Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Волевые качества человека



2015-11-27 1344 Обсуждений (0)
Волевые качества человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтобы достичь цели, человек должен обладать волевыми качествами, но не всегда они имеют положительное значение, некоторые качества могут помешать удовлетворению потребности.

1.Волевые качества, связанные с достижением цели.

· Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели. Целеустремленность определяется как проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном стремлении к достижению поставленной цели. Целеустремленный человек ясно видит перспективную цель, сосредоточен на решении далеких и близких задач, мобилизует волевые усилия на преодоление всего, что мешает достижению намеченной цели. Целеустремленность связана с проявлением двух видов волевых усилий. С одной стороны, это усилия, направленные на подавление побуждений, препятствующих достижению цели. Эти побуждения связаны с возникающими в процессе деятельности неблагоприятными состояниями (страх, утомление, фрустрация), которые подталкивают человека к прекращению этой деятельности. С другой стороны, это волевые усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели. Эти усилия имеют большое значение для проявления таких волевых качеств, как терпеливость, упорство, внимательность, настойчивость.

· Терпеливость. Это качество начинает проявляться с того момента, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера, начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение, когда начинает переживать это затруднение. Таким переживанием при физической или умственной работе является чувство усталости. Она появляется не случайно, а является отражением физиологических сдвигов, свидетельствующих о попытке человека преодолеть с помощью волевого усилия возникающее затруднение в поддержании заданного уровня работоспособности.

· Упорство и упрямство.

Упорство – это стремление немедленно достичь желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Упрямство – это тоже волевое проявление, но имеющее негативную направленность или кажущееся таковым (правда, не с точки зрения самого субъекта). Проявляется стремлением настоять на своем, не смотря на нецелесообразность данного действия.

· Настойчивость. О настойчивости как о волевом качестве можно говорить, только если она проявляется как черта личности, т. е. постоянно. Проявляется в стремлении человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях.

· Инициативность – способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

· Самостоятельность – способность осознанно принимать решения, умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.

· Внушаемость – свойство волевой сферы, при наличии которого человек легко подвергается чу­жим влияниям, и мотивы его действий определяются после­дними.

2.Волевые качества, характеризующие самообладание.

· Выдержка – понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. По сути, в этом качестве проявляется тормозная функция воли.

· Несдержанность является поведением, свидетельствующим об отсутствии у человека выдержки. Проявляется несдержанность в агрессивном поведении.

· Смелость. Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть. Смелость – это способность при возникновении опасной ситуации (для жизни, здоровья, престижа) сохранять устойчивость организации психических функций, выражающуюся в отсутствии снижения качества деятельности.

· Решительность – это способность человека самостоятельно принимать ответственное решение и неуклонно реализовывать их в действительности, а также способность брать на себя ответственность за принятие решения и своевременность его исполнения. Наиболее ярко проявляется в ситуации, когда поступок связан с риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.

· Нерешительность – следствие задержки волевого акта на этапе борьбы мотивов или реализации принятого реше­ния.

· Волевая неустойчивость – неуме­ние сдерживать неодобряемые самим человеком проявления чувств в виде раздражения, гнева, страха, ярости, отчаяния.

 

Психология личности

Для социально-психологического анализа личности сле­дует четко разграничить понятия «человек», «индивид», «лич­ность», «индивидуальность».

Наиболее общим является понятие «человек» – биосо­циальное существо, обладающее членораздельной речью, созна­нием, высшими психическими функциями (абстрактно-логиче­ское мышление, словесно-логическая память и т.д.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, соз­нание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в по­рядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать челове­ком, приобрести специфические человеческие качества невоз­можно, даже если человеческое существо обладает биологиче­ской полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологи­ческой полноценности, морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз­можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, мышление, речь интеллект и др. не передаются людям в порядке биологической наследст­венности, а формируются у них прижизненно, используют поня­тия:

· «индивид» – это, прежде всего, генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственных человеческих свойств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны;

· «личность» – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических ха­рактеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Это от­носительно устойчивая система социально-значимых черт, ха­рактеризующая индивида как члена того или иного общества.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Однако личность представляет собой целостное образование особого рода. Она не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Чтобы стать личностью человек должен пройти опреде­ленный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

· биологические, генетические заданные предпосылки;

· наличие социальной среды, мира человеческой культуры, к которым ребенок взаимодействует.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «ин­дивидуальность» – проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, т.к. она не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.

В индивидуальности объединяются в единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе. Для субъектных свойств, (т.е. человека, познающего мир) – история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Начало, кульминация и конец индивидных, личностных и субъектных свойств не совпадает в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результатом противоречивой динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.



2015-11-27 1344 Обсуждений (0)
Волевые качества человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Волевые качества человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)