Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учет прямых (основных) производственных расходов



2015-11-27 379 Обсуждений (0)
Учет прямых (основных) производственных расходов 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача бухгалтерского учета состоит в том, чтобы учесть все затраты на фактический объем производства в денежном и натуральном выражении и исчис­лить производственную (фабрично-заводскую) себестоимость вы­пущенной из производства продукции как в целом, так и в разре­зе отдельных ее наименований.

Организации, являющиеся плательщиками налога на при­быль, относят на себестоимость продукции (работ и услуг) все расходы, связанные с извлечением дохода. Кроме того, на их себестоимость списывают также в полном объеме все внереа­лизационные расходы (уценка производственных запасов, дол­ги, нереальные для взыскания и др.), за исключением ряда расходов. Состав последних регламентируется действующим законодательством и включает свыше 10 наименований (рас­ходы по уплате налога на прибыль; расходы, связанные с прио­бретением, арендой или правом пользования земельными уча­стками, участками недр и лесов и т. п.).

Для решения отмеченной задачи в плане счетов бухгалтер­ского учета предусмотрены счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводствен­ные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и некоторые другие.

Себестоимость отдельных наименований продукции, работ, видов услуг формируется на аналитических счетах, открывае­мых к двум синтетическим калькуляционным счетам 20 «Ос­новное производство», 23 «Вспомогательные производства».

В дебет счета 20 «Основное производство» в отчетном периоде на конкретные виды продукции списывают стоимость расходов в виде основ­ных материалов, основной заработной платы производственных рабочих, затрат топлива на технологические цели и др. Это ос­новные расходы.

Учет накладных расходов

Отдельную группу расходов формируют расходы на обслу­живание и управление основным и вспомогательным производ­ствами. Учет их ведется на двух собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяй­ственные расходы».

К счету 25 «Общепроизводственные расходы» целесообраз­но открыть два субсчета: 25-1 «Расходы по содержанию и эксп­луатации оборудования» и 25-2 «Общепроизводственные расхо­ды».

По дебету субсчета 25-1 «Расходы по содержанию и эксплу­атации оборудования» собираются затраты в виде стоимости ма­териалов на содержание машин и оборудования, оплаты труда (с начислениями) рабочих по их наладке, текущему обслуживанию и ремонту, услуг, полученных со стороны и от своих вспомога­тельных цехов, на содержание оборудования и рабочих мест (пара, сжатого воздуха, электроэнергии). Наконец, сюда списывается также износ инструментов, амортизация оборудования и внутри­цехового транспорта.

По дебету субсчета 25-2 «Общепроизводственные расхо­ды» учитываются расходы, имеющие отношение к управлению структурными подразделениями предприятия (цехов, участков и пр.). В частности, сюда относятся стоимость отпущенных товарно-материальных ценностей на содержание зданий, со­оружений цехового назначения, расходы по оплате труда (с на­числениями) рабочих цеха, по охране труда и технике безопас­ности, уборщиц, персонала цеха (менеджеров) и другие расхо­ды.

По дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» собира­ются аналогичные расходы по счету 25-2 «Общепроизводствен­ные расходы», но по характеру общезаводского назначения: сто­имость материалов на содержание зданий и сооружений, заводо­управления, заводских лабораторий, расходы на оплату труда (с начислениями) персонала заводоуправления, расходы на адми­нистративно-хозяйственные нужды (почтово-канцелярские, теле­фонные и иные расходы).

В то же время счет 26 «Общехозяйственные расходы» выс­тупает в качестве основного счета для обобщения информации о текущих издержках в тех организациях, где отсутствует произ­водственный процесс, связанный с изготовлением продукции или выполнением конкретных видов работы. В таких организациях (рекламные агентства, брокерские фирмы и пр.) основным ви­дом деятельности является оказание услуг. Поэтому учтенные издержки за отчетный период на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в конце данного периода подлежат списанию непосред­ственно на дебет счета 90 «Продажи».

Пример калькуляции себестоимости

Пример калькуляции плановой и фактической себе­стоимости показан в таблице 6.1.

Таблица 6.1.Калькуляция плановая и фактическая цеховой себестоимости продукции (руб.)

