В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решатьв рамках изученного материала познавательные и практические задачи,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
· осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Приложение 3.
Ответы на задания части А
№№
|
|
|
|
|
|
|
|
А1
|
|
|
|
|
|
|
|
А2
|
|
|
|
|
|
|
|
А3
|
|
|
|
|
|
|
|
А4
|
|
|
|
|
|
|
|
А5
|
|
|
|
|
|
|
|
А6
|
|
|
|
|
|
|
|
А7
|
|
|
|
|
|
|
|
А8
|
|
|
|
|
|
|
|
А9
|
|
|
|
|
|
|
|
А10
|
|
|
|
|
|
|
|
А11
|
|
|
|
|
|
|
|
А12
|
|
|
|
|
|
|
|
А13
|
|
|
|
|
|
|
|
А14
|
|
|
|
|
|
|
|
А15
|
|
|
|
|
|
|
|
А16
|
|
|
|
|
|
|
|
А17
|
|
|
|
|
|
|
|
А18
|
|
|
|
|
|
|
|
А19
|
|
|
|
|
|
|
|
А20
|
|
|
|
|
|
|
|
А21
|
|
|
|
|
|
|
|
А22
|
|
|
|
|
|
|
|
А23
|
|
|
|
|
|
|
|
А24
|
|
|
|
|
|
|
|
А25
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на задания части В
№№
|
|
|
|
|
В1
| массовое производство
| АББА
| БААБ
| прибыль фирмы
|
В2
| АААБ
| в красоте
| БГАВ
| ГВАД
|
В3
| БААБ
| ААББ
| БАГВ
| директивные цены
|
В4
|
|
|
| ААВБ
|
В5
| БААВ
| АВДБ
| человек
|
|
В6
| ААББ
| ВАБГ
| АБББАА
| АББА
|
В7
| сферы общества
|
| духовная
|
|
В8
| ДАБВ
| социальная
| догматы
| БААБ
|
В9
|
|
|
|
|
№№
|
|
|
|
В1
| ААББ
| цензура
|
|
В2
|
| АББА
| АААБ
|
В3
| правовых
|
|
|
В4
| АБАБ
| монархия
| БАГД
|
В5
|
| ГВБА
| АББА
|
В6
| либералы
| БВЕД
| АВДГ
|
В7
| нормы
| ААББ
|
|
В8
|
|
| прогул
|
В9
| БААБББ
| ББАА
| ГВАБ
|
Ответы на задания части А и В итогового теста
№
| ответ
| №
| ответ
| №
| ответ
| №
| ответ
|
А1
|
| А6
|
| А11
|
| А16
|
|
А2
|
| А7
|
| А12
|
| А17
|
|
А3
|
| А8
|
| А13
|
| А18
|
|
А4
|
| А9
|
| А14
|
| А19
|
|
А5
|
| А10
|
| А15
|
| А20
|
|
В1
| АБАБ
|
В2
|
|
В3
|
|
В4
| эксперимент
|
В5
| ААБА
|
В6
| БВГД
|
Ответы на задания с развернутым ответом
(соответствующие формату ЕГЭ)
И критерии их оценивания
Тема 1.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная революция». Составьте небольшой текст (два предложения) с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
|
Раскрыт смысл понятия:
социальная революция - это коренное, радикальное изменение общества, с возможным распадом старых отношений и формированием новой общественной структуры;
Составлены предложения, например:
1)Социальная революция часто сопровождается разрушением общества, социальной катастрофой;
2)Социальные революции могут охватывать сферы экономики, политики, культуры.
