Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сферы регулирования заработной платы, их соотношения



2015-11-27 517 Обсуждений (0)
Сферы регулирования заработной платы, их соотношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Украина, как видим, избрала своеобразный смешанный вариант первого и третьего типов. Отсутствие точной научной концепции приводит к низкой эффективности этого института. Остается нерешенным вопрос о том, почасовую или ежемесячную минимальной заработной плате устанавливать как норматив, нужно ли включать в минимальную заработную плату другие дополнительные выплаты, ее соотношение со средней заработной платой; наконец, нужно определиться с использованием минимальной заработной платы относительно социальных выплат.

Государство также осуществляет регулирование других норм и гарантий в оплате труда. К таким нормам относятся оплата труда за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время, за время простоя, который имел место не по вине работника, при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника; работников младше 18 лет при сокращенной продолжительности их ежедневной работы и др.

К гарантий для работников относятся оплата ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей, для работников, направляемых для повышения квалификации, на медицинское обследование в медицинское учреждение, для переведенных работников по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью, за время перевода на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет;

времени производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; в связи с выполнением донорских обязанностей; установления гарантий и компенсаций работникам при переезде на работу в другую местность; служебных командировок, работы в полевых условиях и др.

Все указанные случаи в литературе объединяются понятием "оплата труда при отклонении от тарифных условий", т.е. от выполнения обычных трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором. Эти отношения регулируются КЗоТ, а также другими нормативно-правовыми актами. Порядок и условия такой оплаты не могут быть изменены в сторону ухудшения и ограничения прав работников, но могут быть улучшены за счет прибыли предприятия, дополнительных средств владельца. Соблюдение этих государственных норм и гарантий является обязательным для предприятий и организаций всех форм собственности, и видов хозяйствования.

К сфере государственного регулирования оплаты труда относится также установление условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной коммунальной адресности. Постановлением Кабинета Министров Украины "Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий" от 19 мая 1999 p. № 859 руководителям центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые заключают контракты с руководителями предприятий, основанных на государственной, коммунальной гласности, в том числе казенных, объединений государственных предприятий, образованных центральными органами исполнительной власти, в соответствии с законодательством предоставлено право устанавливать: размер должностного оклада руководителя предприятия; размер должностного оклада руководителей объединений государственных предприятий; условия, показатели и размеры премирования; доплаты к должностному окладу за ученую степень, за почетное или спортивное звание; надбавку за интенсивность труда и особый характер работы.

Оплата труда работников бюджетных учреждений и организаций осуществляется на основе законодательных и других нормативно-правовых актов Украины, социально-партнерских соглашений, коллективных договоров в пределах бюджетных ассигнований и других внебюджетных фондов.

В частности, постановлениями Кабинета Министров Украины "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы" от 29 мая 1996 p. № 565 и № 1458 от 2 декабря 1996 p. утверждены схемы должностных окладов (ставок заработной платы) руководящих работников, специалистов, служащих, работников учреждений и организаций образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, архивных учреждений и др., финансируемых из бюджета; ставки почасовой оплаты труда работников, занятых во всех отраслях народного хозяйства, за проведение учебных занятий; установлены предельные размеры (в процентах к окладу) повышение оплаты труда работникам, имеющим почетные звания, научные степени (СП Украины, 1996 .- № 13 .- Ст . 346;

Правительственный курьер. – 1996. – 12 декабря).

Постановлением Кабинета Министров Украины "Об отнесении областей и городов к группам по оплате труда" от 10 июня 1992 p. № 320 утверждены соответствующие показатели (СП Украины, 1992 .- № 6 .- Ст. 150).

Постановлением Кабинета Министров Украины "Об условиях оплаты труда работников местных советов и их исполнительных органов" от 24 октября 1996 p. № 1295 утверждены схемы должностных окладов руководящих работников, специалистов и служащих городских и районных в городах, сельских и поселковых советов и их исполнительных органов; установлены предельные размеры надбавок за особый характер работы и интенсивность труда руководящих работников этих органов.

