Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы и проводники новой ментальности



2015-11-27 454 Обсуждений (0)
Факторы и проводники новой ментальности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Если в предшествующей, социалистической идеологии ведущими классами рассматривались рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция - то есть носители производительных сил, то сейчас в качестве “социальных маяков” выступают люди, умеющие “делать деньги” и “красиво жить” на них. Материальное богатство наделяется превращенными качествами - как выразитель достоинств своего владельца, как самодовлеющая социальная сущность. Американский писатель Синклер Льюис так иллюстрировал это в своем знаменитом романе “Бэббитт”: “К своим вещам Бэббитт относился серьезно. Он видел в них вечные ценности, такие же как бейсбол и республиканская партия”.

В социалистической идеологии в качестве основных ценностей жизни рассматривались: патриотизм, главенство социального над личным, любовь к труду, “товарищество и взаимопомощь” и связанные с ними моральные нормы. И хотя в значительной степени это носило декларативный характер, многое внедрялось в общественное сознание и формы жизнедеятельности. Это - ценности свободной, созидательной, социально направленной деятельности.

Сейчас эти ценности не в почете. В соответствии с законами и требованиями рынка социальными эталонами образа жизни стали: материальное богатство, неу-меренное потребление, нравственная вседозволенность. К примеру, проблема проституции на бытовом уровне и в средствах массовой информации обсуждается обычно с прагматическим пониманием. Вопросы социальной справедливости и морали взаимоотношений не рассматриваются вообще как излишние. Поскольку основным фактором и критерием успеха стали деньги, то в качестве основных ценностей жизни рассматривается то, что на них можно купить - ценности потребительские; соответственно, ведущая форма активности, к которой нужно стремиться - потребление ценностей материальных и социальных.

На внедрение всего этого в общественное сознание задействованы громадные средства массовой информации в пропаганде соответствующего образа жизни и мышления. Огромное распространение получила всякого рода “развлекаловка”, являющаяся существенной частью потребительной сферы жизнедеятельности, многочисленные произведения “масс-культуры” с отчетливым культом потребительства, эротики, порнографии, насилия и пр. При этом, вся эта желтая и черная пресса и видео не сопровождаются даже намеками на то, что это как-то служит для иллюстрации социально значимых идей; все это имеет статус самодостаточности – воспринимая соответствующие сцены, молодежь привыкает к тому, чтобы считать их тем, к воспроизведению чего только и следует стремиться. Серьезные произведения практически полностью "вымываются", особенно из молодежных программ. Характерный пример. В сентябре 2002 на "Русском радио" звучит следующий конферанс ведущего: "Наш слушатель просит нас поставить для своего друга полонез Огинского "Прощание с родиной". Это замечательная вещь. Я помню, как играл его в детстве, занимаясь на фортепьяно. Но, к сожалению, в нашей фонотеке этой записи нет. Мы поставим для друга нашего слушателя песню, которую помним с детства – "В нашу гавань заходили корабли…"

Большое распространение на телевидении получили игры, среди которых многие имеют и полезную, в частности, познавательную направленность. Но если раньше в качестве призов давались, к примеру, книги, то сейчас - в первую очередь, товары и деньги. В популярной телевизионной игре "Поле чудес" в случае выпадения приза можно даже поторговаться - товар или деньги ? Популярная познаватель

ная игра "Что, где, когда ?" переоформилась в "интеллектуальное казино". Привлекательным призом в сериале другой познавательной передачи "Своя игра" стал "21 кг денег".

Наиболее агрессивным пропагандистом "нового" образа жизни и менталитета является реклама. Если коснуться наиболее характерной и действенной ее разновидности - рекламы на телевидении, то легко увидеть, что она крайне агрессивна как в отношении к аудитории, к которой обращается, так и в отношении к реально производительным, созидательным ценностям жизни. В отношении зрителей это постоянно раздражающий фактор - из-за своей чрезмерной навязчивости, побивающей все нормы поведения в приличном обществе, неумеренного восхваления потребительских товаров до уровня главных ценностей жизни (“если вам дороги ваши близкие, не выбирайте ничего, кроме “орбит” - это жвачка такая). Ее агрессивность проявляется, в частности, в постоянном прерывании художественных программ, часто в самые патетические или лирические моменты. При этом, как это действует на зрительское восприятие, не интересует ни рекламодателей, ни рекламопроводников; скорее наоборот - чем больше раздражит, тем лучше. Рискуя отойти от научной отстраненности изложения, приведу все-таки два примера, выделяющихся даже из морали рекламного ряда.