Статьи затрат На весь выпуск (50 ед.) На единицу
По плану Факти­чески Откло­нения (+, ~) По плану Факти­чески Откло­нения (+, -)
Материалы +537 410,74 + 10,74
Основная зара­ботная плата производствен­ных рабочих -500 -10
Отчисления на социальное страхование 45622,5 -192,5 912,45 908,6 -3,85
Расходы на со­держание и экс­плуатацию обо­рудования -605 359,5 347,4 -12,1
Общепроизвод­ственные рас­ходы 18858,8 -1099,8 377,18 355,18 -22
Итоговая цехо­вая производ­ственная себе­стоимость 220956,3 -1860,3 4419,13 4381,92 -37,21

Общая схема учета процесса производства приведена на схе­ме рис. 6.1.

11. Учет процесса реализации

Определение прибыли

Понятие термина «продажа» по своей специфике созвучно термину «реализация» и означает передачу организацией или ин­дивидуальным предпринимателем на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собствен­ности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом дру­гому лицу. Следовательно, понятие «продажа» не означает, что исчис­ленные обороты по кредиту счетов 90 «Продажи» полностью пред­ставляют собой величину налогооблагаемой базы.

Валовая (ба­лансовая) прибыль от продажи продукции исчисля­ется как разность между отпускной (договорной) стоимостью проданной продукции и полной ее фактической себестоимостью, которая представляет собой производственную себестоимость и расходы по продаже. Схема формирования прибыли показана на рис. 6.2.

Расходы по прода­же принято называть коммерческими расходами. Их состав включает расходы на тару и упаковку продукции на складе, расходы по доставке ее до пункта (станции, порта, пристани) отправления, включая расходы по погрузке в транспорт­ные средства, комиссионные и иные сборы, уплачиваемые сбы­товым и иным посредническим организациям, расходы на рек­ламу, организацию выставок и т. п.

В текущем учете расходы по продаже, осуществляемые за счет грузоотправителя, в том числе поставщика, собираются на отдельном активном собирательно-распределительном счете 44 «Расходы на продажу».

Отклонения между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью выпущенной из производства готовой продук­ции списываются сразу в де­бет счета 90 «Продажи» с кредита счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», если последний применяет организация. В дебет счета 90 «Продажи» может относиться также сумма общехозяй­ственных расходов как условно постоянные расходы при исполь­зовании метода «сокращенной» себестоимости. В дебет указанного счета списывается и плановая (нормативная) себестоимость про­данной готовой продукции с кредита счета 43 «Готовая продук­ция». Такой вариант применяется в том случае, если организация при постановке учета проданной продукции формирует выручку от продажи по моменту отгрузки продукции.

Формирование прибыли

С 01.01.02 г. предусматривается применение одного вари­анта формирования выручки — только по отгрузке как в бухгал­терском учете, так и для целей налогообложения.

Рис. 6.2. Схема формирования финансового результата от продаж

По кредиту счета 90 «Продажи» показывается продажная (договорная) стоимость проданной продукции. Сопоставлени­ем суммы оборота по кредиту данного счета субсчет 1 «Выруч­ка» с суммой оборота по его дебету в разрезе соответствующих субсчетов исчисляется финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи. Когда сумма по кредиту больше суммы оборота по дебету, предприятие имеет прибыль от продажи про­дукции; в обратном случае — убыток. Следовательно, счет 90 «Продажи» является активно-пассивным сопоставляющим сче­том.

На субсчете 90-1 «Выручка» собираются суммы поступле­ний, признаваемые в учете выручкой.

На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» формируются те­кущие издержки по продаже продукции (работ, услуг), величине которых противостоит сумма выручки от продажи, учтенная на субсчет 90-1 «Выручка».

На субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» отра­жается сумма данного налога, причитающаяся к получению от покупателей (заказчиков) за проданную им продукцию, выпол­ненные работы или оказанные услуги.

На субсчете 90-4 «Акцизы» формируется сумма данного вида налога, являющегося частью цены на отдельные виды продук­ции (товаров).

На субсчете 90-5 «Экспортные пошлины» организация учи-

тывает сумму этих косвенных налогов при осуществлении внеш­неэкономической деятельности.

