Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ



2015-11-27 798 Обсуждений (0)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Имеются различные взгляды на типы мышления. Первой теорией, достойной рассмотрения и уважения можно считать теорию К.Г. Юнга. Юнг считал, что существует четыре типа мышления, отсюда и четыре типа людей.

1. Сенсорно – мыслящий. Этот тип людей в принятии ре­шений опирается на логику и объективные данные. Для таких людей важно структурировать получаемую информацию, кон­центрироваться на поставленных задачах. Они рискуют меньше других. Когда с ними проводится работа по принятию решений, ее необходимо выстраивать за счет уточняющих и направляю­щих вопросов, а так же концентрации внимания на поставлен­ных целях.

2. Интуитивно – мыслящий. Этот тип людей склонен иг­норировать конкретную детальную информацию. Они предпо­читают делать далеко идущие планы, нацеленные на новые воз­можности. Акцент в работе с такими людьми необходимо делать на позитивном восприятии и использовании метафор, которые для них являются источником активизации мыслительных про­цессов. В последующем необходимо конкретизировать постав­ленные цели и удерживать в этих рамках.

3. Сенсорно – чувствительный тип людей. Для них в при­нятии решений важна целостность всех составляющих этого решения и одобрение других людей. Эта категория людей со­средотачивает свое внимание на ближайших целях и ориенти­руется на факты. Отсюда изменение их убеждений должны но­сить четкий и конкретный характер, а решения должны быть привязаны к конкретным людям.

4. Интуитивно – чувствительный тип людей. Эта катего­рия людей в большей степени полагается на собственные суждения и опыт. Часто выдают собственное мнение за факты. Они делают акцент на своей интуиции и полностью доверяются ей, поэтому в принятии решений необходимо делать акцент на их личных возможностях, в которые они верят. В тоже время для них необходимо разрабатывать четкие и конкретные планы, согласуя с объективной реальностью.

В своей практике мы обычно не встречаем представителей чистых стилей мышления. Обычно мы имеем дело с сочетанием двух стилей мышления и соответствующим им психоформам поведения. Один из них может быть выражен намного ярче, что больше приближает его к описаниям американской исследова­тельницы, но бывает и почти равное сочетание двух стилей мышления, тогда бывает трудно выявить преобладающий.

 

Психологическая характеристика

эмоциональной сферы психики

В психологии эмоциями называются процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции в узком понимании имеют отчетливо выражен­ный ситуативный характер. С одной стороны они обусловлены потребностями (мотивацией), личностными особенностями, с другой – особенностями воздействий (ситуацией).

Эмоции человека выражаются в:

· субъективных специфических переживаниях;

· поведении;

· физиологических изменениях в организме.

В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и по­требность (мотив).

1. Предмет эмоции представляет любое значимое для че­ловека, событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это мо­жет быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природ­ное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т. п. Та­кие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Они могут возникать стихийно или создаваться кем-то преднамеренно. Предмет определяет содержание эмоциональных переживаний. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций.

2. Центральный компонент эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием, то есть той субъективной реакцией, которая возникает при столкно­вении человека с эмоциогенной ситуацией: радость, недо­умение, удивление, испуг и т. п. Эмоциональное пережи­вание возникает непроизвольно и всегда осознается чело­веком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные и т. д.).

3. Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для челове­ка. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной в данный момент по­требностью (потребностями), препятствует или способст­вует ее удовлетворению. Значимость всегда задана потреб­ностями. Поэтому при их отсутствии эмоции невозможны. Например, у голодного человека возникает множество свя­занных с этим эмоциональных переживаний, порождаемых соответствующими ситуациями. Однако те же самые ситуа­ции сразу же перестают быть значимыми, как только пище­вая потребность будет удовлетворена. Таким образом, эмо­циональные переживания можно рассматривать как субъ­ективные реакции на значимые для удовлетворения по­требностей и мотивов человека жизненные ситуации.

Эмоция – это форма переживания актуальной потребности. Однако, она не определяется изолированно взятой потребностью, а возникает и протекает на любом этапе деятельности по ее удовлетворению, поэтому может протекать как:

· отражение реальной потребности

· предвосхищение результата

· отражение хода деятельности

· отражение результата.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

И.П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых обра­зований: «Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы».

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры го­ловного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий.

Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базо­вым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталаму­се) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удо­вольствия, агрессии и успокоения.

Физиологические исследования выявили значение некото­рых узкоспециализированных структур головного мозга для возникновения эмоциональных состояний:

- гипоталамо-гипофизарная область;

- лимбическая система;

- ретикулярная формация;

- лобные доли, височные доли, задние (теменно-височно-за­тылочные) отделы коры полушарий.

Изменения в нервной системе порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как “причины” или “детерминанты” эмоции.

Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он показал, что некоторые эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые при ее уменьшении, а некоторые при достижении, ею устойчивого уровня.

Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям, могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что избирательное восприятие действует по-разному в различном возрасте и на различных стадиях развития, зависит от зрелости эмоциональных механизмов индивида и способности субъекта преобразовывать условия, вызывающие эмоцию.

Отмечено, что за отрицательные эмоции «отвечает» пра­вое полушарие, а за положительные – левое.

Имеется связь эмоций с раздражением разных отделов ве­гетативной нервной системы: приятных – с раздражением пара­симпатической НС, неприятных – с симпатической. Но есть и исключение – при состоянии ужаса преобладает парасимпатиче­ская НС.

Переживание состояния радости, наслаждения сопровож­дается появлением в крови холинэргических веществ; страха, тревоги, тоски – адреналина; гнев – норадреналина.

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

1. Контрольная или оценочная – если деятельность ус­пешна, то возникают положительные эмоции; если неуспешна – отрицательные. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выпол­няется на чувственном уровне.