Может быть и иное верное определение, составлены иные предложения.
|
|
Правильно дано определение понятия и составлены два предложения
|
|
Правильно дано определение понятия и составлено одно предложение или составлены два предложения, но не дано определение
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Приведите два конкретных примера, иллюстрирующие негативные последствия глобализации.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
|
Могут быть приведены примеры:
1) в результате глобализации наносится ущерб национальной культуре малых народов;
2) глобализация приводит к размещению наиболее вредных производств в развивающихся странах;
3) глобализация выдвигает в качестве приоритетных ценности западного общества, а это приводит к дискриминации иных ценностей.
|
|
Приведены два верных примера
|
|
Приведен один верный пример
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Тема 2.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социализация»? Составьте два предложения с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
Ответ должен содержать в себе позиции:
Раскрыт смысл понятия, например:
Под «социализацией личности» ученые понимают освоение индивидом в процессе взаимодействия с обществом опыта и знаний предыдущих поколений людей, освоение способов общения, поведенческих норм, образцов культуры.
Составлены предложения, например:
1) Посредством социализации человеческий индивид приобретает качества личности и научается жить в мире людей.
2) Важнейшими институтами социализации выступают образование и воспитание.
Могут быть приведены и иные предложения
|
|
Раскрыт смысл понятия и приведены два предложения
|
|
Раскрыт смысл понятия и приведено одно предложение ИЛИ смысл понятия не раскрыт, приведены два предложения
|
|
Раскрыт смысл понятия ИЛИ приведено одно предложение ИЛИ ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Французский писатель Э. Золя писал: «Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!». Как понимает автор значение человеческой деятельности? Сформулируйте свое отношение к приведенному суждению.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
|
Сформулировано понимание слов автора, например:
Писатель подчеркивает, что в деятельности заключен весь основной смысл человеческого бытия, что человек не может не действовать. Именно деятельностное существование, а не прозябание в бездеятельности необходимо человеку и для морального и для физического здоровья.
Высказано собственное отношение к словам автора
|
|
Сформулировано понимание слов автора и высказано собственное отношение
|
|
Сформулировано понимание слов автора ИЛИ высказано собственное отношение
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
С опорой на текст, назовите любые два качества, развиваемые в человеке играми? Приведите любые два примера качеств, которые наблюдаются у ребенка, который, по выражению автора, «НЕ ДОИГРАЛ».
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
|
Приведены качества, например:
· обогащение эмоциями;
· развитие фантазии;
· развитие логики, воображения;
· способность находить сложные и интересные решения.
Приведены примеры качеств, например:
· недостаточная наблюдательность;
· неспособность составить точное описание предмета, объекта.
|
|
Правильно приведены два качества и два примера качеств
|
|
Правильно приведены два качества ИЛИ два примера качеств
|
|
Приведено одно качество ИЛИ один пример ИЛИ
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
В чем заключается, по мнению автора, привлекательность игры? Сформулируйте два продолжения для фразы: «Игра мне нужна для …».
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
|
Дан ответ с опорой на текст:
1) Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы.
Сформулированы два продолжения фразы:
«Игра мне нужна для
· того, чтобы в процессе игры заводить новых друзей, расширять круг общения;
· овладения новыми знаниями, способами разрешения различных жизненных ситуаций.
|
|
Дан ответ и сформулированы два продолжения
|
|
Дан ответ и сформулировано одно продолжение
|
|
Дан ответ ИЛИ сформулировано одно продолжение ИЛИ
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Как вы понимаете оценку автора «процесс игры – ведущее к разгадке приключение»? Подтвердите данную мысль любым примером.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
|
Сформулировано понимание слов автора:
Автор подчеркивает, что игра содержит в себе интересную задачу, в которой необходимо найти решение. Поиск этого решения действительно может быть приключением.
Примером могут служить детские игры
· в пиратов,
· в разведчиков,
· в полицейских и воров и т.д.
Могут быть иные примеры.
|
|
Сформулировано понимание слов автора и приведен один пример.
|
|
Сформулировано понимание слов автора ИЛИ приведен один пример.
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Тема 3
Ответы формулируются в свободной форме. Оценивается степень логичности ответа, аргументированности, наличие собственного суждения.
После показа анимационного сериала в одной из стран у детей начались психические расстройства. Психологи подтвердили, что таково было влияние звуковидового ряда сериала. Какие нормы, на ваш взгляд, необходимо соблюдать создателям и продавцам продукции массовой культуры для детской аудитории? (Сформулируйте не менее трех положений).
