общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

На межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации. На этом уровне заключается межрегиональное соглашение, которое устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.

На региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ. Соответственно на региональном уровне заключается региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования труда на уровне субъекта РФ.

На отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). Заключаемое отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться также на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях.

На территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. Заключаемое территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

На уровне организации (локальном) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. На этом уровне не только заключаются коллективные договоры, но и проводятся консультации между работниками и работодателями, происходит обмен информацией. На данном уровне работники могут осуществить право на участие в управлении организацией, что также имеет большое значение для достижения социального мира и процессов согласования интересов работников и работодателей.

 

Формы социального партнёрства (ст. 27 ТК РФ):

· коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

· взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

· участие работников, их представителей в управлении организацией;

· участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

 

В настоящее время в РФ отсутствует специальное законодательство, определяющее особенности участия государственных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов налоговой полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств РФ в системах социального партнерства (см.ст. 28 ТК РФ).

 

 

9. Представители работников и работодателей в социальном партнёрстве. Органы социального партнёрства.

представителями работниковв социальном партнёрстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в определенных случаях, предусмотренных ТК РФ.

Представителями работодателя(ст. 33 ТК РФ) при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора выступаютруководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Работодатель вправе создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Объединение работодателей –это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Соответствующие объединения работодателей могут представлять интересы работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля над выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из представителей сторон,наделённых необходимыми полномочиями.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трёхсторонняя комиссия(РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, работа которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трёхсторонней комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

Главные цели Российской трёхсторонней комиссии –регулирование социально-трудо­вых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основными задачами Комиссии являются:

· ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

· содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

· проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

· согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики, а также рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

· изучение международного опыта; участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства; проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

 

Права Комиссии следующие:

· проводить с федеральными органами государственной власти консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

· разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений;

· осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;

· запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

· осуществлять контроль над выполнением своих решений;

· приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

· создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

· другие права, предусмотренные законодательством.

 

Деятельность Комиссии обеспечивает аппарат Правительства РФ. Образуетсясекретариат Комиссии, входящий в состав Секретариата заместителя Председателя Правительства РФ, ведающего вопросами социальной политики и реформирования социальной сферы. Президент РФ назначает координатора Комиссии. Координатор не являясь членом Комиссии, председательствует на её заседаниях, утверждает состав рабочих групп, подписывает регламент Комиссии, планы её работы и решения.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создаются на различных уровнях. У них такие же цели и задачи как у РТК.

В субъектах РФ могут образовываться трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Соглашения; предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при Обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения (ст. 35 ТК РФ)|

На территориальном уровне могут образовываться трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

На локальном уровне (в конкретной организации) комиссия формируется для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

 

10. Коллективные переговоры, порядок их ведения. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.Коллективные переговорыпредставляют собой переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективных договоров между работниками и работодателем. Инициатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений.

Правом на ведение коллективных переговоров от имени работников и от имени работодателей наделены их представители (ст.36 ТК РФ),которые участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днём начала коллективных переговоров является день, следующий за днём получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.

Порядок ведения коллективных переговоров изложен в ст. 37 ТК РФ. Так, участники коллективных переговоров свободныв выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Это позволяет эффективно провести переговоры, чтобы в результате был принят документ, взаимоприемлемый как для работников, так и для работодателей.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон – участников таких переговоров.

Не позднее двухнедель со дня получения соответствующего запроса стороныдолжны предоста­вить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

Чтобы избежать разногласий между различными профсоюзами, которые могут представлять разные профессиональные группы работников у одного работодателя, (например, спора о том, кто из профсоюзных организаций многочисленнее, а поэтому "главнее" и т.п.), и в целях повышения эффективности переговорного процесса, 37 ТК РФ подробно регламентирует порядок ведения коллективных переговоров. Он заключается в следующем:

при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций они создают единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективно договора и его заключения. Единый представительный орган формируется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определён от каждой профсоюзной организации. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Но если первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, она вправе по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Законом определена и роль общего собрания коллектива работников в переговорном процессе.

