Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные законы организации: единства анализа (синтеза); информированности – упорядоченности; пропорциональности и композиции; развития; самосохранения



2015-11-27 554 Обсуждений (0)
Основные законы организации: единства анализа (синтеза); информированности – упорядоченности; пропорциональности и композиции; развития; самосохранения 0.00 из 5.00 0 оценок




9 основных законов.

1)Закон Синергиирассматривает 2 основных понятия: организация; дезорганизация. Любое действие имеет противодействие. По закону синергии эффект получаемый от организации сводится к сочетанию между организуемыми активностями и сопротивлениями, которые надо преодолеть. Математически: 2+2=5

3 варианта выводов:

1) 1+1+1=5 – хорошая работа, maxиспользованы ресурсы и знания;

2) 1+1+1=3 – руководителю этого подразделения вы платите зря;

3)1+1+1=2 – уволить.

Формулировка Богданова: «Целое больше простой суммы своих частей».

Синергия может быть как положительной, так и отрицательной.

2)Закон Наименьших(сформирован Богдановым)

Структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью (т.е. устойчивость его наименьшего элемента)

Закон наименьших тесно связан с принципом пропорциональности организации производственных процессов. З.Н. действует в условиях определенности. Его соблюдение в условиях неопределенности яв-ся одной из больших проблем менеджмента. Для того чтобы уменьшить риски действия ЗН в бизнесе необходимо повышать устойчивость бизнеса за счет равномерного распределения активностей и сопротивления между частями целого. Стратегия диверсификации – когда в 1 компании покупаются активы предприятий разных отраслей. Вертикальная интеграции – в одной компании покупаются активы из той же отрасли: Добытие↔Переработка↔Ссбыт

2)Закон Развития– каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Каждая организации проходит в своем развитии сл. основные фазы жизненного цикла 1)Становление 2)Расцвет 3)Угасание

Средняя продолжительность жизни компании – 30-40 лет. Существует механизм, регулирующий деятельность организации: единственный способ сохранения форм в природе – это их прогрессивное развитие.

Существуют 2 пути развития формы: положительный и отрицательный отбор.

Кризис – это смена организационной формы системы.

Закон развития действует в условиях первой организационной формы, но кризис приводит к смене организационной формы системы. Для преобразования компании и изменения ее формы во время кризиса решающее значение приобретает организационная структура. Любое вновь созданное подразделение компании стремится в течение 1 года удвоить кол-во своего персонала и бюджета.

4)Закон Самосохранения– каждая система стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (тесно связан с законом развития).

4 действия, приводящие к краху:

1.Создание нового продукта

2.Слияния и поглощения

3.Реализация новых проектов по развитию производственных мощностей.

4.Toп-менеджеры, которые в течение 10 лет не имели наличие провалов, т.к. личные расходы они превращают в расходы компании. 5)Закон Единства анализа и синтеза– процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п. – с одной стороны, а с другой – дополняется противоположными процессами соединения, корпорации интеграции с другой.

6)Закон Информированности, упорядоченности– в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации. Упорядоченность – хар-ка системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей. Полный порядок – состояние, когда определены границы системы, эл-ты системы, взаимодействие эл-ов системы. 7)Закон Композиции (согласованности)– отражает необходимость согласования целей организации, кот. должны быть направлены на поддержание целей более общего характера. 8)Закон Пропорциональности (гармонии) – отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие и зависимость для достижения пропорциональности, повышения эффективности организации. 9)Закон Своеобразия– (специфический закон организации) для каждой компании существует наилучшая, только ей присущая организационная структура пр-ва управления

4.Проектирование организационных систем: принципы организации; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельностиПроектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не только описание организации на начальный момент ее существования, но и прогноз ее дальнейшего развития. Особое место в этом процессе отводится формированию организационной структуры.Процессы проектирования организационных систем неразрывно связаны с необходимостью корректировки структур уже действующих организаций. Процесс организационного проектирования состоит в последовательном сближении рациональной структуры управления с ее эталонной моделью. Важно то, что этот процесс происходит не только на этапе создания организации, но и после начала ее работы. При этом методы проектирования позволяют осуществлять оценку и выбор наиболее эффективных вариантов организационных решений, один из которых может быть принят к практической реализации.Особое значение при проектировании организационной системы имеет влияние внешней среды на построение организации и система связей элементов структуры с элементами внешней среды. Одним из главных недостатков, применявшихся методик проектирования организационных структур управления, является их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. В условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления меняются. Поэтому важным условием при проектировании организационной структуры являются цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления.