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)
| Баллы
|
В ответе должны содержаться три любых верных нормативных требования, например:
1) произведения культуры для детей должны соответствовать гуманистическим принципам;
2) детские произведения не должны включать сцены жестокости, насилия;
3) детские произведения не должны изображать страшных, агрессивных героев, способствующих вызвать агрессию в поведении детей и т.д.
|
|
Правильно указаны три положения
|
|
Правильно указаны одно-два положения
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Тема 4.
Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 9% годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Приведите любой аналогичный пример, иллюстрирующий данную функцию денег.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)
| Баллы
|
В ответе должна быть указана функция:
- накопление.
Могут приводиться примеры:
- покупка высокодоходных акций компаний;
-хранение средств в золотых банковских слитках или монетах.
|
|
Правильно указана функция денег и правильно приведен пример
|
|
Правильно указана функция денег ИЛИ правильно приведен пример
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Читая статью о состоянии экономики своей страны в текущем году, гражданин нашел информацию о том, что валовый внутренний продукт (ВВП) возрос на 5,6%. О чем свидетельствует данный показатель? Укажите любой показатель, который должен был бы встревожить гражданина, свидетельствовав о неблагоприятной ситуации состояния национальной экономики.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)
| Баллы
|
В ответе должно быть указано:
1) Данный показатель свидетельствует об увеличении объемов национальной экономики, произведенных в ней товарах и услугах. Это хороший показатель.
2) В качестве негативного показателя состояния национальной экономики, к примеру, могут выступать данные о(об):
· возрастании процента инфляции,
· росте безработицы,
· увеличении дефицита государственного бюджета,
· росте государственного долга и т.д.
|
|
Правильно указаны обе позиции
|
|
Правильно указана любая одна позиции
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Тема 5.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных ролях человека.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «социальная роль – это совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенный статус в данном обществе»;
2) два предложения с информацией о социальных ролях, опирающейся на знания курса, например:
- «Социальные роли определяются ожиданиями людей».
- «Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения».
|
|
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения
|
|
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение
ИЛИ
смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия
|
|
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены
ИЛИ дано определение понятия без предложений
ИЛИ предложения без определения понятия
ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний
ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение
ИЛИ ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
| | |
Приведите примеры типичных для подростка социальных ролей.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)
| Баллы
|
В ответе должны содержаться три любых социальных роли, например:
1) член семьи;
2) участник дружеской компании во дворе;
3) участник детской художественной студии.
|
|
Правильно указаны три роли
|
|
Правильно указаны одна-две роли
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Тема 6
Сравните пропорциональную и мажоритарную избирательные системы. Укажите три общих и по три различных черты. Ответ оформите в виде таблицы:
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)
|
В ответе могут быть сформулированы общие позиции:
· Создание избирательных участков;
· Ведение кандидатами предвыборной агитации;
· Определение в законодательстве избирательных цензов;
· Представление кандидатами социальных интересов избирателей и т.д.
Могут быть указаны и иные общие позиции.
|
Указания к оцениванию
| Баллы
|
Указаны не менее трех позиций
|
|
Указана две позиция
|
|
Указана одна позиция, позиции не указаны или указаны неверно
|
|
Максимальный балл
|
|
В ответе могут быть сформулированы различные позиции:
|
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
| МАЖОРИТАРНАЯ
СИСТЕМА
|
· Голосование проводится по партийным спискам;
· Формируется единый общенациональный избирательный округ;
· Законодательно определяется избирательный порог;
· Места в парламенте распределяются в зависимости от количества голосов, полученных партией на выборах;
· Избиратели голосуют прежде всего за политическую программу, а не за конкретную личность.
| · Формируются одномандатные избирательные округа, в которых могут выдвигаться различные кандидаты;
· Победивший в округе кандидат определяется по большинству голосов (возможно относительное большинство, возможно абсолютное);
· Избиратель прежде всего голосует за личность кандидата;
· Возможен второй тур голосования для определения победителя;
|
Указания к оцениванию
| Баллы
|
Указаны не менее трех позиций
|
|
Указаны две позиции
|
|
Указана одна позиция, позиции не указаны или указаны неверно
|
|
Максимальный балл
|
|
Максимальный балл за все задание
|
|
В ходе кампании по выборам депутатов законодательного собрания один из кандидатов, сначала зарегистрированный избирательной комиссией, затем был снят с дистанции. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)
|
В ответе должны присутствовать позиции:
|
1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил неправильно оформленные подписные листы
|
2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе
|
3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс
|
Указания к оцениванию
| балл
| |
Указаны не менее трех позиций
|
| |
Указаны две позиции
|
| |
Указана одна позиции, позиции не названы или названы неверно
|
| |
Максимальный балл
|
| |
Назовите любые три внутренних функции государства политики и приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них.
Ответ:
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)
| Баллы
|
В ответе должны быть:
1) названы три внутренние функции государства;
2) приведены соответствующие примеры.
Допустим:
1) экономическая функция (принятие государственного бюджета и контроль за его расходованием);
2) социальная функция (реформа системы образования);
3) политическая (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);
4) культурно-воспитательная (охрана исторических памятников);
|
|
Названы и проиллюстрированы примерами три внутренние функции государства
|
|
Названы две-три внутренние функции государства, две из которых проиллюстрированы примерами
|
|
Названы одна–три внутренние функции государства, одна из которых проиллюстрирована примерами ИЛИ названы три внутренние функции государства без примеров
|
|
Названы одна-две внутренние функции государства без примеров
ИЛИ ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
Тема 7.
Укажите любые два основных принципа демократического судопроизводства.
Ответ:
Содержание верного ответа
|
Должны быть приведены принципы:
- презумпция невиновности;
- состязательность процесса;
- право подсудимого на защиту;
- право родственников не свидетельствовать против подсудимого и т.д.
|
Указания к оцениванию
| Балл
|
Приведены два принципа
|
|
Приведен один принцип
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
Приведите три примера ситуаций, подпадающих под действие гражданского права.
Ответ:
Содержание верного ответа
|
Должны быть приведены примеры, допустим:
- покупка товара в магазине;
- сдача помещения в наем;
- взятие в аренду помещения и т.д.
|
Указания к оцениванию
| Балл
|
Приведены три примера
|
|
Приведены один-два примера
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
Родственник президента одной из демократических стран был задержан полицией за хранение наркотиков. Какие действия президента для оказания помощи родственнику будут правомерными, а какие неправомерными?
Содержание верного ответа
|
1) Правомерными будут действия, например: наем адвоката, получение разрешения на встречу, ходатайство освобождения до суда под залог и пр.
2) Неправомерными – оказание давления на следственные органы и органы дознания, давления на суд или свидетелей с использованием служебного положения.
|
Указания к оцениванию
| Балл
|
Проиллюстрированы оба типа действий
|
|
Проиллюстрирован любой один тип действий
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
Итоговый тест
Прочитайте текст и приведите две авторских цитаты, в которых раскрываются характерные признаки гражданского общества.
Ответ:
Содержание верного ответа
|
Должны быть приведены предложения:
- в которых содержится мысль о гражданском обществе, как обществе людей, обладающих чувством собственного достоинства и способных делать свой выбор.
- приведена мысль автора -
гражданское общество – это суверенный народ, осознающий свои права.
|
Указания к оцениванию
| Балл
|
Приведены обе цитаты
|
|
Приведена одна из цитат
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
Используя авторский текст и знания обществоведческого курса, укажите любые три права, отнесенных в конституциях современных государств к естественным и неотъемлемым правам человека.
Ответ:
Содержание верного ответа
|
Могут быть указаны права:
- право на жизнь и достойное существование;
- право на семью, родину, национальную самоидентификацию;
- право на свободу, как возможность делать то, что не вредит другому;
- право на выбор вероисповедания, мировоззрения;
- право на участие в политических партиях, свободу слова, печати, собраний.
