Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции



2015-11-27 852 Обсуждений (0)
Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции 0.00 из 5.00 0 оценок




Описание различных видов и типов мышления строит­ся на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мыш­ления подразделяются по своему функциональному назна­чению, развитию, строению, используемым средствам, по­знавательным возможностям.

В психологии наиболее распространенной является сле­дующая классификация видов мышления: наглядно-дей­ственное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отра­жает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) — это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, что­бы ими можно было успешно оперировать:

· объект как таковой в своей материальности и конк­ретности;

· объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;

· объект, описанный в той или иной знаковой системе.

Другой критерий (вторая часть названий) — это основ­ные способы, с помощью которых человек познает окружа­ющий мир:

· через практическое действие с объектом;

· с помощью оперирования образными представлени­ями;

· на основе логических понятий и других знаковых об­разований.

Основная характеристика наглядно-действенного мыш­ления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления.

При наглядно-образном мышлении ситуация преобра­зуется в плане образа или представления. Субъект опери­рует наглядными изображениями объектов через их образ­ные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными пред­ставлениями расширяет сферу действия практического мышления.

На уровне словесно-логического мышления субъект мо­жет, оперируя логическими понятиями, познавать суще­ственные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Описанные виды мышления образуют этапы развития, мышления в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различ­ных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами. Некоторые психологи полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено на познание законов и правил, практиче­ское — на разработку средств реального преобразования ок­ружающего мира.

Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в опре­деленном отношении более сложным, чем мышление тео­ретическое. С.Л. Рубинштейн рассматривал практическое мышление как предпосылку и исходную форму теорети­ческого мышления.

По степени рефлексии разделяют интуитивное и анали­тическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной, структурный и уровень осознан­ности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. При интуитивном решении задачи ответ появляется мгно­венно в виде «ясного видения» проблемной ситуации. В психологии такой путь решения называется инсайт — озарение, внезапное понимание. Развитое мышление представ­ляет собой сложное единство интуитивных и логических компонентов, тесно связанных между собой.

Мышление возникает и протекает в виде особых операций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение.

Основным и мыслительными операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез. Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез — мыслитель­ная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, ана­лиз и синтез в то же время неразрывно связаны между со­бой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.

Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение — мыслительная операция, основанная на уста­новлении сходства и различия между объектами. Оно по­зволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Эти сходные признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом. Абстракция — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и от­влечении от несущественных. Обобщение — мысленное объе­динение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Необходимая предпосылка обобщения — сравне­ние предметов друг с другом. Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию понятий, к открытию зако­нов, к познанию закономерных связей и отношений. Абстрак­ция и обобщение тесно связаны друг с другом. Человек не мог бы обобщать, если бы не отвлекался от различий в том, что он обобщает.

Выделение общих свойств разных уровней позволяет че­ловеку установить родовидовые отношения в многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Систематизация, и классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимос­ти от сходств и различий.

Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия формируются в процессе историче­ского развития человечества. Овладеть понятием — значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах, к кото­рым относится данное понятие. Понятия образуют более сложные формы мышления: суждения и умозаключения.

Суждение — форма мышления, отражающая связи меж­ду предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса («Все реки текут»). В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым объектам («Некоторые студенты — отличники»). В единичных сужде­ниях— только к одному («Этот ученик плохо выучил урок»). Утверждать или отрицать что-либо можно с разной степенью уверенности. Важно, чтобы уверенность в пра­вильности суждения была обоснована объективными дан­ными. В значительной мере легкость, с которой возникает уверенность в суждениях, обусловлена индивидуальными особенностями личности.

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредован­но — через умозаключение. Умозаключение — форма мыш­ления, при которой на основе нескольких суждений делает­ся определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посылками умозаключения.

Простейшей и типичной формой вывода на основе част­ной и общей посылок является силлогизм. Различают два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктив­ные. Индукция — логический вывод в процессе мышления ах частного к общему. Дедукция — логический вывод в про­цессе мышления от общего к частному. Два этих вида умозаключений тесно связаны друг с другом, сложные процес­сы рассуждений всегда представляют собой целую цепь умозаключений, в которой используются и переплетаются оба вида. Кроме того, выделяют умозаключения по анало­гии, или умозаключения от одних частных случаев к дру­гим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении.

Виды мышления

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что "они по разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач..., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей" .

Виды мышления

Существует несколько видов мышления.

· Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятель­ности и. являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления.

· Наглядно-образное мышление — вид мышления, ха­рактеризующийся опорой на представление и образы.

· Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета. Оно выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

Взрослый человек не пользуется каким-то одним ви­дом мышления: все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой задачи требует словесных обобщений.



2015-11-27 852 Обсуждений (0)
Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (852)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)