По приведенным выше субсчетам записи в течение года ве­дутся в накопительном порядке нарастающим итогом с начала года.

Ежемесячно путем сопоставления дебетовых оборотов по этим субсчетам с оборотом по кредиту 90-1 «Выручка» исчисля­ется финансовый результат от продажи (прибыль, убыток).

Полученный таким путем финансовый результат (прибыль, убыток) от обычных видов деятельности в этом же отчетном ме­сяце заключительными записями списывается со счета 90 «Про­дажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «При­были и убытки». Следовательно, на отчетную дату счет 90 «Про­дажи» остатка не имеет.

12. Классификация и оценка основных средств

Основные средства (ОС) - это те ресурсы предприятия, которые задействованы в производстве на годы, на десятилетия. Их внешняя форма остается неизменной на весь срок их "жизни", а стоимость свою они переносят, присоединяют к производств. продукту частями. ОС промышл. предприятий составляют основу их материально-тех. базы, рост и совершенствование кот. является важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности продукции. В процессе производства наравне с предметами труда используются средства труда, т. е. ОС. К ним относятся машины, оборудование, инструменты, производств. и хоз. инвентарь, другие орудия производства, при помощи которых совершается производственный процесс. К средствам труда относятся также здания, сооружения, передаточные устройства, трансп. средства, кот. непосредственно на предметы труда не воздействуют, а создают необходимые условия для осуществления производственного процесса.

Средства труда (ОС) в отличие от предметов труда участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою начальную форму. Однако в процессе производства они постепенно изнашиваются, перенося свою стоимость на вновь создаваемый продукт. В зависимости от стоимости и срока службы средства труда подразделяем две группы: основные средства (внеоборотные) и средства, учитываемые в составе оборотных. При этом к основным средствам относятся средства труда с устанавливаемой правительством их стоимостью за единицу и сроком службы выше одного года.

В настоящее время к ОС относятся средства труда стоимостью свыше 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям - свыше 10 б.в.) за единицу и сроком службы не менее одного года. Роль ОС в процессе труда опр-ся тем, что в своей совокупности они образуют производственно-технич. базу (а в торговле - материально-техническую базу) и опр-ют производств. мощность предприятия.

Классификация ОС. В организациях используются разнообразные по своему составу и назначению ОС. Поэтому важнейшей предпосылкой правильности организации их планирования, исчисления амортизации, учета и отчетности, а также механизации и автоматизации является научно обоснованная классификация ОС. Она строится по отраслевой принадлежности, функциональному назначению, натурально-вещественному составу, степени использования и принадлежности. Классификация разрабатывается и утверждается Минстатом и анализ РБ.

В соответствии с отраслевой принадлежностью в планировании, учете и отчетности выделяются ОС, относящиеся к промышленности, сельскому хозяйству, строительству, здравоохранению, коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию и другим отраслям. При помощи такой группировки основные средства относятся к той отрасли народного хозяйства и виду деятельности, к которой отнесены вырабатываемая продукция, выполненные работы и оказываемые услуги с участием этих средств. Указанная группировка ОС производится в каждой конкретной организации.

В отраслевом разрезе группируются и ОС подсобных, вспомогательных и прочих производств и хозяйств, состоящих на балансе организации.

По функциональному назначению ОС подразделяются на средства основн. вида деят-сти, других отраслей, производящих товары и других отраслей, оказывающих услуги. К средствам основного вида деятельности относятся те из них, кот. непосредственно участвуют в произв-ве, воздействуют с пом. рабочего либо средств автоматики на предметы труда при изготовлении продукции, выполнении работ или оказания услуг (системы машин, комплексы технологического оборудования, инструмент и др.) или создают необходим. условия для производств. процесса (здания, сооружения и т.п.).