Процесс формирования организационных структур включает следующие стадии: 1. Формирование общей структурной схемы аппарата управления определяет главные характеристики организации; направления, по которым должно осуществляться детальное проектирование как организационной структуры, так и внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения.. 2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними. Этот этап предусматривает реализацию организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления; распределение конкретных задач между ними; построение внутриорганизационных связей. 3. Регламентация организационной структуры предполагает определение количественных характеристик аппарата управления; перечень процедур управленческой деятельности; определение состава внутренних элементов базовых подразделений; определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ, состав исполнителей, распределение работ между исполнителями, установление ответственности за их выполнение и т.д.

Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов: 1. Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками по отношению к проектируемой организации (целями, технологией, спецификой, размерами и т. д.). К методу аналогии относится разработка типовых структур управления, а также определение границ и условий их применения. 2. Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов, с привлечением руководителей, что позволяет выявлять специфические особенности проблем и «узкие места» в работе аппарата управления. 3. Структуризация целей предусматривает выработку системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировку и последующий анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей. 4. Организационное моделирование представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений (моделей) распределения полномочий и ответственности в организации. Для проектирования организационных структур новых организаций преимущественно используются формально-аналитические методы и модели. Для совершенствования действующих организаций – методы диагностических обследований и экспертного изучения организационной системы. Принцип и законы, по сути дела, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы). Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований. Так, например, принцип историзма, о котором мы говорили во второй главе, отражает в своих требованиях ряд всеобщих законов, а также движение как всеобщую форму бытия (атрибут) материи. Все многообразие принципов организации можно классифицировать по ряду признаков. По степени обоснованности выделяют научные и обыденные принципы. К научным относятся такие, которые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность. К обыденным относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все без исключения субъективны и не несут достаточной научной обоснованности. По степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), специфические (особенные) и ситуационные (частные). К универсальным относятся принципы, отражающие правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе; к специфическим — действующие в отдельных сферах природной и человеческой действительности; к ситуационным лишь те, которые характерны для конкретных ситуаций. По способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без какого-либо участия человека; при взаимодействии природы и человека и только с участием человека. Последние могут быть осуществлены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности. По масштабу действия принципы организации можно условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между системами (между предприятиями, отраслями народного хозяйства). На основании представленной классификации можно объединить принципы организации в единую систему, в результате чего определяется их четкая иерархическая структура: по назначению, уровню, широте и масштабам использования, а также характеру взаимообусловленности. Возникает единая цепь базовых, дополняющих, исходных и производных принципов. Один базовый принцип обычно связан с несколькими дополняющими, а от одного исходного принципа образуется несколько производных. Последовательность взаимообусловленности по типу исходный -производный выстраивается через всю систему принципов организации: наиболее общие принципы (универсальные) являются исходной базой для более частных, те, в свою очередь, являются исходными для еще более частных и т. д. Основание иерархической структуры принципов организации образуют универсальные принципы, используемые в масштабах природы и общества. Они являются исходными для формирования специфических и ситуационных. В рамках общей системы принципов организации можно выделить отдельные подсистемы по основным сферам их функционирования, например, природа, общество, которые подразделяются на подсистемы второго уровня. Те, в свою очередь, - на подсистемы третьего уровня и т. д. Каждая подсистема, на каком бы уровне общей системы принципов она ни находилась, должна функционировать как единое целое, включать в себя различные классификационные группы принципов и также выстраивать иерархическую структуру со своими собственными исходными и производными, базовыми и дополняющими принципами. К числу основных универсальных принципов организации, действующих в природе и обществе, исследованных А.