В первой половине 90-х М.Растропович дирижировал на Красной площади симфоническим оркестром, исполнявшим произведение Чайковского "1812 год". При прямой трансляции этого исполнения по телевидению, в финале, когда звучали колокола, трансляция была прервана, для показа рекламы … Самые последние звуки торжественной коды и аплодисменты были, правда, включены.

В декабре 2001 в связи с 60-летием разгрома немцев под Москвой показывался фильм "Летят журавли". Знаменитая сцена, когда героиня Самойловой, опоздав на проводы Бориса, бежит вдоль решетки забора, была прервана рекламой некоего злачного заведения с показом стриптизерши, крутящейся у шеста.

Известный публицист А. Минкин пишет в этом контексте: "Вообразите, что вы смотрите спектакль во МХАТе, а в зал с гоготом врываются прыщавые юнцы, пьют пиво, вычесывают перхоть, принимают чудодейственные средства от запора и для эрекции. Режиссер и актеры убили бы их при полном одобрении публики. И козлов с пивом, и теток, страстно содрогающихся от майонеза. Старые, жирные, пошлые дядьки из всевозможных аншлагов… валятся из ящика на детей и подростков, как сель, от которого нет спасения… У детей воруют их будущие высокие чувства. Сможет ли мальчик сказать Ей "мой ангел" ? Ведь у ангела крылышки совсем в другом месте." («М.К.», 22 марта 2002 г.).

Создается отчетливое впечатление, что стратегической целью всей этой потребительской пропаганды является не столько товарно-коньюктурная выгода, выступающая как тактическая подцель, сколько специальная система отупления масс; при этом ответ на вопрос, кому и для чего это необходимо, не требует долгих поисков. В качестве иллюстрации соответствующих процессов, воздействующих в "нужном направлении", поданной в характерной гротескно-виртуализованной манере, стилизованной под понятия ортодоксального фрейдизма, уместно привлечь размышления популярного сейчас писателя В.Пелевина в романе “Поколение Пи”:

 

- “Существует три основных вида этих воздействий. Они называются оральным, анальным и вытесняющим вау-импульсами (от коммерческого междометия “WOW”).

- Оральный вау-импульс заставляет клетку орануса (субъекта поглощающего и выделяющего деньги, играющие в его организме роль крови или лимфы) поглощать деньги, чтобы уничтожить страдание от конфликта между образом себя и образом идеального “Сверх-Я”, создаваемого рекламой ...

- Анальный вау-импульс заставляет клетку выделять деньги, чтобы испытать наслаждение при совпадении упомянутых выше образов ...

- Вытесняющий импульс подавляет и вытесняет из сознания человека все психические процессы, которые могут помешать полному отождествлению с клеткой орануса...

- Под воздействием вытесняющего импульса, блокирующего все тонкие психические процессы, несвязанные прямо с движением денег, мир начинает восприниматься исключительно как воплощение орануса... “Мир - это место, где бизнес встречает деньги”...

- Главным нервным окончанием орануса, достигающим каждого человека, в наши дни является телевизор ... Сознание телезрителя замещается сознанием виртуального Homo Sapiens ...

- Человек в нормальном состоянии теоретически способен отслеживать вау-импульсы и противостоять им. Но бессознательно слитый с телепередачей Homo Sapiens - это уже не личность, а просто состояние …

- Каждые несколько минут в телепередаче, то есть в сознании субъекта происходит демонстрация блока рекламных роликов, клипов, каждый из которых является сложной и продуманной комбинацией анальных, оральных и вытесняющих вау-импульсов, резонирующих с различными культурными слоями психики”. (1999, с. 108 - 112).

От себя добавим, что, уже в нашей реальной жизни, некоторые эпизоды реклам-

ных произведений принимают статус народных и СМИ-поговорок: “Иногда лучше жевать, чем говорить”, “Шок - это по нашему” и другие образцы вау-воздействий, что говорит об их успешном внедрении в массах. В.Пелевин, в свою очередь, продолжает трактат о вауеризме:

- “Наложение трех вау-импульсов на более тонкие процессы, происходящие в человеческой психике, рождает все посредственное многообразие современной культуры. Внешне это проявляется в том, что жизнь становится все скучнее и скучнее, а люди - все расчетливее и суше ...

- Постоянное воздействие вытесняющего вау-фактора приводит к тому, что вся эмоциональная энергия человека перекачивается в область психических процессов, связанных с оральной или анальной тематикой ... Единственная свобода, которой он обладает, - это свобода сказать “Вау!” при покупке нового товара, которым обычно бывает очередной телевизор” (1999, с.115).