По натурально-естеств. составу ОС классиф-тся по след. группам: 1. Здания – это архитектурно-строит. объекты, предназначенные для труда, жилья, социально-культ. обслуживания трудящихся и хранения матер.ценностей. 2. Сооружения – это инженерно-строит. объекты для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда. 3. Машины и оборудование. 4. Передаточные устройства, которые предназначены для передачи электрич., тепловой или механич. энергии от машин-двигателей к рабочим машинам, а также передачи жидких и газообр. веществ от одного инвентарного объекта к другому. 5. Трансп. средства. 6. Инструмент, производств. и хоз. инвентарь и принадлежности. и нумеровальные аппараты, переносные палатки, кровати, ковры, портьеры, гидропульты и т.п. 7. Др. виды ОС – библиотечные фонды, музейные ценности; капитальные затраты в арендованные ОС, учитываемые на балансе арендатора; др.

В зависимости от прав собственности на объекты ОС можно подразделить на: объекты ОС, принадлежащие организации на праве собственности (в т.ч. сданные в аренду либо в безвозмездное пользование); объекты ОС, находящиеся у организации в доверительном управлении; объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

По степени применения различают действующие, находящиеся в запасе и бездействующие ОС. Такое деление необходимо для получения информации о загрузке и эффективности использования ОС, возможностях замены износившихся средств, принятия мер к передаче или реализации другим предприятиям ненужных средств, а также правильного расчета износа для включения в издержки произв-ва. К действующим ОС относятся ОС, используемые в производств. и хоз. деятельности. Находящиеся в запасе предназначаются для замены действующих во время ремонта, модернизации или полного выбытия. Бездействующие – это такие, которые по различным причинам не используются.

Оценка ОС. Как и все объекты учета, ОС в бухучете отражают в ден. оценке. Экономически обоснованная оценка ОС имеет большое значение для правильного опр-ния их общего объема и состава по видам и группам, а также для начисления налогов на недвижимость, расчета амортизации, анализа эффективности использования фондов. Различают 3 вида стоимостной оценки ОС в: - первоначальную; - восстановительную; - остаточную.

Первонач. стоимостью наз. сумму фактич. затрат на строительство или приобретение объекта ОС, включающую расходы по доставке и установке (тариф, погрузочно-разгрузочные работы, строительство фундамента, монтаж, в том числе %% за кредит, полученный на приобретение ОС), т.е. это стоимость объекта в момент ввода его в эксплуатацию. Первонач. стоимостью ОС признается: - сумма фактически произведен. затрат по возведению (сооружению) или приобретению объектов ОС, включая расходы по доставке, монтажу, установке и пусконаладке; для объектов, изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц; - ден. оценка экспертной комиссии для объектов ОС, внесенных в счет вкладов в уставный капитал предприятия; - текущая рын. стоимость на дату принятия к бухучету для объектов, полученных по договору дарения;- при невозможности установить стоимость ценностей, полученных предприятием по договорам обязательств, ОС учитываются исходя из стоимости, по кот. в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналог. объекты;- объекты ОС, стоимость кот. при приобретении опр-на в инвалюте, оцениваются в рублях путем пересчета ин валюты по курсу Нацбанка РБ, действовавшему на дату приобретения.

По существующему положению ОС в бухучете и в отчетности (в т.ч. в балансе) отражаются по первоначальной стоимости, которая может изменяться лишь в исключительных случаях.

Восстановит. стоимость – это стоимость воспроизводства ОС в современ. условиях (по действующим ценам). Обычно вновь поступающие ОС, например, оборудование, имеют стоимость иную, чем такие же объекты, приобретенные несколько лет назад, поэтому в учете одинаковые объекты получают разную оценку. В связи с этим периодически проводят переоценку ОС по восстанов. стоимости, в результате чего достигается единообразие в оценке одинаковых объектов, введенных в действие в разное время. После переоценки ОС отражают в учете по восстановительной стоимости.

В условиях рыночной экономики необходима реальная оценка активов, поэтому переоценку ОС по восстановит.стоимости следует проводить не реже одного раза в год в соответствии с указаниями фин. органов о переоценке ОС. В процессе эксплуатации ОС изнашиваются, т.е. их первоначальная стоимость постоянно уменьшается. Остаточная стоимость представляет собой первоначальную стоимость за вычетом суммы износа. Это фактическая, реальная стоимость ОС на отчетную дату. Износ ОС отражают в учете обособленно от их первоначальной стоимости.

В условиях перехода к рыночной экономике задачами бухучета являются: - правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения ОС, - документальное оформление и учет движения ОС в разрезе отдельных объектов и групп;- контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации; - своеврем. и точное исчисление износа ОС и правильное его отражение в учете; - опр-ние затрат по ремонту и контроль за рацион. использованием средств, выделенных для этой цели; - выявление неиспользуемых лишних объектов ОС;- контроль за эфф-стью использования, нахождение резервов повышения эффективности работы машин, оборудования, трансп. средств, др.объектов, а также использования производтв. площадей для увеличения выпуска продукции; - оперативное обеспечение необходимой инф-цией руководства предприятия о состоянии ОС путем автоматизации учетно-вычислит.работ на базе совр. средств вычислит. техники. Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной орг-ции учета наличия и движения ОС, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту. Для хар-ки ОС важное значение имеет учет срока их полезного использования. Этот срок представляет собой период, в теч. кот. использование объекта ОС призвано приносить доход орг-ции, определяемый для принятых к бухучету ОС в соответствии с установл. порядком.

13. Документальное оформление и учет поступления основных средств

Основные средства (ОС) поступают в организации в результате: капитальных вложений; приобретения за плату у других организаций и лиц; получения от других организаций и лиц безвозмездно; обмена на другое имущество; субсидий правительственного органа; внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации (по договоренности сторон) и др.

Для синтетического учета ОС в плане счетов предназначен синтетический активный счет 01 "Основные средства". На этом счете учитываются основные средства, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, полученные в аренду (лизинг), доверительном управлении. ОС учитываются на счете 01 в первоначальной оценке. При полной журнально-ордерной форме учет по счету 01 ведется в журнале-ордере 13, а при сокращенной - в журнале-ордере 04. Для обобщения данных по учету движения ОС и начисления амортизации применяется при упрощенной форме "Ведомость учета ОС, начисления амортизации" формы № В-1.

Включение в состав ОС объектов, созданных самой организацией, отражается в учете следующими записями: Д-т сч. 01 К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" – на стоимость фактичесих затрат по их возведению.

При этом все затраты по их возведению собираются на дебете счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" с кредита разных счетов в зависимости от вида расходов: 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 50 "Касса", 51 "Расчетный счет" и др.

Приобретение ОС за плату у других организаций и лиц в учете отражается следующим образом.

При приобретении ОС, не требующих монтажа на их стоимость, составляются проводки:

а) Д-т сч. 08 К-т сч. 60.

б) Д-т сч. 18 К-т сч. 60 - на сумму налога по приобретенным ОС

в) Д-т сч. 60 К-т сч. 51 (52, 55, 50) - по мере оплаты счетов поставщиков с учетом налогов

г) Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - при вводе ОС в эксплуатацию

д) Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" К-т сч. 18 - на сумму зачитываемого налога.

Если же приобретается оборудование, требующее монтажа, то на его стоимость составляются след. бух. записи:

а) Д-т сч. 07 "Оборудование к установке" К-т сч. 60 – при согласии на оплату счетов поставщиков без НДС

б) Д-т сч. 18 К-т сч. 60 – на отражение указанных в первичных расчетно-платежных документах сумм НДС по оприходованному оборудованию

в) Д-т сч. 60 К-т сч. 51 (52, 55, 50) - по мере оплаты счетов поставщиков с учетом налогов

г) Д-т сч. 08 К-т сч. 07 "Оборудование к установке" – при передаче оборудования в монтаж, К-т сч. 10, 70, 69 и др. счетов в завис. от вида расходов – на затраты, связанные с монтажом оборудования

д) Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - при вводе оборудования в эксплуатацию

е) Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" К-т сч. 18 – на сумму зачитываемого налога.

В случае приобретения ОС, бывших в эксплуатации, за плату у других организаций составляются след. проводки: а) Д-т сч. 08 К-т сч. 60 – на договорную стоимость без НДС; б) Д-т сч. 18 К-т сч. 60 – на сумму налога по приобретенным основным средствам; в) Д-т сч. 60 К-т сч. 51 (52, 55) – по мере оплаты счетов за приобретенные ОС с учетом НДС; г) Д-т сч. 01 К-т сч. 08 – при вводе ОС в эксплуатацию по договорной стоимости; д) Д-т сч. 68 К-т сч. 18 – на сумму зачитываемого налога.