А. Богдановым, можно отнести принципы: цепной связи, ингрессии, подбора (отбора), подвижного равновесия, слабого звена и др. Все эти принципы в той или иной мере относятся к формирующим и регулирующим механизмам, составляющим суть процессов организации, или к механизмам поддержания устойчивости и организованности форм целостных образований. Указанные принципы носят всеобщий характер, так как относятся и к организующей деятельности природы, и к организующей деятельности человека. «Между стихийной организующей работой природы и сознательно планомерной - людей нет принципиального непереходимого различия. Это достаточное дока­зательство принципиальной однородности организационных функций человека и природы: идиот не может подражать творчеству гения; рыба - красноречию оратора; рак - полету лебедя. Подражание всюду ограничено рамками общих свойств, рамками однородности. Не может быть подражания там, где нет ничего общего. Но еще ярче и убедительнее выступает эта основная общность там, где человек, не подражая природе, вырабатывает такие же организационные приспособления, которые потом находит и в ней познание» . Так, скелет двигательного аппарата человека представляет систему разнообразных рычагов, но рычаги применялись человеком для перемещения тяжестей за тысячелетия до выяснения этого анатомами, а блоки - за много сотен лет. Всасывающие и нагнетательные насосы с клапанами устраивались задолго до раскрытия вполне сходного с ними аппарата сердца. Так же и музыкальные инструменты с резонаторами и звучащими перепонками изобретались много раньше, чем были выяснены строение и (функции голосовых органов животных .Рассмотрим более подробно основные тектологические принципы организации. Принцип цепной связи гласит, что всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Совокупность общих, совпадающих элементов между комплексами, входящими в цепную связь, образует «связку». «Цепная связь может неограниченно развертываться по самым различным направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами... Капля воды напоминает о море, море о небе, небо об его светилах, об астрологии, затем о смерти людей, о гибели вселенной, о законе энтропии... и т.д., без конца, с иною для каждого случая основой сцепления образов. Аналогично развертывается обыденная связь людей в обществе: А и В соединяют общие вкусы, В с С - общие задачи, С с Д общие несчастья и проч.: цепь извивается, переплетается, спутывается с другой цепью, образует клубок, охватывая миллионы людей, из которых огромное большинство не знают даже о существовании друг друга» Но для цепного соединения двух комплексов требуется такое их изменение, чтобы в них получились общие элементы, соответствующие для задачи, которой служит данный организационный процесс. Это достигается за счет т.н. организующих комплексов, которые содержат общие элементы с организуемыми и «входят» между ними. Отсюда и название самого метода - ингрессия, т.е. «вхождение». Принцип ингрессии как раз и состоит в том, что образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми. Примером применения принципов цепной связи и ингрессии может служить сложная система машин, организованная в поточную линию и работающая в едином ритме. Нужна длинная и сложная цепь ингрессии, чтобы вода, поступающая на лопасти турбины гидроэлектростации, вырабатывала электроэнергию и приводила в движение станки, электровозы, осветительные приборы и т.п. «Ингрессия, - по утверждению А. А. Богданова, - есть всеобщая форма цепной связи» .Принцип подбора (отбора) является фундаментальным принципом организации. Он утверждает, что «всякое событие, всякое утверждение может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочение и усиление одних связей, устранение, уменьшение, ослабление других в том или ином комплексе, в той или иной системе» (16, кн.2, с. 152).Данный принцип сводит организационные процессы к дилемме: сохранение или уничтожение различных целостных образований. «Закономерное сохранение или уничтожение - это есть первая схема универсального регулирующего механизма» , каковым является подбор. «Универсальность данного принципа такова, что она применима ко всякому комплексу и ко всякой его час­ти, во всякий момент, ибо это в сущности просто определенная точка зрения, с которой можно подходить к любому факту» Примеры использования принципа подбора встречаются повсеместно: и в стихийной деятельности природы по естественному отбору, возникающему из-за борьбы за существование, описанному в теории Ч. Дарвина, и в социальной борьбе за жизнь, отражаемой в доктрине Мальтуса, и в теории Крукса о развитие материи. Человечество в своей практике постоянно использует принцип подбора, выполняя искусственный подбор, проводя селекцию животных, растений и т. п. В человеческой деятельности подбор связан с репрезентацией, т.е. с сознательным обобщением полезных свойств, наиболее часто встречающихся в массе рассматриваемых явлений.Принцип подвижного равновесия тесно связан с тем, что организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде. «Сохранение является всего лишь результатом того, что каждое из возникающих изменений уравновешивается тут же другим ему противоположным - оно и есть подвижное равновесие изменений» . Любой организм в процессе жизни постоянно затрачивает, теряет свои активности, отдавая их окружающей среде в виде энергии, собственных органов, составляющего его вещества. Однако это не мешает ему в течение некоторого времени оставаться практически тем же самым, т.е. сохраняться, получая взамен затраченного пищу и энергию из внешней среды. Это и есть подвижное равновесие. Оно бесконечно распространено в природе.

