Тема 25. Модальная логика
1. Понятие модальности. 2. Основные принципы построения модальных логик. 3. Деонтическая модальность
5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)
Вопросы для экзамена (зачета) для нефилософских специальностей 1. Логика - наука о законах и формах мышления. Значение логики для профессиональной и познавательной деятельности. 2. Возникновение логики, основные исторические этапы ее развития. 3. Понятие логической культуры, способы формирования логической культуры человека. 4. Соотношение логики, интуиции и здравого смысла. 5. Абстрактно-логический уровень познания. 6. Мышление и язык. Взаимосвязь культуры мышления и культуры речи. 7. Логическая форма. Формализация мышления. 8. Логические понятия и символы (субъект, предикат, логические связки, кванторы). 9. Логические термины и связки (импликация, конъюнкция, дизъюнкция, эквиваленция, отрицание). 10. Понятие как форма мышления. Основные логические методы образования понятий. 11. Классификация понятий. Синонимия и омонимия. 12. Содержание и объем понятия, отношения между понятиями. 13. Определение понятий, правила и ошибки определения понятий. 14. Роль и функции понятия в познании и коммуникации. 15. Понятие суждения, виды суждений. 16. Качественная и количественная характеристики суждений. 17. Общая характеристика атрибутивного и реляционного суждений. 18. Отношения между суждениями. Логический квадрат. 19. Модальность суждения. Типы модальности. 20. Общая характеристика сложных суждений. 21. Таблицы истинности суждений. 22. Роль и значение вопроса в познании и общении. Виды вопросов. 23. Логическая структура вопроса, корректные и некорректные вопросы. 24. Связь вопросов с проблемой и суждением. 25. Виды ответов и требования к ним. 26. Понятие формально-логических законов, их значение в познании и общении. 27. Закон тождества. Определенность как свойство мышления. 28. Закон противоречия. Непротиворечивость и последовательность как свойство мышления. 29. Виды противоречий и условия их разрешения в мыслительном процессе. 30. Взаимодействие законов противоречия и тождества. Парадоксы и софизмы. 31. Закон исключенного третьего, его общая характеристика и роль в мыслительном процессе. 32. Закон достаточного основания, доказательность мышления. Функции закона достаточного основания. 33. Роль обоснования в науке, логике, коммуникации. 34. Закон Дунса Скотта как предпосылка и методологический принцип истинного мышления и знания. 35. Закон двойного отрицания, его роль, условия применения и ограничения. 36. Основные законы диалектической логики, их общая характеристика. 37. Основные принципы диалектической логики, их общая характеристика . 38. Соотношение законов диалектической и формальной логики. 39. Умозаключение как форма мышления. Его структура. 40. Типы умозаключений. 41. Простой категорический силлогизм, правила его проверки. 42. Понятие фигур и модусов силлогизма. 43. Общие правила категорического силлогизма. 44. Аксиома силлогизма. Ее роль в мышлении, познании, научной методологии. 45. Условный силлогизм. 46. Разделительный силлогизм, его модусы. 47. Условно-разделительный силлогизм, его разновидности. 48. Индуктивное умозаключение, его виды. 49. Методы выявления причинных связей между явлениями. 50. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания. 51. Общая характеристика аналогии. Место и роль аналогии в науке. 52. Доказательство как неотъемлемое свойство научного знания. Общая характеристика и строение доказательства. 53. Виды доказательств и условия их применения. 54. Критика и опровержение доказательства, способы опровержения. 55. Правила доказательства и опровержения. Их связь с основными формально-логическими законами. 56. Основные ошибки доказательства и опровержения. 57. Понятие проблемы. Проблемная ситуация. 58. Сущность гипотезы, ее логическая структура и виды. 59. Выдвижение, этапы развития и проверка гипотезы. 60. Взаимосвязь проблемы, гипотезы и теории в познавательном процессе.