Могут указываться и иные верные позиции
|
Указания к оцениванию
| баллы
|
Указаны не менее трех верных позиций
|
|
Указаны две верные позиции
|
|
Указана одна верная позиция ИЛИ ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
Укажите любые три известных вам из истории правовых документа, закрепляющих естественные права человека.
Ответ:
Содержание верного ответа
|
Могут быть указаны документы:
- Декларация прав человека и гражданина;
- Билль о правах;
- Всеобщая Декларация прав человека 1948 года и др.
Могут указываться и иные верные позиции
|
Указания к оцениванию
| баллы
|
Указаны не менее трех верных позиций
|
|
Указаны одна-две верные позиции
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
Работники милиции потребовали у гражданина открыть дверь своей квартиры и дать им возможность осмотреть ее. При этом, кроме служебных удостоверений никаких иных документов они не предъявили. Какое право было нарушено? На основании какого документа возможен обыск в квартире гражданина?
Ответ:
Содержание верного ответа
|
Дан ответ:
1) Нарушено право неприкосновенности жилища;
2) Обыск в квартире гражданина производится только с санкции судьи.
|
Указания к оцениванию
| баллы
|
Указаны оба ответа
|
|
Указан любой один ответ
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
Школьница из Петербурга подала иск в суд на преподавание в школах учения Чарлза Дарвина, как единственного, соответствующего научным представлениям, и выиграла его. Она отстаивала свое право на свободу мировоззрения. Дайте свою оценку приведенному факту. Выскажите свои соображения, как должен строиться курс биологии в части вопросов о происхождении человека?
Ответ:
Содержание верного ответа
|
Ответ строится в свободной форме, например:
Школьница была не согласна с теорией Дарвина, так как придерживается иного взгляда на происхождение человека. Она имела право подать такой иск. В школьных учебниках необходимо отражать различные подходы к происхождению человека, в том числе и идею о сотворении человека Богом.
Могут указываться и иные верные позиции
|
Указания к оцениванию
| баллы
|
Дана оценка, высказаны соображения
|
|
Дана оценка ИЛИ высказаны соображения
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
Используя знания, приобретенные вами в процессе изучения курса обществоведение, приведите любые три конкретных примера, свидетельствующие о реализации естественных прав человека в современном гражданском обществе.
Ответ:
Содержание верного ответа
|
Могут быть приведены примеры:
1) реализация права на жизнь – пример:
· повышение уровня и качества жизни во многих ведущих странах мира;
· политика борьбы с бедностью;
· установление гарантированного прожиточного минимума для граждан.
2) реализация права на свободу:
· проведение свободных конкурентных выборов как характерного признака современного общества;
· свобода людей в творческой деятельности, в создании произведений искусства;
· свобода людей в выборе вида деятельности, профессии.
Могут приводиться и иные верные примеры.
|
Указания к оцениванию
| баллы
|
Приведено не менее трех верных примеров
|
|
Приведено не менее двух верных примеров
|
|
Приведен один из примеров ИЛИ ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите не менее трех) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?
Ответ:
Содержание верного ответа
(допускаются и иные формулировки, не меняющие смысла ответа)
| Балл
|
В ответе могут присутствовать следующие позиции:
отмечено, что подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно
подчеркнуто что:
1) все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;
2) одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,
3) отмечено, что средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти
|
|
Дана оценка данного факта с точки зрения закона, указаны три правила
|
|
Дана оценка данного факта с точки зрения закона, указаны два правила
|
|
Указаны два-три правила без оценки ИЛИ дана оценка и приведено одно правило
|
|
Дана оценка ИЛИ приведено одно правило ИЛИ ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
| факты
|
| Глобальные проблемы
|
1)
| обострение проблемы нехватки продовольствия в странах Азии и Африки
| А)
| экологические проблемы
|
2)
| промышленное загрязнение вод мирового океана
| Б)
| проблема «мирового Севера и мирового Юга»
|
3)
| рост задолженности развивающихся стран странам «золотого миллиарда»
|
|
|
4)
| возникновение озоновых дыр в атмосфере, изменение климата
|
|
|