2. Направляющая – все, что раньше вызывало положитель­ные эмоции, вызывает поведение в направлении этих объектов. Известно, что эмоции прини­мают самое непосредственное участие в процессах обуче­ния и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

3. Побудительная. Активизация и мобилиза­ция-демобилизация (положительные эмоции мобилизуют, акти­визируют поведение, а отрицательные дезорганизуют).

4. Предвосхищение. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения свя­заны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

5. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаружива­ется в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и соци­альной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

6. Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, измене­ние интонации являются «языком человеческих чувств» и по­зволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

7. Защитная (сигнальная) функция. Возникновение некоторых отрицательных эмоций (таких как страх, тревога и др.) предупреждает человека о реальной или мнимой опасности и защищает от неприятных последствий, а, возможно, от гибели.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЭМОЦИЙ

1. По физиологической локализации выделяют эпикритические (корковые) – присущи только человеку (эстетические, этические, нравственные) и протопа­тические (подкорковые, таламические) – присущи и человеку и животным (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства);

2. По знаку эмоциональной реакции эмоции могут быть положительными (переживания радости, воодушевления, возни­кают при удовлетворении потребности) и отрицательными (огорчение, тревога, раздражение, гнев, возникают при затруд­нении в достижении цели);

3. По интенсивности и продолжительности эмоции де­лятся на: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение;

4. По качеству описано разыми авторами от 6 до 20 «ос­новных, или фундаментальных, эмоций»: радость, удивление, интерес, возбуждение, страдание, гнев, отвращение, презрение, разочарование, страх, стыд, вина и т.д.;

5. По воздействию на организм выделяют стенические – эмоции повышающие жизненный тонус организма (побуждают на активную дея­тельность, борьбу для достижения цели) и астенические – угнетающие, тормозящие эмоции (подавляют активность, снижают потребность в социальных контактах).

6. По объекту направленности (на себя, других, в прошлое – будущее)

 

Аффект

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмо­циональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными поведенческими (двигательными) и физиологическими проявлениями. Иначе, аффект – взрывная аварийная реакция на экстремальную ситуа­цию. Аффект полностью захватывает психику человека. Тем самым образуется обобщенный аффективный комплекс, предо­пределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избиратель­ность в выборе поведенческого акта, резко изменяется при­выч­ное поведение человека, деформируются его установки, жиз­ненные позиции, нарушается способность к установлению взаи­мосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологи­ческой точки зрения, связано с нарушением нормального взаи­модействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает, прежде всего, тормозной процесс, возбуждение начи­нает беспорядочно распространяться в под­корковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.

Подкорковые образования при аффектах приобретают оп­ределенную автономию, что выражается в бурных примитив­ных реакциях. Они проявляются в виде стереотипных действий (агрессия, бегство, оцепенение), и при этом теряется чувство реальности. Действия в состоянии аффекта отличаются отсутст­вием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотич­ных действий при аффекте – стремление уст­ранить травмирую­щий раздражитель.

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в ста­дии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

К аффектам отно­сятся: ярость, ужас, отчаяние, экстаз. Выделяют:

1. Физиологический аффект, возникающий в ответ на ин­тенсивную психическую травму, и проявляющийся в виде, на­пример, гнева, радости, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизмами, амнезией. Человек с достаточно раз­витыми процессами торможения, несмотря на нарушение тече­ния представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями.

Стадии аффекта:

1) Кумуляция или накопление.

2) Собственно аффект или разрядка.

3) Астенизация.

2. Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную психическую травму, выражающееся в концентрации внимания на травмирующих переживаниях с по­следующим аффективным разрядом, помрачением сознания по типу сумеречного состояния, двигательными автоматизмами, за которым следует общая расслабленность, часто глубокий сон, частичная или полная амнезия. Патологический аффект может возникнуть у лиц с органическим поражением головного мозга, в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также у психопатических личностей.

Отличия физиологического и патологического аффектов представлены в таблице.

Физиологический аффект Патологический аффект
1. Высшая интенсивность возбуждения Сверхинтенсивность пере­возбуждения
2. Соответствие вызвавшей причине Несоответствие вызвавшей причине
3. Значительная дезорганиза­ция сознания ("сужение" сознания") Полная дезорганизация сознания, умопомрачение
4. Несдержанность в дейст­виях Полная потеря способности отдавать отчет в своих дей­ствиях
5. Несвязанность ассоциатив­ных идей, доминирование одного представления Бессвязное хаотическое со­четание идей
6. Сохранение отдельных вос­поминаний Амнезия

 

Собственно эмоции

Собственно эмоции – выражают оценочное личностное отношение к складываю­щимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней. Любые проявления активности чело­века сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Особенности эмоций:

· имеют ситуационный характер;

· способны предвосхищать ситуации и события благодаря представлениям о пережитых или воображаемых ситуациях;

· обладают способностью к обобщению и коммуника­ции (индивидуальный опыт переживаний формиру­ется и в результате эмоциональных сопереживаний);

· воспринимаются как состояния, происходящие «во мне»;

· участвуют в развитии смысловой сферы личности (эту функцию выполняют, например, эстетические эмоции).

Факторы, определяющие эмоции: 1) характер получаемой извне информации, 2) неожиданность информации, 3) степень достаточности информации, 4) вероятность удовлетворения ак­туализированной потребности, 5) уровень активации (если он слишком высок, то остаток активации переносится на после­дующую эмоцию, которая усиливается), 6) уровень умственного развития, 7) предшествующий опыт.

Эмоциональный контроль зависит:

· от нейротипа, биологической (генетической) конститу­ции и темперамента;

· от степени зрелости личности, самоконтроля и волевой регуляции эмоционального поведения;

· социальной культуры и субкультуры, семейного воспита­ния.



2015-11-27 798 Обсуждений (0)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)