Так, если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии её выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделённые правом выступить с инициативой проведения коллективных, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих 5 рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в 5-дневный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение 1-го месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. Когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены такого органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РФ, субъекта РФ, отрасли, территории (ч. 6 ст.37 ТК РФ) предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с уче­том количества представляемых ими членов профсоюзов. Если договориться о создании единого представительного органа для ведения кол­лективных переговоров не удалось, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

В случаях, когда стороны коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым или по части вопросов, составляется протокол разногласий(ст. 38 ТК РФ).

Лицам, участвующим в коллективных переговорах, законом предоставляются гарантии и компенсации. Так, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более 3-х месяцев (ст. 39 ТК РФ).

Услуги экспертов, специалистов и посредников оплачивает приглашающая сторона,если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Когда указанные лица приглашаются по взаимной договорённости сторонколлективных переговоров, труд приглашённых оплачивается по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Гарантии для лиц, участвующих в коллективных переговорах, устанавливаются ст. 39 ТК РФ и законодательством о коллективных договорах и соглашениях. В частности, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут бытьбез предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя. Исключениясоставляют случаи расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с трудовым законодательством предусмотрено увольнение с работы.

 

11. Понятие, содержание, структура и действие коллективного договора.Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социально-трудовых отношений в данной организации с учётом специфики и условий труда, согласованные сторонами договора.

Если стороны не смогли согласовать отдельные положения проекта кол­лективного договора в течение 3-х месяцев, они должны подписать его на согласованных условиях и одновременно составить протокол разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации, её филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При его заключении в филиале, представительстве представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, упол­номоченный на это работодателем.Содержание коллективного договора. Согласно ст. 41 ТК РФ, в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

· формы, системы и размеры оплаты труда;

· выплата пособий, компенсаций;

· механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

· занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

· рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

· улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

· соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

· экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

· гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

· оздоровление и отдых работников и членов их семей;

· контроль по выполнению коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

· отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

· другие вопросы, определённые сторонами.

 

Это лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть предметом регулирования в коллективном договоре. Например, в нём может быть предусмотрена возможность принятия локальных нормативных актов организации по согласованию или совместно с представительными органами работников либо вопрос об информации, которая будет предоставляться работникам при коллективных переговорах, при реализации работниками своего права на участие в управлении организацией, либо может быть определён порядок проведения консультаций с работниками (их представителями) при принятии решений, затрагивающих социально-трудовые права работников и т.п..

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

 

 

12. Понятие и содержание коллективных соглашений, их виды и действие, порядок разработки.

Коллективное соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнёрства в пределах их компетенции (ч.1 ст. 45 ТК РФ).

Следует уточнить, что «общие принципы» устанавливаются только в генеральных, межрегиональных и региональных коллективных соглашениях, а в отраслевых и территориальных – общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей) или на территории соответствующего муниципального образования (см. части 8, 9 ст.45 ТК РФ).

Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам (ч. 2 ст. 46 ТК РФ):

· оплата труда;

· условия и охрана труда;

· режимы труда и отдыха;

· развитие социального партнёрства;

· иные вопросы, определённые сторонами соглашения.

 

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения (ст. 45 ТК РФ):

· генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне);

· межрегиональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ).

· региональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ);

· отраслевое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей);

· территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования);

· иные соглашения. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнёрства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

 

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трёхсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, ре­гиональном, территориальном уровнях социального партнёрства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ.

 

13. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения. Ответственность сторон социального партнёрства.Порядок разработки проекта соглашения и его заключениясостоит в следующем (ст. 47 ТК РФ): проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключение определяет комиссия. Проект соглашения подписывается полномочными представителями участников соглашения.

Соглашения, требующие бюджетного финансирования, по общему правилу заключаются и изменяются до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное и отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Региональные и территориальные соглашения заключаются до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

На основании ст. 48 ТК РФ, срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3-х лет. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня,



2015-11-27 626 Обсуждений (0)
Стороны трудовых отношений. Основные права и обязанности работника и работодателя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стороны трудовых отношений. Основные права и обязанности работника и работодателя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)