Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика элементов программы исследования



2015-11-27 1158 Обсуждений (0)
Характеристика элементов программы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




при написании курсовой работы[4]

Актуальность темы предполагает раскрытие значимости изучения различных аспектов социально-культурной деятельности в конкретных исторических, политических, экономических, идеологических условиях; оценку уровня организации различных видов социально-культурной деятельности в регионе, учреждении; обоснование необходимости поиска методов и средств, позволяющих совершенствовать методику и технологию развития предприятий и учреждений социально-культурной сферы.

Положения и факты, изложенные в актуальности темы, должны логически обосновывать противоречия, лежащие в основе проблемы исследования.

Проблема определяется как "знание о незнании" и отражает конфликт между необходимостью в чем-либо и возможностями достижения искомого, целью и средствами ее реализации.

Проблемы существенно различаются по своему масштабу: одни не выходят за рамки конкретной организации, учреждения, фирмы или коллектива, другие затрагивают целые регионы или отрасль в целом.

В курсовой работе проблема должна носить теоретико-прикладной характер, поэтому необходимо, чтобы противоречие отражало как теоретические, так и практические стороны изучаемых процессов и явлений.

Например, в курсовой работе на тему "Туризм как форма организации семейного досуга" проблема может заключаться в объективно существующем противоречии между социально-культурным потенциалом, которым обладает туризм как форма организации досуга семьи, с одной стороны, и недостаточной реализацией этого потенциала в практической деятельности конкретных турфирм, с другой стороны.

Объектом исследования могут быть отдельные группы населения -участников различных видов социально-культурной деятельности; направления и формы данных видов деятельности; процессы, протекающие в социально-культурной сфере на местном, региональном, федеральном и международном уровнях; трудовые коллективы предприятий социально-культурной сферы и т.д.

Объект определяет проблемное поле исследования. Это то, на что направлен процесс познания, или иначе, ответ на вопрос "что исследуется".

Предмет исследования представляет стороны и свойства объекта, которые отражают противоречия, содержащиеся в проблеме, и подлежат непосредственному изучению в данном исследовании. Предмет определяет лишь одну из проблемных характеристик объекта и конкретизирует ее. Если объектом выступает объективная реальность, то есть какие-либо социально-культурные процессы и явления, то предмет - это то, что определяется самим исследованием, в рамках указанного объекта и исходя из изучаемой проблемной ситуации.

Предметом могут выступать условия, факторы, направления развития различных видов социально-культурной деятельности; механизмы и технологии реализации социально-культурных, социально-педагогических, организационно-управленческих, информационно-методических, творческих задач и т.п.

Если объект отвечает на вопрос "что исследуется", то предмет "конкретизирует", сужает рамки объекта и отвечает на вопрос, "какая сторона объекта исследуется", "с каких позиций рассматривается объект".

Например, в курсовой работе на тему "Организация семейного досуга средствами туризма" объектом будет являться система организации семейного досуга (ответ на вопрос "что исследуется в работе"); предметом станет реализация социально-культурного потенциала туризма в организации семейного досуга (то есть в данной курсовой работе вся система организации семейного досуга ограничивается рамками туризма).

Цель исследования вытекает из специфики проблемы исследования, ориентирует на конечный результат и задает общую направленность исследовательской деятельности. Цель должна соответствовать теоретико-прикладному характеру проблемы и предполагать достижение как теоретико-познавательных, так и практически-прикладных результатов.

Например, цель в курсовой работе на тему "Организация семейного досуга средствами туризма" - обосновать основные направления реализации социально-культурного потенциала туризма в системе организации семейного досуга.

Гипотеза исследования представляет собой обоснованное предположение, предварительные ожидания исследователя относительно основных результатов проводимого исследования.

Если цель определяет конечный результат исследования, то гипотеза дает конкретизированную качественную характеристику предполагаемых результатов. В гипотезе определяются условия, факторы, направления, формы и виды деятельности, при которых возможно достижение цели, а также обозначается максимальная результативность разрабатываемых методик и технологий.

Выдвижение рабочей гипотезы, представляющей, по сути, фундамент будущего исследования, является сложным творческим процессом. Гипотеза должна обеспечивать:

- достоверность (непосредственную связь с проблемой);

предсказуемость (не только объяснять проблемы, но и служить основой для их решения);

- проверяемость (возможность проверки ее положений на эмпирическом материале).

Очень важен тот факт, что гипотеза является предположением, позволяющим обеспечить его эмпирическую проверку через собранные данные. В противном случае гипотеза исследования не имеет никакою смысла Под эмпирической проверкой подразумевается установление согласованности гипотез с полученными в процессе исследовании фактами.

Например, в курсовой работе на тему "Организация семейного досуга средствами туризма" гипотеза может быть сформулирована следующим образом: Реализация социально-культурного потенциала туризма в организации семейного досуга будет наиболее полной при условиях: 1) выявления и систематизации досуговых интересов членов семьи, исходя из типа и стадии жизненного цикла семьи; 2) создания туристского продукта, соответствующего интересам семьи в целом и каждого ее члена в отдельности; 3) взаимодействия турфирм с различными общественными структурами (клубами) И учреждениями социально-культурной сферы,, специализирующихся на организации семейного досуга.

Методологическая база исследования представляет собой систему принципов научного исследования, а также совокупность теоретических взглядов и концепций, лежащих в основе изучения проблемной ситуации, которые определяют общие теоретические подходы к объяснению ключевых положений исследования.

В зависимости от методологической основы задается ракурс раскрытия проблемы исследования и направления исследовательской деятельности.

Например, туризм может быть рассмотрен с точки зрения структурно-функционального подхода, при котором раскрывается взаимосвязь ресурсов, функций и инфраструктуры туризма (Квартальнов В.А., Сенин В.С. и др.)

С точки зрения социально-культурного подхода, туризм анализируется как средство распространения, освоения и сохранения ценностей культуры, реализации познавательных, рекреативных, эстетических и иных потребностей человека (Ариарский М.А., Новикова И. А. и др.)

Описание теоретико-методологических концепций предполагает указание авторов, обосновавших и сформулировавших основные положения данных концепций.

Степень изученности проблемы предполагает краткий обзор научно-теоретических и методических источников, отражающих уровень разработанности проблемы в разных отраслях научного знания (философских, педагогических, социально-психологических, историко-культурных, социологических и т.п.). В данном разделе необходимо уточнить, в какой мере освещаются наиболее значимые вопросы курсовой работы в различных источниках; определить, какие аспекты изучаемой проблемы в литературе отражены в недостаточной мере или не представлены вовсе.

Кроме теоретической и методической литературы следует указать, какими дополнительными источниками пользовался автор при написании курсовой работы (например, статистические отчеты и обзоры, публикации в периодических изданиях, электронные источники, архивные документы, документация организаций). Характеристика степени изученности проблемы и литературе не предполагает подробного описания выходных данных источников, а требует лишь указания авторов монографий, статей и пр.

Например, и курсовой работе не тему "Реализация потребности и здоровом образе жизни средствами горнолыжного туризма" данный раздел введения может быть представлен следующим образом:

"Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей курсовой работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы. Так, понятия "потребность" и "здоровый образ жизни", определение оздоровительной роли туризма достаточно подробно представлены в литературе по медицине и здравоохранению, в частности в работах Селуянова В.Н. и Федякина А.А., Матроса Л.Г.,Никишина Л.Ф. и Коструба А.А., Лисицына Ю.П.Бережного Н.М..Выявлению особенностей горнолыжного туризма способствовали труды Ремизова Л.П., Мартяшева А.Ю., Иванова Г.И. и Кожокина В.Ф. Кроме того ,характеристика организационных особенностей горнолыжного туризма и современных тенденций развития туризма и спортивного отдыха осуществлялась на основе публикаций в специализированных журналах: "Турбизнес", "Туризм", "Всё для спорта и отдыха", "Вояж", "Спортивная газета".

Отдавая должное тому, что уже сделано другими исследователями, надо признать недостаточную разработанность некоторых важных теоретико-методических проблем, связанных с реализацией потребности человека в здоровом образе жизни именно средствами спортивного туризма.

База исследования содержит перечень учреждений, организаций, фирм социально-культурной сферы и туризма, в которых автором курсовой работы осуществлялась, опытно-экспериментальная деятельность.

Например, в курсовой работе на тему "Методика организации детских экскурсионно-познавательных туров" базой исследования могут стать турфирмы, специализирующиеся на организации детского туризма: "Дядюшка Ник", "Лира", "Северная Гардарика" и другие.

Кроме основной базы исследования может быть указана база сравнительного анализа. Это позволяет сопоставить цели, условия и ресурсы, степень эффективности функционирования организаций, являющихся основной базой исследования, с подобными показателями организаций и учреждений, составляющих сравнительную базу. Наличие сравнительной базы способствует повышению степени достоверности полученных результатов исследования и определению тенденций развития изучаемых процессов.

Например, в курсовой работе о семейном туризме базой сравнительного анализа могут стать следующие организации: культурно-консультационный центр "Семья", Дворец культуры "Рыбацкое" и другие.

Методика и организация исследования включает в себя наименование характеристику этапов осуществления исследования, а также обоснование методов и инструментария исследовательской деятельности, адекватных основной цели и задачам, выдвигаемым на каждом этапе работы.

Исследование проводится, в основном, в три этапа.

Первый этап - теоретико-аналитический, на котором производится отбор и теоретический анализ различных источников по изучаемой проблеме, дается исторический обзор, обобщается отечественный и зарубежный опыт, формируются цель, задачи, рабочая гипотеза, обосновывается методологическая база исследования.

Основными методами исследования на данном этапе могут выступать теоретический анализ и синтез, ретроспективный анализ, сравнительный анализ, метод историко-системных аналогий.

Второй этап - диагностический (поисковый, констатирующий). На данном этапе разрабатываются программа и инструментарий эмпирического исследования, а также обобщаются и интерпретируются результаты, полученные при изучении конкретных учреждений, организаций, фирм, социальных групп и массива документации.

Данный этап предполагает использование комплекса методов сбора первичной информации: социологических методов, таких как опросы (анкетирование, интервью, экспертные опросы), наблюдение, контент-анализ и пр.; социально-психологических методов (социометрия, тесты, проективные методики, метод полярных профилей); методов маркетинговых исследований: (фокус-группа, метод семантической дифференциации, SWOT-анализ, мониторинговое наблюдение) и др.

Третий этап - проективный, (формирующий, методический). Данный этап предполагает обоснование и авторскую разработку методик, технологий, методических рекомендаций, проектов и программ по организации, совершенствованию различных видов социально-культурной рекламной деятельности. Ведущими методами исследования на данном этапе являются социально-культурное и социально-педагогическое проектирование, программирование, моделирование и пр.

Например, в курсовой работе на тему "Реализация потребности в здоровом образе жизни средствам горнолыжного туризма" данная часть введения может выглядеть следующим образом:

"Методика исследования включает три этапа:

Теоретический этап. Методом теоретического анализа раскрыта сущность понятия "здоровый образ жизни", выявлена двойственность потребности в здоровом образе жизни: стремление человека к оздоровлению и желание приобщиться к тому, что престижно.

Диагностический этап. С помощью методой опроса, анкетирования и контент-анализа изучалась основные тенденции развития спроса и предложений В области горнолыжного отдыха, с целью составления их сравнительной характеристики

3. Методический этап. С учётом выводов, сделанных на основе сравнительной характеристики спроса и предложений, были разработаны усовершенствованные программы горнолыжного отдыха, направленные на реализацию потребности человека в здоровом образе жизни"

Теоретическая и практическая значимость исследования представляет собой общую характеристику вклада автора курсовой работы в осмысление проблемы исследования и разработку направлений, методов, форм, методик и технологий ее разрешения.

Теоретическая значимость исследования может заключаться: в определении сущности и специфики каких-либо социально-культурных явлений; в систематизации и классификации направлений, видов и форм социально-культурной деятельности; в обосновании подходов, механизмов и принципов организации социально-культурных процессов.

Например, в курсовой работе на тему "Туризм как форма организации семейного досуга": "Теоретическая новизна исследования проявилась в обосновании направлений и Механизмов реализации социально-культурного потенциала туризма как формы организации семейного досуга; в выявлении взаимозависимости между типом семьи (по составу и жизненному циклу) и содержанием программ туристского досуга".

Практическая значимость исследования может проявляться в определении оптимальных условий реализации методики и технологий социально-культурной деятельности; в разработке методических рекомендаций, проектов и программ по организации и совершенствованию различных видов социально-культурной деятельности.

Например, в курсовой работе на тему "Туризм как форма организации семейного досуга": " Практическая значимость исследования заключается в определении условий создания туристского продукта для семей различного типа; в разработке методик взаимодействия турфирм и различных учреждений социально-культурной сферы в процессе организации семейного досуга".

Особо следует отметить, что, в отличие от всех рассмотренных выше элементов программы исследования (от актуальности темы до базы исследования), определяемых на начальных этапах выполнения курсовой работы, теоретическая и практическая значимость констатируется после завершения работы и оценки ее результатов.

Структура курсовой работы включает в себя перечень разделов исследования.

Пример 1. "Структура курсовой работы обусловлена поставленными исследовательскими задачами, отражает сущность рассматриваемой проблемы и ход исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения".

Пример 2. "Структура курсовой работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии".

Приложение



2015-11-27 1158 Обсуждений (0)
Характеристика элементов программы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика элементов программы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)