 

Если вернуться от виртуальной метафористики к реальности, то ясно, что вау-

импульсы - это воздействия, направленные на активизацию потребительной сферы и подавление, вытеснение того, что относится к сфере производительной, созидательной, к сфере творческой активности. Освобождающееся субъектное пространство занимает мотивация с противоположной направленностью – потребительная, с дальнейшей тенденцией к сужению, обеднению и ожесточению личностных устремлений.

 

 

Фетишизация потребительных процессов. Типы потребительного поведения.

 

Субъект с доминирующей потребительной направленностью мотивационной сферы стремится проявлять себя и получать удовлетворение в соответствующих формах активности; наиболее характерной из них является собственно потребление - процесс присвоения, поглощения тех или иных средств или условий существования, среди которых: пища, воздух, комфортные условия обитания, предметы роскоши; комфортное социальное окружение и проявления внимания, почтения, слава, власть . В принципе, все эти потребительные ценности призваны выполнять функцию необходимых предпосылок для развивающей, производительной активности и социальной консолидации. Но, становясь доминирующими в мотивационной сфере, они фетишизируются, подчиняют себе ценности реального развития.

В результате, основные интересы субъекта сужаются, замыкаются на потребительных ценностях и соответствующих видах активности; во всяком случае, они становятся ведущими, натуральными - именно в них субъект получает значимое удовлетворение, удовольствие. Развивающие, производительные ценности и виды активности для такого субъекта несут подчиненную, вспомогательную, инструментальную роль, хотя именно они связывают субъекта с окружающим миром, с процессами его познания и преобразования. Поэтому внимание субъекта сужается, стягивается на самого себя, то есть на то пространство, куда должны поступать удовольствия. Сужается мировоззрение, развивается узость мышления, и не только по охвату, но и по активности. Общение, в свою очередь, может быть и интенсивным, но практически всегда направлено на получение потребительных ценностей; такое общение носит более или менее поверхностный, то есть суженный характер, так как не способствует реальной межличностной взаимосвязи, взаимопроникновению и кооперации.

В основе фетишизации потребительных процессов лежат экономические факторы. Неотъемлемой чертой товарного производства и рыночных отношений является отчуждение труда производителя, сущность которого К.Маркс выражает в словах: "Что отошло в продукт труда, того уже нет у него самого. Поэтому, чем больше этот продукт, тем меньше он сам" (21, с.88). Продукт деятельности, который не стал для субъекта его развивающим предметом, тем не менее наделяется в его глазах общественными свойствами и начинает собственную жизнь, распространяя соответствующие правила и на самого производителя.

В "общественной жизни вещей" естественным образом фетишизируются про-цессы приобретения, обладания и потребления. Они превращаются в ведущие виды активности, при которых производительные процессы занимают подчиненное место. Э.Фромм отмечает: " Потребление – это одна из форм обладания и, возможно, в современных развитых индустриальных обществах самая важная"(43,с.34).

Э.Фромм считает потребление одной из разновидностей обладания, и с этим можно поспорить. Потребление является, наряду с производством, распределением и обменом, одним из основных экономических процессов. Кроме того, наряду с обладанием и потреблением следует выделить еще один родственный процесс – приобретение, присвоение. В этой триаде – приобретение, обладание, потребление- последнее является заключительным и решающим звеном, придающим завершающую ценность всей триаде.

Но дело, конечно, не в этом, а в фетишизации. В психологическом плане фетишизация потребления проявляется в перераспределении рейтингов в иерархической структуре мотивационной сферы личности. Рассмотрим в этом плане континуум мотивов труда, характерный, повидимому, для творческой личности ( если исходить из результатов, полученных в исследовании сходных мотивационных установок на учение (27):

 

1. Непосредственный интерес к работе, нахождение в ней творческих моментов,

2. Понимание социальной необходимости работы.

3. Работа ради чувства долга,

4. Процесс работы как возможность общения,

5. Работа ради поощрения от значимых лиц,

6. Стремление показать себя, быть в центре внимания,

7. Стремление к лидерству, престижу, власти,

8. Стремление к материальным благам и условиям комфорта,

9. Работа ради поддержания существования,

10. Работа ради избежания определенных неприятностей.

 

Легко увидеть, что мотивы первой трети этого списка являются в целом созида

тельными, мотивы последней трети – потребительного характера. Мотивы из середины списка связаны с социальной жизнью субъекта и могут иметь как созидательную, так и потребительную основу, в частности, в зависимости от того, как развиты в его мотивационной сфере мотивации первой и третьей части списка. Под влиянием различных факторов экономического, социального и психологического характера доминирующие мотивы труда могут сдвигаться "снизу – вверх" или "сверху – вниз". При фетишизированном понимании и реализации в деятельности соотношения основных побудительных тенденций - производительной и потребительной, формируется потребительно направленная личность

Субъект с доминирующей потребительной направленностью мотивационной сферы стремится проявлять себя и получать удовлетворение в соответствующих формах активности. Это собственно потребление - процесс присвоения, поглощения тех или иных средств или условий существования, среди которых: пища, воздух, комфортные условия обитания, предметы роскоши; комфортное социальное окружение и проявления внимания, почтения, слава, власть . В принципе, все эти потребительные ценности призваны выполнять функцию необходимых предпосылок для развивающей, производительной активности и социальной консолидации. Но, становясь доминирующими в мотивационной сфере, они фетишизируются, подчиняют себе ценности реального развития.

В результате, основные интересы субъекта замыкаются на потребительных ценностях и соответствующих видах активности; во всяком случае, они становятся ведущими, натуральными - именно в них субъект получает значимое удовлетворение, удовольствие. Развивающие, производительные ценности и виды активности для такого субъекта несут подчиненную, вспомогательную, инструментальную роль, хотя именно они связывают субъекта с окружающим миром, с процессами его познания и преобразования. Поэтому внимание субъекта сужается, стягивается на самого себя, то есть на то пространство, куда должны поступать удовольствия. Сужается мировоззрение, развивается узость мышления, и не только по охвату, но и по активности. Общение, в свою очередь, может быть и интенсивным, но практически всегда направлено на получение потребительных ценностей; такое общение носит более или менее поверхностный, то есть суженный характер, так как не способствует реальной межличностной взаимосвязи, взаимопроникновению и кооперации.

Выражаясь буквально, субъект становится меньше, менее функциональным, можно сказать, другим, если говорить, в частности, о смене нормального образа жизни на потребительный. Известны случаи, когда такая смена приводила к роковому исходу, например в случае популярнейшего американского эстрадного певца Элвиса Пресли, воспылавшего страстью к наркотикам и обжорству и довольно скоро закончившего жизнь, как считают, именно в результате этого. Логически совершенно ясно, что продолжение сужения приводит субъекта к деградации, разлому личности, внедрению в него “чуждых субъектов”- в общем, к психической патологии. З.Фрейд, конечно, не был в корне не прав, считая гипертрофированное либидо (имеющее, несомненно, характер погони за удовольствиями, то есть потребительски направленный) причиной психиатрических расстройств.

В жизни встречается большое разнообразие потребительно направленных форм поведения. Все же можно выделить несколько основных типов такого поведения.

“Прагматический”. Жизнь построена так, что каждый работоспособный человек должен обеспечивать средства существования себе и неспособным к этому близким. То есть, он должен работать, и при этом он побуждается потребительными запросами, так как средства существования - это средства и условия потребления. В этом случае он реализует деятельность типа производительного потребления, что обычно и имеется ввиду, когда говорят о прагматическом поведении. Повидимому, такое поведение характеризует большую часть человечества, и при этом в мотивационном аспекте оно обуславливается характером и величиной стимуляции, побуждающей субъекта.

Ясно, что пленный раб (явление, встречающееся и в наше время) и его деятельность, ценой которой является сохранение жизни, кардинально отличается от бизнесмена, “делающего деньги”, которые, как известно, представляют собой эквивалент потребительной ценности; все же в обоих случаях характерна прагматическая мотивация, различающаяся ценой достигаемого, и неясно, для кого она выше. Но ясно, что личностное развитие как рост субъектности здесь совершается едва ли. В то же время большинство людей, которых относят к нормальным, которые “утром с охотой идут на работу, а вечером с радостью возвращаются домой”, заняты в своей жизни той же прагматической активностью типа производительного потребления, и при этом им могут быть не чужды романтические порывы, способствующие творческим проявлениям.

Сибаритский”. Наиболее естественный способ реализовать свои потребительские устремления - предаться соответствующим формам активности. Естественно, это бывает возможно тогда, когда для этого имеются соответствующие возможности - материальные и социальные, при наличии свободного времени. Такой субъект может уделять много времени поглощению изысканной пищи, быть окруженным предметами роскоши, комфортной обстановкой, приятно проводить время в приятном обществе, наслаждаться всеобщим вниманием, славой, властью и пр. Такое времяпрепровождение может переходить в определенные саморазрушающие формы: увлечение алкоголем, наркотиками и пр. Или просто в пассивное ленивое существование - “обломовщину”. В целом, “сибаритский” образ жизни разрушает субъекта, так как, ничего не приобретая для своего развития, он теряет и то, что имел. При том, могут развиваться патологические состояния.