Вопросы для экзамена (зачета) для специальности «философия» (1-й семестр) 1. Предмет и задачи формальной логики 2. Исторические этапы развития формальной логики 3. Язык и мышление. Синтаксический, семантический и прагматические аспекты языка 4. Основные семантические категории выражений языка 5. Язык логики высказываний 6. Язык логики предикатов 7. Понятие логического закона и основные принципы правильного мышления 8. Понятие логического следования и критерии правильности рассуждения 9. Закон тождества и закон противоречия 10. Закон исключенного третьего и закон достаточного основания 11. Понятие как форма мышления 12. Логическая характеристика понятий по характеру содержания и объема 13. Определение понятий и приемы, сходные с определений. Виды определений 14. Операция деления понятия и основные правила деления 15. Отношения между понятиями 16. Суждение как форма мышления 17. Простые суждения и их виды 18. Характеристика суждений по качеству и количеству. Логический квадрат 19. Распределенность терминов в суждении 20. Логические отношения между простыми суждениями 21. Сложные суждения и их виды. Таблица истинности 22. Табличный метод определения условий истинности высказываний 23. Логические отношения между сложными суждениями. 24. Логическое отрицание простых и сложных высказываний 25. Понятие тождественно-истинной, тождественно-ложной и выполнимой формулы 26. Методы проверки тождественно-истинных формул 27. Логическое исчисление в классической логике 28. Система натурального исчисления высказываний 29. Вопросно-ответная форма мышления. Виды вопросов и ответов 30. Семантически и прагматически некорректные вопросы
Вопросы для экзамена (зачета) для специальности «философия» (2-й семестр) 1. Умозаключения как форма мышления. Истинность вывода и правильность рассуждения. 2. Структура и классификация умозаключений. 3. Непосредственные умозаключения. Выводы по «логическому квадрату» и посредством преобразования посылок. 4. Простой категорический силлогизм. Аксиома простого категорического силлогизма. 5. Алгоритм анализа и условия правильности силлогизмов. 6. Правила терминов и правила посылок категорического силлогизма. 7. Фигуры и модусы категорического силлогизма. 8. Чисто условное и условно-категорическое умозаключение. 9. Разделительно-категорическое умозаключение. 10. Условно-разделительное умозаключение. 11. Способы проверки правильности умозаключений из сложных суждений. 12. Вывод по принципу обратной дедукции. 13. Индуктивные умозаключения. 14. Научная индукция. Метод исключения и отбора. 15. Индуктивные методы установления причинных связей. 16. Умозаключения по аналогии. 17. Обоснование и аргументация. 18. Структура аргументации. Доказательная и недоказательная аргументация. 19. Доказательство и опровержение. Подтверждение и возражение. 20. Общие правила и типичные ошибки в аргументации. 21. Проблема и проблемная ситуация. 22. Гипотеза как форма развития знания. 23. Теория как форма развития знания. 24. Основные элементы научной теории. Понятие идеализированного объекта. 25. Соотношение основных логических законов-принципов в классической и неклассической логиках. 26. Основные направления неклассической логики. 27. Понятие интуиции в философии, логике и математике. Интуиционистская логика. 28. Интуиционистское понимание дизъюнкции и импликации. 29. Конструктивная логика и метод конструктивного отбора. 30. Абстракция потенциальной осуществимости и понятие конструктивного отбора. 31. Понятие многозначности в логике и многозначные логики. 32. Трехзначная логика Лукасевича. 33. Понятие модальности в логике. Ассерторические, проблематические и аподиктические суждения. 34. Основные типы модальных оценок в современной логике. 35. Общие принципы модальных логик. 36. Основные понятия и законы алетической модальности. 37. Деонтическая логика. Основные принципы нормативной логики. 38. Логика абсолютных и сравнительных оценок. 39. Система натурального исчисления высказываний. 40. Правила вывода Модальной системы натурального исчисления высказываний.
6. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ для студентов заочного обучения
1. Роль и значение логики в жизни человека. 2. История развития логики. 3. Взаимосвязь основных форм мышления. 4.Разновидности семантических категорий. Дескриптивные и логические термины. 5. Общие, частные и единичные понятия. 6. Взаимосвязь объема и содержания понятий. 7.Простые и сложные, корректные и некорректные вопросы и ответы на них. 8. Основные логические приемы формирования понятий. 9. Определение понятий. Ошибки определения. 10. Количественная и качественная характеристики суждений. 11. Классификация суждений по модальности. 12. Классификация суждений по типу логических отношений. 13. Коммуникативная природа суждений. 14.Запрет противоречия и методологическое значение закона Дунса Скотта. 15. Роль и значение закона тождества и противоречия в коммуникативном и познавательном процессе. 16. Роль и значение закона исключенного третьего в коммуникативном и познавательном процессе. 17. Соотношение законов диалектической и формальной логики. 18. Общая характеристика умозаключения как выводного знания, 19. Фигуры и модусы силлогизма, их значение в интеллектуальной и речевой деятельности человека. 20. Неполные силлогизмы (энтимемы) и механизм их восстановления. 21. Сложные силлогизмы (сорит, эпихейрема) 21. Индукция. Методы установления причинных связей исследуемых явлений. 22. Место и роль индукции и дедукции в познавательной деятельности. 23. Место и роль аналогии в психологической практике. 24. Доказательство и опровержение в науке. Виды доказательств и опровержений. 25. Правила и возможные ошибки доказательства и опровержения. 26. Логико-методологические принципы построения гипотез. 27. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории. 28. Понятие логической культуры и характер ее формирования. 29. Интуиция, здравый смысл и знание логики в журналисткой деятельности. 30. Гипотеза как форма развития научного знания. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задачи и упражнения могут быть использованы в семинарских занятиях для всех форм обучения и являются обязательными при выполнении контрольных работ, предусмотренных учебными планами для заочной формы обучения. Задания распределены по темам, которые являются общими для всех специальностей.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |