Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные экономические процессы в человеческой жизнедеятельности



2015-11-27 711 Обсуждений (0)
Основные экономические процессы в человеческой жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Из предыдущей главы открывается, что мотивация творческой активности должна анализироваться скорее, а может быть и единственно, в пространстве побудительных функциональных тенденций личности. Вопрос в том, каких именно. В данной работе это - производительно-потребительная ФТ.В принципе, повидимому, можно проводить анализ и в парадигме потребностей “дефицита”- “роста” А.Маслоу или “обладания”- “бытия” Э.Фромма; в то же время по ряду причин в нашем случае более подходит производительно-потребительная парадигма.

Во-первых, она ближе автору, достаточно долго в ней работающему.

Во-вторых, она более соответствует анализу деятельных процессов, в первую очередь трудовых и учебных, в то время как концепция А.Маслоу построена на эмпирической основе, а позиция Э.Фромма основывается в первую очередь на философии экзистенциализма; они могут быть более органично использованы в анализе общих жизненных проявлений личности.

В третьих, производительно-потребительная интерпретация мотивации, основанная на социально-экономической парадигме, в большей степени аксиоматически выводима, что позволяет использовать достаточно достоверные теоретические построения и выводы.

В четвертых, она естественна и органична в отображении жизненных процессов человеческого бытия ( и сознания тоже ). Если мы хотим указать на кардинально противоположные сферы жизни и активности человека, то понятнее будет звучать: созидание, созидательный, производительный – в противоположность потреблению, потребительному, чем, например, рост, растущий – недостаток, недостающий, или бытие, бытийное – обладание, обладательное. В социальной жизни мы встречаем и различаем: создателей и потребителей как личностные и социальные типы, созидательное, производительное, с одной стороны, и потребительское, с другой стороны, как формы отношения к жизни. Что практически невозможно выразить в парадигмах роста – недостатка и бытия – обладания.

В различных смысловых, семантических или редакционных контекстах вполне уместно использование понятий из других парадигм. Производительная направленность созвучна: опредмечиванию, социализации, экстериоризации, отдаче, созиданию, достижению, антигомеостазису, потребностям “роста”, “бытию”. Соответственно, потребительная установка субъекта включает характеристики таких категорий как: распредмечивание, индивидуализация, интериоризация, разрушение, избегание, гомеостазис, потребности “дефицита”, обладание.

Производство, распределение, обмен, потребление , представляя собой основные экономические процессы общества, одновременно характеризуют жизнедеятельность каждого отдельного человека, определяя его формы поведения и психологические черты. Производитель в экономическом смысле - это субъект трудового процесса в системе создания общественно значимых ценностей; соответственно, потребитель - пользователь продуктов, создаваемых в этой системе.

Характерно, что человек рождается с определенными сформированными потребительными механизмами физиологического характера, обеспечивающими его выживание и рост. Собственно производительные функции человек начинает осуществлять, когда он включается в общественный экономический процесс, хотя в своем внутреннем психологическом плане они формируются и функционируют значительно раньше. С их помощью ребенок создает свои способности и представления о мире. И производительные и потребительные процессы в их развитой форме обусловлены его физическим и социальным развитием человека, но заложены уже в его природной сущности. К.Маркс писал: “Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами , жизненными силами, являясь деятельным природным существом; Эти силы существуют в нем в виде задатком и способностей, в виде влечений; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа он, подобно животным и растениям, является страдающим, обусловленным и ограниченным существом, то есть предметы его влечений существуют вне его, как не зависящие от него предметы; но эти предметы суть предметы его потребностей . . .” (20,с.162-163).

Производительная и потребительная сферы экономической жизни поляризуют и тем самым диалектически структурируют деятельность социальных групп, отдельных индивидов и их частных сторон. С.Л.Рубинштейн, анализируя эмоциональные проявления личности отмечал: “С развитием деятельности трудового типа впервые у человека развиваются особенно характерные для него эмоции действования, принципиально отличные от эмоций функционирования . Для человека характерно, что эмоциональный характер приобретает не только процесс потребления, использования тех или иных благ, но также и прежде всего, их производство” (37, с.393).

Д.Н.Узнадзе выделяет потребление и труд среди основных форм поведения человека: “…труд производит продукт, содержащий объективный смысл, объективное значение” (40,с.340); “. . . акты потребления, ухода и обслуживания являются актами, вплетенными в сеть всегда конкретной определенной потребности, тогда как труд содержит акты отвлеченные, свободные от пут индивидуально определенной потребности”(40,с.341).

В процессе развития личности разные побудительные тенденции играют различную роль. А.Н.Леонтьев отмечает: “Предметно-вещественные потребности для себя насыщаемы, и их удовлетворение ведет к тому, что они низводятся до уровня условий жизни, которые тем меньше замечаются человеком, чем привычнее они становятся. Поэтому личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ.” (16,с.226).

Типология личности в системе “понимающей психологии” Э.Шпрангера (46) соединяет содержательные характеристики личности в смысле их направленности на определенные стороны объективной реальности с характерными параметрами побудительных тенденций. Шесть выделяемых в этой системе типов личности: человек теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный, обращены к относительно различным сферам объективной действительности. Вместе с этим автор проводит внутри данных типов дифференциацию в духе активного-пассивного отношения субъекта к соответствующим сферам, хотя это основание и не рассматривается им как базовое. В экономическом человеке он разграничивает тех, кто производит и тех, кто потребляет материальные блага. В эстетическом типе разделяются те, кто создает художественные ценности и те, кто наслаждается ими. В социальном типе он выделяет натуры, активно любящие и натуры, ощущающие потребность быть любимыми.

Ясно, что во всех этих случаях разграничение происходит в понимаемой в широком смысле одной и той же производительно-потребительной линии. В этой связи возникает вопрос: не ближе ли между собой производители, созидатели разных содержательных ориентаций, так же, соответственно, как и потребители, чем потребители и производители внутри одного и того же типа по Шпрангеру ?

Аналогичный вопрос возникает и при рассмотрении форм человеческой деятельности М.С.Кагана (12). Он рассматривает в качестве основных видов деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественную, выделяя при этом внутри них характерные разновидности, выступающие в форме производства и потребления: “Личность может принадлежать к различным типам в зависимости от того, как соотносятся друг с другом в ее деятельности созидание и потребление разнообразных ценностей - материальных, духовных, художественных” (12,с.263). В этой связи болгарский философ Л.Николов замечает: “Если следовать логике Кагана, то на этом основании следовало бы считать “производственную “ и “потребительскую” деятельности за основные виды деятельности, а также найти их разновидности” (34,с.107).

Б.Ф.Ломов (18) выделяет направленность на производство и на потребление в качестве одной из основных характеристик мотивационной сферы личности в целом, наряду с такими ее параметрами как: соотношение между собственными потребностями и потребностями окружающего социума и общества в целом, а также - соотношением потребностей в средствах существования и средствах развития

Н.И.Рейнвальд (38), опираясь на те же основания, предлагает типологию лич-ности, в которой выделяются типы “созидателя”, “потребителя” и “разрушителя”. В этой типологии вычленяется непосредственная связь между характером социальной позиции личности и ее производительно-потребительными характеристиками.

 

Помня о том, что в основе описываемых мотивационных структур лежат экономические концепты, нас в первую очередь интересуют, конечно, их психологические и социальные характеристики. В этом смысле важно учитывать методологическую интерпретацию этих процессов, состоящую в следующем: В производительной активности установка субъекта направлена на придание предмету деятельности определенной социально значимой ценности; в потребительной активности установка субъекта связывается с присвоением им индивидуально значимой ценности, заключенной в предмете.

Производительная и потребительная тенденции человеческой активности являются естественно взаимосвязанными сторонами единого процесса развития человека и общества; при этом, в своей исходной методологической основе они характеризуются полярно противоположными чертами. Рассмотрим, как проявляется ориентация субъекта на главные полюса деятельности в различных ее структурных компонентах.

Потребность.Направленность на потребление зарождается из натуральных индивидуальных потребностей субъекта и проявляется в виде напряжения, связанного с внутренним гомеостатическим рассогласованием.

Направленность на производство имеет своим источником общественную потребность, и индивидуальный субъект выступает при этом как элемент общественного, коллективного субъекта деятельности. К.Маркс писал: “Производство обособленного одиночки вне общества - редкое явление, которое, конечно, может произойти с цивилизованным человеком, заброшенным в необитаемую местность и потенциально уже содержащем в себе общественные силы, - такая же бессмыслица, как развитие языка без совместно живущих и разговаривающих между собой индивидов” (20,с.18).

Мотив. Если в потребности побудительные особенности субъекта оформляются в своих динамических параметрах, то в мотиве они определяются в содержательном аспекте. При этом, потребительный мотив реализуется в объекте, который уже является произведенным, возможно, природным, продуктом и обладает определенной ценностью для соответствующей индивидуальной потребности.

В производительном мотиве объект представляет для субъекта деятельности материал, пригодный для того, чтобы вложить в него ту или иную общественно значимую ценность.

Цель. Потребительная цель субъекта - присвоение им значимой для него ценности, заключенной в объекте. Производительная цель - создание продукта, удовлетворяющего определенные социальные потребности.

Предмет. “Работа” субъекта с предметом при потреблении состоит в “изъятии” соответствующей ценности из объекта и присвоении ее субъектом. Поэтому предмет потребления представляет собой объект, рассматриваемый субъектом в соответствующей проекции “извлечения” и одновременно сам субъект в соответствующей проекции “присвоения”.

Соответственно, производительный предмет представляет собой объект в проекции придания ему субъектом определенной социальной ценности и одновременно сам субъект в проекции отдачи, затраты в этом процессе его определенных сущностных сил.

План. В плане координируются параметры всех основных структурных компонентов деятельности. Процесс потребления, в принципе, носит рутинный, отработанный или даже природно заданный характер, поэтому план потребительного процесса сознательно не создается субъектом, хотя сам цикл потребительной активности может включать в себя достаточно отчетливые действия, в том числе спланированные, связанные с добыванием или предварительной подготовкой предмета потребления.

Напротив, план производительной активности обычно является ее необходимым моментом и зависит от сложности соответствующей цели. В наиболее сложных и трудоемких случаях само планирование может представлять собой самостоятельную деятельность.

Продукт, контроль, оценка. Результатом, продуктом потребления является внутреннее состояние субъекта, связанное с удовлетворением определенной индивидуальной потребности, ради которой совершалась соответствующая активность. Поэтому контроль процесса и оценка результата носят обычно сугубо индивидуальный, субъективный характер, обычно столь же несложный, как и план потребительного процесса.

Продуктом производительной активности является то, что можно потребить или использовать в некоторой другой деятельности. Поэтому контроль и оценка

осуществляются, как правило, по социально установленным критериям и могут носить достаточно сложный характер.

 

Что производится и что потребляется в процессе и результате соответствующих форм деятельности ? Повидимому, все, что представляет собой продукт общественного производства или же природный продукт, результат определенных форм индивидуального или группового поведения - все то, что в принципе может стать объектом потребности. Такими объектами могут быть: материальные, духовные и эстетические ценности; комфорт и безопасность; ценности общения, социального взаимодействия, статуса и престижа, влияния и власти; человек может производить и потреблять сам себя. Производятся и потребляются ценности реальные и мнимые, временные и вечные, значимые для немногих и притягательные для всех. Производительная активность реализуется не только в сфере профессиональной деятельности и по необходимости, а потребление совершается не только в свободное от работы время и по вольной охоте. Как справедливо заметил Бернард Шоу: “Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - досуг”.

 

Все же, в описываемом контексте следует отчетливо различать понятия “производительный” и “производственный”, “потребительный” и “потреби-тельский”.

В понятии “производственный” отражается социально и экономически организованная форма производительного общественного процесса, в котором могут быть задействованы самые разные формы поведения. “Производительная” активность в своем психологическом содержании отражает творческую, социально направленную активность, которая может быть присуща не только социально организованным, но и индивидуальным видам поведения. Синонимом этого понятия скорее всего является понятие “созидательный”. Продуктом такой активности является произведение.

В понятии “потребительный” отражаются процессы, связанные с функцией поддержания жизнедеятельности индивида. В понятии “потребительский” отражается, с одной стороны, то, что связано с использованием, употреблением продуктов производства; с другой стороны - проявление определенной жизненной позиции, для которой характерно преобладание потребительной направленности личности над производительной, созидательной.

 

 



2015-11-27 711 Обсуждений (0)
Основные экономические процессы в человеческой жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные экономические процессы в человеческой жизнедеятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (711)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)