Таким образом, принцип подвижного равновесия заключается в том, что всякое сохранение форм должно рассматриваться как подвижное их равновесие и всякое подвижное равновесие - как практическое относительное равенство двух процессов: ассимиляции - дезассимиляции.[1] Используя принцип подвижного равновесия, можно сформулирован, новое понимание принципа подбора, глубже характеризующее и прогрессивное развитие комплексов, и их относительный упадок. Его целесообразней выразить термином «прогрессивный подбор: положительный при возрастании суммы активностей комплекса, т.е. перевесе ассимиляции над дезассимиляцией, и отрицательный при уменьшении суммы активностей, т.е. преобладании дезассимиляции» . Принцип слабого звена вытекает из тектологического закона наименьших, рассмотренного нами в 4 главе. Поэтому, не останавливаясь на нем более подробно, лишь подчеркнем, что организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена. Руководствуясь этим принципом, можно решать важные задачи военной тактики, хозяйственной, политической деятельности. Определение слабых звеньев, «узких мест» и разработка эффективных мер по их устранению представляют одну из наиболее важных организаторских функций руководства на любом уровне. Недаром А.А. Богданов считал этот принцип принципом огромного жизненного и научного значения.Таким образом, рассмотренные нами принципы организации представляют собой совокупность исходных положений и правил, отражающих механизмы формирования, регулирования и сохранения организованности различных форм окружающей нас действительности.Перейдем теперь от тектологических принципов организации к специфике их проявления в организующей деятельности человека. С этой точки зрения они могут трактоваться как общие правила, используемые при построении и функционировании организации. Но поскольку организация рассматривается нами в статике (как упорядоченное состояние целого), в динамике (как процесс по упорядочению) и в прогрессивном развитии, то принципы организации можно условно разделить на три группы: принципы организационной статики, определяющие правила построения структур (структуризации); принципы организационной динамики, как общие правила формирования организационных процессов; принципы рационализации, как общие правила совершенствования статики и динамики организации.