На сумму использованных амортизац. отчислений на создание или приобретение ОС: К-т сч. 010 "Амортизационный фонд воспроизводства ОС".

При недостаточности амортизационного фонда организации направляют на приобретение (создание) ОС и другие источники собственных средств.

Прием в эксплуатацию ОС, полученных от др. организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидии правительственного органа, отражается проводками: а) Д-т сч. 08 К-т сч. 98 "Доходы будущих периодов" (субсчет 2 "Безвозмездные поступления") - на рыночную стоимость без учета НДС; б) Д-т сч. 18 К-т сч. 98– на сумму НДС; в) Д-т сч. 01 К-т сч. 08 – на рыночную стоимость без учета НДС.

Стоимость безвозмездно полученных ОС, учтенная на счете 98 (субсчет 2), в дальнейшем в размере начисленных сумм амортизационных отчислений ежемесячно списывается в кредит счета 92 "Внереализ. доходы и расходы" (субсчет 1) с дебета счета 98.

НДС по безвозмездно полученным ОС, учтенный на счете 18, списывают с него проводкой:Д-т сч. 92 "Внереализац. доходы и расходы" (субсчет 2) К-т сч. 18 .

На сумму начисляемой амортизации по безвозмездно принятым ОС делаются записи: Д-т сч. 20 "Осн. производство" (23, 25, 26 и др.) К-т сч. 02 "Амортизация ОС".

Одновременно на сумму начисляемой амортизации: Д-т сч. 98 К-т сч. 92 "Внереализационные доходы и расходы" (субсчет 1). Расходы по доставке безвозмездно полученных ОС учитываются как затраты на капитальные вложения и отражаются проводками: а) Д-т сч. 08 К-т сч. 60 (76) – на расходы без учета НДС; б) Д-т сч. 18 К-т сч. 60 (76) – на сумму НДС. Эти расходы относятся на увеличение стоимости безвозмездно полученных объектов ОС: Д-т сч. 01 К-т сч. 08

В организации могут поступать ОС от своих филиалов и других обособленных подразделений, выделенных на отдельные балансы. В этом случае на первонач. стоимость поступивших ОС у получателя составляются проводки: Д-т сч. 01 К-т сч. 79 "Внутрихоз. расчеты" (субсчет 1 "По выделенному имуществу") – при поступлении от филиалов и других подразделений, выделенных на самостоят. баланс. Одновременно: Д-т сч. К-т сч. 02 "Амортизация ОС" – на сумму начисленной амортизации.

При предоставлении учредителями ОС в собственность организации делаются записи:

а) Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями" (субсчет 1"Расчеты по вкладам в уставный фонд (УФ)") К-т сч. 80 – на сумму задолженности учредителей по вкладам в УФ. б) Д-т сч. 08 К-т сч. 75 – при внесении объектов ОС в качестве вклада в УФ К-т сч. 70 (10, 50, 51, 52, 68, 69 и др.) – на затраты по доведению объектов в работоспособное состояние. в) Д-т сч. 01 К-т сч. 08 – при вводе в эксплуатацию внесенных объектов в качестве вклада в УФ.

Арендованные у другой организации ОС учитываются на одноименном забаланс. счете 001 "Арендованные ОС". Арендованные ОС, находящиеся за рубежом, учитываются на счете 001 обособленно.

ОС, представляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода (аренда, лизинг), учитываются на активном синтетическом счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". При их поступлении в организацию составляются проводки:

а) Д-т сч. 08 К-т сч. 60 – на стоимость объектов согласно акцептованным расчетно-платежным документам или фактически поступившим без учета

б) Д-т сч. 18 К-т сч. 60 - на сумму НДС, относящуюся к приобретаемым объектам

в) Д-т сч. 60 К-т сч. 51 (52, 55) – при оплате поставщику за приобретаемые объекты ОС с учетом НДС

г) Д-т сч. 08 К-т сч. 07 "Оборудование к установке" - при передаче со склада в монтаж оборудования, требующего монтажа, К-т сч. 70 (10, 50, 51, 60, 69, 70, 76, и др.) – на затраты по доставке и доведению объектов в работоспособное состояние

д) Д-т сч. 03 "Доходные вложения в материальные ценности" К-т сч. 08 – на первонач. стоимость объектов, определяемую, исходя из фактич. затрат на их приобретение, включая расходы по доставке, монтажу и установке

е) Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" (субсчет 1) К-т сч. 18 – на сумму зачета уплаченного НДС.

При приобретении ОС по бартеру их первонач. стоимостью признается стоимость обмениваемого имущества, по кот. оно было отражено в бухучете передающей стороны, если иное не предусмотрено законодательством. В этом случае приобретение ОС отражается проводками:

а) Д-т сч. 90 "Реализация" (91) К-т сч. 43 "Готовая продукция" – на фактич. себестоимость отгруженных ценностей

б) Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76) К-т сч. 90 "Реализация" (91) – на стоимость отгруженных ценностей по учетным ценам с учетом НДС

в) Д-т сч. 44 "Расходы на реализацию" (91) К-т сч. 51 (52, 55, 76 и др.) – на расходы, связанные с товарообмен. операцией

г) Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - на учетную стоимость на дату отгрузки ОС по товарообмен. операции без НДС

д) Д-т сч. 18 К-т сч. 60 – на сумму НДС по полученным ОС

е) Д-т сч. 60 К-т сч. 62 – при взаимозачете задолженности по товарообменной операции

ж) Д-т сч. 08 К-т сч. 60 (76) – на услуги сторонних организаций по доставке ОС, приобретенных по бартеру, К-т сч. 10 – на стоимость материалов, израсходованных при установке полученных ОС, К-т сч. 70– на сумму начисленной зарплаты рабочим за установку ОС (69, 68 и др.)

з) Д-т сч. 18 К-т сч. 60– на сумму НДС на услуги сторон. орг-ций по доставке и доведению объектов ОС к эксплуатации

и) Д-т сч. 01 К-т сч. 08 – на стоимость (первоначальную) вводимых в эксплуатацию объектов ОС полученных по товарообмен. операции.

 

 

14. Организация аналитического учета основных средств

Аналитический учет основных средств ведется непосредственно в бухгалтерии учреждения, а также материально ответственными лицами по местам нахождения (эксплуатации) основных средств.

В бухгалтерии применяются следующие регистры аналитического учета основных средств:

 инвентарные карточки;

 оборотные ведомости по аналитическим счетам;

 мемориальные ордера – накопительные ведомости.

На каждый объект в зависимости от вида основных средств бухгалтерия открывает инвентарные карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях (формы № ОС-6, ОС-8, ОС-9) с последующим составлением раздельных оборотных ведомостей по основным средствам (форма № 326).

Письмом Министерства финансов СССР от 12 июня 1985 г. № 41-33 в формы карточек, включенных в Альбом, внесены изменения.

Карточки формы № ОС-6 предназначены для учета зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, транспортных средств, другого инвентаря и оборудования.

Открываются карточки согласно акту приемки – передачи объектов основных средств (форма № ОС-1), технических паспортов и других документов. В карточке указывается полное наименование объектов, их краткая индивидуальная характеристика (модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска и т.д.), дата и номер акта о вводе в эксплуатацию, инвентарный номер объекта, первоначальная стоимость. На основании актов приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) в карточке делаются записи о произведенных капитальных ремонтах, реконструкции, модернизации. Записи о внутреннем перемещении объектов основных средств вносятся в карточку и инвентарный список (форма № ОС-13) на основании накладной (форма № ОС-2).

Особое внимание при заполнении карточки необходимо обратить на заполнение показателей по содержанию драгоценных металлов (камней и др.) в приобретенном оборудовании. Поскольку формой не предусмотрен раздел об их содержании в объектах основных средств, то наименование объекта или детали, где находятся драгоценные металлы, их название, единица измерения и масса указываются в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта».

Карточка формы № ОС-8 предназначена для учета рабочего продуктивного и племенного скота, а также многолетних насаждений и капитальных затрат по улучшению земель (без сооружений). В карточке приводится индивидуальная характеристика животного с указанием возраста, масти, тавра, клички. Многолетние насаждения учитываются по инвентарным объектам с указанием вида насаждения, количества высаженных единиц и площади. Учет капитальных расходов по улучшению земель ведется в разрезе мероприятий (планировка земельных участков, расчистка зарослей и т.д. с указанием занимаемой площади и стоимости выполненных работ по каждому мероприятию).