31 августа 1997 p. было издано постановление Кабинета Министров Украины № 948 "Об условиях и размерах оплаты труда работников предприятий и организаций, дотируемых из бюджета, которой определено, что формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок и других норм оплаты труда работников названных организаций устанавливаются в коллективном договоре с соблюдением норм, предусмотренных законодательством. На таких предприятиях фонды оплаты труда определяются исходя из определенной расчетной величины (Порядок, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 5 мая 1997 p. № 428) При превышении этой расчетной величины фактическим фондом оплаты труда ежемесячно производится уменьшение суммы дотаций из бюджета на часть превышения.

Государство регулирует фонд оплаты труда предприятий-монополистов с целью недопущения искусственного повышения оплаты труда именно вследствие особого, преимущественного положения таких предприятий в экономике Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 Май 1997 p. № 428 "О регулировании фондов оплаты труда предприятий-монополистов" введен с 1 июня 1997 p. регулирования фондов оплаты труда работников таких предприятий. Установлено, что регулирование фондов оплаты труда здесь осуществляется путем ежемесячного внесения в бюджет платежей с сумм превышения фактического фонда оплаты труда по сравнению с расчетной величиной. Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 апреля 1999 p. № 525 утвержден Порядок определения сумм, вносимых в бюджет предприятиях-монополистами в 1999 p. в связи с превышением расчетной величины фонда оплаты труда (Труд и зарплата – 1999 .- № 8 .- Апрель).

Договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе системы социально-партнерских соглашений, заключаемых на государственном (Генеральное соглашение), отраслевом (отраслевое соглашение), региональном (региональное соглашение) и производственном (коллективный договор) уровнях согласно Закону Украины "О коллективных договорах и соглашениях ". Главным принципом при этом является недопущение ухудшения положения работников путем снижения гарантий, предусмотренных соглашением более высокого уровня или законодательством. Однако Закон Украины "Об оплате труда" допускает для преодоления финансовых трудностей предприятия временно, на период до 6 месяцев, в коллективных договорах предусматривать нормы по оплате труда ниже, чем в Генеральной и отраслевых соглашений, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда .

Предметом договорного регулирования отношений в области оплаты труда на государственном уровне выступают: основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений; минимальные социальные гарантии оплаты труда и доходов населения на достаточном жизненном уровне; размер прожиточного минимума, минимальных стандартов; условия роста фондов оплаты труда и установления межотраслевых соотношений в оплате труда.

На отраслевом уровне соглашению сторон коллективных переговоров устанавливаются отраслевые нормы оплаты труда, в частности:

нормы труда и нормативы оплаты труда, минимальные гарантии зарплаты на основе единой тарифной сетки, минимальные размеры доплат и надбавок с учетом специфики, условий труда отдельных профессиональных групп и категорий работников отрасли (подотрасли) условия роста фондов оплаты труда; межквалификационные (междолжностные) соотношение в оплате труда работников данной отрасли. Отраслевое соглашение не может ухудшать положение работников по сравнению с Генеральным соглашением. В то же время в отраслевых и региональных соглашениях могут предусматриваться повышенные социальные гарантии для работников в сфере оплаты труда.

Наконец, особое место в системе договорного регулирования оплаты труда занимает нижнее звено этой системы – коллективный договор. Именно здесь происходит конкретизация правовых норм более высокого уровня, установленных коллективными договорами и законодательством.

Нужно подчеркнуть, что многие либо норм в оплате труда, сформулированных в законодательстве и Генеральной, отраслевых и региональных соглашениях как общие модели, вообще не могут быть реализованы без их конкретизации в коллективном договоре.

Реальное внедрение договорного регулирования в сфере трудовых отношений и, в частности, в сферу оплаты труда – это проявление процессов децентрализации, которые являются новыми и подчас сложными для правового сознания не только наемных работников, но, главным образом, для владельцев, руководителей конкретных предприятий. Правовая модель договорного регулирования требует от субъектов трудовых правоотношений более глубоких знаний не только трудового законодательства, но также и правовой культуры, которая предполагает умение применить, конкретизировать централизованные нормы на конкретном предприятии, знать все возможные варианты правового решения конкретных вопросов оплаты труда, установление дополнительных социальных льгот и гарантий в этой сфере.



2015-11-27 517 Обсуждений (0)
Сферы регулирования заработной платы, их соотношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сферы регулирования заработной платы, их соотношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)