В целом, такой образ жизни, побуждаемый исключительно потребительскими

устремлениями, несомненно ведет к сужению личностного потенциала, так как в этой ситуации нарушается естественное динамическое взаимодействие производительных и потребительных процессов; субъект, ничего не приобретая для своего развития, теряет свои интеллектуальные и личностные накопления, деятельные способности в целом. Такая потеря может доходить и до саморазрушения.

 

“Деструктивный”. Выделяются характерные и очень распространенные в жизни типы личности: “Созидатель”, “Потребитель”, “Разрушитель”( 2 ). Это несомненно верно, так как разрушение является естественным развитием замкнутого на самом себе потребления. Субъект потребления всегда в той или иной форме разрушает свой предмет, поглощая его или изнашивая; субъект разрушения стремится уничтожить его. В этой активности и сибарит и вандал стремятся получить достаточно сходное удовлетворение. Кроме того, разрушение может являться способом разрешения проблем в межличностных, идейных, деловых и пр. отношениях. Это -“инструментальная”деструкция, совершаемая “по нужде”; примеров ее в наше время больше, чем достаточно, впрочем, как и случаев “личностной” деструкции, совершаемой “по охоте”.

Очень распространенной формой, подтипом деструктивной активности является поведение, которое можно охарактеризовать как фрустрационная активность. Подобно описанным в классическом психоанализе механизмам регрессии, нигилизма, агрессии и пр., такая активность, состоящая преимущественно из жалоб, обвинений, претензий, угроз (активность Ж-П-У), является, по ощущениям ее субъекта способом разрешения фрустрации, выхода ее на пути потребительной деструкции, хотя этот путь тупиковый. Реальным путем выхода из фрустрации может быть только нахождение конструктивных созидательных решений возникших проблем, однако, потребительно упертый гражданин этого не понимает и понимать не хочет; он продолжает эту активность, травмируя окружающих его близких и дальних. Эта активность становится привычной, она его устраивает, тем более, что найти и реализовать свое действенное отношение к предмету разрушения несопоставимо легче, чем к предмету созидания.

Совершенно ясно, что деструктивное поведение, даже в большей степени, чем другие потребительно ориентированные формы, прямо ведет к сужению субъектности, обедняя человека во всех отношениях: препятствуя творческим проявлениям и нормальным взаимосвязям с социумом. Действительно, “общество потребления” - это не просто хлесткое выражение группы критически настроенных к капиталистическому образу жизни философов франкфуртской школы. Один из них, Э.Фромм справедливо отмечает: “Впервые в истории удовлетворение потребности в наслаждении не только является привилегией меньшинства, но стало доступным более чем половине населения. В индустриальных странах этот эксперимент уже дал отрицательный ответ” (43, с.36) - автор имеет ввиду ответ на вопрос, может ли это являться целью жизни. В нашем обществе ответ на этот вопрос, кажется, еще не получен, и потребительно ориентированное поведение уверенно формирует в массовых масштабах товарный способ жизнедеятельности и характерный для него потребительский, антитворческий менталитет.

 

ВЫВОДЫ

 

 

1.Капиталистические реформы последнего времени вызвали перераспределение основных видов человеческой деятельности в целевом и, особенно, в мотивационном плане в сторону потребительной ориентации.

 

2. Соответствующим образом изменился, поддерживаемый новой идеологией, моральными нормами и средствами массовой информации, общественный менталитет, принимающий культ денег, удовольствий, богатства, власти, насилия, - менталитет антитворческий в своей мотивационной основе. В наибольшей степени этому подвержена молодежь, проходящая этап формирования своего деятельного мировоззрения.

 

 

Литература.

 

Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.

Маркс К. Капитал. – Соч. т. 23.

Мильман В.Э. Влияние рыночной экономики на индивидуальную мотивацию

"Психология личности в критической ситуации". М. 2002. с.30- 41.

Мильман В.Э. Рыночная экономика и индивидуальная мотивация. - "Психоло

гия сегодня. Ежегодник Российского психологического общества." М. 2002.

Вып. 2.т.1. с.185.

Мильман В.Э. Социально-экономическая ситуация и индивидуальная мотива

ция. "Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического обще-

ства." Материалы 3 съезда психологов России. М. 2003. т.5. с. 282-286.

 

.

 

 

Глава 7.



2015-11-27 454 Обсуждений (0)
Факторы и проводники новой ментальности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы и проводники новой ментальности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)