Карточка формы № ОС-9 предназначена для группового учета библиотечных фондов и сценическо-постановочных средств. Записи в карточках целесообразно производить по каждому предмету отдельной строкой. На каждое наименование однородных предметов открывается одна карточка.

Инвентарные карточки в обязательном порядке регистрируются в описи инвентарных карточек (форма № ОС-10), ведущейся в одном экземпляре. Записи в ней производятся в разрезе классификационных групп основных средств с указанием года открытия карточек (год указывает перед регистрацией первой карточки). Для каждой группы отводится определенное количество страниц. Нумерация ведется по каждой группе, начиная с № 1. В графе «Примечание» указывается дата и номер мемориального ордера выбытия объекта. Когда в последней инвентарной карточке имеются отметки о списании объектов описи инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-10) сдаются в архив.

15. Учет износа основных средств. Порядок начисления амортизации по основным средствам

Любые объекты, входящие в состав ОС, кроме земли, подвержены физическому и моральному износу. Износ представляет собой потерю потребительских свойств как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии, т.е. под влиянием физич. сил, технич. и экономич. факторов ОС постепенно утрачивают свои потребительские свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут выполнять свои функции по каким-либо техническим причинам или в силу экономич. невыгодности. Моральный износ проявляется иначе, чем физический. Главное в том, что они не способны выпускать продукцию такого качества, кот. можно производить на более современной технике. => периодически возникает необходимость заменять ОС, прежде всего их активную часть, новыми, более современными экземплярами. При этом физический износ не является главным фактором.

Экономическим выражением процесса физич. и (или) морального износа явл. процесс амортизации. Механизм (процесс) постепенного переноса стоимости ОС на готовый продукт и накопление амортизационного фонда (АФ) для замены изношенных экземпляров называется амортизацией. Процесс накопления АФ отражается на счетах бухучета.

В Плане счетов для учета амортизационных отчислений и накопления суммы амортизации предназначен счет 02 "Амортизация ОС". Это регулирующий пассивный (контрактивный) счет, на котором открывается два субсчета: 02/1 "Амортизация собственных ОС"; 02/2 "Амортизация долгосрочно арендуемых ОС". Кредитовое сальдо по счету 02 "Амортизация ОС" отражает величину накопленной амортизации ОС, которые числятся на счете 01 "Основные средства".

Организации при принятии объекта ОС к бухучету самостоятельно опр-ют нормы амортизации в соответствии с выбранным способом ее начисления в рамках установлен. диапазонов сроков полезного использования. Амортизация по объектам ОС начисляется ежемесячно. Норма амортизации – это доля (в %%) стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответств. источников. В настоящее время начисление амортизации на предприятиях производится на основании Положения о порядке начисления амортизации по ОС и нематериальным активам одним из след. способов: - линейный способ начисления амортизации; - нелинейный способ начисления амортизации: а) суммы чисел лет, б) уменьшаемого остатка; - производительный способ начисления амортизации.

Аморт. отчисления для объектов ОС, по кот. используются линейный и нелинейный методы начисления амортизации, начинают начисляться с 1-го числа месяца, следующего за вводом объекта в эксплуатацию, и начисляются до полного погашения стоимости объекта либо его списания. Прекращаются начисления амортизации начиная с 1-го числа месяца, следующего за ликвидацией, продажей или передачей объектов ОС, а также в результате полного погашения первонач. стоимости отдельных объектов ОС. Для объектов ОС, по кот. используется производит. метод начисления амортизации, амортизац. отчисления начисляются с момента ввода в эксплуатацию.

В бухгалтерии начисление амортизации отражается по кредиту счета 02 "Амортизация ОС" в корции с дебетом счетов производств., затрат или источников финансирования: дебет 20 "Осн. произв-во"; дебет 23 "Вспомогат. производс<



2015-11-27 379 Обсуждений (0)
Учет прямых (основных) производственных расходов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учет прямых (основных) производственных расходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)