Научную основу становления и развития организационно-управленческой мысли составляют образ жизни, система ценностей и смена парадигм социальных наук. Образ жизни - это не только труд, общественная деятельность, семейно-бытовая сфера, досуг, но и упорядоченное взаимодействие людей, исполнение социальных ролей на основе их общественного статуса. Исполнение ролевых функций людьми в процессе их взаимодействия - жизненно необходимое условие самоорганизации общества, его функционирования как системы.Под парадигмой понимаются признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и организации их решения.Образ жизни, смена парадигм социальных наук, являясь основой организаторской мысли, находятся во взаимодействии, синтезе и соразвитии. Образ жизни и система ценностей - это последующие звенья, которые являются организующими составляющими общества, соединяющими его с индивидом и поэтому становящимися главными механизмами включения человека в систему глобальной общественной организации. При этом если образ жизни есть сфера непосредственной реализации социальных функций человека, то система ценностей, прежде чем выявить себя в роли организатора внешнего поведения индивидов и их взаимных общественных связей, порождает в сознании специальную систему ценностных ориентации и только через ее посредство проявляет свою социально-организаторскую функцию. Поэтому даже при наличии единства между образом жизни и системой ценностей не всегда направления их воздействий на чело века совпадают, гармонируют между собой. Зачастую наблюдается их конфронтирующие влияния, когда, например, человек, будучи вынужденным, в силу своего статуса, вести определенный образ жизни, усваивает неадекватную систему ценностей. Жизнедеятельность человека, всегда связанная с реализацией его витальных функций, направлена на овладение, усвоение адекватных ему материальных и духовных объектов (идеи, принципы, эталоны деятельности), которые суть ценности. Жизнь людей, а все существенные аспекты ее являются социальной реальностью, есть практическое развитие организаторской мысли, опосредованное материальными и духовными ценностями, как в процессе производства, так и за его пределами (общественная деятельность, семейно-бытовые отношения, сфера досуга). При всем разнообразии позиций и установок взаимодействующих индивидов в пределах данного общества люди, исходя из некоторой единичной системы ценностей, преобразуют ее каждый в свою личностную структуру ценностных ориентации. Для упорядочения этих ориентации взаимодействующие индивиды должны ориентироваться на ценности, имеющие организационно единую систему знаний. В силу того, что ценности предназначены для удовлетворения потребностей и являются продуктами производства, они опосредуют взаимодействие людей в их жизнедеятельности. Не опосредованных ценностями связей между людьми почти не существует. Прогресс человека, развитие цивилизации, а на их основе и организационно- управленческой мысли, представляет собой создание все увеличивающегося и дифференцирующегося мира ценностей и все большее усложнение ценностных связей людей между собой. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценности - ее отношение к потребностям человека. Оно определяется как объектом, выполняющим функцию ценностей, так и самим человеком.Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.Организаторская деятельность – это создание или усовершенствование механизма управления организацией в соответствии с целями и задачами организационных систем, представляющих собой совокупность структуры и способов функционирования ее элементов. В зависимости от возложенных на них функциональных обязанностей члены коллектива могут быть как субъектами, так и объектами организаторской деятельности. Субъекты и объекты организаторской деятельности характеризуют роль членов коллектива в разработке и принятии управленческих решений.Субъект управления — это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение (один человек, группа, коллектив организации).Управляющее воздействие – набор функций или задач, которые должны выполнять исполнители. Организаторская деятельность субъектов и объектов управления организацией регламентируется положениями об отделах и службах, а также должностными инструкциями.Социальная организация как объект общественной системы включает в себя трудовой коллектив. Трудовой коллектив является субъектом организаторской деятельности, так как члены коллектива оказывают активное влияние на деятельность организации: осуществление производственного процесса, оказание воздействия на него в целях повышения эффективности деятельности организации и получения прибыли. Обобщенным субъектом управления организаторской деятельностью коллектива организации является административно-управленческий аппарат. Он состоит из сотрудников, формирующих цели, планы, принимающих и утверждающих управленческие решения, организующих их выполнение с последующим контролем. К субъектам организаторской деятельности относятся: президент компании, генеральный директор, коммерческий директор, технический директор, заместители директора по экономическим вопросам, по персоналу, по маркетингу, по качеству, по капитальному строительству, начальники функциональных подразделений, менеджеры и т. д. Субъектами организаторской деятельности на уровне страны в РФ являются: Президент, Председатель Правительства, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, федеральные министры и т.д. В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть лидеры общественных объединений, неформальные лидеры, организационные комитеты, союзы и т.д. Один и тот же человек может быть одновременно и субъектом (по отношению к непосредственным исполнителям или к материальным объектам), и объектом (по отношению к вышестоящим должностным лицам). Субъект организаторской деятельности может быть одновременно и своим объектом, поскольку он может выполнять работу, данную самому себе. Рядовые работники могут в то же время быть коллективным субъектом организаторской деятельности. Менеджер как субъект организаторской деятельности должен уметь анализировать ситуацию и представлять свое дело с наиболее выгодной стороны. При этом он должен знать, как справиться с рисками, которые неизбежны при ведении любого дела. Особое значение имеет творческий подход к решениям, принимаемым менеджером, поскольку управление - это не только наука, но и искусство. При принятии решений субъект организаторской деятельности должен руководствоваться как рациональными принципами, основанными на расчете и математической логике, так и иррациональными, на основе опыта, интуиции, неформальной логики и далее предчувствий. Роль субъекта организаторской деятельности трудно переоценить. Вовлечение всех сотрудников в организаторскую деятельность и в решение задач управления способствует повышению эффективности организации и ее выживанию в жестоких условиях современного рынка.

5.Теория организационной эффективности.

Эффективность может оказаться неопределенным и изменчивым критерием. Один руководитель определяет эффективность размером прибыли, в то время как другой измеряет ее в таких понятиях, как конкурентоспособность, престиж в деловом мире или в глазах общественности, расширение предприятия. Или, например, президент компании, преследуя цели снижения себестоимости, завоевания рынка или получения прибыли, направляет ее деятельность по достижению поставленных целей такими методами, которые приводят к возникновению у подчиненных проблем морального характера, что в конечном счете наносит ущерб предприятию. Какими бы критериями ни измерялась эффективность, принцип эффективности лежит в основе оценки любой организационной структуры и ее изменений. Выбор же подходящего критерия эффективности зависит от конкретных условий функционирования, назначения и стратегии организации, причин осуществляемых изменений. Опираясь на теорию систем, эффективность можно определить и измерить в пределах, которые являются значимыми для руководителей организаций как частных предпринимательских, так и государственных. Исходя из этой теории как основы для выбора критериев эффективности организационной структуры, можно рассмотреть широкий спектр подходов к ее исследованию и измерению и на этой основе представить общую модель эффективности организационной структуры.

 



2015-11-27 554 Обсуждений (0)
Основные законы организации: единства анализа (синтеза); информированности – упорядоченности; пропорциональности и композиции; развития; самосохранения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные законы организации: единства анализа (синтеза); информированности – упорядоченности; пропорциональности и композиции; развития; самосохранения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)